ПРОПОВЕДИ
Будем долготерпеливы ко всем людям
1Фес.5.14 «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем».
Здесь изложено общее учение о том, чтобы мы заботились о спасении братьев. А это происходит посредством учения, увещания, исправления, ободрения. Т.к. характеры у людей разные, ап. Павел заповедует верующим приспосабливаться к различиям. Он велит «вразумлять бесчинных». В каждом обществе встречаются люди, поступающие бесчинно, выходящие за пределы своих прав и положения своего. Долг не только служителей, но и рядовых христиан предупреждать их. «Вразумление» здесь понимается как порицание, призывающее их к порядку, обличение их в грехе. Ведь они достойны большей суровости и не могут иным способом склониться к вразумлению. «Малодушными» апостол называет людей, душевно сломленных или подавленных. В отношении таких людей следует придерживаться умеренности, т.к. они нуждаются в утешении. «Поддерживайте слабых». Некоторые не способны справиться со своим трудом и не могут нести свое бремя. Поэтому мы должны постоянно поддерживать их, помогать им в их немощах, обращаться с ними человечно, чтобы они получили утешение. Напрасно упрямые люди требуют ласкового обращения с собой. Ведь врачевство надо сообразовывать с болезнью. «Будьте долготерпеливы ко всем». Терпение апостол хвалит по отношению ко всем. Ведь даже суровость к бесчинным должна умиряться некоторой мягкостью. Мы должны терпеть и снисходить. Должны подавлять гнев, когда он возникает на причиненное нам оскорбление или зло. По крайней мере, мы должны сдерживать свой гнев. И должны вести себя так по отношению ко всем людям – хорошим и плохим, благородным и простым. Мы не должны быть злопамятными, слишком требовательными, жесткими в своих обвинениях. Если в увещаниях и порицаниях мы не сразу обретаем желаемый успех, то перестаем надеяться на благополучный исход. Ап. Павел обуздывает такого рода нетерпеливость, расхваливая терпение в отношении всех.
Терпеть и быть терпимым – это значит уметь безропотно переносить невзгоды в жизни и ощущать снисхождение к нам от других. Вот такое качество отражает красоту души, и оно указывает на истинный смысл жизни. «Долготерпение» – это продолжительное терпение, а слово «терпение» означает способность терпеть, безропотно переносить страдание, боль, неприятное переживание. Некоторые люди хвалятся своим терпением, а другие – своим нетерпением. Общий же взгляд людей приветствует терпеливого человека. В духовной жизни человека терпение есть плод Святого Духа. Гал.5.22 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, …». Вспомним некоторые библейские изречения. Прит.15.18 «Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю». Для некоторых людей дело жизни – поддерживать пламя и раздувать угли, если вдруг огонь погаснет. Огонь – это опасная, разрушающая стихия, трудно понять, почему люди это делают. Прит.16.32 «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя города». Здесь перед нами и жестокое сражение, и славная победа. Поле битвы – сердце человека. Его зло и сильные страсти – его смертельные враги. С ними нужно встретиться в бою и превозмочь Божьей силой. Людям, не ведающим Бога, не знающим самих себя, они кажутся пустяками. Вместо того чтобы терпеть, считают, что имеют право злиться, если их рассердили. Поспешный гнев – это немощь. Тот, кто не в состоянии владеть собой – пленник, а не завоеватель. Гордый философ Диоген сказал могущественному завоевателю Александру Македонскому: «Ты раб раба, ибо ты раб тех желаний, над которыми я властвую». Когда царь Петр жаловался, что может править своим народом, но не в состоянии господствовать над собой, он признавал реальную трудность. Умирающий Валентиниан сказал: «Среди всех завоеваний моих есть только одно, которое меня успокаивает ныне. Я поразил своего злейшего врага – свое надменное сердце». Победы нам дает Бог. Эта бескровная победа – венец христианской добродетели. Без нее сложно совершать другие добрые дела. Цицерон так высказался: «Людей, которые покорили прихоти свои, всегда меньше, чем тех, которые покорили армии врагов».
