ПРОПОВЕДИ
Чудо творения указывает на мудрость Творца.
Рим.1.20 «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».
Придерживаться основополагающих догматов веры, решительно их отстаивать и действовать в соответствии с ними – в этом мы должны проявлять себя как истинно верующие. Первый догмат, которого мы должны придерживаться – это догмат о творении. Евр.11.3 «Верою познаем, что веки устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое». Итак, творение миров Словом Божьим составляет один из самых первых догматов веры, который имеет большое влияние на все остальные. И является общим для всех верующих всех времен. У веры есть не только перспектива, но и взгляд в прошлое. Она смотрит не только в будущее, к концу мира, но и в прошлое, к его началу. Вера дает нам уразуметь относительно как высших, так и низших миров, что они не произошли сами собой, но кем-то сотворены. И что они не вечны. И что Создателем миров является Бог. Он сотворил всё и поэтому должен быть Богом. Он сотворил миры с величайшей мудростью, т.е. расположил все части и приспособил их друг к другу так, чтобы они отвечали своим целям и возвещали о совершенстве своего Творца. Библия дает нам вернейшее и точнейшее описание происхождения Вселенной, и мы должны верить ей, не искажая и не умаляя библейского описания процесса творения на том основании, что оно не соответствует нашим фантастическим гипотезам. Ибо эти гипотезы приводят к отступлению от веры.
Для многих людей великой загадкой является происхождение мира. Многим хотелось бы, чтобы Библия начиналась словами: «В начале всё появилось само собой». Всё их существо противится словам Библии: Быт.1.1 «В начале сотворил Бог небо и Землю» или ст.26 «Сотворим человека по образу нашему». Они пытаются внушить себе, что когда-то давным-давно произошел колоссальный взрыв, после которого сами собой сформировались галактики, звезды и планеты со всем наполняющим их. В т.ч. деревья с разными листьями, разной твердостью и рисунком стволов, разной высотой; а также разные по виду и запаху цветы, которые цветут как ранней весной, так и поздней осенью. И цветут как на высоких горах, так и в низких болотах. Бог любит разнообразие и красоту. И все-таки есть люди, которые думают, что волей невероятного соединения случайных атомов появилась первая клетка, впоследствии эволюционировавшая во всё живое. То, как мы относимся к первым словам Библии: «В начале Бог сотворил небо и Землю», определяет наше отношение и ко всему остальному. Мы либо верим всему Слову Божьему, либо соглашаемся с тем, что миром правит случайность, а не Бог. А мы – плод слепых блужданий миллионов лет эволюции.
Было время, когда не существовало ни Вселенной, ни материи, ни времени. И Сын Божий вызвал к жизни всё, что существует во Вселенной. В Библии об этом сказано так: Ин.1.1,3 «В начале был Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. … Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». И еще: Кол.1.16 «Им создано всё, что на небесах и что на Земле». Итак, Божье дело творения завершено, наше дело восхваления продолжается.
Один из талантливейших современных ученых пишет, что «законы природы отличаются удивительной математической простотой и красотой». Я долго работал конструктором. Мой начальник и наставник говорил: «Гениальность конструкции в простоте». Я могу понимать, что без Творца окружающий нас мир, полный удивительной простоты и красоты, не мог возникнуть сам по себе. Если бы что и появилось без Бога, то лишь хаос. Поэтому единственное разумное объяснение гармонии прекрасной природы – это Бог Библии. В Библии сказано: Пс.18.2 «Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает твердь». Считают, что небеса и небеса небес – это огромное воздушное пространство, где расположены орбиты планет и утверждены звезды. Там, как ни в каком другом месте, провозглашается слава Божья. «Небеса проповедуют», т.е. свидетельство их не прекращается ни на минуту, они каждый миг возвещают о существовании Бога. Можем разглядеть в них неопровержимое доказательство существования разумного, всемогущего и всевластного Творца, имеющего вполне конкретные намерения. Свидетельство небес – это не туманный намек, а четкое и ясное заявление. Но какой толк даже в самой громкой провозглашенной вести для глухого? Какая польза от самого ясного откровения для духовно слепых? Мы должны быть просвещены Святым Духом, иначе все бесчисленные солнца Вселенной не могут просветить наш разум и помочь нам прозреть.
