ПРОПОВЕДИ
Жизненный путь верующего
Евр.11.8 «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет».
Жизненный путь верующего рассмотрим на примере веры Авраама, описанной в Евр.11.8-16. Город, в котором родился и воспитывался Авраам, был прекрасным примером высокого уровня развития цивилизации и культуры, которого иногда достигал древний мир. Но Авраам всё это оставил и стал странником. Причина, которая заставила его покинуть родной город, состояла в том, что «он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (11.10). Отсюда явно следует, что, по мнению Авраама, города, культуры и общества его родной земли строились на негодных основаниях. Но, помимо того, что Авраам отвергал эти основания, его странствия были продиктованы и позитивной целью, которую сообщает нам Стефан, первый мученик за веру в Иисуса Христа, в стихе Деян.7.2 «Бог славы явился» Аврааму. После этого ничто более не могло удовлетворить Авраама, пока он не приступил к граду Бога живого (12.22).
Именем Авраама хвалились иудеи, называя себя святым потомством Авраама, словно одного титула было достаточно, чтобы изъять их из общего человеческого порядка. В этом послании апостол учит тому, что главным образом должны иметь иудеи, чтобы считаться детьми Авраама и, таким образом, призывает их к вере. Ибо сам Авраам не имел ничего выдающегося, кроме происходящего из его веры. Вначале апостол говорит, что вера была причиной, по которой Авраам тут же повиновался Богу, приказавшему ему покинуть родину. Затем та же самая вера привела к тому, что Авраам до конца продолжал следовать своему призванию. Эти два свидетельства красноречиво доказывают веру Авраама, его готовность повиноваться и его стойкость в предпринятом пути.
Итак, первый шаг Авраама в его странствии верующего был шаг слепого послушания. Ему было дано общее обещание, и этого было достаточно. Бог призвал его, и он подчинился. Он не потребовал, чтобы сначала ему было дано исчерпывающее объяснение, на основании которого он мог принять решение, подчиняться Богу или нет. Вот что значит следовать Богу! Если бы призыв исходил от человека, он бы заявил, что прежде чем следовать ему, необходимо детально разобраться в ситуации, и такое отношение было бы вполне разумным. Но к Богу Авраам не мог относиться подобным образом. Если это был Бог славы, единственный и истинный Бог, а Авраам в это действительно верил, то он должен был быть готов исполнять сказанное Богом. Исполнять уже потому, что это говорил Бог, вне зависимости от того, знал ли Авраам ответы на все возникающие при этом вопросы или нет.
Так и в наших отношениях со Христом. Он не просит нас слепо поверить в то, что Он является нашим единственным Спасителем. Он предоставляет нам множество свидетельств, на которых мы можем построить нашу веру. Предположим, что мы уверовали в то, что Он Сын Божий и наш единственный Спаситель. От этого нам не будет никакой пользы, если мы не станем затем Его истинными учениками. А первым шагом, который Он потребует от нас, как от Своих учеников, прежде чем мы сможем двигаться дальше, будет признание Его власти над всем и вся – над нами, нашими мыслями, решениями и имуществом. Мы не можем быть Его учениками и считать при этом, что сначала Он будет подробно объяснять нам, чего бы Он хотел от нас и почему, а затем давать нам возможность отдельно для каждого конкретного случая решать, нравятся нам Его требования или нет, мы с ними согласны или нет. Считать так, значит, относиться к Христу не как к Господу, а как к консультанту или деловому партнеру. Если мы действительно верим в то, что Он Всевышний Бог, мы должны исполнять сказанное Им уже потому, что это Его слова. Вне зависимости от того, понимаем ли мы Его цели, нравятся нам Его слова или нет. К чему сводится исповедание нашей веры, если мы зовем Его: «Господи! Господи!», а затем не делаем того, что Он говорит (Лк.6.46). Полное послушание – это первый шаг верующего на пути ученичества.
