ПРОПОВЕДИ
Истинной наградой верующих может быть только Бог
Быт.15.1 «После сих происшествий было слово Господа к Аврааму в видении, и сказано: не бойся, Авраам; Я твой щит; награда твоя весьма велика».
В главе 15 представлен торжественный договор между Богом и Авраамом. Предыдущая глава описывала, как Авраам спасает племянника Лота из плена и одерживает победу над завоевателями. Здесь мы находим его вместе с Богом. И хотя ранее он предстал великим человеком, в то же время здесь он выглядит намного величественнее. Ту славу имели великие люди этого мира, а эта – честь всем святым. Здесь мы имеем подтверждение милости и доброжелательности Бога по отношению к нему. «После сих происшествий». Т.е. после того, как он спас Лота и царей-друзей из плена, но не за выкуп и не за дары. После этого Бог нанес этот благодатный визит. Тот, кто оказывает любезность людям, обретет благоволение у Бога. Чтобы Авраам чрезмерно не превознесся и не возгордился после победы над четырьмя царями, Бог пришел к нему, чтобы сказать, что Он хранит для него лучшие блага. Размышления людей о духовных благословениях являются превосходным средством, чтобы удержать их от чрезмерного восторга. «Было слово Господа к Аврааму», т.е. Бог явил Себя и Свою волю Аврааму в видении, что предполагает его пробуждение и некоторые видимые проявления Шехины – видимых знаков присутствия божественной славы (Сияния, окружающего Бога). Бог назвал Авраама по имени, что было для него большой честью, а также большим ободрением и подкреплением к вере. Бог предупреждает, чтобы он не беспокоился и не смущался. Он мог опасаться, что четверо побежденных им царей объединятся вновь и нападут, чтобы уничтожить его. Перефразируем слова Бога: «Не бойся их мести и ненависти, Я позабочусь о тебе». Бог желает, чтобы Его народ не поддавался страхам, что бы ни случилось. Бог заверяет его в том, что он всегда будет в безопасности и Сам Бог будет хранить его: «Я твой щит». Бог заверяет его также, что он всегда будет таким счастливым, каким только Бог может его сделать: «Награда твоя весьма велика». Перефразируем слова Бога: «Я не только буду тем, Кто тебя наградит, но и твоей наградой». Авраам благородно отказался от награды, предложенной ему царем содомским. И тут же приходит Бог, чтобы сказать, что он ничего от этого не потеряет.
Сам Бог является истинным, избранным и обещанным блаженством святых душ. Другими словами, наслаждаясь множеством земных благ, человеку всё же недостает чего-то. Когда царь Соломон попытался извлечь суть из всех земных благ, они превратились в его глазах в суету. Он говорит: Еккл.1.2 «Всё суета». Небеса сами по себе не могут быть наградой святому. Псалмопевец испытал побуждение прилепиться к Богу. Он пишет: Пс.72.25,26 «Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек». Его мысли осознают собственное блаженство в Боге, которое намного величественнее блаженства нечестивцев, процветающих в этом мире. Он не видит повода завидовать им и тому, что они имеют в этом мире. Он осознает, насколько больше, лучше, надежнее и приятнее утешения имеет в Создателе. В стихе Пс.72.14 он жаловался на свои страдания, но эти мысли сделали их легкими и терпимыми. Эти стихи говорят о том, что лишь Бог является блаженством и основным благом для человека. Лишь Тот, Кто сотворил душу, может сделать ее счастливой. Никто, кроме Бога, ни на небесах, ни на Земле не может сделать этого. Эти стихи также выражают стремление души к Богу. Т.к. Бог – наше блаженство, то мы должны иметь Его. Мы должны выбрать Его и быть уверены в своей части в Нем. Какая нам польза от того, что Он является блаженством для душ, если Он не является блаженством для нашей души, если мы живой верой не делаем Его своим.
Рассмотрим, что это значит: Бог – награда верующих. Самое величайшее благословение завета заключается в словах: «Я твой Бог». Бог обещал Аврааму, что из его чресл произойдут цари и что Он отдаст ему и потомкам его землю Ханаанскую. Но всего этого недостаточно для блаженства. Поэтому Бог говорит: Быт.17.8 «Я буду им Богом». Эти слова венчают обетование, данное Аврааму. Бог не только позаботится о том, чтобы верующие были вознаграждены, Он Сам станет их наградой. Авраам отослал с подарками сыновей наложниц, а всё, что у него было, отдал Исааку. Бог отсылает нечестивых с богатством и славой, а Себя отдает Своему народу. У них есть не только награда, но и Награждающий.
