ПРОПОВЕДИ
Волхвы поклонились Младенцу Христу как Богу. (на Рождество)
Мф.2.11 «И, войдя в дом, они увидели Ребенка с Марией, Его матерью. И, пав, поклонились Ему и, открыв свои сокровищницы, преподнесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Волхвами или мудрецами назывались ученые люди. Они занимались изучением звезд. В греческом тексте Евангелия волхвы названы магами. Таково было наименование жрецов иранского культа. При Ироде 1-м (Великом) существовали частые контакты между Иудеей и Парфией, которая в ту эпоху включала Иран и Двуречье. Последователи иранской религии, как и иудеи, ожидали явления в мир Спасителя. Св. Златоуст называет волхвов «начатком верующих из язычников».
В то время люди верили, что при рождении великого человека появляется новая звезда на небе. Наученные рассеявшимися иудеями, многие язычники слышали о грядущем в мир Мессии – великом Царе израильском, Который покорит весь мир. Поэтому ждали, что когда родится этот Царь, то на небе появится новая звезда. Господь Бог, по милости своей, дал волхвам такое знамение – на небе появилась новая, необычная звезда. Увидев эту звезду, волхвы поняли, что ожидаемый Царь уже родился. После того, как они получили живое видение, они были введены в заблуждение своим человеческим представлением: отправились они в Иерусалим, в столицу иудейского государства, где, по их мнению, должен был находиться его Царь. Заблуждение их привело к смерти большого числа иудейских мальчиков (ст.16). После того, как главные священники и книжники народа поправили волхвов, те пошли в Вифлеем. Звезда явилась им снова и привела их туда, где находился Младенец Христос.
Относительно звезды волхвов существуют несколько мнений: 1. Это был сверхъестественный феномен. 2. Эта была комета. 3. Эта была сверхновая звезда, о появлении которой сообщали в те годы китайские астрономы. 4. Волхвы увидели вещий знак в сближении «царских планет» Юпитера и Сатурна, которое имело место за 7 лет до нашей эры. Последняя гипотеза, выдвинутая в 17-ом веке астрономом И. Кеплером, до сих пор остается наиболее популярной.
Перенесемся теперь мысленно в Иудею последних месяцев Иродова правления. Ирод правил в Иудее с 37 по 42 год до н.э. Следовательно, Рождество Христово совершилось за 6-7 лет до принятой условной даты. Ввиду отсутствия в древнем мире общего календаря, точная дата Рождества не известна. В 16-ом веке монах Дионисий Малый сделал расчеты, согласно которым Рождество приходилось на 754г. от основания Рима. Эта дата и принята для установления новой эры. Однако дальнейшие исследования показали, что Дионисий ошибся на несколько лет.
Жители Иерусалима, привыкшие, что их город часто посещали пилигримы из разных стран, вероятно, не обращали внимания на караван чужеземцев, который двигался по его улицам. Но вскоре о них заговорили, т.к. стало известно, что чужеземцы разыскивают царя Иудеи. Причем не Ирода, а другого, недавно родившегося. Они говорили: Ст.2 «мы видели звезду Его на востоке, и пришли поклониться Ему». Но вместо ответа испуганные люди торопились пройти мимо чужеземцев. Нужно было хоть немного знать о положении дел в Иерусалиме тех лет, чтобы понять, насколько вызывающим и неосторожным казался сам этот вопрос. Но волхвы, ехавшие издалека, не догадывались о своей оплошности. Ирод, сын идумейского (потомок Исава) сановника, захватил власть в Иудее при поддержке римлян. Сделал он это против воли народа и постоянно опасался за свой престол. Жертвами подозрительности Ирода стали его жена, три сына и многие другие родственники. Его сильно встревожила весть о новом претенденте на корону, несмотря на то, что ему уже было 70лет. Кто же этот очередной претендент на престол? Какие силы стоят за ним? Самым неприятным в известии было для Ирода то, что он впервые слышал об этом «заговоре». Встретившись с волхвами, Ирод выяснил, что речь идет о Ребенке, Которого считают будущим Мессией. С такого рода посягательствами на свою власть царь не раз имел дело и понимал, что здесь нужны быстрота и решительность. Он стал выяснить у главных священников и книжников, где ожидалось появление Мессии. Когда ему назвали Вифлеем, он направил туда волхвов, прося их сообщить подробные сведения о новоявленном царе иудейском. Меньше всего Ирода заботило исполнение библейских пророчеств. Помутившийся разум старика строил планы расправы.
