ПРОПОВЕДИ
Личность единородного Сына Божия. (Адвент 3)
Кол.1.15-18 «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на Земле, видимое и невидимое … всё Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и всё Им стоит. И Он есть глава тела Церкви».
В стихах нашего эпиграфа ап. Павел говорит о Личности Искупителя Христа. Апостол был переполнен Им и пользовался всяким случаем, чтобы отозваться о Нем с почтением. Он говорит о Христе отдельно как о Боге и как о Посреднике. (1) Как о Боге, он говорит о Нем: «Который есть образ Бога невидимого». Не так, как человек, сотворенный «по образу Божьему» (Быт.1.27) в смысле его природных способностей и господства над творением. Нет, Христос есть образ «ипостаси Его» (Евр.1.3). Вспомним отрывки из Евангелия от Иоанна (Ин.1.14, 14.9): видевший Его «видел Отца, и слава Его была славой единородного от Отца». (2) «Рожденный прежде всякой твари». Это означает, что Он не является творением. Ибо Он родился, или произошел прежде всякого творения. Слова «прежде всякого творения» на языке Библии означают в вечности.
Вспомним отрывок из Книги притчей. Премудрость говорит: Прит.8 23-27 «От века я помазана, от начала, прежде бытия Земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов. Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там». Из этих стихов видно, что эти слова говорит божественная Личность. И что здесь не имеется в виду всего лишь неотъемлемое качество божественной природы (т.е. премудрость). Здесь Премудрость обладает личностными качествами и совершает действия. Этой божественной Личностью может быть только Сын Божий, Которому в других местах Библии приписываются основные изречения премудрости, изложенные в этой притче. Здесь обратим внимание на Его Личность и отличительное существование. Он представляет собой одно целое с Отцом и имеет ту же сущность, но в то же время является Личностью. Обратим внимание также на Его вечность. То, что Он родился соответственно Своей сущности и был помазан божественной волей на Свое служение до сотворения мира, здесь представлено большим разнообразием выражений. Это означает также владычество Христа над всем сущим.
Вернемся к нашему эпиграфу. Как первенец в семье является наследником и господином всего, так и Сын наследник всего. Он не творение, Он – Творец: «Ибо Им создано всё …». Он сотворил мир, как вышний, так и нижний, со всеми их обитателями. «Он есть прежде всего». Он есть прежде создания мира, прежде начала времени, т.е. от вечности. «И всё Им стоит». Он не только всё сотворил в начале, но и до сих пор всё держится словом силы Его, удерживается от распада и превращения в хаос. «Он есть глава тела Церкви». Не только в смысле управления или руководства, подобно царю, управляющему государством, но и в смысле животворного влияния, подобно голове физического тела. Ибо из Него исходит для Своих вся благодать и сила, и Церковь есть тело Его. Все наши надежды и радости берут свое начало из Него, Начальника нашего спасения.
Газетный заголовок гласил: «Физики нашли недостающее звено в главной загадке бытия». Речь шла об открытии тау-нейтрино, невероятно малой частицы, последней из семейства частиц, из которых состоит материя. Существование этой частицы теперь доказано экспериментально. Один из ученых сказал: «Это как последняя буква в алфавите элементарных частиц. Такое открытие, конечно, жизнь никому не спасет, и желудок от него ни у кого не наполнится, но здесь мы проникаем в основу основ, в природу тех частиц, из которых состоит всё, включая нас самих». Найти самую маленькую из всех известных составных частей Вселенной – открытие удивительное. Но можно совершить открытие еще удивительнее – познать Творца Вселенной, Творца всех этих микроскопических частиц, но также и огромных галактик. В Библии сказано, что Иисус Христос «есть прежде всего, и всё Им стоит» (Кол.1.17). «Стоит», т.е. держится, связывается. И для нас гораздо важней Он, Иисус Христос, чем тау-нейтрино. Без Него мы погибли бы и от телесного и от духовного голода. Он спасает нас от грехов и хранит от зла. Он привносит порядок в царящий в нашей душе хаос. Когда всё вокруг, кажется, трещит по швам, взгляните на Христа, Который сшил эти швы. Так давайте же славить Того, Кем всё стоит.
