ПРОПОВЕДИ
Послушание Иисуса Христа и христиан.
Евр.5.7,8 «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию. И, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного».
Библия повествует, как первый израильский царь Саул получил от Бога поручение, однако впоследствии, сделав всё не так, как следовало, он решил жертвоприношением загладить проступок (1Цар.гл.15). Божий ответ был следующим: 1Цар.15.22 «Послушание лучше жертвы».
Автор Послания к евреям в гл. 5 хочет обратить внимание на то, что требовалось от древних израильских первосвященников для успешного служения своему народу, а затем показать, как Христос соответствует (более чем соответствует) этим требованиям. Первосвященнику ни в коем случае нельзя терять самообладания (как однажды потерял свое самообладание по отношению к израильтянам Моисей и тем самым навлек на себя Божье порицание – не вошел в Землю обетованную). Хоть Иисус Христос и был Сыном Божьим, Он на Своем опыте познал цену послушания Богу Отцу в таком падшем и грешном мире, как наш. Ему пришлось научиться послушанию через страдания. Удивительно то, что являясь единственным Сыном Божьим, обладая правом повелевать всяким творением и всякой силой во Вселенной, Он научился послушанию и научился ему через страдания. Более того, предвечного Сына Бога Отца вовсе не нужно было учить исполнять Божью волю. Ему не нужно было учиться послушанию. Его послушание всегда было безупречным. Тем не менее, Он никогда прежде не совершал такого акта повиновения, как послушание до смерти и смерти крестной. Если бы Сын не покинул небесных пределов и не посетил наш мир, Он никогда бы не познал и не заплатил цену послушания Богу Отцу в этом безбожном мире. Но разве мог Он познать эту цену иначе? Не познав ее на собственном опыте, разве мог Он понять, какую цену за послушание Ему платим мы?
Фельдмаршал Суворов подчинялся общей дисциплине. Чтобы не совершать нечаянно промашки, поручил своим адъютантам напоминать ему, если он вдруг нарушит изданного им же приказа. Однажды он так прогневался на солдата, совершившего проступок, что готов был собственноручно его избить. Видевший это его адъютант, набравшись смелости, подошел и твердым голосом сказал: «Фельдмаршал запретил давать волю рукам». Суворов сейчас же овладел собой и ответил: «Если фельдмаршал приказал, то его приказ должен быть выполнен». Вспомним стих из Библии: Гал.5.16 «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти».
Христос жил в нашем мире. Он смело шел навстречу самому ожесточенному сопротивлению, самым мучительным физическим и душевным страданиям. Он был силен и безгрешен, и все-таки приобретаемый Им опыт не мог не вызвать Его громких стенаний и слез. Вспомним Его поведение в Гефсиманском саду в ночь перед арестом. Он не притворялся, говоря, что не хочет испить чашу страданий. Его муки не были показными, рассчитанными на то, чтобы усилить эффект Своей уступки, когда сказал: «Да будет воля Твоя». Совершенно искренне, в горьких муках и слезах возопил Он к Богу Отцу моля пронести мимо чашу страданий. Но Отцовская воля состояла в том, чтобы Он ее испил. И Он пожелал исполнить волю Отца безоговорочно. Он испил эту чашу до последней капли, и познал на Своем опыте цену послушания. В Библии сообщается, что Иисус Христос молился в стенаниях и слезах. Его слезы не были слезами грешника, не свидетельствовали, как порой свидетельствуют наши, об отчаянии из-за невозможности настоять на своем. Сердце Его было покорно Богу Отцу. Он благоговейно повиновался Его воле, поэтому Отец услышал Его молитвы и ответил на них. Бог Отец мог спасти Сына от смерти, но не захотел этого сделать. Ибо в таком случае мудрый и благодатный план спасения людей рухнул бы. Что было бы с нами, если бы Бог Отец спас Сына от смерти? Из милосердия к нам Отец не позволил той горькой чаше миновать Сына, ибо иначе нам пришлось бы испить ее до дна и навеки погибнуть. Но заплаченная Христом цена, боль испитой чаши, боль безгрешного Божьего Сына, ставшего жертвой за наш грех – разве мог Он делать вид, что не чувствует ее? Быть распятым по ложному обвинению в ереси и богохульстве и затем оставленным Самим Богом – разве мог Он не рыдать? Но Его молитвы не остались без ответа. На смену ночи страдания пришло утро воскресения, Бог оправдал и утвердил Его жертву. Христос стал источником вечного спасения для всех, послушных Ему. И Бог Отец поставил Его нашим Первосвященником.
