ПРОПОВЕДИ
Что свидетельствует об истинной вере христиан
Евр.6.10 «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым».
Некоторые убеждены, что вера и реальность действуют в разных сферах. Таковые говорят, что выбрали путь реальности, а не веры. Двум студентам из известных семей не давали покоя поступки верующих, которые эксплуатировали бедных, и они также отвергли всякую религию, избрав путь реальности, чтобы облегчить страдания трудящихся масс. Но они стали ощущать пустоту жизни без Бога. С ними стали происходить чуть ли не чудеса, и оба студента уверовали во Христа как Спасителя и Господа. Они продолжали помогать бедным, но уже иначе. У них теперь реальность была другая и путь другой – путь живой веры, а не мертвых ритуалов. Если мы познаем Христа, вера и реальность сольются в одно.
Назваться верующим нетрудно. Но чего стоят наши слова, выясняется только тогда, когда Бог просит нас отказаться от самого для нас дорогого. И тогда нам, как в свое время Аврааму, приходится решать вопрос послушания. (Имеем в виду тот случай, когда Авраам собирался на горе Мориа принести в жертву своего сына Исаака.) Если хочешь быть послушным Богу, порой от многого придется отказаться. Можешь потерять работу, уважение близких и т.п. За верность Богу на Земле нас часто ожидают не награды, а наказания. И вот тут-то испытывается наша вера и решается вопрос: поверим ли мы Богу, когда кажется, что Он нас не замечает в упор. Мы должны знать, что испытание – это возможность для нас проявить веру в Бога, в Того, Кто всегда держит Свое слово даже тогда, когда мы этого не понимаем. Вера – это способность видеть Бога и во мраке.
Христианка поздним вечером шла через лес. В руке у нее была сумка с деньгами и продуктами. Из тьмы появился мужчина и, подойдя к ней, потребовал: «Отдайте мне вашу сумку!» Она спокойно ответила: «Благодарю вас, я и сама могу ее нести». Мужчина настолько был ошарашен этим ответом, что минут 10 шел молча рядом. Потом повторил свое требование: «Отдайте мне вашу ношу». «Благодарю, но я справлюсь сама». Неожиданно он отстал. Ей стало страшно от мысли, что он сейчас нападет на нее сзади. Но тут она подумала: «Спаситель мой не только в церкви хранит, но Он и здесь, в нашем лесу». И она прошептала стих: Пс.22.4 «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною. Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня». Грабитель подскочил к ней и спросил: «Что вы сказали?» Она повторила стих и у них завязалась беседа. Наконец, он спросил: «А почему же вы не кричали от страха?» «А зачем кричать и звать на помощь полицию, когда мой Господь сильнее всех и хранит меня, я нахожусь под Его охраной. Он не допустил, чтобы вы причинили мне какое-либо зло». Когда они разошлись, мужчина заплакал, а она крикнула ему: «Я буду молиться за вас, пока вы не найдете дорогу жизни».
Вернемся к нашему эпиграфу Евр.6.10 «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым». Перефразируем слова автора послания: «Думаю, что вы спасены, ибо Бог не неправеден. Он не забудет ваш труд». Люди, разбирающиеся в учении христианском, знают, что мы спасены верой, а не делами. Раз так, какая разница, забыл Бог наш труд или нет? Может ли это как-то сказаться на нашем спасении? Рассмотрим, как понимать наш стих. Слова «Ибо не неправеден Бог» означают то же, как если бы автор сказал: «Исходя из доброго начала, я надеюсь и на доброе завершение». Он говорит: «Я убежден в вашем спасении, поскольку Бог не может забыть о ваших делах». Кажется, что их спасение основано на делах, и Бог делается их должником. Но автор здесь не говорит прямо о том, какова причина нашего спасения. Поэтому из этого места нельзя судить о заслуге дел, нельзя и выводить отсюда, что именно положено за дела. Библия нигде не показывает нам иного источника спасения кроме незаслуженного милосердия Божия. Еф.2.8,9 «благодатью вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар. Не от дел, чтобы никто не хвалился». То, что Бог обещает награду за дела, связано с благодатным обетованием, которым Он усыновляет нас и примиряет с Собой, не вменяя нам грехи. Значит, награда полагается за дела не по заслуге, но по простой божественной щедрости. И даже это щедрое вознаграждение за дела имеет место только после того, как по благодеянию Христову мы принимаемся в благодать Божию. Т.о., Бог не воздает нам по долгу, но исполняет добровольно данное Им обещание. И исполняет потому, что прощает нас. Больше того, Он смотрит не столько на сами дела, сколько на Свою благодать в этих делах. Отсюда и выходит так, что Бог не забывает наши дела, потому что видит в них Себя и плоды Своего Святого Духа. Именно это подразумевал апостол, говоря, что Бог не может отречься от Себя. Т.о., данное место соответствует утверждению ап. Павла: Флп.1.6 «начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа». Итак, Бог смотрит здесь на Себя и Свои дары, чтобы довести до конца то, что Он добровольно начал в нас, не побужденный к этому никакими нашими делами. Он Сам сделал Себя нашим должником.
