ПРОПОВЕДИ
Настоящая любовь жертвенна
Рим.5.8 «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
Апостол представляет величие Божьей любви, чтобы убедить верующих в том, что надежда на блаженство не может обмануть их. Бог и Его любовь – не просто слова. И имеет силу, чтобы низвергнуть нас в ад. Но также силу для того, чтобы сделать нам безмерно много добра. Апостол говорит, что Бог доказывает Свою любовь к людям, т.е. провозглашает и доказывает ее перед всем миром. Делает ее столь несомненной и явной, что невозможно, что человек, который истинно задумается над этим доказательством любви Его, мог усомниться в ней. При всей святой ревности Божьей против греха Он всё же имеет любовь и милосердие к грешникам. Мы никогда не могли бы подумать о таком, если бы Сам Бог не открыл это посредством данного великого доказательства. Когда мы любим кого-нибудь, он должен быть другом или, по крайней мере, хорошим, достойным любви человеком. Если мы видим в человеке нечто ненавистное, мы обычно не любим, но ненавидим такого. Но Бог, Который питает высшую ненависть к греху и при этом видит всех нас, наполненных грехами, тем не менее, питает к грешнику такую любовь, что Он лучше отдает за него на смерть Своего возлюбленного Сына, чем увидит смерть грешника. Этим Бог доказывает Свою любовь к нам.
Кто искренно любит Христа и с усердием служит интересам Его Царства, тот считает вполне достойным рисковать своим здоровьем и жизнью ради служения Ему и ради созидания Его Церкви. Так поступил библейский персонаж Епафродит. Ап. Павел называет его братом во Христе, питал нежную любовь к нему. Флп.2.29, 30 «Примите же его в Господе со всякой радостью, и таких имейте в уважении, ибо он за дело Христово был близок к смерти». «Со всякой радостью» означает здесь искренне и любвеобильно. Апостол хочет, чтобы к людям, показавшим себя добрыми служителями Христа, проявляли уважение. И ведет речь не об одном лишь человеке, но велит ценить всех ему подобных. Ибо они – драгоценные жемчужины из сокровищницы Божьей. Бог, лишая нас добрых служителей, часто карает нас за неблагодарность и превозношение, когда видит, что подвергаются презрению лучшие посланные Им люди. Кто хочет защитить Церковь от нападок и ухищрений ее врагов, пусть подобно ап. Павлу заботится об авторитете добрых служителей. И, наоборот, слуги сатаны больше всего стремятся принизить их авторитет. «За дело Христово». Полагаем, что это можем отнести к болезни, которую он навлек на себя своим усердием. Епафродит чувствовал, что здоровье подвергнет опасности, если будет работать сверх сил. Но предпочел пренебречь здоровьем, а не своим служением. По всему миру, как в прежние времена, так и в наши дни, христиане подвергались и подвергаются опасностям ради Христа. Будем молиться, чтобы Бог защитил их там, где они служат Ему вопреки всем обстоятельствам и угрозам.
Пастор спросил молодого человека, который собирался жениться и пребывал в связи с этим в приподнятом настроении: «Откуда вы знаете, что любите свою невесту?» Вопрос был заготовлен заранее, пастор хотел помочь ему серьезно взглянуть на свои побуждения. Подумав немного, молодой человек ответил: «Я знаю, что люблю ее, потому что хочу посвятить свою жизнь ее счастью». Пастор говорил с ним о том, что это значит и пришли к выводу, что любовь – это постоянное и бескорыстное стремление делать добро вместо того, чтобы ставить на первое место себя. Настоящая любовь жертвенна. О такой любви сказано в Библии. В греческом языке есть несколько слов для обозначения любви, но ее наивысшая форма – это «агапе», любовь, движимая самопожертвованием. Эта любовь нигде не проявилась в большей степени, чем когда Бог Отец отдал за людей Своего Сына. Ап. Павел провозглашает: Рим.5.8 «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». Т.к. жертвенность является важнейшим признаком любви, то Иисуса Христа можно назвать воплощенной любовью. Ин.3.16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». А наша любовь измеряется тем, чем мы готовы ради нее пожертвовать.
