ПРОПОВЕДИ
Бог в конце этих дней говорил нам в Сыне. (Адвент 1)
Евр.1.1-2 «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне».
Основная задача Послания к евреям заключалась не в том, чтобы убедить иудеев, что Иисус, Сын Марии, есть Мессия и обетованный им Искупитель. Т.к. автор послания писал людям, уже принявшим христианскую веру, он считал этот факт самоочевидным. Главная его задача была в том, чтобы показать, в чем именно состоит служение Христово; и доказать, что с Его приходом всем обрядам положен конец. (Обряды указывали на Мессию, а Он пришел). Автор послания начинает с достоинств Христа, ибо иудеям казалось абсурдным предпочитать Евангелие Закону Моисея. Сначала он хочет доказать, что принесенное Христом учение обладает преимуществом, потому что является венцом всех пророчеств. Поскольку здесь могло помешать почтение, которое иудеи выказывали Моисею, автор учит, что Христос в величии сильно превосходит всех остальных.
Наш эпиграф прославляет Христово учение. Автор учит, что его не только следует почтительно принимать. В нем, и только в нем надо полагать свое упование, свое спасение. Чтобы лучше понять эту мысль, отметим антитезис между отдельными частями нашего эпиграфа. Бог говорил некогда через пророков. Теперь же Он говорит через Сына. Раньше Он обращался к отцам. Теперь Он обращается к нам. Раньше Он говорил многократно. Теперь Он говорит, как в конце времен. Сына Божия автор сравнивает с пророками, затем – нас с отцами, а многообразную речь Божию, обращенную к отцам, с последним откровением, принесенным через Христа. Но при всех этих различиях нам проповедуется Тот же Самый Бог, дабы кто не подумал, что Евангелие воюет с Законом, или что Автор Евангелия отличается от Автора Закона. Положив этот фундамент, автор легко показывает согласие между Евангелием и Законом. Ведь Бог, будучи всегда подобен Самому Себе, речь Которого – непоколебимая истина, говорил через оба этих откровения. Но следует отметить, что между нами и отцами имеется разница. Ведь некогда Бог обращался к ним иначе, чем ныне обращается к нам. Во-первых, к отцам Он посылал пророков, а к нам – собственного Сына. Значит, наше положение в этой части уже превосходнее. Во-вторых, в числе пророков находится и Моисей, будучи одним из тех, кто сильно уступает в чести Сыну. Но мы превосходим отцов в отношении способа откровения. Ведь различие видений и обустройства в Ветхом Завете служило доказательством того, что еще не настал постоянный и надежный порядок, подобающий наилучшему устройству дел. Сюда же относятся слова: многократно и многообразно. Ведь Бог сохранил бы эту форму обращения до конца, будь она абсолютно совершенной. Значит, многообразие способов откровения служило признаком несовершенства. Говоря же, что Бог говорил нам «в последние дни», автор имеет в виду, что нет больше причин ожидать какого-то нового откровения. Ибо слово, принесенное Христом – завершающее. Именно в этом смысле апостолы говорят о последнем времени и последних днях. Иудеи не подумали о том, что Бог перенес более полное откровение на более позднее время. И это сильно им помешало. Поэтому, довольствуясь своим Законом, они не спешили к конечной его цели. С того момента, как явился Христос, в мире стало процветать противоположное зло: люди желают идти дальше Христа.
