ПРОПОВЕДИ
Заслуги или другой путь человека к Богу.
Ин.14.6 «Иисус сказал ему (Фоме): Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Христос отвечает на вопрос Фомы. Фома охотно послушал бы, что Христос будет делать на небесах, как и мы никогда не устаем от этих умствований. Однако усердие и силу надо прилагать в другом. А именно: в том, каким образом нам стать участниками в блаженном воскресении. Смысл этого стиха: всякий, Христа имеющий, ни в чем не будет терпеть недостатка. Христос полагает три ступени: говорит, что Он есть начало, середина и конец. Отсюда следует, что с Него надо начинать, через Него идти, и Им заканчивать. Он свидетельствует, что вечная жизнь обретается в Нем. И это не следует искать где-либо, кроме как в Нем одном. Он учит, что Он – путь, единственный путь, которым можно достичь данного состояния. Объявив Себя вождем, Он не оставляет Своих посредине пути, но делает их причастниками истины. Поскольку Христос истина и жизнь, Он имеет в Себе всё, что удовлетворит даже совершеннейших людей. Вспомним, что в 1-й главе сказано, что благодать и истина произошли через Иисуса Христа. Поэтому полагаем, что истина разумеется здесь как совершенство веры, а путь – ее начатки и первые шаги. Т.о., если кто отойдет от Христа, то впоследствии будет только заблуждаться. Христос потому является путем, что приводит нас к Богу Отцу. Потому является истиной и жизнью, что в Нем мы получаем Самого Отца. Это можно сказать и о молитве: никакие прошения не выслушиваются без ходатайства Христова. Всякое богословие без Христа не только глупо и напрасно, но безумно, ложно и преступно.
Никто не может заслужить пропуск на небеса своими заслугами. Даже самые лучшие наши поступки подпорчены эгоизмом и тщеславием. Спасение к нам может прийти как дар благодати Божьей. Но эта благая по своей сути весть уязвляет нашу гордыню. Персонаж пьесы Бернарда Шоу, пьяница и злой Билл Уолкер, приходит в ночлежку Армии спасения, чтобы найти одну из сотрудниц ночлежки и расквитаться с ней за то, что она привела к Христу его бывшую подружку. Билл находит эту девушку и бьет ее. Когда окружающие укоряют Билла за его мерзкий поступок, он испытывает угрызения совести. И, чтобы как-то искупить свою вину, плюет в лицо спортсмену-борцу, надеясь получить удар в ответ. Но борец – верующий и, как и безвинно пострадавшая девушка, он тоже прощает Билла. Билл в бешенстве уходит из ночлежки. Его гордыня не позволяет ему принять прощение. Как и Билл Уолкер, мы тоже не можем искупить свои прегрешения перед Богом. Но нам даже и не нужно стараться это сделать: Бог предлагает нам прощение и вечную жизнь даром. Не давайте глупой гордыне помешать вам получить величайший из всех даров. Признайте свой грех и свою беспомощность. Поверьте в Иисуса Христа, Он искупил всякий наш грех.
В 18-ой главе Евангелия от Луки (Лк.18.9-14) Господь Иисус рассказал притчу о фарисее и мытаре (сборщик налогов), чтобы научить истинному пути спасения тех, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других. Он хотел показать таким людям, что их праведность – ложная. Людям нужно брать пример с мытаря, который осознал, что он грешник. Он понимал, что может полагаться лишь на Божью милость и благодать. Господь Иисус сказал о нем так: Лк.18.14 «Сей пошел оправданным в свой дом более, нежели тот». Может быть, вы никогда не задумывались об этом кажущемся парадоксе – как мы, грешники, можем быть оправданы святым и совершенным Богом. И если вы по-прежнему пытаетесь спастись сами, вы всё еще под осуждением. Но как только признаете, что вы погибли безнадежно, и доверитесь Христу, Бог простит вас и объявит вас праведным. Поскольку у Бога слова с делами не расходятся, то Он и делает всех оправданных праведными. Лишь верой и только верой можно оправдаться в очах Божьих. Подумайте, кто вы, фарисей или мытарь.