Надо знать и помнить, что единственное свидетельство того, что вера человека истинна – это его дела. Вспомним стих: Иак.2.18 «покажи мне веру твою без дел, а я покажу тебе веру мою из дел моих». Нам предлагается сравнить веру, хвалящуюся собой и не имеющую дел с верой, доказанной делами. И сопоставить их между собой, чтобы испытать, какое впечатление произведет это сравнение на наш ум. Предположим, что истинный верующий обращается к лицемеру с такими словами: «Ты говоришь, что имеешь веру. Я не хочу хвастаться своей верой, пусть мои дела говорят за меня. Если можешь, докажи мне, что имеешь исповедуемую тобой веру без дел, а я тебе покажу мои дела, исходящие из веры и доказывающие ее наличие». Библия учит именно по этому правилу оценивать как себя, так и других. Это совершенно верно. Однако будет недостаточно, если вы покажете мне, или я покажу вам, что наша вера истинна. Бог хочет, чтобы своими делами мы показали Ему, что являемся истинно верующими. Печально, если таких дел у нас нет или наши дела противоречивы.
Яна Гуса казнили 6 июля 1415г. в день его рождения. На соборе, в городе Констанце папский судья прочитал приговор: «Лишить его, как неисправимого еретика, звания священника и передать в руки светской власти». Чтобы избежать наказания, Гусу достаточно было произнести одно слово: «отрекаюсь», и он был бы освобожден. Но он говорил, что готов евангельское исповедание засвидетельствовать своей смертью. Когда его возвели на костер, из пламени раздавалось пение Гуса: «О, Иисус, будь милостив ко мне».
Нам нет никаких причин становиться нерадивыми. Впереди нас ожидает великое наследие. Если мы надеемся однажды вступить в него и обрести всё то, что обещал нам Бог, следует и дальше стремиться к этому наследию. Римский император Валент приказал запереть и опечатать все христианские храмы в городе Едес в Месопотамии. Тогда христиане стали собираться за городом, там совершая богослужения. А император приказал умертвить всех правоверных, которые за городом будут совершать богослужение. Городской префект Модест тайно уведомил правоверных об угрожающей опасности, советуя там впредь не устраивать собраний. В следующий воскресный день, к крайнему удивлению Модеста, собрание христиан оказалось многочисленным, как никогда. Префект получил приказ немедленно отправиться туда с войском и предать смерти мужественных последователей христианской веры. Проходя по городу, он увидел женщину, которая, держа на руках малолетнего сына, с поспешностью выбежала из дома и пробиралась сквозь ряды воинов. Модест приказал остановить ее. Префект спросил: «Куда ты бежишь?» Она ответила: «Бегу туда, где собрались правоверные». «Разве ты не знаешь, что я послан предать смерти всех, кого там застану?» Она сказала: «Знаю, для того-то я и спешу, чтобы не упустить случая претерпеть мученичество». «Зачем ты несешь с собой малолетнего сына?» «Чтобы и он был участником того же блаженства» - ответила христианка и поспешила дальше. Модест, пораженный таким мужеством, тотчас возвратился во дворец и убедил императора отменить жестокий приказ.