В начале 1970-х годов в Гане вывешивали на стенах и рекламных щитах плакаты под названием «Сердце человека». Изображались два сердца. Одно было полно всяких рептилий, символов низости и подлости, а над ним голова человека с несчастным выражением на лице. Другое сердце было чистым и светлым, а лицо спокойным и жизнерадостным. Надпись внизу гласила: «Каково состояние вашего сердца?». В Евангелии от Матфея Христос говорит о том, что оскверняет человека: Мф.15.18-19 «Исходящее из уст – из сердца исходит, и это оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления». Таково состояние сердца, разделенного с Богом. Но в Библии мы находим и прекрасное Божье обетование: Иез.36.26 «Дам вам сердце новое, и новый дух дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное». Бог меняет наше сердце, оскверненное злом, на чистое сердце, восприимчивое к Его словам. Слава Богу за такой чудесный дар.
Жертвование не только для богатых, оно для всех. В то время, когда экономика округа пошла на спад, некий пастор увидел в этом новые возможности. Он просил встречу с мэром города и задал вопрос: «Чем церковь может помочь?» Мэр уставился на посетителя. Обычно люди обращались к нему, чтобы он помог им, а не наоборот. Здесь же пастор предлагал ему помощь целой общины. Вместе они выработали план по решению особо острых проблем. Только в их округе проживало более 20000 пожилых людей, которые за год не видели ни одного гостя. Сотни брошенных детей нуждались в приемных родителях. А другим детям нужна была помощь в учебе. Некоторые из этих проблем могли быть разрешены без финансовой поддержки, но все требовали времени и вовлечения. Как раз это церковь и могла предоставить. Господь Иисус говорил ученикам о дне, когда Он скажет Своим верным последователям: Мф.25. 34 «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство». Они удивятся своей награде, а Он скажет: Мф.25.40 «Так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Труд Божьего Царства совершается, когда мы щедро жертвуем своим временем, силами, состоянием и душевным теплом во имя Христа.
Мы должны помнить слова из Библии: 1Ин.3.18 «станем любить не словом или языком, но делом и истиной». Комплименты и лесть не подобают христианину, но искренние выражения святой любви. Мы не можем любить одним языком. Апостол изобличает никчемность потуг тех, которые ложно претендуют на эту любовь. Слова его надо понимать так: не будем болтать о любви языком, но будем доказывать ее на деле.
Мы должны также знать и помнить призыв ап. Павла: 2Кор.9.7 «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». Т.к. апостол заповедал давать щедро, надо было также добавить: Бог оценивает нашу щедрость, смотря не столько на сумму, сколько на душу дающего. В этом послании апостол усердно призывает помочь другим христианам, но не хочет требовать что-либо против воли. Он велит людям охотно давать всё, что они собираются дать. Мы часто применяем к себе силу, чтобы исполнить положенный нам долг. Но если нас принуждают извне, и мы внутренне желали бы ничего не давать, тогда мы всё совершаем с огорчением. Апостол отсылает нас к Богу, Кому угодны только добровольные жертвы. Бог не хочет править нами подобно тирану. Являя Себя Отцом, хочет от нас радостного сыновнего послушания. Может ли человек, делая угодное Богу, понести ущерб? Разве он не уверен в том, что в любом случае будет с прибылью, так или иначе? Более того, разве благоволение и любовь Божии для него не дороже всего, даже самой жизни? Бог силен наше милосердие обратить к нашей пользе. Т.о., жертвование не должно вызываться виной или давлением. Но если мы будем жертвовать щедро и искренне, то обнаружим, что давать действительно блаженнее, чем принимать. Делиться трудно. Намного легче забрать всё себе. Обычно мы оцениваем количество того, что имеем, и решаем, что на всех будет мало. Если начать раздавать, то не хватит для себя. Ап. Павел напоминает, что всё хорошее в нашей жизни приходит от Бога, Который желает, чтобы мы богаты были на всякую щедрость. Мы можем делиться с радостью, потому что Бог обещал позаботиться о тех, кто щедр к окружающим. Если мы верим, что Бог добр, то должны быть щедрыми к людям.