Австралийские животные кенгуру и эму имеют одно общее свойство – они не могут двигаться назад. Кенгуру из-за необычного устройства тела и длинного хвоста прыгают лишь вперед. А эму быстро бегают на сильных ногах, но связки на коленных сгибах не позволяют им сделать нормальный шаг назад. Всякий раз, когда требуется дать «задний ход», оба эти существа испытывают немалые затруднения. Зато в движении вперед они дадут фору многим. Кенгуру и эму фигурируют на гербе Австралии, символизируя целеустремленность народа, уверенно развивающегося и движущегося только вперед. Ап. Павел в своем Послании к филиппийцам призывал к похожему взгляду на жизнь веры. Флп.3.13-14: «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе». Нужно помнить прошлое и учиться на его уроках, но нельзя жить прошлым. Его не вернуть и не отменить, однако по Божьей благодати мы можем устремиться к небесной цели и служить Богу верно сегодня и в будущем. Жизнь веры – это путешествие к новым высотам и преображение в образ Христа.
В стихах 11-12 гл.11 читаем о плодотворности жизни верующего. На протяжении столетий ст.11, который в синодальном переводе изложен: ст.11 «Верою и сама Сарра (будучи неплодная) получила силу к принятию семени и не по времени возраста родила; ибо знала, что верен Обещавший», получил разные интерпретации. Самая точная интерпретация будет, видимо, обеспечиваться следующим переводом: «Верой он (Авраам) вместе с Саррой получил силу зачать ребенка, хотя время его уже прошло, ибо знал, что верен Обещавший». Разумеется, стремление Авраама вести жизнь пришельца и странника на Земле не означало ее отрицания и бесплодного прозябания. Совсем наоборот. Никто из тех, наверное, о ком говорится в Библии, кроме, разумеется, Господа Иисуса и, пожалуй, ап. Павла (который много и часто писал о жизни Авраама), не имел такого огромного влияния на окружающих, как Авраам. Жизнь Авраама и Сарры принесла поразительные результаты. Здесь, в первую очередь, имеем в виду еврейский народ, значение и роль которого несопоставимы с его небольшой численностью. И который является потомком Авраама в буквальном смысле этого слова. Появление этого народа было чудом, случившимся благодаря вере Авраама и Сарры. Еще больше впечатляют миллионы его духовных потомков, вышедших из других народов (Рим.4.16-17).
Если мы хотим вести плодотворную жизнь, оказывая угодное Богу влияние на окружающих, мы должны понять секрет Авраама – почему его вера была так сильна. Он не сомневался в том, что верен Обещавший. Его вера основывалась на осознанной оценке характера Бога. Бог, решил Авраам, верен. Он не может быть иным. Следовательно, если Бог дал обещание, Он его исполнит. Авраам поверил в это обещание и продолжал в него верить. Несмотря на длительное время, в течение которого ему пришлось ждать исполнения обещания. Авраам не мог отступиться от веры в Божье обещание. Такое отступничество означало бы неверность и нравственное несовершенство Бога. Вера – это не какое-то особое чувство, состояние или настроение, которое культивируется путем различных методик психологической тренировки или медитации. Вера – итог спокойной и осознанной нравственной оценки сущности Бога. Ап. Иоанн замечает, что «не верующий Богу представляет Его лживым» (1Ин.5.10).
У патриархов признаком истинной веры было то, что они не только начали свое странствие по жизни с верой, но и закончили его с верой. И на протяжении всей своей долгой жизни они поступали согласно исповеданию веры. Напр., о взглядах Авраама ясно и недвусмысленно свидетельствуют его слова: Быт.23.4 «Я у вас пришлец и поселенец». Мы живем среди неверующих. Наши поступки должны нас отличать от них как пришельцев и странников. Пример Авраама и патриархов важен не только потому, что они ясно свидетельствовали о своей вере. Но и потому, что они поступали в полном соответствии с тем, о чем говорили. Они так и не вернулись в халдейский Ур, хотя могли бы, если бы пожелали. Говоря сыновьям Хета, что он среди них «пришлец и поселенец», Авраам не имел в виду, что его отечеством был Ур халдейский. Авраам имел в виду, что его отечество на небесах. То же самое говорит о нас ап. Павел: Флп.3.19-20 «наше жительство – на небесах». Итак, Авраам и патриархи сознательно, согласно своей вере жили странниками. За это им уготована двойная награда. Бог не стыдится называть Себя в честь таких людей: Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова. Он признает, что повел Авраама странствовать из дома его отца (Быт.20.13), и знает, каких жертв и потерь Аврааму стоило это странствие. Но Авраам убежден, что город, который Бог в Своей всемогущей власти и безграничной любви уготовил ему, оправдает и далеко превзойдет все его ожидания. Итак, Авраам не разочаруется в Боге, а Бог не постыдится называться Богом Авраама. Более того, Бог уготовил для него и для всех искупленных Свой город.