Великие духовные паломники, подобные Аврааму, не ослабляли своего рвения и несли бремя своего паломничества до самого конца. И поэтому вступили в обетованное наследие. Мы должны уподобиться им. Евр.6.11,12 «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца. Дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верой и долготерпением наследуют обетования». «Желаем же, чтобы каждый из вас». В этих стихах автор послания говорит о том, чего не хватает пока его читателям. Раскроем более широко его слова: «Вы доказали многими примерами свою любовь. Остается показать, что вашей любви соответствует ваша вера. Вы усердно трудились, чтобы никого не лишать вашей помощи, но с не меньшим усердием вам надлежит стремиться преуспеть в вере». Христианская жизнь является целостной лишь тогда, когда мы изъявляем усердие и в любви и в вере. «Для совершенной уверенности». Т.к. людей, исповедующих христианство, еще разделяли различные мнения и тяготили многочисленные суеверия, автор предлагает своим читателям настолько утвердиться в правой вере, чтобы больше не колебаться и не увлекаться ветрами разнообразных сомнений. Т.к. истина Божья незыблема, вере, опирающейся на нее, чтобы стать истинной, надлежит быть выше любого сомнения. Такова совершенная уверенность, когда благочестивая душа постановляет: не подобает подвергать сомнению то, что говорит Сам Бог, не могущий ни лгать, ни обманываться. Слово «в надежде» употребляется здесь вместо «в вере» из-за близости этих понятий. Но полагаем, что автор здесь умышленно его использует, поскольку ведет речь об уверенности. Отсюда можно заключить, сколь далеко от веры то общее познание, которое свойственно и бесам, и нечестивым. Ведь они верят, что Бог справедлив и истинен. Однако не обретают ничего от этого благой надежды, т.к. не принимают благодать во Христе. Автор говорит «до конца» или «до совершенства», чтобы евреи (его читатели) знали, что еще не достигли цели, и думали о дальнейшем продвижении. «Дабы вы не обленились, но …». Автор противопоставляет оцепенению подражание. Он учит о том, что отцы стали участниками обетований только вследствие несгибаемой крепости веры.
Показав достоинство верных последователей Христа, что они рождены от Него, а поэтому являются близкими родственниками Богу, ап. Иоанн побуждает детей Божьих стремиться к святости. 1Ин.3.3 «всякий, имеющий эту надежду на Него (Христа), очищает себя, т.к. Он чист». Дети Божьи знают, что их Господь свят и чист. Он имеет такое чистое сердце, что не может допустить присутствия рядом с Собой какой-либо нечистоты или скверны. Поэтому надеющиеся жить с Ним должны стремиться к полной чистоте от мира и греховных наклонностей. Они должны возрастать в благодати и святости. Не только Господь повелевает им так поступать, но их собственная новая природа тоже побуждает их к этому. Более того, надежда на небо внушает им и обязывает их делать это. Они знают, что их Спаситель свят и чист. Они знают, что их Бог и Небесный Отец высок и свят, что всё общество на небе чисто и свято. Они знают, что их наследство есть наследство святых. Предаваться греху и нечистоте несовместимо с такой надеждой.
Итак, добрыми делами никому не спастись. Но, с другой стороны, ап. Иаков учит нас, что от веры без дел толку нет (Иак.2.20). Чтобы это доказать, он привел пример: от твоей веры голодный сыт не станет. Ему поможет вера, которая что-то для него сделает (Иак.2.15,16). Эта истина очень своевременна для нас, потому что в наше время многие в мире страдают от голода, а многие – от обжорства. Как же нам научиться благодарить Бога за то, что мы имеем? Без благодарности вера не вера. Верующие, которые от всего сердца благодарны Богу за благословения Его, не могут не делиться своими благословениями с другими.
Господь! Просим, дай нам веру, от которой будет толк. И замечать нищих, как нищих духовно, так и материально, как в далеких странах, так и за углом. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим Тебя за обетование прощения в Иисусе Христе. Пусть оно осветит самые темные дни нашей земной жизни. Благодарим, что Господь Иисус нам щит из рода в род, мы только Им живем. Он через бури нас ведет, открыл нам вечный дом. Мы желаем иметь крепкую веру в Него, а не в свои силы и способности. Просим, помоги нам, теряя почву под ногами, доверяться Тебе. Удали наши сомнения и замени их обновленной верой в Тебя. И основывать свои убеждения на Тебе, а не на наших переменчивых чувствах, чтобы нам не упасть. Твоя победа в этом падшем мире несомненна. Просим, дай нам силу побеждать окружающий мир и свои греховные наклонности верой и послушанием Тебе. Просим, пошли нам силы верно пройти путь, определенный на сегодняшний день. Просим, даруй нам смелости поступать по истине, а главное – принять дар спасения в Иисусе Христе и полагаться только на Него. Аминь.