ПРОПОВЕДИ
Обязанности христианина в общественной жизни
Лк.6.31 «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Мы должны каждому человеку воздавать должное и быть во всем честными и справедливыми. Что мы ожидаем, в разумных пределах, чтобы люди сделали для нас, либо по справедливости, либо из милосердия, если будем в их положении, а они в нашем, то самое должны сделать для них и мы. Мы должны сострадать и помогать им так, как хотели бы, чтобы они сострадали и помогали нам. С тех пор, как человек принял Иисуса Христа как своего Господина и Спасителя, он начинает смотреть на других людей Его глазами. Старые идеи, идеалы в нем подвергаются изменениям. Себялюбие, бывшее раньше его характерной чертой, вытесняется состраданием и любовью к другим. У него появляются новые общественные обязанности и проблемы.
Христианский идеал ни в коем случае не требует, чтобы человек отказался от всякого интереса к делам окружающей его жизни. Но только того, чтобы он искал Божьего руководства в исполнении своей ежедневной работы для лучшего выполнения ее по своим способностям. И чтобы он подчинял этот труд, как и все свои стремления, Богу. Из Библии мы знаем, что Господь Иисус предлагает нам свою помощь в нашей обыденной жизни на этой Земле. Он готов помочь нам как в труде, так и в досуге. Он поможет нам также в решении окружающих нас проблем. Именно они то и могут смутить нас. В выполнении наших будничных задач и в том, как мы относимся к общественным вопросам, этот мир может увидеть нашу жизнь во Христе. Один богослов писал: «Аккуратное посещение богослужебных собраний и живое участие в деятельности церкви являются неизбежной частью жизни истинного христианина. Но, как всем нам известно, наша работа ради заработка, наши домашние обязанности, будничные мелочи – всё это служит для испытания действенности нашей веры и нашей жизни со Христом». Руководящим правилом нашего отношения к миру и отношений между собой должно быть повеление Господа: Лк.6.31 «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Приведем несколько библейских требований, определяющих, как вести себя христианину в обществе.
1. Христианин должен быть хорошим гражданином. Библия учит, что он должен слушаться законов и начальствующих. Рим.13.1,2 «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божьему установлению». Эти стихи учат нас тому, как мы должны относиться к начальствующим, к тем, кто имеет над нами власть. Они называются здесь «высшими властями», что означает их авторитет. Они включают в себя не только Президента или Правительство, но и всех нижестоящих начальников. Однако при этом имеются в виду не личности, стоящие у власти, но то положение, которое они занимают. Хотя сами по себе правители могут быть нечестивыми людьми, тем не менее, власть, которой они наделены, законна, и ей надо повиноваться. Наша покорность властям должна быть добровольной и искренней. Покорность души, требуемая здесь, включает в себя внутренне почтение и внешнее уважение к правителям как в разговоре с ними, так и в разговорах о них. Это увещание было в то время особенно необходимо, т.к. правители того времени были язычниками и неверующими, что не лишало их, однако, власти и авторитета. Библия учит также верности к своей стране. Однако верность и любовь к родине не означают, что нам нельзя осуждать некоторые несправедливые законы. Нашим образцом должны служить Божьи законы, Божий порядок. Библия учит также, что мы должны платить налоги. Мы должны искать возможности работать для блага нашей страны. Мы должны сделать это по воле Бога.
2. Христианин должен быть страннолюбив (1 Тим.3.2). Библия учит, что наш дом должен быть открыт всем, и те, кто входят в наш дом и выходят из него, должны ощущать присутствие Христа в нем. То, что Бог дает нам, надо разделить с другими и, делая это, Бог благословит нас и весь наш дом. В Послании 1Тим. ап. Павел дает указания относительно требований, какими должны удовлетворять вдовы, принимаемые на церковное обеспечение. 1Тим.5.10 «Известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу». Здесь перечисляются добрые дела, требуемые от добрых женщин. В том числе сказано: «Если она принимала странников», т.е. оказывала гостеприимство добрым христианам и верным служителям, совершающим путешествия в связи с распространением Евангелия. Вывод для нас: кто хочет обрести милость в час бедствия, тот должен оказывать ее другим в дни своего благополучия.