Вернемся к нашему эпиграфу: Рим.1.20 «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы». Сила Бога и Его Божество невидимы людьми сами по себе, и в то же время они ясно видны по их проявлениям в природе. Но величие Его блистает во всяком творении, и люди могут получить отсюда представление о Нем. Бог открывает совершенное Им и являет в нем Свою силу и Свое Божество. Люди не могли естественным путем прийти к познанию трех Лиц Божества, но они получили возможность познать Его в такой степени, что это было вполне достаточно, чтобы удержать их от идолопоклонства. Эти знания они получили через рассматривание творений. Творения созданы настолько разумно, хорошо и красиво, что должны быть созданы каким-то разумным существом, а таковым мог быть не кто иной, как только предвечный, мудрый, всемогущий Бог. Создатель узнается по своим созданиям. Множество, разнообразие, порядок, красота и гармония творений, различная природа и их сложное строение, определенная целенаправленность отдельных частей и соединение их в одно прекрасное целое – всё это представляет вполне достаточное доказательство существования Творца, Его силы и мудрости. «От создания мира», т.е. откровение о Боге в природе так старо, как сама природа. Это не какие-то современные открытия, но древние истины. Истина предшествовала заблуждению.
Псалом 8 выражает восхищение и торжественное размышление о славе и величии Божьем. Об этом и мы должны задумываться возвышенно. Приведем только два стиха из этого псалма. Пс.8.4,5 «Когда взираю я на небеса Твои – дело рук Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его?» В книге ученого под названием «Солнечная система» можно найти несколько строк, которые послужат прекрасным комментарием к этим стихам. Он пишет: «Наблюдения за солнечной системой имеют свойство обуздывать человеческую гордыню и пробуждать смирение. Гордыня всегда была отличительной чертой ничтожного человека, а также главной причиной войн, распрей, грабежей и честолюбивых замыслов, которые на протяжении истории губили и разоряли наш грешный мир. Между тем, учитывая обстоятельства жизни человека и его положение во Вселенной, гордыня – это самое последнее, что он должен испытывать. … Человек, этот ничтожный, тленный червь, чьи знания столь ограничены и чья глупость столь велика и очевидна, что берет на себя дерзость быть высокомерным и надменным». Ничто другое не способно так противодействовать этой печальной склонности человека, как наблюдение за небесными телами. Если бы мы могли с небес посмотреть вниз на едва различимый силуэт Земли, мы воскликнули бы вслед за Сенекой: «И на этой маленькой точке сосредоточены все великие замыслы и желания человека? Ради этого ничтожного куска материи мы устраиваем столько мятежей, кровопролитий и разрушительных войн?» Наша обязанность – размышлять о Божьих творениях.
Молодой человек в джинсах расположился на станции метро. Достав из футляра скрипку, он начал играть. В течение сорока минут прозвучало шесть классических произведений. Больше тысячи человек прошло мимо, не обратив на музыканта никакого внимания. Никто не знал, что этим музыкантом был Джошуа Белл, музыкант с мировым именем. А скрипка Страдивари, на которой он играл, стоила три с половиной миллиона долларов. Впоследствии Белл сказал: «Такое странное чувство, словно люди знали, кто я, но игнорировали». Бог тоже знает, что значит быть игнорируемым. Ап. Павел в Послании к римлянам (глава 1) доказал, что Бог дал людям достаточно фактов Своего бытия. Они заключены как в самом человеке, так и в окружающем его творении. Однако люди не только не благодарят Бога, но отказываются признать Его. Рим.1.21 «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце». Игнорирование известного скрипача, в общем, не повлияло на судьбу оказавшихся в тот день на этой станции метро. Но игнорирование Бога Творца будет иметь действительно серьезные последствия.
