ПРОПОВЕДИ
Совершенное Христом чудо в Кане Галилейской
Ин.2.7,8,9,10 «Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. … распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе».
Поскольку история эта говорит о первом сотворенном Христом чуде, уже из-за одного этого нам подобает тщательно ее исследовать. Евангелист упоминает здесь о Кане Галилейской, но не той, которая расположена против Сарепты, между Тиром и Сидоном. Та Кана называется большой по сравнению с этой, о которой идет речь. Эта наша Кана была деревня поблизости от Назарета.
Проявление власти Иисуса Христа над природой началось не устрашающими знамениями, а за праздничным столом, под звуки свадебных песен. Употребил Он ее как бы невзначай, чтобы не омрачился день веселия. Ведь Он пришел дать людям радость, полноту и жизнь с избытком. Как и все другие чудеса, записанные по вдохновению апостолом Иоанном, это чудо описывается с большой тщательностью и вниманием к деталям. И, как любое другое чудо в Евангелии от Иоанна, оно полно духовных уроков. Господь Иисус мог бы и раньше начать творить чудеса. Но поскольку Его чудеса предназначались для священного удостоверения Его учения, то Он не совершил ни одного из них до тех пор, пока не начал проповедовать Свое учение.
Ст.1 «Матерь Иисуса была там». Можно предположить, что Мария была как-то связана с женихом или невестой: «была там», а не была приглашена. Поэтому она присутствовала на браке и помогала хозяевам в организации торжества. Иначе трудно понять, почему она обращалась к слугам с указаниями. Из-за того, что имя Иосифа, мужа Марии не упоминается здесь, комментаторы делают вывод, что он умер к тому времени, когда Господь Иисус начал свое служение.
Ст.2 «Был также зван Иисус и Его ученики на брак». Господь был приглашен на брачный пир как сын девы Марии. А Его ученики как Его спутники и товарищи. Нельзя утверждать, что в столь ранний период Своего служения Господь Иисус был уже признанным духовным учителем, а Его ученики – последователями нового учения. Ученики, о которых говорится здесь, по-видимому, были теми пятью, о которых упоминается в предыдущей главе. А именно: Андрей и его спутник (вероятно Иоанн) Симон Петр, Филипп и Нафанаил.
Довод некоторых христианских деноминаций о том, что Господь Иисус Своим присутствием сделал брак таинством, совершенно безоснователен. Он бывал и на пирах, почему и их не делать тогда таинствами. Приведем слова Самого Христа: Лк.7.34 «Пришел Сын Человеческий (Он), ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». Чтобы назвать какое-то действие таинством, необходимо, чтобы в Библии было ясное слово установления. Да, Господь удостоил брачное торжество не только Своим присутствием, но и Своим первым чудом. Потому что брак был установлен и благословлен Богом в период невинности человека. Потому что через него Бог желал иметь благочестивое потомство. Потому что брак напоминает о мистическом союзе между Христом и Его Церковью. Отк.19.7 «ибо наступил брак Агнца, и жена Его (Церковь) приготовила себя». Потому, что Господь предвидел, что в некоторых христианских деноминациях церемония бракосочетания будет без основания возвеличена и превращена в таинство (сакрамент), в то время как самое брачное состояние будет недолжным образом очернено как несовместимое со священнодействием. Имеем в виду учение о превосходстве целибата над браком.