Т.о., мы видим, что с первых же дней мир встретил Мессию ненавистью и угрозами. Но это был не весь мир. Те, кто верил и ждал Божьего посланника, кто был чист сердцем и полон надежд, встретили Его иначе. Вифлеемские пастухи, старец Симеон и восточные мудрецы признали в Нем грядущего Царя.
Когда волхвы прибыли в городок Вифлеем, там уже знали о таинственном Младенце, родившемся в укрытии для скота. Местные пастухи, первые кто видел Его, рассказывали о необыкновенных явлениях (встрече на поле с ангелами), которые направили их в пещеру. Жителям Вифлеема было известно, что когда принесли Младенца в Иерусалим для выполнения очистительных обрядов и посвящения первенца, Ему там предсказали великое будущее. Старец Симеон, взяв Дитя из рук юной матери, принес благодарение Богу и сказал, что теперь может умереть спокойно, ибо видел спасение, которое Бог Лк.2.31,32 «уготовал перед лицом всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Израиля». Об этом пророчестве услышали многие, находившиеся в храме. Те, кто ожидал «утешения Израилева», передавали его из уст в уста. Дошло оно и до Вифлеема. Поэтому волхвы без труда могли отыскать Младенца. Вспомним наш эпиграф: Мф.2.11 «И, войдя в дом, они увидели Ребенка с Марией, Его матерью. И, пав, поклонились Ему и, открыв сокровищницы свои, преподнесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и Человек. Золото они принесли Ему, как Царю (в виде дани или подати); ладан – как благоухающую жертву Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), а смирну (широко распространенная на востоке благовонная мазь) – как обреченному на смерть человеку. Предание сохранило имена волхвов, которые потом стали последователями Спасителя. Это были: Мельхиор, Каспар и Валтасар. В христианском фильме «Бен Гур» показывают, что волхв Валтасар вернулся в Иудею узнать, что стало с Младенцем, Которому они поклонились. Господь Иисус в это время уже заканчивал Свое земное служение. Волхв был свидетелем Его крестной смерти. Когда, глядя на умирающего Господа, герой фильма Бен Гур сказал: «Всё, всему конец», Валтасар на это ответил: «Это не конец, а только начало».
Мы можем извлечь уроки для себя, сделать некоторые выводы из этой истории.
Рассмотренный нами библейский отрывок свидетельствует о том, что, во-первых, истинные верующие есть в странах, в которых мы меньше всего ожидаем их встретить. Ни в коей мере недопустимо говорить о каком-либо месте как о языческом. Благодать Божья не привязана ни к географическим местам, ни к какой-либо расе людей. Дух Святой может приводить людей к Христу, даже если внешние обстоятельства этому не благоприятствуют. В самых отдаленных уголках Земли люди могут обрести спасение, как его обрели волхвы. И сегодня есть много верующих, идущих в страну небесную, о которых не знает мир.
Во-вторых, приведенные выше стихи свидетельствуют, что не всегда те, кому была оказана честь родиться в религиозном окружении, воздают достойную хвалу Христу. Если бы это было не так, то первосвященники и книжники первыми устремились бы в Вифлеем, узнав о Рождении Божьего Посланника. Но, увы, первыми (за исключением пастухов) были никому не известные чужеземцы. Подобное случается и сегодня. Люди, имеющие возможность принять благодать Божью, отвергают ее. Некоторые из тех, которые по своему положению должны первыми прийти и поклониться Богу, приходят последними. В то время как люди, далеко стоящие, приходят первыми.
В-третьих, данные стихи показывают, что знание Библии не гарантирует присутствие благодати в сердце. Царь Ирод, «собрав всех первосвященников и книжников народных», спрашивал у них, где должно родиться Христу?». В Библии находим, что спрошенные дали точный ответ, показав знание Писаний, однако сами не пошли взыскать Младенца. А позже, когда Господь Иисус служил им, не поверили Ему. Пусть Господь убережет нас от самодовольства, связанного с интеллектуальным знанием Библии. Знание ее необходимо, но оно должно применяться соответствующим образом. Сколько людей будет осуждено на вечные муки, несмотря на их знание Библии. Малая благодать лучше больших знаний. Знание само по себе не спасает, только благодать ведет к славе.
