ПРОПОВЕДИ
Великое благоволение Божье и великая честь
Рим.15.15-16 «Но писал вам … как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия».
Ап. Павел оправдывает себя от обвинений во вмешательстве в то, что его не касалось. Он писал только для того, чтобы напомнить им то, в чем они уже были наставлены другими. Апостол не претендовал на то, что преподает им нечто новое, чего они не знали до него. Обычно люди оправдывают свое нежелание слушать Слово тем, что служитель не может им сказать ничего нового. Даже если и так, то разве они не нуждаются в углублении своих знаний и в напоминании того, что они уже знают? Он писал им как апостол язычников, чтобы исполнить свое служение. Ап. Павел рассматривал это как великое благоволение Божье и как великую честь, оказанную ему Богом. В этом послании (гл.1.13) он пишет, что он был поставлен Богом на это служение. Получив эту благодать, он ревностно трудился среди язычников, чтобы показать, что благодать Божья не тщетно была принята им. Служителям Христа надо почаще вспоминать о той благодати, которую они получили от Бога.
Возможно ли в обществе, которое становится всё более равнодушным к Евангелию, вызвать интерес к Благой Вести у людей, не разделяющих наших убеждений? Один из способов установить контакт – изучить их «язык». Это можно сделать, заговорив о том, что близко и понятно этим людям. Напр., о музыке, кино, спорте, телевидении или Интернете. Так мы откроем новые возможности для налаживания отношений. Услышав нас, «говорящих их языком», некоторые могут с большей готовностью выслушать вечную истину Божью. При этом вовсе не нужно одобрять их образ жизни или мириться с их грехом. Ап. Павел поступал так, проповедуя в Афинах (Деян.17). Придя в местный ареопаг, он обратился к грекам словами их же поэтов, чтобы обратить их внимание на духовные ценности, имеющие отношение к Евангелию. Он сказал: Деян.17.28 «Мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «Мы Его и род»». Так же как ап. Павел, и мы можем оказать большее влияние на неверующих, будучи в курсе их интересов. Благовествуя, говорите так, чтобы они вас поняли. Попробуйте подучить язык своих слушателей.
Некий проповедник рассказывает: «У меня есть хороший друг, с которым мы регулярно рыбачим. Он никогда сразу не идет к воде, а, обувшись в свои высокие сапоги и взяв снасти, еще минут 15 наблюдает за рекой, нет ли где движения. Он говорит: «Нет смысла ловить рыбу там, где ее нет». А у меня возникает другой (духовный) вопрос: «Не пытаюсь ли я ловить души там, где ловить нет смысла?». Об Иисусе Христе говорили, что Он «друг мытарям (сборщикам налогов) и грешникам» (Лк.7.34). Мы, христиане, не должны походить на людей мира своим поведением. Но мы должны спросить себя: «Есть ли у меня друзья среди необращенных? Если я общаюсь только с христианами, то не ловлю ли людей-грешников там, где их нет?» Общение с неверующими – первый шаг на пути благовестия. А затем приходит любовь, сердечная доброта, способная заглянуть за ширмы обманчивой внешности и услышать вопль души. Некий пастор сказал: «Дружба – великая проповедь».
Идея света многократно используется в Библии. Спаситель сказал, что Он – Свет миру (Ин.9.5). Мы призваны надеть «оружия света», облекшись в Господа Иисуса Христа (Рим.13.12-14). А в Нагорной проповеди Он сам убеждает нас: Мф.5.16 «Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Во-первых, наши светильники должны светить такими добрыми делами, какие люди могут видеть и одобрить; делами, вызывающими добрый отзыв со стороны неверующих и дающими им повод хорошо думать о христианстве. Мы должны творить такие добрые дела, которые могут быть увидены другими для их назидания, а не для нашего прославления. То, что очевидно для других, должно быть достойно нашего исповедания. Люди, окружающие нас, должны не только слышать о наших добрых делах, но и видеть наши добрые дела, чтобы убедиться, что христианская религия – это не пустой звук. И что мы не только исповедуем ее, но и находимся под ее влиянием. Во-вторых, наши светильники должны сиять для того, чтобы видящие наши добрые дела могли прославить, но не нас, а Отца нашего Небесного. Слава Божья должна быть нашей величайшей целью во всем, что мы делаем в своей христианской жизни. Мы должны не только сами прославлять Бога, но делать всё возможное для того, чтобы и других побудить к этому. Свет, который не светит, теряет свою полезность. Мы не имеем собственного света, а лишь отражаем свет Христа. Наш свет должен указывать людям на Него, Кто Сам является светом.
