Учебный материал
ВОСКРЕСЕНЬЕ 40
Сороковое воскресенье содержит 3 вопроса: Первый: Что требует Бог в шестой заповеди? Второй: Однако кажется, что эта заповедь запрещает только убийство? и Третий: Разве не достаточно, чтобы мы никого не убивали ни одним из перечисленных выше способов? Их номера 105, 106 и 107. Все они посвящены разъяснению 6-й заповеди, которая формулируется предельно коротко и просто: Не убивай.
На первый вопрос о 6-й заповеди Катехизис отвечает так: Чтобы я не оскорблял, не ненавидел, не вредил и не убивал ближнего своего ни мыслями, ни словами, ни жестами, ни делами, ни сам, ни через другого, но отгонял от себя всякое желание отмщения, чтобы не повредить самому себе или сознательно не подвергнуть себя опасности. Бог вооружил гражданскую власть мечом как раз для того, чтобы предотвращать убийства.
Заповедь, несмотря на простоту, очень сложна. Прежде всего она запрещает ненависть к ближнему. Ведь убийству предшествует ненависть и не важно, откуда она взялась. Заповедь запрещает месть и прежде всего запрещает наносить вред самому себе. Ведь, когда человек мстит и ненавидит больше всего может нанести лишь самому себе, и даже поставить под угрозу собственную жизнь. Но что значит, убить? Взять какое-нибудь орудие и нанести травмы несовместимые с жизнью? Конечно, это так, но не только. Ведь убить можно чужими руками, можно делами, можно словами. Например, ложно оговорить оговорить человека, и его казнят, или распространить дурные слухи, в том числе через средства массовой информации, результатом которых будет самоубийство оклеветанного. Даже дурные мысли имеют свойство материализовываться. Все эти действия запрещает шестая заповедь.
Но ведь, несмотря на заповедь, в мире невероятно много убийств, а во время войн счет им идет на миллионы. И значительную часть из них совершали и совершают христиане. Должна ли быть смертная казнь за преступления? Запрещая гнев и ненависть к ближнему и уж тем более право на его убийство, Катехизис при этом оставляет такое право для законных властей. То есть, право на убийство дается не отдельному пристрастному человеку, руководствующемуся в своих действиях только личными чувствами, а беспристрастной (в теории, конечно) власти, которая имеет право судить, казнить, миловать, а также объявлять войну и заключать мир. По сути, шестая заповедь передает все силовые функции закону и государству. Это также предполагает наличие сильной власти и законопослушание граждан.
На второй вопрос (Однако кажется, что эта заповедь запрещает только убийство?) Катехизис дает следующий ответ: Запрещая убийство, Бог хочет сказать, что Он ненавидит его источник и первопричину, а именно: зависть, ненависть и желание отомстить. Все это Он также приравнивает к убийству.
Этот вопрос, собственно, является продолжением предшествующего вопроса. Заповедь запрещает, наряду с убийством, также все злые чувства по отношению к ближнему. Ведь не будь подобных злых чувств не было бы и нарушения заповеди. Кроме того, шестая заповедь запрещает и такие вещи, как пьянство, наркоманию. Ведь известно, что именно в этом состоянии человек становится склонным к убийству, причем убийству беспричинному.
На третий вопрос (Разве не достаточно, чтобы мы никого не убивали ни одним из перечисленных выше способов?): Катехизис дает такой ответ: Нет, не достаточно. Поскольку Бог не только осуждает гнев, зависть и ненависть, но и требует от нас любить ближних, как самих себя, а также проявлять к ним смирение, мягкость, кротость, терпение и милосердие, предотвращая, по мере наших сил, все, что может причинить им вред; то и мы должны настолько проникнуться этой мыслью, чтобы всегда быть готовыми благотворить даже врагам.
В самом деле. Большинство людей не только не убивали, но даже не гневались и не ненавидели ближнего своего. Ну разве редко, мало и несерьезно. То есть, большинство людей строго соблюдает эту заповедь. Но это не так. Заповедь требует активной жизненной позиции. Ведь хорошо относиться к ближнему, хотя бы внешне, требует немалых усилий. Кто пытался это делать, сразу же поймет. Занимать активную жизненную позицию в деле милосердия, смирения , любви, еще одно требование шестой заповеди.
Александр Макеев