Наша жизнь так устроена, что человек должен терпеть с первых дней своей жизни. Не всё идет так, как ему хочется, и эти нежелательные обстоятельства нужно пережить – терпеть. Однако никто из нас не желает терпеть. Мы терпим с желанием поскорее выйти из необходимости терпеть. Мы должны знать и помнить, что Бог часто долго ждет, прежде чем совершить что-то. Так было с Ноем, над которым насмехались целых 120 лет, пока он строил ковчег. Так было с Авраамом, который дождался исполнения Божьего обетования о сыне лишь через 25 лет, в очень преклонном возрасте 100 лет. Так было с помазанником Божьим Давидом, который решил не лишать жизни своего гонителя царя Саула, а предать всё в руки Божьи. Нам нужно научиться терпеть, порой нужно ждать, как ждал Давид. Научишься ждать Господа – будешь иметь мир в душе, будет расти твоя вера, даже если жизнь понесет тебя по бурным волнам.
Скорость современных средств связи поражает, а при этом мы нетерпеливы бываем до смешного. Муж отправил своей жене сообщение по электронной почте, а затем позвонил ей по мобильному телефону, т.к. не мог дождаться, пока она ответит. Порой нам кажется, что Бог оставил нас, если не дает мгновенного ответа. И мы взываем: Пс.142.7 «Скоро услышь меня, Господи: дух мой изнемогает». Бог продлевает время ожидания, чтобы веру нашу умножить. Если нас тревожит промедление со стороны Бога, вспомним, что Он испытывает в нас веру и терпение, совершенствует наш характер. Научимся терпеливо ожидать Его. Бог, находящийся вне времени, желает видеть в нас веру, умеющую терпеливо ожидать. Такое терпение – один из признаков настоящей духовности, качество, могущее развиться только с годами. Патриарх Иаков ждал семь лет, пока смог жениться, а потом, обманутый тестем, работал еще 7лет за любимую жену. Мы должны молиться о терпении, умении ожидать, надеяться и верить. Размышляя об охотниках, которые терпеливо ожидают добычу, мы подумаем и о том, какими нетерпеливыми можем быть мы в ожидании Бога. Часто, ожидая чего-нибудь или кого-нибудь, мы думаем, что теряем время. А это в нашей направленной на предельную продуктивность культуре считается едва ли не преступлением. Но терпеливое ожидание служит многим целям. В частности, оно доказывает нашу веру. Те, чья вера слаба, часто сдают позиции первыми, а люди с сильной верой готовы ждать бесконечно. Если мы не получаем мгновенного ответа на молитву, это еще не повод сдаваться. Научимся ждать. Ожидание Бога – вовсе не пустая трата времени.
Когда муж строил крытую веранду перед домом, он предполагал, что однажды птицы захотят свить там гнездо. Поэтому он сделал угловые столбики острыми. Позже это место облюбовали малиновки. Но все их попытки закрепиться на столбиках сначала ни к чему не привели. А потом пошел затяжной дождь, и через два дня хозяева увидели, что гнездо появилось-таки на том самом месте, которое они считали недоступным. Благодаря дождю птицы могли слепить из грязи и соломы комочек, который и прилепили на верхушку. Их терпение было впечатляющим и могло послужить добрым примером. Стараясь жить для Христа, мы испытываем трудности, которые смущают нас и выбивают из колеи. Однако, полагаясь на Бога, мы можем черпать в Нем силу, даже когда решение проблемы приходит не сразу. Бог допускает в нашей жизни обстоятельства, кажущиеся слишком трудными.
У Бога есть цель: произвести в нас терпение. Рим.5.3-4 «хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда». Велико счастье быть в дружбе с Богом. Когда любовь Божья изливается в наше сердце, даже то, что обычно подавляет утешение и мужество людей, а именно, страдания и трудности, напротив, дает нам новое, духовное утешение. В данной главе апостол намеревается показать, что, когда мы оправданы через веру, тогда цель всей жизни достигнута. Но перед взглядом апостола тотчас предстало огромное противоречие – страдания всех верных на Земле. Как я могу быть блаженным, когда всё ожесточенно выступает против меня и мое сердце должно ежедневно страдать? Апостол спешит на защиту и говорит: «То, что перед входом на небеса мы подвергаемся воспитанию, является лишь новым доказательством нашего блаженства». А поэтому, мало того, что мы терпим это, но мы еще «хвалимся нашими скорбями». Они представляют собой доказательство любви нашего Небесного Отца.
