Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 37
В 37 воскресенье Гейдельбергского Катехизиса два вопроса: Можно ли благочестиво клясться именем Божиим? и Позволительно ли клясться именами святых или какими-то иными творениями?Их номера 101и 102.
На первый вопрос Катехизис отвечает так: Можно, если этого требует гражданская власть, или иная необходимость, дабы таким образом подтвердить верность и утвердить истину, ко славе Божией и спасению других. Поскольку Бог всегда позволял клятвы такого рода, святые Ветхого и Нового Завета должным образом их употребляли.
В самом деле, если нельзя клясться именем Божьим и нельзя клясться вообще, то как давать воинскую присягу, например, или присягу в суде? Как произносить клятвы, когда это требуется? Можно сделать такой вывод: клясться и принимать присягу нужно, когда это действительно необходимо. Речь здесь идет, по сути, о лояльности христиан государству. Государство не всегда требует, принимая присягу, клясться именем Бога. Есть страны, где клянутся на Библии, но есть страны, где присяга абсолютно светские. «Бог» там не упоминается вообще. Должен ли в таком случае христианин давать такую присягу, и должен ли он оставаться верным государству, которому присягнул и исполнять обязанности, которые вытекают? И шире: должен ли христианин быть лояльным к своему государству? Некоторые церкви, а точнее секты, «Свидетели Иеговы», например, не считают нужным давать присягу, исполнять государственные обязанности, считают возможным предавать Родину. Это неправильно. Христиане как правило являются лояльными гражданами, истинными патриотами своей страны. Христианин, если дал присягу, даже без упоминания имени Бога, он должен следовать ей, так, как будто дал ее перед лицом Бога. Вывод из третьей заповеди Катехизис делает такой: христианин должен выполнять свои обязательства перед государством, как перед Богом.
На второй вопрос (Позволительно ли клясться именами святых или какими-то иными творениями?) Катехизис дает такой ответ: Нет. Ибо законная клятва состоит в призывании Бога. В ней люди просят Его как единственного Сердцеведца или засвидетельствовать истину, или покарать клянущегося, если тот сознательно солгал. Сия честь не подобает никакому творению.
В самом деле, очень распространены клятвы всевозможными святыми, культовыми предметами, например целование креста. Иные клянутся родными и близкими. Среди уголовников распространены клятвы типа «мамой клянусь. Верить таким клятвам нельзя. И так клясться тоже нельзя. Когда ты клянешься Богом, ты призываешь его в свидетели, делаешь поручителем своих дел. Например на банкнотах самой распространенной в мире валюты написано: «В Бога мы веруем» на английском, правда, языке. Такая надпись говорит о том, то гарантом денег является не кто-нибудь, а Бог. Христианин всегда стоит перед лицом Бога. Он является его милостивым судьей и поручителем.
Александр Макеев