Используя стихи Евр.11.9-10 рассмотрим конечную цель верующего. Важно, чтобы мы, отправляясь в странствие, с самого начала четко представляли себе нашу конечную цель, как представлял ее себе Авраам. Он пришел в обетованную землю, и Бог сообщил, что эта земля принадлежит ему и его потомкам. Но он не предпринял никаких попыток выстроить город и обосноваться на этой земле. Он продолжал жить в шатре, подобно странникам в чужой стране. Дело было не в их неблагодарности и не в презрении к обширным земельным владениям, которые пожаловал им Бог. Или к блестящему будущему, которое Бог уготовил для его потомков на этой Земле. Наступит день, и он всем этим воспользуется. Но ничего в этом преходящем мире не могло быть его целью. Поэтому Авраам продолжал вести жизнь странника и пришельца. Секрет Авраама заключался в том, что он по-прежнему устремлял свой взор к вечному городу. Реальность этого города питала веру Авраама, а реальность его веры не позволяла ему относиться к чему-либо в этом мире как к своей главной цели.
Секрет Авраама известен и нам, верующим. На Земле нам суждено наслаждаться нынешними и будущими земными дарами и успехами, которые посылает нам Бог. Но мы не должны допустить того, чтобы они заняли настолько важное место в наших мыслях, что, фактически, превратились бы в главную цель жизни. Если это произойдет, то возникнет опасность, что мы будем обосновываться в этом мире, как если бы он был нашим настоящим домом. Тогда мы перестанем вести жизнь странников и пришельцев и отступим от исповедания нашей веры и ожидания вечного города. В этом случае наши цели и наш образ жизни ничем не будут отличаться от целей людей мира сего, т.е. от целей неверующих.
Некий верующий придумал новое определение веры – паранойя наоборот. Человек, заболевший паранойей, во всем руководствуется страхом. Всё происходящее лишь подпитывает этот страх. Вера действует наоборот. Верующий строит свою жизнь на доверии Богу, а не на страхе. Вопреки кажущемуся хаосу сегодняшнего дня, Бог царствует. Вне зависимости от нашей жизни, мы можем твердо знать, что мы дороги Богу любви. Мы должны руководствоваться словами ап. Иоанна: 1Ин.4.4 «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире». Какие бы сражения мы ни вели против сатаны, мира и собственной греховной природы, они, несомненно, сопряжены с надежной победой. Мы сражаемся силой Христовой, оснащены оружием Божьим, поэтому в сражении всё равно будем победителями. Каким бы обманом ни приступал к нам сатана, мы всё равно устоим в истине Божьей. Подумаем также о тут же приведенной причине: ибо Тот, Кто в нас, больше, т.е. сильнее того, кто в мире. Мы охвачены неведением, поэтому беззащитны для любого вида лжи. Сатана же – великий искусник в деле обмана. Апостол учит нас, что мы сильны не собственной силой, а Божьей силой. Отсюда он выводит, что победить нас можно не больше, чем победить Самого Бога, укрепляющего нас Своей силой.
Господь! Просим, помоги нам перестать бояться и дай верить, что истинная наша поддержка – Иисус Христос. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, научи нас сомневаться в сомнениях и быть верными в вере. Да не устрашат нас лютые беды и не лишат долгожданной победы. Мы в смирении признаем, что мы склонны надеяться на людей или вещи. Напоминай часто нам о том, чтобы оставить эти ложные вещи и вернуться к Богу. Помоги нам пребывать в Слове Твоем, видеть ясный Твой свет. Дай нам уверенность в Твоем Слове и в Твоей неувядающей любви и защите. Даруй нам стойкость в борьбе с грехом, помощь в скорбях и надежду спасения. Помоги нам вновь обрести детскую веру, когда мысль о Тебе наполняет сердце миром и дает желание познать Тебя больше. Укрепи нас в полном уповании на Тебя. Мы так благодарны, что Твоя любовь безусловна. Просим, удали от нас всякие мысли, пытающиеся поколебать нашу уверенность в Тебе и в Твоем труде. Успокой наше сердце. Обо всем просим во имя Иисуса Христа. Аминь.