Могут возникнуть вопросы: «Но как Бог может отдать Себя Своему народу? Разве Божья сущность передается?» Действительно, верующие не могут стать причастниками сущности Бога. Божество безгранично величественно. Оно не может быть воспринято человеком. Но они делаются причастниками Божеского естества путем преображения в подобие Богу. Они в такой степени воспримут подобие Бога, Его любовь, Его влияние и сияние Его славы, что радость их будет переливаться через край. Вспомним слова ап. Иоанна: 1Ин.3.2 «Мы теперь дети Божии, но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». Бог становится наградой верующих посредством Иисуса Христа. Его кровь, будучи кровью Бога, и приобрела эту славную награду.
Рассмотрим, что дает нам то, что Сам Бог является нашей наградой.
1. Бог – достойная награда. Читаем стих Быт.17.1 «Я Бог всемогущий». Слово «всемогущий» обозначает «имеющий достаточно». Иметь такого Бога значит испытывать ощущение полноты. Пс.16.15 «А я в правде буду взирать на лицо Твое. Пробудившись, буду насыщаться образом Твоим». Псалмопевец говорит о своей полной зависимости от Бога как о своей части и блаженстве. Мы должны верой созерцать лик Божий и иметь его перед собой. Каждый день мы должны вовлекать себя в размышление о красоте Господа и быть насыщенными Его образом, представленным нам в Библии. Это счастье уготовано и предназначено лишь для праведных, которые оправданы и освящены.
2. Бог – соответствующая душе награда. Душа человека духовна, и только то, что сопоставимо и соответствующе ей, может сделать ее счастливой, т.е. Бог. Бог изливает на нее духовные благословения. Еф.1.3 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением». Он одаривает душу благодатью, насыщает ее Своей любовью, возводит ее в небесное достоинство.
3. Бог – непревзойденная награда. Он превыше всего сущего. Он первопричина всех благ. Без Него ни в чем нет истинной радости. Он освящает нас и наполняет Своими благами.
4. Бог – неизмерим, безграничная награда. В таком случае напрашиваются два следующих вывода. 1. Мы получаем эту награду не по заслугам. Мы не можем заслужить Бога. Человек, ограниченное существо, он не может заслужить безграничную награду. 2. Бог – неизмеримая награда. И хоть Он постоянно отдает от Своей полноты, у Него не становится меньше. Его слава распространяется, но не уменьшается.
5. Бог – почетная награда. Слава, почет – вершина человеческих устремлений. Аристотель ((384-322 до РХ) – древнегреческий философ, метафизик и «отец естественных наук») называет славу и почет величайшими благословениями. Но мирская слава – всего лишь приятная иллюзия. Она часто скоропостижно исчезает. Обладать Богом значит иметь венец славы. В чужих краях богатого наследника могут презирать, но в его собственной стране к нему относятся с почтением. Дети Божьи здесь на Земле – словно переодетые принцы. Однако на небе им окажут великую честь. Они воссядут с Христом на престоле Его (Отк.3.21).
6. Бог – непреходящая награда. У всего на Земле одна и та же участь – смерть, разрушение. Но Бог – награда вечная. Вечность делает нашу славу более значимой. Пс.47.15 «Сей есть Бог наш на веки и веки». Любовь Бога к избранным так же неизменна, как Его любовь к Христу.
Возникает вопрос: «Когда же мы получим эту награду?» Это время не далеко. Отк.22.12 «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною». Сознание и рассудок наш говорят нам о том, что это может быть и не скоро. Но в глазах веры наша награда близка. Вера не только подтверждает, но и предвосхищает невидимое. А также относит его к настоящему времени. Вспомним отрывок: Еф.2.5-6 «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил с Христом … и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе». Т.к. Бог – такая великая награда, тогда служение Ему не напрасно. Он дарует награду, которая настолько превыше нашего понимания, насколько она превосходнее наших заслуг. Из-за невежества люди зачастую неверно судят о Божьих путях. Они считают, что следование за Христом не стоит усилий. Они злословят христианскую религию, как если бы кто-то возмутился блюдом, еще не попробовав его. Бог обладает таким богатством, какого нет ни у кого другого – богатством спасения. В результате грехопадения человек потерял голову и теперь не видит, что служит к его благу. Он убегает от Бога, как будто страшится спасения. Он отвергает Бога ради мирских удовольствий, к которым можно добавить определение – «временные». Так тщетно ли служение Богу? Труд христианина вскоре закончится, а вот его награда – нет. В Библии мы читаем о двух чашах. Пс.15.5 «Господь есть часть наследия моего и чаши моей». Те, кто отвергает эту чашу, будут пить другую: Пс.10.6 «Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши».