Христианка решила собрать родных и друзей на праздник в своем доме. Каждый из гостей хотел со своей стороны помочь в подготовке угощения. Одни вызвались купить хлеб, другие – приготовить салат или десерт. У одной женщины было туго с деньгами. Она не могла себе позволить купить даже небольшое угощение, поэтому предложила прибраться в доме перед праздником. Ее приняли бы и без всякого участия. Но ей хотелось делать то, что было в ее силах. Такое отношение можно найти в словах ап. Павла: 2Кор.8.11,12 «Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается, смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет». Человек всегда изобретателен на всякие отговорки. Одни говорят, что содержат семью, и было бы бесчеловечно ей пренебрегать. Другие, не имея возможности давать много, извиняют себя этим. Ап. Павел устраняет все эти оправдания, приказывая каждому вносить по мере своего достатка. Бог не требует от тебя приносить больше, чем это в твоих силах. Мы часто оцениваем жертвенность количеством денег, особенно если люди имеют достаток, а не дают так много, как мы от них ожидаем. Но Бог смотрит на это по-другому. Он любит искренность сердца, и жертвование от души.
Однажды вечером, когда бездомный мужчина шестидесяти двух лет выставил вдоль дороги свои рисунки, надеясь получить за них немного денег, подошла к нему молодая женщина и предложила несколько кусков пиццы. Мужчина принял угощение с благодарностью. Минуту спустя он уже поделился своим ужином с другим голодным бездомным. Женщина, угостившая его, увидела это и была тронута. Она вскоре появилась с целой тарелкой еды в награду за щедрость. Случай с бездомным иллюстрирует принцип, записанный в книге притч: Пр.11.25 «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напоит других, тот и сам напоен будет». Если мы будем щедры к людям, то испытаем проявления щедрости и на себе. Однако нам нужно делиться не для того, чтобы получить что-то взамен. Награда за щедрость редко приходит так быстро, как описано выше. Нам нужно помогать людям из любви к Богу. Ему угодно такое поведение.
Одному человеку в конце года понадобилась помощь с платой за аренду. Он обратился к родственникам. Его просьба была довольно обременительной, т.к. у них самих возникли непредвиденные расходы. Но они решили откликнуться и поделились своими сбережениями. Помощь попавшим в беду – большое дело. Пророк Исаия пишет об этом в своей книге. Его современники религиозные посты соблюдали, но при этом ссорились и угнетали друг друга. Исаия обратился к ним со словами Бога: Ис.58.6-7 «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». Такая жертва не только проливает Божий свет в сердце людей, но и исцеляет наше собственное. Бог обещал большую награду за щедрость. Ис.58.8 «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя».
Господь! Просим, помоги нам последовать Твоему примеру, освети для нас путь щедрости. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Через Библию Ты говоришь нам, что жертвенность является важнейшим признаком любви. Нигде Твоя любовь к людям не проявилась в большей степени, чем когда Ты отдал на смерть за нас Своего Сына. Просим, услышь нашу молитву о милости. Защити тех, кто находится в опасности из-за веры в Тебя. Ради имени Твоего сохрани их, по праведности Твоей избавь их. Мы благодарим, что Ты даруешь кающемуся грешнику новое сердце и новую жизнь. Просим, чтобы наша жизнь отражала величие Твоего дара и чтобы другие увидели произведенную Тобой в нас перемену. Дай нам желание любить не словом или языком, но делом и истиной. Благодарим за многие благословения. Прости, что мы так часто принимаем Твои дары как должное. Покажи нам, как мы можем стать благословением для окружающих. Мы благодарим, что Ты заботишься о нас. Помоги нам думать и о других людях и делиться с ними Твоей добротой. Мы склонны искать своего. Пошли нам мудрость понимать, когда нужно уступить, чтобы показать Твою любовь и милость. Просим, освети для нас путь щедрости, помоги давать так, как даешь Ты. Во имя Иисуса Христа. Аминь.