Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 34
В 34 воскресенье Катехизиса 4 вопроса: Что такое Закон Божий?; Как подразделяются эти заповеди?; Что требует Бог в первой заповеди? и Что такое идолопоклонство? Их номера 92, 93, 94 и 95.
На первый вопрос (Что такое Закон Божий?) Катехизис отвечает перечислением 10 заповедей:
И сказал Бог все слова сии (Исх.20:2-17; Втор.5:6-21):
Первая Заповедь
Я Господь, Бог твой, выведший тебя из Египта, из дома рабства. Да не будет у тебя иных Богов пред лицом Моим.
Вторая Заповедь
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им. Ибо Я – Господь Бог твой, сильный, ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов, до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня; и творящий милость до тысячи родов, любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Третья Заповедь
Не употребляй имени Господа Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит безнаказанным того, кто употребляет имя Его напрасно.
Четвертая Заповедь
Помни день Субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а седьмой день – Суббота, Господу Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Бог небо и землю, море и все, что в них, а в седьмой день почил. Потому благословил Бог день Субботний и освятил его.
Пятая Заповедь
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы долго жить тебе на земле, которую Господь Бог твой дает тебе.
Шестая Заповедь
Не убивай.
Седьмая Заповедь
Не прелюбодействуй.
Восьмая Заповедь
Не кради.
Девятая Заповедь
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Десятая Заповедь
Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
На второй вопрос (Как подразделяются эти заповеди?) Катехизис отвечает следующим образом: На две скрижали: из которых первая содержит четыре заповеди о том, как мы должны относиться к Богу; а вторая – шесть заповедей о том, в чем состоят наши обязанности перед ближним.
На третий вопрос (Что требует Бог в первой заповеди?) авторы Катехизиса дают такой ответ: Чтобы я так же старательно, как мне дорого спасение собственной души, избегал и удалялся всякого идолопоклонства, колдовства, вызывания духов, суеверий, а также призывания святых и каких-либо иных творений. Чтобы я, правильно познав единого истинного Бога, уповал на Него одного, покорялся Ему с наивысшим смирением и терпением, и только от Него ожидал всяческих благ. Наконец, чтобы я любил Его всем сердцем, а также почитал и боялся Его столь сильно, что скорее отказался бы от всего мира, нежели совершил что-либо хоть в малейшей степени противное Его воле.
И, наконец, на последний, четвертый вопрос (Что такое идолопоклонство?) дается такой ответ: Это значит – вместо или помимо единого истинного Бога, открывшего Себя в Своем Слове, выдумывать или иметь какой-то иной предмет для упования.
Действительно, что такое идолопоклонство? Под идолопоклонством привыкли понимать полонение какому-нибудь земному материальному предмету. Им может быть что угодно. Изображение животного, человека, само животное (культ священных быков, кошек, крокодилов в древнем Египте). Также поклонение любым природным объектам горам, деревьям, звездам, солнцу, луне и т.д. Поклонение неприродным объектам, таким как духам, каким-то невидимым силам также является идолопоклонством. Вроде бы всё понятно и просто, но реальное идолопоклонство много шире. Человек делает себе кумира и превращает в фетиш что угодно: прогресс, повышение жизненного уровня, спорт, правовое государство и т.д. Ладно бы если б человек просто уважал эти в общем-то полезные вещи. Но он хочет видеть в них панацею от всех бед и через некоторое время они заменяют ему религию. Человек почему-то начинает думать, что если победит нужная футбольная команда, то решатся все его проблемы, а он будет счастлив и избавлен от бед. А если он еще будет жить в правовом государстве, тогда наступит блаженство и справедливость, зло само уйдет из мира, а Бог станет ненужным. И не задается человек вопросом, что для него если его любимая футбольная команда загонит лишний мяч в ворота соперника. Футболисты заработают уйму денег, а тебе то что от будет от этого? Светлее жить станет? Нет, такие вопросы почему-то не задаются. Или же с правовым государством и независимыми судами. Несомненно, правовое государство большое прежде всего бытовое достижение. Жить просто в нем удобнее. Как удобнее жить в доме с электричеством, водопроводом и канализацией, чем в обиталище без них. Но стоит ли бытовые удобства фетишизировать и уж тем белее им поклоняться? Разве независимый суд более справедлив? К сожалению практика говорит об обратном. Именно в правовом государстве при наличии независимых судов выносится больше всего несправедливых приговоров, правосудие часто бывает неоправданно затянутым, а рядовые граждане живут под постоянной угрозой огромных разорительных исков. Вывод из Первой заповеди можно сделать такой: нельзя ни поклоняться ничему земному, ни идеализировать его. На земле нет ничего совершенного, всё имеет свои недостатки, и уж тем более на земле нет и не может быть Бога. Бога нельзя искать на земле, бог только один на небе. И только Ему можно поклоняться. Именно об этом говорит Первая заповедь.
Александр Макеев