Мы размышляли о Сыне Божьем в связи с творением. Но кто такой Он Сам? Он – сияние Божьей славы и точное подобие Бога Отца. Евр.1.3 «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и, держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте». «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его». Это возвышенное и величественное описание Христа, славного Искупителя человеческого рода. Сказанное частично относится к божественной сущности Христа, а частично к Нему же, облеченному в нашу плоть. То, что Он назван сиянием славы и образом субстанции, присуще Его божеству. Остальное относится и к человеческой природе. Однако всё это сказано для прославления Его достоинства. Он есть единородный Сын Божий, и как таковой имеет одинаковую с Богом Отцом природу. Этим нам дается понять, что именно надо искать во Христе, и какую пользу Он нам приносит. Надо также отметить следующее: здесь нас учат не пустым мудрствованиям, но надежному учению веры. Поэтому мы должны найти употребление приведенному здесь восхвалению Христа в том смысле, в каком оно имеет отношение к нам. Итак, когда ты слышишь, что Божий Сын есть сияние Отчей славы, думай про себя так: слава Отца невидима для тебя, доколе не воссияет во Христе. Он потому зовется образом Отчей субстанции, что величие Отца остается сокрытым, доколе не явится как бы запечатленным в образе Сына. Т.о., апостол хотел не сообщить о том, каково внутренне сходство Бога Отца с Сыном, но согласно уже сказанному, дать плодотворное назидание в вере, чтобы мы знали: Бог является нам не иначе как в лице Иисуса Христа. Ибо безмерное сияние божественной сущности затмевает наши глаза, пока не станет светить нам через Христа. Каждый сын человека есть человек. Если бы их природа не была одинаковой, то человечество давно уже выродилось бы. Личность Христа есть слава Отца, сияющая с истинным божественным великолепием. Он в Своей Личности есть Бог, явившийся во плоти. Будучи той же самой природы с Отцом, Христос должен нести в Себе Его образ и подобие. То же самое (как было сказано) надо думать и о слове «образ». Т.к. Бог Сам по Себе для нас непостижим, образ Его является нам в лице Сына. Такой образ могут воспринять наши глаза. И поскольку Бог является единственным светом, которым нам надлежит просвещаться, Он переливается в нас лишь посредством Христова излучения. Нас поучают, что истинно Бог познается лишь в Иисусе Христе. Ведь Христос не неясный Божий образ, но яркое изображение, являющий Бога в доступной для нас форме. Т.о., всё, принадлежащее Богу Отцу, отображается в Сыне. И всякий имеющий Сына, одновременно имеет всё, находящееся в Отце. Созерцая силу, мудрость и славу Господа Иисуса Христа, мы созерцаем силу, мудрость и благость Бога Отца. Видевший Сына видел Отца (Ин.14.7-9). Кто познал Сына, тот познал и Отца. Различие между личностями не нарушает единства сущностей. Такова слава Его Личности. В Нем обитает вся полнота Божества, не прообразно, но реально.
«И держа всё словом силы своей». Держать здесь означает сохранять, делать так, чтобы творения пребывали в присущем им состоянии. Автор Послания имеет в виду, что всё исчезнет, если не будет поддерживаться силой Христовой.
От славы Личности Христа апостол в ст.Евр.1.3 переходит к славе Его благодати. Его любовь поистине была славной. Великая слава Его страданий состояла в том, что они полностью искупили грехи Его народа. Об этом написано в нашем стихе так: «Совершив Собою очищение грехов наших». Христос не отказался исполнить служение нашего очищения заслугой Своей смерти и пролитой Крови. Т.к. это были Его собственные страдания, то Он Собою искупил наш грех. Он Сам, слава Его Личности и природы придали такую ценность Его страданиям и смерти, что они были вполне достаточными, чтобы восстановить честь Бога, Кому грехи людей причинили оскорбление. Он, примирив нас с Отцом, тем самым положил конец всем ветхозаветным жертвоприношениям. Слово «Собою» подразумевает антитезис: Христу не помогли в деле очищения тени Моисеева Закона. Кроме того, указывается на различие между Ним и левитскими священниками. О них также говорится, как об очищающих грехи. Однако силу эту они заимствовали из отличного от себя источника. Автор Послания, помещая цену и силу очищения в Самом Иисусе Христе, хочет тем самым исключить все прочие средства или вспомоществования.
