Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 38
38 воскресенье Катехизиса содержит только один вопрос: Что заповедует Бог в четвертой заповеди?
И дает на него такой ответ: Во-первых, чтобы продолжалось Евангельское и проповедническое служение. Чтобы я не только в праздничные, но и в будние дни внимательно слушал Слово Божие и усердно посещал богослужения. Чтобы я приступал к таинствам, участвовал в молитвах Церкви и по возможности что-то уделял бедным. И во-вторых, чтобы, все время избегая порочных поступков, я давал Господу творить во мне дела Святого Духа и, таким образом, еще в этой жизни вошел в Его вечный покой.
Четвертая заповедь звучит так: Помни день Субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а седьмой день – Суббота, Господу Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Бог небо и землю, море и все, что в них, а в седьмой день почил. Потому благословил Бог день Субботний и освятил его.
День субботний. Заповедь говорит о необходимости еженедельного выходного дня, который нужно посвящать Богу. Для христиан это воскресенье. И здесь нужно разъяснить существующий парадокс: в тексте Библии говорится о субботе, христиане же празднуют воскресенье, следующий день после субботы. Евреи продолжают отмечать субботу, как день полностью свободный от работы, день покоя. Конечно, среди христиан имеются конфессии, которые празднуют субботу, как воскресенье, т.е. отдыхают, проводят Богослужения и т.д. Наиболее ярким примером такого поведения являются адвентисты седьмого дня. Но это исключение, а не правило. Так правы ли христиане: Может быть церковную службу действительно надо проводить в субботу? Конечно же нет. Давайте хотя бы посмотрим на этимологию слова «суббота». Оно происходит от еврейского слова «седьмой» и означает седьмой день недели. То есть, суббота не являлся конкретно установленным днем. Его номер зависит от счета дней недели. Например, в нынешней неделе суббота является шестым, а не седьмым днем недели. Скорее всего она была седьмым днем лунного месяца. Воскресенье, стало сразу праздноваться христианскими общинами, как день воскрешения Иисуса Христа, который воскрес в ночь в следующий день после субботы. Здесь злую шутку сыграл еще лингвистический фактор. В большинстве языков, кроме славянских, суббота «субботой» не называется. В германских языках этот день назван в честь бога Сатурна. То есть, не имеет даже этимологической связи с библейской субботой. Также и день недели. Суббота раньше была действительно седьмым днем недели, начинавшейся с воскресенья. Но сейчас ситуация изменилась. Неделя начинается с понедельника, а суббота вместе с воскресеньем называется уикендом (концом недели). Можно сделать вывод, что ныне библейская суббота воплотилась в воскресенье. И отдельно они не празднуются.
Но сразу же возникает другой вопрос: суббота или воскресенье, но зачем вообще нужен какой-то день отдыха, специальный день для поклонения Богу? Ведь его трудно соблюдать особенно во время полевых работ. Самое дорогое, что есть у человека – это время. Вернуть его нельзя. Прожитый день повторить или исправить невозможно. Самая страшная для воли фраза: это было. То, что было, никакая воля изменить не может. Поэтому человек должен отдать Богу самое дорогое, что у него есть. По сути, выходной день – это великая жертва Богу.
Александр Макеев