Автор Послания в первой же главе обращается к вопросу, по которому между иудаизмом и христианством существовало принципиальное расхождение: является ли Иисус, Сын Марии, Сыном Божьим или нет. Для читателей Послания это был не просто теоретический вопрос, но и практический. Они были в своем большинстве простыми людьми. Поэтому не нужно большого воображения, чтобы представить себе те непростые ситуации, в которых они оказались, сталкиваясь со своими прежними религиозными вождями. Раввины хотели знать, почему эти люди отступали от веры отцов, отвергали религию Ветхого Завета, предписанную Самим Господом. И более того, воспринимали, по их мнению, абсурдное и богохульное представление христиан о том, что назаретский плотник – воплотившийся Бог. Раввины говорили: «Смотрите, разве богодухновенное слово, священная Тора, не гласит: «Втор.6.4 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Тем был славен Израиль, что на протяжении веков свидетельствовал о существовании единственного истинного Бога, протестуя против абсурдности языческого поклонения сонму ложных богов и обожествления людей? И теперь вы, евреи, которые тысячу раз слышали дома и в синагоге с детских лет, как прославляется единый Бог, вы оказались во власти фанатичной секты, поклоняющейся человеку Иисусу как самому Богу. Да кто вы такие, чтобы осуждать нашего первосвященника и Синедрион за распятие Иисуса? И что вы знаете о Писаниях? И только потому, что вы прослышали о чудесах, которые будто бы совершил Иисус, и были увлечены Его популярными религиозными речами, вы теперь воображаете, что Он – не просто человек. Но наш первосвященник и раввины знали, что делали. Они разгадали Его обман. И нашли в себе мужество поступать с Ним так, как Писания предписывают поступать с подобными обманщиками – они казнили Его.
Будьте благоразумны. Не думайте, что вы умнее наших раввинов. Вернитесь к вере отцов и не губите свою жизнь. Не разбивайте родительских сердец, не позорьте свою семью, отступая от всего, чему вас учили, устремляясь в эту секту. Не удивительно, что, столкнувшись с таким огнем критики, евреи-христиане начали сомневаться: могут ли они сами быть правыми, а ученые раввины и весь остальной народ ошибаться. Ведь в Писаниях ясно сказано: есть только один Бог. Обратим внимание и на то, что многие апостолы Иисуса Христа были простыми рыболовами, сборщиками налогов и т.п. Разве они могли быть умнее раввинов?
Автор Послания к евреям, встревоженный психологическими и духовными испытаниями, выпавшими на долю христиан, садится и пишет это Послание. Он начинает свое Послание не с брани – он слишком хорошо понимает евреев и сильно им сочувствует. Эти люди оказались в большой беде, и подвергаются серьезной опасности – отпасть от истинной веры. Мучивший их вопрос отличался от тех несложных и поверхностных вопросов, что нередко беспокоят нас. Речь шла о самом главном: является ли Иисус Сыном Бога или нет? Всё прочее зависит от этого. Вспомним, как высказался ап. Иоанн, обращаясь к уверовавшим язычникам: 1Ин.5.4-5 «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?» Коротко поясним этот отрывок. Ключ к победе над миром – это вера в то, что Иисус Христос есть Сын Божий. Можно верить в то, что наши грехи прощены, можно верить в то, что мы имеем вечную жизнь. Но если Иисус – не Сын Божий, то наше христианское Евангелие (Благая весть) – заблуждение. Т.е. наши грехи не прощены, мы не имеем вечной жизни. И еще: если Иисус не Сын Божий, было бы глупостью жертвовать чем-либо ради Него. Жертвовать ради кого угодно, ради самозванца означает что-то потерять в этой жизни и непоправимо утратить куда больше в иной. С другой стороны, если Иисус является Сыном Божьим, то не жертвовать ради Него – значит совершать неимоверную глупость. Решать нам. Поэтому очевидно, что прочным якорем, который удержит нас от того, чтобы поток мира не относил нас прочь, может стать лишь вера в божественную природу Господа Иисуса Христа.
Понимая важность этого фундаментального вопроса, автор Послания с него и начинает. Сначала в стихах 1-4 1-ой главы он утверждает божественную природу Иисуса Христа, а затем в стихах 5-14 этой же главы он доказывает ее. В ходе бесконечных споров так легко бывает утратить представление об основных фактах, составляющих суть дела. Поэтому автор Послания перечисляет их вновь. А важнейший из этих существующих фактов таков: Иисус Христос был распят и погребен, но воскрес из мертвых и вознесся на небо. Ап. Павел говорит: Рим.1.4 «открылся Сыном Божьим в силе, по духу святыни через воскресение из мертвых». Слово, переведенное здесь как «открылся», происходит от слова, обозначающего границу и указывает, что тот факт, что Иисус есть Сын Божий, непреложно утвержден, подтвержден и установлен. То, что «по духу святыни» или по божественной природе является Сыном Божьим, подтверждено через Его воскресение из мертвых. Выражение «по духу святыни» – это та скала, о которую бились и до сих пор бьются все волны неверия. Но о которую они также разбиваются во все времена. То, что было непонятным даже для верующих до тех пор, пока Христос еще ходил в состоянии уничижения, наконец, стало явным, когда Он воскрес из мертвых.