Нас интересует: «А как мы узнаем, что Бог – наша награда?» Есть несколько способов об этом узнать. Во-первых, дал ли нам Бог залог награды этой? Залог этот – Его Дух, Дух Святой. Вспомним отрывок: Еф.1.13-14 «В Нем и вы, уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего». Благословенный Святой Дух и нас делает святыми. Верующие Им запечатлеваются, т.е. отделяются для Бога и отмечаются как принадлежащие Ему. Дух Святой – «залог наследия». Залог – это часть платы, гарантирующая выплату полной суммы. Так и дар Духа Святого: все Его действия как освящающего и как утешающего нас – это слава в зародыше. Можно спросить: «Как мы узнаем, что имеем Духа Святого?» Святой Дух действует в нас. Он освящает сердце, очищает ум, вызывая в нем святые помышления. Он освящает волю, настойчиво побуждая ее к добру. Во-вторых, т.к. Бог – наша награда, Он протягивает к нам руку, чтобы мы могли держаться за Него. Эта рука – вера. Даже слабая вера может держаться за сильного Христа. Другие дары делают нас подобными Христу, вера же соединяет нас с Ним в одно. В-третьих, мы знаем, что Бог – наша награда из того, что утешаемся Им. Пс.36.4-7 «Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего. Предай Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит. И выведет, как свет, правду твою, и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него». Мы должны не только зависеть от Бога, но и утешаться в Нем, должны наслаждаться тем, что Он такой, каким явил Себя нам. И что Он является нашим Богом по завету. Наша душа должна повернуться к Нему и довериться Ему, как своему покою и своей части.
Что нам делать, чтобы Бог стал нашей наградой? Во-первых, давайте убедимся в том, что мы нуждаемся в Нем, без Него мы погибнем. Не ведите себя горделиво. Остерегайтесь состояния Лаодикийской церкви, про которую Господь говорит: Отк.3.17 «Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды». Бог никогда не отдает Себя тому, кто не видит в Нем нужды. Во-вторых, давайте умолять Бога, чтобы Он стал нашей наградой. Бл. Августин молился: «Господь, даруй мне Себя». Будьте настойчивыми просителями.
Как радуются получившие большое наследство! Как радуется невеста, надевая свои украшения! Радуемся ли мы о Боге, как о нашей вечной части? Богу по сердцу жизнерадостный характер; радость делает честь христианской религии. Человек в подавленном, унылом состоянии не годится для служения, особенно для прославления Бога. Пусть те, у кого есть эта великая награда – Бог, станут живыми органами Его хвалы. То, что мы сделались Божьими наследниками, и то, что эта бесценная награда – не долг, а наследство, всё это пусть побудит нас воздать славу Богу. Те, кто является памятниками Его милости, должны стать примерами благодарности Ему.
Господь! Просим, дай нам понять, «что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8). Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что Ты – наш Творец и Бог, есть наша щедрая, неизмеримо великая награда. Благодарим, что Ты любил нас уже тогда, когда мы еще не знали Твоей славной любви. Благодарим, что никакая сила не разорвет наш сердечный союз с Тобой. Благодарим, что мы Твои навечно. Благодарим, что всякий человек, кто знает Христа, может обрести покой в Его присутствии, в присутствии Пастыря нашей души. Все мы переживаем времена одиночества, когда нам кажется, что никому нет дела до того, как нам тяжело. Однако нам, ученикам Христа, дано заверение, приносящее утешение нашему измученному сердцу. Нам обещано неизменное присутствие Спасителя Христа во всех невзгодах. Просим, помоги нам приходить в Твое присутствие с глазами и сердцем, широко открытыми для всего, что Ты для нас приготовил. Благодарим за блаженство пребывания в величии Твоей славы. Аминь.