Из этого отрывка мы узнаем, что у верующих также бывает время для радости и веселья. Своим присутствием Господь одобрил свадебный пир. Он не отказался быть гостем на свадьбе. Господь допускает торжество и употребление вина. Истинная вера никогда не ставит целью погрузить человека в уныние: Еккл.10.19 «Пиры устраиваются для удовольствия, а вино веселит жизнь». Чадо Божье, безусловно, не должно участвовать в развлечениях, ведущих к легкомысленной жизни, пустой трате денег, а то и к греху. Но верующий не должен отказываться от невинного отдыха и семейного общения, думая, что это от дьявола и от мира. Христианин, который полностью уходит из человеческого общества и живет на Земле с таким лицом, как будто ему каждый день приходится бывать на похоронах, наносит вред делу Евангелия. Веселое сердце и готовность разделить любую невинную радость – неоценимый дар. Радость убирает с дороги камни преткновения и прокладывает путь к Христу и к благовестию. В Библии призыв «радуйтесь» применяется около 300 раз. Вопрос, которого мы коснулись, непростой и щекотливый. Очень трудно найти, что правильно и что неправильно, что позволительно и что нет. В самом деле, очень сложно быть одновременно веселым и мудрым. Приподнятое настроение может привести к ветрености. Часто принимаемые приглашения на различные празднования могут привести к духовной лености. Частые застолья ослабляют в христианине желание жить святой жизнью. В этом вопросе дети Божьи должны всегда быть на страже своей души. Каждый верующий должен знать о своих слабостях и наклонностях, чтобы не впасть в искушение. Блажен тот, кто может использовать свою христианскую свободу, не злоупотребляя ею. Христианин в любую компанию должен принести соль благодати. Не будем стыдиться своих убеждений. Пусть люди увидят, чьи мы и кому мы служим. Если Христос был на свадебном пиру в Кане, то и христианам можно быть на торжествах. Надо помнить только одно: если мы ходим туда, куда ходил наш Господь, то делать должны там всё тем же духом, что и Он.
Ст.3 «Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них». Это короткое предложение послужило поводом для самых различных и странных толкований. Одни считают, что Мария этими словами намекала Сыну, что Ему и Его ученикам нужно вскоре покинуть пир, чтобы пощадить чувства жениха и невесты. И не выставлять их бедность на всеобщее обозрение. Другие, среди которых Ж. Кальвин, считают, что Мария просила Господа занять гостей полезной беседой и, т.о., отвлечь их внимание от недостатка вина. Более правдоподобное толкование заключается в следующем: Мария предложила, чтобы Господь каким-то образом восполнил недостаток вина, хотя и не знала, как Он это может сделать. В Библии не написано, что Христос до этого момента сотворил хотя бы одно чудо. Но Мария помнила все чудесные обстоятельства рождения Своего Сына. Она слышала о всех событиях, произошедших в течение последних нескольких недель: о крещении Христа у Иоанна Крестителя; об открытом заявлении Иоанна, что Иисус – Мессия; об образовании первой маленькой группы учеников. Принимая во внимание все эти факты, нам не трудно поверить в ожидание Марии. Римско-католическая церковь делает из этих стихов неверный вывод о том, что этот отрывок подтверждает учение о ходатайстве девы Марии за грешников на небесах и необходимости обращения к ней в молитве. Во-первых, из того, что Бог слышит молитвы святых на Земле, не следует, что будут услышаны их прошения на небесах. Во-вторых, единственно записанное в Библии прошение Марии, адресованное Христу, вызвало немедленный упрек с Его стороны.
Упрек Господа Иисуса заключался в следующих словах: Ст.4 «Что Мне и Тебе, Жено?» Комментируя эти слова, мы не должны считать, что за словом «Жено» (Женщина) кроется неодобрение и что в нем нет почтения и уважения. Так же Господь Иисус обратился к Своей матери, когда висел на Кресте. Тогда Он с любовью поручил заботу о ней любимому ученику ап. Иоанну. Он сказал: Ин.19. 21 «Жено, се Сын твой». Мария, возможно, обратилась с прошением к Сыну из любви к Нему и стремления сыскать Ему славу. Но Он дал ей понять, что отныне она должна позволять Ему Самому выбирать, что и когда делать. Период жизни Христа, когда Он подчинялся Своим земным родителям, закончился. Начался период Его общественного служения. К этому служению Мария уже не имела никакого отношения. И Господь раз и навсегда засвидетельствовал против того идолопоклонства, в которое погрузится в последующие века Его Церковь, оказывая неподобающие почести Деве Марии. Он это предвидел. Что ее назовут Царицей небесной, спасением для мира, своей заступницей, своей жизнью и надеждой. Но это еще не всё. Ее будут умолять повелеть своему Сыну делать доброе для них: «Покажи, что Ты Его мать» („Monstra te esse matrem)”. И еще: «Прояви свою материнскую власть над спасителем» („Jussu matris impera salvatori”). Следует знать и помнить: Сын Божий Иисус Христос был назначен нашим Ходатаем перед Богом Отцом, но мать нашего Господа никогда не назначалась быть нашим Ходатаем перед Сыном. Евр.9.15 «Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетование».