«Зная, что от скорби происходит терпение». Обратим внимание на слово «зная». Именно от знания зависит, будет ли кто-нибудь хвалиться скорбью. Ни один человек не радуется в скорби, если он не знает о ней что-то большего, чем можно видеть и чувствовать. Само страдание совершенно не утешительно, а христиане – вовсе не каменные люди, чтобы им не чувствовать боли и горестных переживаний. Если бы я судил в соответствии с тем, что вижу и чувствую во время страдания, я поистине не мог бы хвалиться скорбями, но должен был бы всегда оставаться в подавленности и отчаянии. Поэтому нам надо знать, во-первых, что означает страдание, а во-вторых, что оно совершает в нас. Христиане должны быть людьми, видящими нечто большее, нежели то, что находится перед глазами, знающими что-то лишь благодаря Слову своего Небесного Отца. Господь Иисус говорит, что ничто не может произойти с нами, даже волос не упадет с нашей головы, без воли нашего Отца. Каждая скорбь, каждая трудность послана милостивым и мудрым Отцом. Может ли что-то быть более утешительным?
«От скорби происходит терпение». Это первый благословенный результат, который верующие извлекают из своих страданий. Слово «терпение» не надо понимать лишь в смысле молчаливой покорности страданию. В греческом тексте это слово означает стойкость, выдержку, зрелость, непоколебимость. И терпение до конца. Неверующие из-за страдания теряют выдержку, ропщут и проклинают Бога. Люди, которые лишь внешне приняли Слово с радостью, но не имеют корней, во время искушения отпадают. Те, которые укоренены во Христе, из-за скорби всегда становятся более стойкими и серьезными в благочестии. Они с этого времени становятся намного более богобоязненными, глубже исследуют Слово Божье, серьезнее борются в молитве, еще более заботятся о своей душе. Страдание производит упорство. Но при этом оно также производит особое терпение. Тот же самый человек, который во время благополучия был исполнен притязаний и нетерпения, так что при малейшем затруднении он жаловался и роптал как на Бога, так и на людей, из-за долговременного страдания становится терпеливым и довольным душой. Возрастает вся его духовная жизнь, а именно, благодаря тому, что страдание направляет нас к Богу и средствам благодати.
Есть люди, с которыми трудно иметь дело. Эгоизм, раздражительность, зависть и другие пороки переполняют их и препятствуют установлению добрых отношений с ними. Мы нередко ловим себя на мысли, что жизнь была бы намного легче, если бы нам не приходилось сталкиваться с подобными личностями. Подобным образом Бог терпит нас каждый день. Наша сущность безнадежно порочна. Надежды и желания окружающих вновь и вновь разбиваются о наш характер. Так же, как наши надежды и желания разбивались об их характер. Это понимание должно нас побуждать проявлять то же терпение к людям, какое Бог ежедневно проявляет к нам. Ап. Павел побуждает читателей вооружиться «всяким смиренномудрием, и кротостью, и долготерпением, снисходя друг к другу любовью» (Еф.4.2). Терпение поможет нам кротко относиться к недостаткам других, не гневаясь и не отдаляясь. Напротив, мы можем проявлять милосердие вопреки всем проявлениям греховной природы с их стороны.
Господь! Просим, помоги нам быть светом среди тьмы и смотреть на людей так, как Ты смотришь на нас. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим во имя Иисуса Христа, научи нас владеть собой, быть терпеливым, добрым и милосердным даже к тем, кто нас огорчает. Зажги в нашем сердце святую любовь к другим людям. Научи нас терпением спасать свою уставшую в бедствиях душу. Научи нас проявлять терпение к людям так же, как Бог ежедневно проявляет его к нам. Помоги нам вооружиться долготерпением, смиренномудрием, кротостью, снисходя друг к другу любовью. Помоги нам кротко относиться к недостаткам других, не гневаясь и не отдаляясь. А проявлять милосердие вопреки всем проявлениям человеческой греховной природы с их стороны. Мы молим Тебя о терпении, побеждающем времена испытаний, об умении ожидать, надеяться, верить. Дай нам дух самообладания. Мы благодарим, что Ты обеспечишь нам Свое руководящее присутствие, если мы будем терпеливо ожидать Твои действия и откровения Твоей воли. Аминь.