Рассмотрим некоторые из наиболее выдающихся свидетельств, представленных апостолами Господа, о том, что Он является вечным и истинным Богом. Ап. Павел во многих своих посланиях заявляет об этом великом обстоятельстве. Приведем только один пример. Рим.9.5 «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог». Таким же образом и Матфей начинает свое Евангелие. Сначала он сообщает родословие человеческой природы Христа, а сразу после этого указывает на Его божественную сущность. Он приводит слово пророка о том знамении или чуде, что «дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит с нами Бог» (Мф.1.23). Марк начинает с того, что сначала провозглашает Его Сыном Божьим. Лука также с самого начала указывает на Его божественную и человеческую природу. Ап. Иоанн начинает свое Евангелие с возвышенного объявления о Слове. Оно было в начале у Бога, через Него всё было сотворено и Оно было Богом. Тем самым он указывает на конкретные Ипостаси, так и на Их единство в божественной сущности. Но он также показывает, что Мессия по божественной природе был Самим Иеговой. И Тот, Кто в начале сотворил всё и является Богом, стал плотью и обитал среди нас. Апостол добавляет: Ин.1.14 «И мы видели славу Его, славу, как единородного от Отца».
Много подобных примеров и в посланиях.
Божественная природа Христа не является идеей, возникшей в результате богословских или философских рассуждений. Это – факт, подтвержденный историческим событием распятия, воскресения и вознесения. Обратим внимание на то, каким образом автор Послания строит свое вступительное заявление, представляя эти великие события как кульминационные пункты. Господь говорил в Сыне: 1. Которого поставил наследником всего. 2. Через Которого и веки сотворил. 3. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его. 4. И, держа всё словом силы Своей. 5. Совершив Собою очищение грехов наших. (Евр.1.1-3). Утверждения эти значимы сами по себе. Они представляют Спасителя Христа, показывают Его Личность и труд. Бог свидетельствует о Самом Себе. Нет во Вселенной существа, абсолютно независимого от Бога и потому способного давать нам независимую оценку утверждения о том, что Он – Бог. Эти утверждения Послания заканчиваются торжественным заявлением: Евр.1.3 Он «воссел одесную (престола) величия на высоте». Таков каменный фундамент христианской веры. Пусть подымается и утихает вихрь религиозных споров на неизменный факт распятия, воскресения и вознесения Иисуса Христа, наблюдавшийся многочисленными свидетелями и подтвержденный сошествием Святого Духа во имя Его.
Почему Христос пришел на Землю до изобретения фотографии и видеозаписи? Не достиг ли бы Он большего числа людей? Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Некий богослов считает, что слово может стоить дороже тысячи фотографий. В доказательство он приводит строчку из стихотворения: «Вода, увидев Господина своего, зарделась». Здесь сказано о первом чуде Иисуса Христа – о превращении воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Творение признало Его своим Создателем. Какой плотник мог обратить воду в вино? В другое время, когда Христос усмирил бурю, просто говоря: «Умолкни, перестань», изумленные ученики спрашивали друг друга: «Кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» (Мк.4.39,41) Ап. Иоанн пишет: Ин.1.14 «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его».
Господь! Просим, помоги нам с помощью слов ясно показать людям Спасителя Иисуса Христа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что, когда пришла полнота времени, Ты говорил нам в Сыне. Мы смиряемся, сознавая, что Ты приблизился к нам. И от всей души благодарим и славим Тебя. Ведь впервые в истории человечества обычные люди могли вести беседу с Самим Богом в зримом образе. Спаситель Иисус Христос! Мы признаем Тебя Создателем, знающим и любящим Свое творение. Благодарим, что Ты желаешь участвовать во всех сферах нашей жизни. Прости нас за времена, когда мы отходили от Тебя. Мы хотим знать Тебя и жить с Тобой. Аминь.