Обратим внимание на выражение «для всех послушных Ему». Здесь говорится не «для всех верующих Ему», но «для всех послушных Ему». От всех, желающих обрести спасение, Христос требует, чтобы они были безоговорочно привержены Ему как Господу и Спасителю. И Он готов нести полную ответственность за вечное спасение всех, кто принимает решение о таком послушании. Некоторые возразят, что это чересчур жесткие требования, которые ослабляют догмат о спасении благодатью. Они будут настойчиво убеждать других: всё, что нужно для спасения – это поверить в Иисуса Христа как нашего Спасителя, и вы вечно спасены. А потом уже можно будет решить, есть ли у вас желание идти дальше, стать учеником Христа, приняв Его и повинуясь Ему как Господу. Из предыдущей главы этого Послания мы знаем, что такая точка зрения ошибочна. Благая весть, в Египте проповеданная древним израильтянам, не имела ничего общего со следующим заявлением: «Чтобы бежать из Египта и вступить в Землю обетованную, нужно только укрыться за кровью пасхального агнца. А уж потом будете решать, хочется вам или не хочется полностью вверять себя Моисею как вождю и идти за ним и за Богом через пустыню». Израилю такого спасения не предлагалось, которое не требовало бы от народа, прежде всего безоговорочного послушания начальству. То же самое относится и к христианам. От нас требуется, чтобы мы с самого начала вверили себя Христу. Конечно, наше рождение свыше происходит только по благодати, только верой во Христа, вознесенного за нас на Крест. Но мы не можем стать чадом Божьим, если считаем, что, попав в Его семью, мы еще будем думать, повиноваться нам Царю или нет. Разумеется, такое послушание иногда дается нелегко. Нельзя недооценивать труд и цену послушания. Но ведь именно для этого и есть у нас Первосвященник, Который способен вести нас на нашем жизненном пути. Ибо Он познал через Свои страдания, что значит послушание.
Порой мы ворчим на власти и на своих начальников. Надо иметь в виду, что должное отношение к ним отражает наше отношение к Богу, наше послушание Ему. Бог через ап. Павла, у которого тоже хватало проблем с сильными мира сего, говорит: Рим.13.1 «Всякая душа да будет покорна высшим властям». И чуть ниже: Рим.13.3 «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее». Эти стихи учат нас тому, как мы должны относиться к тем, кто имеет над нами власть. «Всякая душа» – всякий человек. Христиане подвержены искушению относиться к властям иначе. Ап. Павел учит нас, что мы теперь не под Законом, что мы свободны во Христе. Поэтому он здесь свои слова уточняет, чтобы эта свобода не послужила поводом к распутству, и не была превратно истолкована в целях оправдания мятежей. Мы должны покоряться начальникам не только из страха наказания, но и по совести. Позволяя Святому Духу учить нас, мы узнаем правильное отношение к власти. Это послужит и нашему благу и славе Божьей.
К сожалению, порой мы так поступаем с Библией: выбираем отрывки, которые нам нравятся, и игнорируем другие, требующие от нас, напр., послушания. Но ап. Павел пишет Тимофею о Божьем Слове: 2Тим.3.16 «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Писания были важны для Иисуса Христа, хотя Он смотрел на них иначе, нежели религиозные вожди того времени. Так, в заповеди «не убивай» Он усмотрел запрет не только на убийство, но и на напрасный гнев (Мф.5.21-22). Принимая Божье Слово, мы должны просить Бога испытать наше сердце и помогать быть послушными во всем. Верующие в Иисуса Христа однажды получат награду. Ап. Павел пишет, что каждому из нас предстоит «получить награду соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5.10). Если мы любим Бога, то будем стараться угодить Ему, Тому, Кто первым возлюбил нас и послужить Ему с искренним сердцем. А лучшей нашей наградой будет вечность с Ним.
На выставке собак пес, по команде хозяина, отбегал на несколько метров и тут же возвращался. По завершении каждого упражнения он садился у ног хозяина и ждал дальнейших указаний. Внимание собаки к командам хозяина напоминает нам о посвящении, которого Бог желал от Своего народа. Он вел израильтян через пустыню с помощью облачного и огненного столпа. Если поднимался столп, стан должен был сняться с места и следовать за ним. На месте, где столп останавливался, вновь разбивали стан. Чис.9.23 «По указанию Господнему останавливались и по указанию Господнему отправлялись в путь». Не имело значения, как долго столп стоял на одном месте: нужно было повиноваться. Бог не просто испытывал Свой народ. Он вел его в Землю обетованную, где для них приготовил самое лучшее место. Так же дело обстоит с нами. Господь ведет нас по пути близкого общения с Ним. В Библии сказано, что Он верен с теми, кто смиренно следует за Ним. Но Он ожидает от Своих детей послушания и верности.