Компания прислала проповеднику рекламу последнего достижения в области цифрового телевидения. В рекламе обещали, что он откроет для себя новый, удивительный мир. Проповедник сразу подумал о другом, новом и удивительном мире, в котором удостоены чести жить христиане. Бог дарует его нам, переводя искупленных из царства тьмы «в чудный Свой свет» (1Пет.2.9). Вспомним еще стих: 1Кор.2.9,10 «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим». В Послании к римлянам сказано о дополнительных возможностях, открытых для нас во Христе. Мы «примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим.5.10), поэтому «имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.5.1). Через Него же мы получили доступ к благодати (Рим.5.2). Нам стала доступной радость в скорбях, потому что они производят терпение, опытность и надежду (Рим.5.3,4). Наконец, дарованный нам Святой Дух наполняет сердце спасенных Божьей любовью (Рим.5.5), а грех уже не имеет над ними власти. Принадлежность Богу – путь к бессчетным благословениям. Таков Божий дар – свободный вход в новый, удивительный мир. Расскажем о нем другим.
29 летний адвокат был обеспокоен вопросом спасения своей души. Он удалился в лес, находящийся возле его дома, для молитвы. Там он пережил особый опыт обращения, о котором писал так: «Святой Дух … словно проходил сквозь меня, мое тело и душу… Казалось, на меня накатывали волны любви». На следующий день он встретился с клиентом, который хотел воспользоваться его услугами. Но адвокат сказал ему: «Господь Иисус призвал меня заниматься Его делом, и я вынужден вам отказать». Он оставил юриспруденцию и стал служителем Христа. Впоследствии Бог могущественно использовал его в деле благовестия. Ап. Павел также был призван на Божье дело. Он писал: Флп.1.17 «я поставлен защищать благовествование». Слово, переведенное здесь как «защищать», в древнем мире употреблялось для описания действий адвоката перед судом. Не только ап. Павел, но и все верующие призваны распространять Благую Весть о спасающей Божьей благодати. Вспомним стих из Библии: 2Кор.5.20 «Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом». Благая весть о Христе слишком хороша, чтобы хранить ее для себя. Какая это великая честь – быть Божьим орудием в провозглашении Его спасения.
Шла обычная проверка багажа. Содержание одного чемодана оказалось далеко не обычным. Таможенник обнаружил в нем 14 оригинальных картин Пабло Пикассо. Картины стоили полтора миллиона долларов. При этом пассажир в таможенной анкете отметил, что ему нечего декларировать. Трудно представить, что кто-то, укладывая этюдник с картинами Пикассо между свитерами, надеялся остаться незамеченным в аэропорту. Вот уж точно горе-контрабандист. У нас, христиан, есть нечто несравненно ценнее картин Пикассо, о чем следует заявлять. И мы порой пытаемся спрятать сокровище спасительной веры в глубине сердца, вместо того чтобы с готовностью поделиться им с окружающими. Господь говорит Своим: Мф.5.14 «Вы – свет мира». Свет дает жизнь, помогает ориентироваться и вселяет радость. Свет Бог сотворил прежде всего. Если мы истинные христиане, мы должны светить, как свет это делает. Одна из наших целей – отражать Божью славу, чтобы люди осознали свою нужду в Нем. Если прячем свою веру, мы рискуем превратиться в духовных контрабандистов. Будучи светом миру, христиане обращают на себя всеобщее внимание. Ученики Христа, особенно ревностные в своем служении, становятся заметными, выдающимися людьми. На них глядит множество глаз.