Два альпиниста-любителя решили совершить восхождение в Альпах. Они наняли трех проводников – хорошо подготовленных альпинистов и начали трудный подъем по крутому и опасному склону. Все шли в одной связке в таком порядке: проводник, любитель, проводник, любитель, проводник. Они прошли немного, когда шедший последним в связке сорвался. Его удержали остальные четверо. Но потом сорвался еще один и потянул за собой тех двух, что шли перед ним. Только первый проводник держался, который загнал свой ледоруб глубоко в лед. И благодаря этому все остальные снова обрели опору для ног. Христианин, который рассказал об этом случае, увидел в нем себя: «Я один из тех, кто падал, но, слава Богу, я в живой связке с Христом. Он устоит всегда, поэтому не пропаду и я». Мы все часто спотыкаемся на христианском пути. Но нас твердо держит Иисус Христос, и мы можем после каждого падения опять стать ближе к Нему, если исповедуем грехи наши. Да, во Христе мы в безопасности. Мы можем быть уверены в спасении, что Он нас удержит и доведет до вершины.
Страшная буря в море потопила корабль. Один из матросов был выброшен на скалу. Набегавшие волны омывали его холодным потоком. Матрос карабкался по скале до тех пор, пока не почувствовал себя в безопасности. Когда он был спасен, один из друзей спросил его: «Вися тогда на скале, ты, конечно, дрожал от страха?». Спасенный ответил: «Я-то дрожал, но скала оставалась всё время спокойной».
Приходилось ли вам бывать среди великих мира сего? Может быть, вы стояли рядом со знаменитым спортсменом. Или вам дал автограф известный писатель или артист. Когда оказываешься рядом с кумиром, дух захватывает. Я не хочу унизить могущественных политиков, лучших спортсменов, известных писателей или артистов, но все они – люди. Хотя что-то великое они и сделали, но, если разобраться, они точно такие же люди, как мы с вами. Они грешники перед Богом, которым нужна благодать Того единственного, Кто по-настоящему велик – нашего всемогущего Бога. Все мы, даже люди обыкновенные, можем вознестись на необыкновенные высоты спасения Божьего.
Один молодой человек описал свою духовную жизнь так: «У меня с Богом свои дела. Утром в воскресенье я встаю и наслаждаюсь выходным днем, как мне заблагорассудится. Кружка хорошего кофе, воскресная газета, прогулка по окрестностям – вот так я убеждаюсь, что между мной и творцом всё в порядке». Может показаться привлекательной вера в то, что каждый может по своему усмотрению входить в правильные отношения с Богом. Может быть, вам нравится теория личной религии, которую каждый человек подгоняет по своему вкусу и которая должна обеспечить нам место на небесах. Она как раз в духе нынешних времен всеобщего согласия с правом отдельной личности на персональный выбор. Но Библия совершенно недвусмысленно говорит, что есть только одна возможность обрести спасение – верой в Иисуса Христа. Есть только одна единственная истинная вера. Об этом находим в Библии: Еф.4.5 «Один Господь, одна вера, одно крещение». Т.о., только один путь ведет в небеса. Наша вера во Христа делает нас частью сообщества верующих, имеющих единую веру, в центре которой Христос. Эта вера носит индивидуальный характер в том плане, что каждый должен уверовать во Христа как личного Спасителя. Не существует никакого другого способа прорваться за врата небесные, нечего даже пытаться это сделать. В сияние присутствия Божия мы можем быть приведены Христом.
Европейский профессор спросил Саду Сундар Синга: «Что вы нашли в христианстве, если сменили свою религию?» Он ответил: «Я теперь имею Христа». Профессор нетерпеливо ответил: «Да, я знаю, но что же вы всё-таки нашли особого в учении, и что вы приобрели теперь, чего прежде не имели?». Сундар Синг спокойно ответил: «Главное, что я имею – это Христос».
Вы надеетесь попасть в рай? На чем основана ваша надежда? На ваших добрых делах или на кресте Христовом? Многие полагают, что Бог по милости Своей простит всех, у кого добрые дела перевесят грехи. Но в Библии сказано иначе: Гал.2.16 «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа». Ап. Павел имеет в виду, что одни лишь обряды или любые другие дела недостаточны, если на помощь им не придет вера. Лжеапостолы, учение которых осуждает апостол, не отрицали ни Христа, ни веры в Него. Но требовали помимо этого соблюдать и обряды. Но апостол не соглашается увязать вместе эти две вещи. И в наши дни есть такие люди, которые говорят, что человек оправдывается верою, но часть праведности отдают делам. Ап. Павел отрицает существование такой половинчатой праведности. Итак, вере или делам надо приписывать либо всё, либо ничего. Надо знать и помнить, что никто не собирается взвешивать на весах наши «добрые дела». Бог спас нас по Своей великой любви. Сказано: Титу 3.5 «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости».