Господь Иисус сказал: Ст.4 «еще не пришел час Мой». Этими словами Он дал понять матери, что она не должна ожидать, что Он будет совершать чудеса только для того, чтобы угодить своим родственникам по плоти. Он совершит чудо только тогда, когда для этого придет время, определенное Божьим замыслом. Он всё же совершил чудо прежде времени, потому что предвидел, что оно утвердит веру Его учеников. А это было конечной целью всех Его чудес.
Обратим внимание на то, что Дева Мария со смирением приняла упрек из уст Сына. И она проявила твердость веры – повелела служителям пира в точности исполнить приказания Сына, не обсуждая их и не задавая вопросов. Т.о., она предоставила Ему возможность выбирать способ восполнения обнаружившегося недостатка. Далее мы читаем о чуде, сотворенном Господом на брачном пиру. Он действием Своей всемогущей воли превратил воду в вино. Обратим особое внимание на то, каким образом было совершено это чудо. Здесь не говорится ни о каком внешнем, видимом действии, которое предшествовало бы чуду или сопровождало бы его. Не сказано, что Господь прикоснулся к сосудам с водой или повелел воде изменить свои свойства. Он просто пожелал этого превращения и оно произошло. Он не сказал: «Почерпните и принесите Мне отведать», как одолеваемый сомнениями в том, что желаемое Им совершилось. Он с уверенностью предлагает это сделать сначала распорядителю пира.
Декабрь – месяц, в котором больше, чем в любом другом, говорят о чудесах. Иудеи отмечают особый праздник, Хануку, установленный в соответствии с легендой, согласно которой ничтожное количество масла поддерживало огонь в храмовом светильнике целых восемь дней, не истощалось. А Рождество – это воспоминание о том, как «Свет мира» пришел на Землю, водворившись в человеческой плоти. Под чудом обычно понимают нечто, выходящее за рамки естественных законов природы. Однако настоящее чудо – это вмешательство сверхъестественной Божьей силы в наш мир, из-за чего нарушается привычный ход событий. Завершающая глава Библии показывает, что наступит чудо для всех, любящих Бога. Настанет день, когда «смерти не будет уже, ни плача, ни вопля, ни болезни не будет» (Отк.21.4) Однажды Бог прекратит правление сатаны в нашем мире и установит Царство, в котором будет обитать правда.
Режиссер Вуди Ален сказал однажды: «Если бы только Бог дал мне какое-нибудь знамение! Напр., положил круглую сумму на мое имя в швейцарский банк». Неверующие люди высказывают много причин, почему они не верят в Бога. Но все они сводятся к одному: они хотят, чтобы Бог как-нибудь доказал, что Он есть. К сожалению, составляя список требований к Богу, мы упускаем множество дел, которые Он уже сделал. Даже люди, видевшие чудеса Иисуса Христа, просили больше удостоверений. Удивительно то, что всего за день до этого Спаситель чудесным образом накормил не менее 5000 человек, используя для этого ужин мальчика. Будь на месте Христа, мы не преминули бы сказать: «Вы что, забыли вчерашний ужин?» Вместо ожидания знамения от Бога, давайте лучше посмотрим на всё, что Он уже сделал для нас.
Господь! Дай нам помнить, что та же самая всемогущая сила, которая была явлена Христом в Кане, до сих пор действует на благо верующих. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за чудеса Иисуса Христа, описанные в Библии, ибо Он творил их, чтобы делать добро и доказать, что Он Тот, Кем называл Себя – Сын Божий. Удивительные чудеса, которые Он совершил, определили Его место в истории. А изумительные дела, которые Он совершил и совершает через уверовавших в Него, открывают миру Его личность в наши дни. Мы иногда видим Божье чудо и верой неизменно укрепляемся. Но больше всех чудес то, когда через года мы изменяемся в образ Иисуса Христа. Благодарим Тебя, что, хотя мы еще живем в этом мире, в котором дела сатаны закрывают Твой славный свет, Ты дал нам надежду на чудесный день, когда Твоя слава осияет Вселенную. Мы просим, помоги нам вместо ожидания чудес, знамений от Бога посмотреть на всё, что Иисус Христос уже сделал для нас. Аминь.