Христианка находилась в трудных обстоятельствах. Переживания подорвали ее здоровье, поэтому ей приходилось регулярно посещать врача. Но нет худа без добра: она воспользовалась этой необходимостью, чтобы поделиться с врачом вестью об Иисусе Христе. В Послании к филиппийцам ап. Павел сообщает, как он, оказавшись в тюрьме, употребил это положение для проповеди Евангелия. Флп.1. 12,13 «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования. … узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим». Мы видим здесь, как он старается предотвратить соблазн филиппийцев в его страданиях. Он был в то время узником в Риме, и это могло стать камнем преткновения для тех, кто принял Евангелие через его служение. Они могли поддаться мысли: если бы это учение было действительно Божие, то Бог не допустил бы, чтобы такой плодотворный проповедник был отвержен, как негодный, разбитый сосуд. Они могли отречься от этого учения, чтобы и самим не подвергнуться подобным скорбям. С целью устранения такой ситуации апостол объясняет этот тяжелый период страданий в своей жизни. И делает это очень спокойно и вразумительно, в духе примирения с мудростью и благостью Бога. Он страдал по вине заклятых врагов Евангелия, но филиппийцы не должны были претыкаться на этом, ибо эти страдания «послужили к большему успеху благовествования». Провидение Божье извлекало из его тюремного заключения такое великое благо – расширение благовествования. Узы апостола встревожили внешних. Император, его придворные и прочие власти убедились, что он страдал не за какое-то злодеяние, а за Христа. Страдания сделали его известным при дворе, где иначе о нем, вероятно, никогда бы не узнали. Это могло возбудить в некоторых из придворных интерес к Спасителю. Когда узы апостола стали известными претории, они стали известны и во многих других местах. Мнение двора имело огромное влияние на мнение народа. В результате некоторые из них стали христианами (Флп.4.22). Апостол оказался в узах, но для Божьего Слова не было уз. Господь может и боль нашей жизни употребить для большего успеха Евангелия. Пусть то, что для других является плохой новостью, в нашей жизни станет дверью для Благой Вести.
Иисус Христос проявил интерес к Закхею, отвергнутому иудейским религиозным руководством начальнику сборщиков налогов в Иерихоне. И включил его в число спасенных (Лк.19.1-10). Закхей, ненавидимый и презираемый за свою профессию, так хотел увидеть Господа Иисуса, что влез на дерево. Проходя мимо, Спаситель увидел главного налоговика Иерихона на дереве и просил его сойти вниз, чтобы принять Его в своем доме. Некоторые возроптали на то, что Христос сблизился с грешником. А Закхей, тронутый до глубины души, раскаялся в своем прошлом и пообещал возмещение всем, кому он причинил убытки. В его дом пришло спасение. Господь неустанно искал погибших вне зависимости от их положения, предлагая им дар спасения. Как Его последователи, мы тоже являемся частью этого служения.
Милосердный Творец и Судья Вселенной! Просим, научи нас смиренно в Твой покой с любовью приводить других людей. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за то, что каждому верующему дана возможность донести Благую Весть до не спасенных грешников. Благодарим, что Ты обращаешься к голодающим и жаждущим, говоря: «Придите ко Мне и насытитесь». Ибо наш духовный голод и наша духовная жажда могут быть удовлетворены только познанием Иисуса Христа. Благодарим Тебя за заботу о нас. Кто бы уверовать смог, если бы Ты не выслал сперва вестников истины, дав им благие слова. Не выслал бы тех, кто возвысил свой голос, кто был готов пострадать. Просим, вышли и нас Царство Твое созидать. Помоги нам, общаясь с людьми, являть Твою благодать словом и делом. В Библии сказано, что только Иисус Христос – путь к спасению. Помоги нам говорить об этом с любовью и верой. Научи нас других людей смиренно приводить в Твое Царство с любовью. Пусть то, что для других людей является плохой новостью, в нашей жизни станет дверью для Благой Вести. Ты по Своей благодати спас нас и даровал нам жизнь вечную. Мы благодарим Тебя и желаем рассказать всем о Твоей удивительной милости. Просим, руководи нами. Аминь.