В-четвертых, рассматриваемые стихи являют прекрасный пример духовного прилежания. Как нелегко было волхвам преодолеть расстояние от их дома до места пребывания Младенца Иисуса. Сколько километров они должны были пройти. И времени на их путешествие понадобилось немало. И опасности подстерегали их на каждом шагу. Но ничто не могло удержать волхвов, потому что их сердце устремилось к родившемуся Царю иудейскому. И они не успокоились, пока не увидели Его, подтвердив тем самым слова пословицы: «Где желание, там и путь». Для христиан было бы неплохо последовать примеру этих благочестивых людей. Готовы ли мы претерпеть боль ради благодати? Какие усилия приложили мы в следовании за Христом? Чего нам стоила наша вера?
В-пятых, в этих стихах мы видим удивительный пример веры. Волхвы уверовали во Христа, не видя Его, но это не всё. Они верили тогда, когда не верили ни первосвященники, ни фарисеи, ни книжники, но и это на всё. Они верили в Него, в Ребенка на руках матери, и поэтому поклонились Ему как Богу, Царю и Спасителю. Волхвы не видели чудес Христа, не слышали Его учения. Они не видели ничего, кроме беспомощного и слабого Ребенка, нуждающегося в материнской заботе, как каждый из людей в детстве. И всё же они уверовали, что перед ними Спаситель мира. «И, пав, поклонились Ему». Эту веру заслуженно можно поставить рядом с верой кающегося разбойника на кресте. Разбойник видел человека, умирающего смертью преступника, однако в мольбе своей назвал Его Господом. Блажен, кто может так верить! Где бы ни читалась Библия, люди узнают о поступке волхвов, и это памятник им.
Древний псалмопевец писал: Пс.8.4,5 «Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» Ветхий Завет неоднократно обращается к этому вопросу. Находясь в Египте, рабы-израильтяне с трудом могли поверить заверениям Моисея, что Бог заботится об их будущем. В книге пророка Исаии находим слова Бога: Ис.49.8 «Во время благоприятное Я услышал тебя, и в день спасения Я помог тебе». В этом месте Бог обращается к народу, переживающему наихудшее время в своей истории. Исаия пророчески предвидел вавилонский плен и слышал слова переселенных: Ис.49.14 «Оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня». На эту жалобу Бог отвечает рядом обетований, в которых провозглашает надежду на освобождение от жестоких врагов. Более того, Он предсказывает воплощение и смерть Своего Сына. Что мы значим для Бога? Рождество – вот Его ответ.
Ослушавшись Бога, Адам и Ева лишились первозданной радости. Бог изгнал их из райского сада, чтобы предотвратить худшее. Если бы они после плода с дерева познания добра и зла съели также плод дерева жизни, то стали бы жить вечно, оставаясь грешниками. Жизнь вне райского сада оказалась нелегкой. Им пришлось тяжело работать, чтобы добыть пищу. Кругом царили болезни и смерть. Их первенец Каин вероломно убил своего младшего брата Авеля. Грех всё глубже проникал в их жизнь, и радость угасала с каждым днем. Но Бог желал вернуть в мир людей радость. Она вернулась с приходом на Землю Божьего Сына. Ангел сказал пастухам: Лк.2.10 «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям». Бог пришел в наш мир, чтобы однажды исполнить все Свои обетования и устранить печаль, боль и смерть. Неудивительно, что Рождество – самая радостная пора в году.
Господь! Просим, помоги нам встать на путь веры волхвов. Не стыдиться веры в Иисуса Христа и свидетельства о Нем. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что людей Ты возлюбил вечной любовью. Мы благодарим, что Божья любовь свела Иисуса Христа с небес и вознесла Его на крест. Благодарим, что Он всё совершил для нашего спасения. Благодарим, что Христос в нас – упование вечной славы. Надежда христиан – твердая уверенность, поскольку основана на Христе. Просим, помоги нам смирять свое упрямство перед Твоей волей. Помоги нам понять, что собственные прихоти заведут нас в тупик и только сила и мудрость нашего Спасителя удержат нас на благом пути. Благодарим, что наши скорби и переживания много значат для Тебя. Напоминай нам о том славном дне, когда небеса возвестили миру о пришествии Твоего Сына. Помоги нам прославить Его так, чтобы это не укрылось от людей. Помоги нам в том, чтобы Твой величайший дар пробудил в нас глубочайшую благодарность. Аминь.