От славы страданий и смерти Христа автор Послания переходит к славе Его вознесения: «воссел одесную (престола) величия на высоте». Он воссел по правую руку Бога Отца. Как Посредник и Искупитель Он облечен теперь высочайшей честью, властью и полномочиями для блага Своего народа. Теперь Отец всё делает через Него, и через Него же принимает всякое служение Своего народа (в т.ч. и молитвы). Приняв нашу природу и пострадав в ней на Земле, Христос взял ее с Собой на небеса. И там она удостоилась чести быть рядом с Богом, что является наградой Христа за Его уничижение. Итак, совершив Собою в мире спасение человеческого рода, Он был принят в небесную славу, чтобы всем управлять. Автор добавляет эти слова, давая понять, что спасение, обретенное Христом для нас, не является временным. Он как бы говорит, что силу и помощь Христову не следует преуменьшать оттого, что наши глаза Его не видят. Напротив, вершина Его славы состоит в вознесении на небеса, где Он имеет верховную власть. Сидеть одесную Бога Отца – то же самое, что править вместо Отца. Слова «величие» и «на высоте» указывают на то, что Христос сидит на престоле, от которого сияет божественное величие. Значит, Христа следует как любить за искупление, так и почитать за указанное здесь величие.
Через Моисея и его Закон Бог поведал, что Он нравственного порядка и чистоты, праведности и святости. Но в Своем воплощении, в Своей смерти и вознесении Христос открыл славу Отца так, как это мог сделать один лишь Сын. Вспомним стих: Ин.1.14 «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Евангелист учит здесь, как именно произошло пришествие Христово. Слово «обитало» следует понимать, что Христос явился не на один миг, но жил среди людей до тех пор, пока не исполнил Своего долга. «С нами». Полагаем, что евангелист не говорит о людях вообще, а только о себе и других учениках, воочию видевших то, о чем он рассказывает. Ап. Иоанн тут же добавляет: «И мы видели славу Его». Хотя слава Христова может быть видима всеми, она всё же по большей части остается сокрытой для многих из-за их слепоты, из-за их нежелания видеть ее. Лишь немногие, глаза которых отверз Святой Дух, могли увидеть эту славу. Вывод: Христос выглядел человеком, но так, что одновременно в Нем наблюдалось нечто более возвышенное и великое. Могущество Божье в Нем скрывалось под смирением плоти, но так, что продолжало источать Свое сияние. «Полное благодати и истины». Эти слова подтверждают предыдущие. Божество Христово явствовало и в других вещах, но евангелист предпочел этот пример прочим, чтобы упражнять нас больше в духовной сфере, чем в созерцательном знании. Христос на деле доказал, что является источником благодати и истины. Полнота Его благодати есть тот источник, из которого нам всем надлежит черпать.
Люди, живущие в индийском городе Черапунджи, придумали интересный способ переправы через многочисленные реки и потоки своей местности. Они выращивают мосты из корней каучуковых деревьев. Эти мосты формируются в течение 10-15 лет, однако, однажды появившись, они могут служить сотни лет, становясь с годами только крепче. Библия сравнивает верного Богу человека с деревом, посаженным при водах и пускающим корни у потока (Иер.17.8). По причине обилия воды такое дерево переживает летний зной и даже во время засухи не перестает приносить плод. Подобно такому дереву, полагающиеся на Бога люди чувствуют жизнеспособность вопреки самым худшим обстоятельствам. В противоположность этому те, кто полагается на других людей или на себя, часто живут в страхе перед будущим. То же случается с духовной жизнью отвергнувших Бога. Мы должны задать себе вопросы: «Укоренены ли мы в Иисусе Христе? Являемся ли мы тем мостом, по которому другие могут прийти к Нему?»
Господь! Просим, помоги нам подтвердить великую истину: «Блажен человек, который уповает на Господа» (Иер.17.7). Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы славим Твоего Сына Иисуса Христа, Того, Кем всё стоит во Вселенной. Без Него и мы погибли бы и от телесного и от духовного голода. Он спасает нас от грехов и хранит от зла. Он держит жизнь нашу в Своих сильных, добрых и надежных руках. Благодарим, что Божий престол стал всегда доступен для Его детей. Благодарим, что Иисус Христос – источник вечных сил. Он – радость и жизнь наша. Если бы Он нас не хранил, мы не устояли бы в этой жизни. А с Ним мы горя не боимся. Просим, помоги нам жить верою в Него и стремиться к небесной отчизне. Аминь.