3. Мы должны по-христиански относиться к половому вопросу. Библия нигде не учит, что половая жизнь сама по себе является грехом. Ибо половым сближением создается жизнь на этой Земле. Напротив, Библия через ап. Павла призывает поддерживать половую жизнь. 1Кор.7.5 «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве». Но человек по своей порочной природе низвел половое сближение до пошлости. Наша цивилизация подчеркивает физическую сторону совместной жизни. Но бракоразводные процессы служат доказательством неподготовленности мужчин и женщин к супружеской жизни в духовном плане. Правильное отношение к этому вопросу приносит благословение дому, а неправильное может превратить наш дом в ад. Верующий человек испытывает и выражает чувство возмущения, если видит, что искажают и опошляют то, на чем основывается данная Богом жизнь. Христиане должны научиться по-христиански относиться к браку. Прежде чем вступать в брак, мы должны научиться сначала любить своих родителей, затем друзей, а затем супруга или супругу, вместе с которым мы создаем одну плоть. Брак – это священный союз. Он позволяет двум людям помочь друг другу понимать и исполнять свое духовное призвание. Богу угоден брак, потому что он знает, что мужчина нуждается в помощнице, а женщина – в покровителе. В том Божья воля, чтобы мужья и жены никогда не упускали из виду первоначальной цели брака. Роль жены заключается в любви, помощи и всевозможном служении своему мужу. А роль мужа – любить свою жену и детей, которых она ему подарит, покровительствовать и заботиться о жене и детях, чтобы дом их мог быть очагом Божьего мира и взаимного согласия. Молодые, вступающие в брак, должны понимать, чего Бог ожидает как от мужа, так и от жены. А затем просить Его о помощи и руководстве, дабы следовать Его повелениям.
4. Мы должны по-христиански относиться к трудовому вопросу. В Библии сказано: Кол.3.23 и 4.1 «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков. … Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах». Всё, что делаете, делайте с усердием, не небрежно и не с ленью. Делайте, не сетуя на провидение Божье, поставившее вас в такое положение. «Как для Господа, а не для человеков». Труд человека освящается, когда он исполняет его как для Господа, для Его славы. А не просто для людей, или из уважения только к ним. Мы, в сущности, исполняем свой долг перед Богом, когда верны в своем долге перед людьми. … Апостол говорит и о долге господ по отношению к их рабам (работникам, подчиненным). От господ требуется справедливость и доброта. Они должны исполнять свои обещания подчиненным и трудовые соглашения с ними, не лишать их должного. От них не требовать более того, что они могут выполнить, не возлагать на них непомерного бремени. Обеспечить их всем необходимым: надлежащим питанием и медицинской помощью. Сделать их труд более легким. Обоснование этих требований: «Зная, что и вы имеете Господа на небесах». Вы подотчетны Богу.
5. Христианское отношение должно преобладать в экономических вопросах. Христос сказал, что жизнь человека не зависит от изобилия имения. Деньгам место в кошельке или в банке, но не в сердце. Алчность завладевает человеком и делает его своей жертвой. Она ожесточает сердце и умерщвляет благородные побуждения, разрушая истинные ценности жизни человека. Все мы должны оберегаться от алчности бдительностью, молитвой и самоконтролем. Христианин более всех должен понимать, что люди приходят в мир с пустыми руками, и с такими же пустыми руками оставляем его. В Библии не сказано, что земные богатства сами по себе являются грехом. В приобретении богатства есть правильный, но есть и греховный подход. Некоторые христиане, не понимая требование Библии, как надо верующему относиться к богатству, впадали в крайность, в греховную и губительную гордость. Они преднамеренно жили в нищете и считали это для себя особой заслугой. Порой бездейственно сложили руки, говоря: «Да будет воля Божья». В то время как их семья нуждалась в самом необходимом. Но Бог через Библию призывает к противоположному поступку. 1Тим.5.8 «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». Христианин должен зарабатывать столько денег, сколько он может по Божьим законам. А тратить их должен согласно повелениям Его, в т.ч. отдавать десятину на нужды Божьей Церкви.