Известный проповедник и пастор Д. Муди навестил брата по вере, который долгое время не посещал собрания. Тот заявил: «Я могу быть примерным христианином и без церкви». Проповедник, ничего не говоря, взял щипцы, достал из печки раскаленный уголек и отложил в сторону. Через несколько минут уголек почернел и сделался холодным. Хозяин с признанием проговорил: «Теперь понимаю, понимаю».
Пастор спросил прихожанина, уверен ли он, что попадет в рай. Человек ответил: «Нет, не уверен, но очень хотелось бы попасть». Пастор спросил: «Вы согласны, что вы грешник?» Человек ответил: «Да, но я грешник не плохой. Я вообще-то хороший грешник». Только подумайте: «хороший грешник». Такие слова рядом стоять не должны, они просто исключают друг друга. Грех есть грех, и за любое прегрешение мы уже заслуживаем то, чтобы навечно быть отчужденными от Бога. Пророк Исаия говорит: Ис.64.6 «Вся праведность наша – как запачканная одежда». Нам всем нужна спасительная благодать Божья. И совсем не важно, мало мы грешили или много, прилично мы выглядим в глазах других или не очень. Если мы не признаем свою виновность, какими бы хорошими себе ни казались, мы такие же пропащие, как самые страшные грешники. Но через веру во Христа мы все можем стать действительно хорошими, и не грешниками.
В Германии выставили на продажу дюжину замков, каждый стоимостью одна марка. Но не всё так просто. Эти исторические сооружения в ужасном состоянии и покупатель должен восстановить каждое строение в соответствии с исторической архитектурой. А ведь Бог нас купил именно в таком ужасном состоянии. Без Христа мы были «мертвыми по преступлениям и грехам нашим» (Еф.2.1). Но это наше безнадежное состояние не отпугнуло Бога. Бог с радостью принимается за реставрацию всех тех, кто уверует в Спасителя Христа. А потом наша жизнь, как восстановленный из груды камней прекрасный замок, помогает другим увидеть Бога, богатого милостью, благодатью и любовью.
Вы когда-нибудь задумывались, как может себя чувствовать последняя елка на елочном базаре? Никому она не приглянулась. Одному она слишком высокая, другому – слишком низкая; третьему показалось, что у нее кривые ветки или она не слишком пушистая. Может быть, и вы себя чувствуете, как эта не купленная елка. От вас чего-то ожидают, а вы этого сделать не можете. Вам кажется, что вы никому не нужны. Но, возможно, всё совсем не так плохо, как вам кажется. Бог смотрит на людей не так, как смотрят люди. Он смотрит на ваше сердце. Когда пророк Самуил искал помазать нового царя над Израилем, Иессей, отец Давида, подводил к нему семерых своих сыновей. Но Господь не избрал ни одного из них. Самуил сказал Иессею: 1Цар.16.7 «Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце». Младший сын Иессея Давид пас овец. О нем никто даже и не подумал. Но когда привели Давида, Господь сказал Самуилу, чтобы он именно Давида должен помазать в царя над Израилем. В Библии мы находим слова Бога: Деян.13. 22 «нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои».
Господь! Просим, дай нам любить Тебя всем сердцем и душой и жить всегда по Твоему велению. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы – пепел и прах, мы – дети Земли. Источник всех благ мы нашли только в Тебе. Ты дары благодати даешь без заслуг. Иисус Христос предлагает нам спасение и прощение. Дай нам осознать, что Он – единственный путь, и нет иного. В Нем любви и жизни полнота. Наше сердце полно хвалы за всё, что Ты сделал для нас. Ты изменил смысл и цель нашей жизни, потому что отдал за нас Своего Сына. Благодарим Тебя. Мир постоянный, отпущение грехов, дивную помощь в различных скорбях, стойкость в борьбе и надежду спасения дарует нам верность Твоя. Мы знаем, что мы грешники, что нам нужен Спаситель Христос. Он крестной смертью Своей нам спасенье принес. Весь труд спасения совершила Его благодать. Просим, помоги нам это верой принять. Аминь.