Сезон дождей вызвал наводнение в природном заповеднике Таиланда. Жертвами стихии оказались семь слонят. Пытаясь перейти вброд реку по привычному маршруту, они были снесены потоком и упали с верхней площадки водопада с высоты 90 метров. Защитники живой природы сказали, что трагедии можно было бы избежать. А представитель Таиландского фонда охраны живой природы посетовал на то, что защитные дамбы оказались бесполезными. Задолго до того, как мировая общественность заинтересовалась сохранением животного мира, Бог проявлял интерес к Своему творению. В истории о пророке Ионе мы видим, что Бог заботится не только о жителях Ниневии, но и о скоте в городе. Читаем из Библии: Иона 4.11 «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек … и множество скота». А еще раньше Господь дал Моисею законы, в которых защищались права как людей, так и животных (Исх.23). Бог желает, чтобы мы заботились о Его творении. Можем сделать еще один вывод: Если Бог заботится даже о скоте, как мы можем пренебрегать духовными нуждами тех, за кого умер Его Сын, наш Спаситель.
Некий проповедник пишет: «Когда у меня выдается тяжелый день и душа жаждет успокоения, я выхожу вечером из дома и смотрю на звездное небо. Мерцающие звезды пленяют взгляд, и я, хотя бы ненадолго, забываю о земных переживаниях». Размышляя о необъятности Вселенной, мы начинаем понимать, насколько мелки и ничтожны наши заботы. Однако Бог так не считает. Задавая ход всем бесчисленным звездам и планетам, Он думает и о нас. И не только думает, но и заботится так, как мы не можем себе представить. Неудивительно, что ап. Павел побуждал христиан размышлять о горнем (небесном). Кол.3.1 «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога». Мы должны помышлять более о небесном мире, чем о земном. Он должен стать целью наших стремлений. Мы должны искать благоволения Божьего, поддерживать общение с горним миром посредством молитвы, веры, надежды и любви и постоянно заботиться о том, чтобы хранить себя достойными будущего небесного блаженства. Основанием для этого является то, что «Христос сидит одесную Бога». Наш Ходатай достиг высшего достоинства и чести на небесах. Устремляясь к небесам, мы уносимся душой от земных забот и обращаемся сердцем к Богу.
Мы имеем основания жалеть творение, из-за нашего греха оказавшегося в рабстве. С падением человека осквернилось всё земное творение. Возникла вражда между отдельными творениями. Ап. Павел пишет: Рим.8.22 «Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне». Грех является бременем для всего творения. Т.о., мы не одиноки в ожидании пришествия нашего Спасителя Иисуса Христа. Подобно всему творению, и мы стенаем, ожидая того времени, когда Бог сделает мир совершенным. Мы призваны ожидать это в терпении (ст.25), зная, что однажды всё творение будет освобождено «от рабства тлению в свободу славы детей Божьих» (ст.21).
Вера в то, что Вселенная создана изреченным Словом Божьим, не является иррациональной. Повсюду в живой природе мы обнаруживаем не просто материю, но материю, несущую определенную информацию и способную передать эту информацию другой материи. Я слышал по радио высказывание ученого, что в лесу целый интернет взаимопомощи. Откуда пришла эта информация? В современной науке высказывается гипотеза, что начало Вселенной положил «большой взрыв». Некоторые ученые, по всей видимости, считают, что наука не должна задаваться вопросом о причине этого взрыва. Аналогично их отношение к проблеме: какая цель человеческой жизни? Благодаря вере мы знаем ответы на эти основополагающие вопросы. Мы верим Богу, поэтому у нас есть цель, и смысл и надежда.
Господь! Просим, помоги нам признать и возблагодарить Тебя за прекрасные Твои творения, и за то, что Ты удивительным образом открыл Себя нам. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам больше постигать вечную силу Божью. Больше узнать о том, что Божья незримая вечная сила мудро и дивно наш мир сотворила. И, созерцая чудо творения, видеть повсюду Божью руку. Дай признать, что лишь Бог так мудро мир устроить мог, что Он хвалы и благодарения достоин. Дай нам всегда помнить, что Ты – Бог, создавший Землю и человека и творящий чудеса, печешься и о нас, людях. Ярче солнечного света сияешь Ты. Твоей славой озаряясь, преклоняемся перед Тобой и мы. Благодарим, что Ты любишь нас без конца, Ты открыл нам Свои чертоги, посылаешь мир в наше сердце, принимать нас всегда готов, водишь в земной жизни милостью Своей и защищаешь нас от врагов. Мы благодарим Тебя за Твое прекрасное творение и за Твою любящую заботу о чудесной природе и о всех нас. Во имя Иисуса Христа. Аминь.