6. Христианин должен быть озабочен страданиями окружающих его людей. В Библии не сказано о том, что христиане должны отделиться от неверующих. Христос, куда бы ни приходил, излечивал больных, утешал и ободрял скорбящих. Мы должны объединиться с другими, которые работают с благой целью помочь нуждающимся. Христианин должен содействовать в развитии приютов, домов для престарелых и других благотворительных организаций, которые облегчают участь обделенных людей. Благотворительность является характерной чертой христианства. Жена Чан Кай Ши сказала: «Религия Конфуция учит боготворить предков, но не построила ни одного дома для престарелых».
7. Христианин имеет особые обязанности по отношению к другим христианам. Мы должны любить других христиан иной, духовной любовью. 1Ин. 3.14 «Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти». Здесь ап. Иоанн возвышенными словами расхваливает добродетель любви. Ибо она – свидетельство нашего перехода из смерти в жизнь. Отсюда следует: мы счастливы, если любим братьев, и несчастны, если их ненавидим. Всякий человек хочет избавиться от вечной смерти и уйти от нее. Значит, нет глупее человека, который, лелея в себе ненависть, добровольно способствует своей смерти. Говоря, что переход к жизни познается из любви, апостол не имеет в виду, что человек – сам себе избавитель. Словно, любя братьев, он исторгает себя из рук смерти и уготовляет себе жизнь. Ведь он рассуждает здесь не о причине спасения, но о том, что, поскольку любовь – главный плод Святого Духа, она также является признаком возрождения. Здесь любовь подразумевается к человечеству вообще. Закон христианской любви охватывает всё человеческое общество.
Девочку водили на уроки балета. Одно из упражнений включало в себя прыжок через свернутый гимнастический мат. Первая попытка оказалась неудачной: девочка зацепилась за препятствие и упала. Некоторое время она сидела на полу, а затем зашлась в плаче. Отец подскочил к ней и начал успокаивать. А потом, держа ее за ручку, стал выполнять упражнение вместе с ней, пока не получилось. Если мы видим человека, терпящего неудачу, то должны оказать ему помощь. Мы должны стараться вспомнить, кто нуждается в нашей помощи.
Это только самое малое, что можно сказать о том, как должен поступать христианин в обществе. Он не должен отойти от мира как отшельник, и вести уединенную жизнь. Поэтому учение Христово преисполнено указаний о нашем отношении к другим людям. Нам надо изучать Библию и жить по ней.
Господь! Просим, помоги нам показать окружающему нас миру ту преобразующую силу, которую создает пребывание Христа в душе. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за указания в Библии о нашем отношении к другим людям и о наших обязанностях в обществе. Просим, помоги нам показать неверующим ту преобразующую силу, которую создает пребывание Иисуса Христа в душе. Мы желаем явить другим людям Твою доброту. Просим, покажи нам, кому и каким образом мы можем помочь. Пусть наши слова и дела на Земле отражают Твою небесную любовь. Помоги нам не забыть, что Ты открываешь возможности, а на нас возлагаешь ответственность. Помоги нам всегда быть готовыми послужить Тебе и людям. Мы благодарим Тебя за то, что Ты ввел нас в Свою семью, в Свою Церковь и даровал нам возможность служить Тебе и Церкви. Просим, дай нам быть светом в наших собраниях и в мире. Просим во имя Иисуса Христа. Аминь.