Есть такая детская игра: на веревке подвешено яблоко, руки должны быть связаны за спиной, ускользающее яблоко нужно попытаться съесть одним лишь ртом. В этот момент начинаешь понимать, насколько важны руки: с их помощью мы едим, ими здороваемся, да и вообще делаем едва ли не все важные дела в жизни. Прочитаем стих: Пс.45.11 «Остановитесь и познайте, что Я – Бог». Еврейское слово, переведенное как «остановитесь», буквально означает «опустите руки». На первый взгляд этот совет довольно рискован. Наша первая реакция в случае угрозы – поднять руки и попытаться с их помощью сделать что-то. А Бог повелевает: «Опустите руки. Успокойтесь и дайте Мне Самому разрешить ваши проблемы». Поступив так, мы можем почувствовать себя уязвимыми. Но средство от этого простое: нужно верить, что Бог – на самом деле «прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс.45.2) и что «Господь сил с нами» (Пс.45.8). Псалмопевец учит нас ликовать в Боге, радоваться родству с Ним и Его присутствию, особенно когда у нас есть свежие ощущения того, что Он вступается за нас. Бог решил быть нашим прибежищем и всегда будет таким. Нас преследуют? Бог – наше прибежище, куда мы можем бежать и быть в безопасности. Нас окружили беды? Нам приходится бороться с врагами? Бог – наша сила, которая поможет преодолеть эти трудности. Своей благодатью Он даст нам сил. Мы в отчаянии? Он – наш помощник, готовый сделать для нас всё необходимое. Он – «скорый помощник». Его можно назвать «помощником, находящимся под рукой», которого не нужно искать, т.к. Он всегда рядом. Он подходит для любого случая и острой необходимости.
Кто бывал на выступлениях школьных детских хоров, тот знает, как ведут себя юные исполнители. Они крутятся, кривляются, тыкают друг друга и смотрят куда угодно, только не на дирижера. А еще поднимаются на цыпочки, ища родителей и радостно машут, когда их увидят. Ах да, они еще и поют. Но это дети. Зато для взрослых подобное поведение неприемлемо. Хорошее исполнение требует от хористов внимания к руководителю. Христиане порой ведут себя очень похоже на детский хор. Вместо того чтобы смотреть на Христа, мы занимаемся спорами и смотрим друг на друга или на окружающих. Господь Иисус укорил ап. Петра за подобное отношение. После того, как Он сказал Петру, чего от него ожидает, тот повернулся к Иоанну и спросил: «Господи, а он что?» На это Христос ответил: «Что тебе до того? Ты иди за Мною» (Ин.21.22). Порой мы отвлекаемся на то, что делают другие. Нам кажется, что Божий замысел о них лучше, чем о нас. Однако Божий замысел одинаков для всех – это следование за Иисусом Христом, т.е. наше спасение.
Боже! Просим, помоги нам смотреть только на Иисуса Христа и не отвлекаться на мелочи. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что имеем возможность славить Тебя в церкви. Просим, покажи нам, как продолжать воздавать Тебе хвалу, которой Ты достоин, через исполнение Твоей воли. Мы желаем поклоняться Тебе не только в церкви, но и за ее пределами. Помоги нам понимать Твою волю и служить Тебе и людям во всякое время и во всяком месте. Помоги нам относиться к Библии с должным усердием, исполняя написанное в ней. Дай нам осознать, что нет жизни более безопасной, чем та, что подчинена Богу. Прости, что мы так часто хотим решать свои проблемы сами. Научи нас доверять Твоей мудрости и силе, не препятствуя Твоему действию. Ты всегда нужен нам. Прости, что мы порой чувствуем себя самодостаточными. Помоги следовать за Тобой в горе и в радости. Благодарим Тебя за заботу о нас. Мы не желаем легкомысленно обращаться с Твоим Словом. Испытай наше сердце и помоги быть послушными во всем, что ни скажешь. Благодарим, что Ты, даровавший нам так много, желаешь дать еще одно – послушное сердце. Аминь.