Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 35
В 35-м воскресенье Катехизис продолжает рассматривать «Декалог». В этом воскресенье три вопроса: Первый: Что требует вторая заповедь? Второй: Разве следует совершенно избегать всяких образов и подобий? и Можно ли терпеть в храмах изображения, заменяющие книги для неграмотных? Их номера 96, 97 и 98.
Все вопросы посвящены Второй заповеди, которая звучит так: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и того, что на земле внизу, и того, что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им. Ибо Я – Господь Бог твой, сильный, ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов, до третьего и четвертого рода ненавидящих Меня; и творящий милость до тысячи родов, любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
На первый вопрос (Что требует вторая заповедь?) Катехизис дает такой ответ: Не изображать Его ни в каком виде или подобии, и не поклоняться Ему как-то иначе, чем Он заповедовал в Своем Слове.
По сути, это означает запрет на идолопоклонство. Нельзя поклоняться никаким тварным или природным объектам. Правда, возникает вопрос: если идолопоклонство запрещено, как именно нужно поклоняться Господу? Ответа на этот вопрос, как ни странно, нет и быть не может. Писание не дает нам правил поклонения Богу. Сужение в храме с жертвоприношениями, многочисленным священством нам не подходит. Мы знаем массу форм Богослужений. У каждой церкви они свои, порой совершенно непохожие друг на друга. У одних, в основном традиционных церквей, литургия бывает затянутой, совершается масса ритуалов, не имеющих подтверждения в Писании. Всё сопровождается длительными песнопениями и малопонятным хождением священнослужителей в пышных одеждах. Слово Божие используется только, в некоторых ритуалов, и почти не читается для прихожан. Библия, в роскошном окладе, усыпанном драгоценными камнями, может лежать на самом видном месте, но открывается редко и читается из нее мало. В других церквях, возникших во время или после реформации, литургия выглядит куда проще и понятней. Произносятся молитвы, поются псалмы или гимны, главное внимание уделяется проповеди Слова Божьего. Где-то широко используют музыку, где-то нет. Литургия определяется традициями церкви. Многие традиции имеют очень глубокие национальные и исторические корни. И нельзя сказать, как именно нужно поклоняться Богу.
На второй вопрос (Разве следует совершенно избегать всяких образов и подобий?) Катехизис отвечает следующим образом: Бога нельзя и не следует как-либо изображать. И хотя изображать творения позволительно, Бог запрещает создавать или иметь при себе образы, чтобы либо служить и поклоняться самим этим образам, либо с их помощью пытаться служить и поклоняться Богу.
Здесь говорится о строжайшем запрете создавать всевозможные объекты поклонения и с их помощью поклоняться самому Богу. Прежде всего здесь имеются в виду иконы, статуи, Т.е. изображения бога и святых, которым поклоняются. Практически все бывали в православных церквях. Там главный объект поклонения иконы, изображающие даже не Бога, а прежде всего святых, апостолов, деву Марию. Перед ними зажигаются огни (ставят свечки), к ним обращаются с просьбами и молитвами. Реформатская вера решительно отвергает подобное поклонение. Но одновременно запрет на создание изображений для поклонения им, вовсе не предполагает запрет на создание изображений вообще. То есть, кальвинизм не является какой-то реакционной сектой, полностью отвергающей все земные радости, произведения искусства. Не будем забывать, что именно при господстве кальвинизма в 17 веке в Голландии бурно развивалась живопись, появилась масса выдающихся художников. Кальвинизм приветствует создание произведений искусства, но он против их использования для поклонения Богу..
На последний вопрос (Можно ли терпеть в храмах изображения, заменяющие книги для неграмотных?) Катехизис отвечает следующим образом: Ни в коем случае. Ибо нам не подобает быть мудрее Бога, восхотевшего наставлять Свою Церковь не немыми изображениями, а живой проповедью Слова.
Этот вопрос достаточно скандальный и спорный. В самом деле, ведь среди верующих много неграмотных людей (по крайней мере, таких раньше было много), они не могут прочесть Библию, значит их надо просвещать, используя рисунки на библейские сюжеты. Церковь для этого подходит лучше всего. Кроме того, и вполне грамотным людям приятно будет увидеть иллюстрации к «Священному Писанию». Тем более в Библию заглядывают далеко не все, особенно это касается католической и православной церквей, где долгое время не было Библий на национальных языках. Когда человек видит красивые росписи, выполненные на высоком художественном уровне, в нем пробуждаются эстетические чувства, душа возвышается и стремится к Богу. Психологическое воздействие храмовых украшений прекрасно обоснованы. Тем более за пределами церкви большинство людей в то время ничего подобного увидеть не могли. Всё правильно, но всё-таки протестанты возражали против подобных украшений. Дело в том, то на самом деле росписи на библейские темы действительно пробуждают эстетические чувства, возвышают душу, создают соответствующее настроение, но при этом никак не помогают в изучении Библии. Ведь живопись это как правило субъективное восприятие библейских событий, их художественная переработка. Бог, например, изображается в виде седобородого старика, многие персонажи явно не соответствуют своим прототипам из «Священного Писания». Мой один родственник, которого в детстве водили в подобную церковь, стал впоследствии убежденным атеистом. Он говорил, что не может верить в седобородого старика, который сидит на облаке и всем управляет. В этом убеждении он остался до глубокой старости и переубедить его не удалось. Детские впечатления самые прочные. И протестанты решительно возражали против росписей церквей на библейские темы еще и потому, что они дают превратные представления, можно сказать развращают детей. Писание по картинкам не выучишь и не усвоишь. Живую проповедь Слова и его самостоятельное чтение никакие картинки заменить не могут. Протестанты решили научить всех людей грамоте и дать им возможность читать Библию на родном языке. Этот путь оказался очень плодотворным. Благодаря переводам Библии, развивались национальные языки, национальная культура и национальные государства. Грамотность населения резко возросла, что обусловило последующий экономический подъем и последующее господство именно протестантских стран. Это было еще одним, непредвиденным следствием запрета изображений в храмах.
Александр Макеев