ПРОПОВЕДИ
Не убоится худой молвы
Пс.111.7 «Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа».
Когда поднимается ветер и надвигается буря в нашей жизни, наступает время для того, чтобы подготовить духовное снаряжение и бросить якорь. Моряк якорь свой бросает вниз, а христианин бросает свой якорь вверх, за завесу, к престолу благодати. Находясь в серьезнейшей опасности, он бросает драгоценный якорь веры и не убоится. Так сказано в нашем стихе из Библии: Пс.111.7 «Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа». В этом псалме в первом стихе приведен характерный признак праведника: он крепко любит заповеди Божьи. Он не только соблюдает заповеди, но любит их. Они радость для сердца его. В нашем эпиграфе сказано о преимуществе праведника: «Не убоится худой молвы». Основание или причина этого: «сердце его твердо».
Начнем с первого утверждения, т.е. с преимущества праведника: «Не убоится худой молвы». Сознание его не будет встревожено слухами о приближающем зле. Он не будет в замешательстве или в страхе. Даем пояснения для того, чтобы правильно понимать это утверждение. Оно не обозначает, что праведник не осознает опасности. Это также не значит, что страх не может появиться в его сознании. Но смысл отрывка такой: праведник не будет бояться парализирующим страхом, отвлекающим его от выполнения своих обязанностей, делающим его неспособным к служению Богу. «Не убоится худой молвы», не убоится страхом, ведущим к изнеможению, при котором замирает сердце. Так было с царем Саулом. Читаем из Библии: 1Цар.28.20 «Саул пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался». Он упал в обморок от страха.
Праведник не убоится худой молвы отчаянным страхом. Он не убоится так сильно, если его сердце будет с любовью покоиться на Божьих обетованиях. Он во время опасности как корабль, который стоит на якоре. Корабль немного покачивается на волнах, но он закреплен, стоя на якоре. Обратим внимание на различие между благочестивым человеком и грешником. Благочестивый человек не боится худых слухов. У него нет парализующего и подавляющего страха, в его душе сохраняется и продолжает жить надежда. Когда же нечестивцы видят надвигающуюся опасность, они захвачены врасплох и обуреваемы страхами, от которых трепещет сердце. В Библии об этом так сказано: Ис.33.14 «Устрашились грешники на Сионе; трепет овладел нечестивыми». Чувство вины – это камера страха. Попробовав тайком запретный плод, Адам начал бояться. Богу он сказал: Быт.3.10 «Я убоялся и скрылся». У грешного человека от страха дрожит сердце. Вот то, что можно сказать о преимуществе праведника.
В этом стихе приводится основание или причина, почему благочестивый человек не будет испуган или поражен худой молвой: «сердце его твердо, уповая на Господа». Вот почему он такой бесстрашный. Т.о., мы можем сказать: стремление и желание истинного христианина – утвердить свое сердце упованием на Господа во время надвигающейся опасности. Для пояснения этого утверждения ответим на вопросы: 1. Что значит уповать на Бога во время опасности? 2. Почему мы должны уповать на Бога? 3. Как упование на Бога делает сердце твердым?
Начнем с первого вопроса. В Библии упование на Бога во время опасности называется: «возложить на Господа заботы свои», т.е. свои переживания, грехи, опасения, нужды. Пс.54.23 «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя». Упование на Бога в Библии названо утверждением себя в Боге, подобно тому, как человек, который, боясь упасть, пытается удержаться, опираясь на что-нибудь. Можем сказать, что упование на Бога – это решительное действие веры, посредством которого мы возлагаем все наши заботы и всю тяжесть нашего спасения только на Бога. Чтобы уповать на Бога, необходимо, безусловно, знать Его. Об этом в Библии сказано так: Пс.9.11 «И будут уповать на Тебя знающие имя Твое». В этом уповании на Бога требуется знакомство с Ним посредством Христа. Без знакомства не может быть упования. Кто может полностью доверять незнакомцу? Вспомним слова из Библии: Иов 22.21 «Сблизься же с Ним – и будешь спокоен».
Беременная христианка была осуждена на смерть за веру. В темнице пришло время родить. Испытывая муки при рождении, она несколько раз простонала. «Вот ты теперь не можешь перенести легких страданий без стонов, что будет, когда бросят тебя диким зверям?» – сказал ей темничный страж. Она ответила: «Я теперь терплю одна, а тогда будет Тот терпеть со мной, за Кого я пострадать хочу». Обе мученицы – мать и дочь – претерпели борьбу с дикими зверями. До последнего момента мать прославляла своего Спасителя. Она была уверена, что после ее мученической смерти ее душа и душа ее ребенка окажутся на небесах.
Теперь ответим на вопрос: «Почему мы должны уповать на Бога?». Главный ответ: «Потому что Бог призывает к этому». Ис.26.4 «Уповайте на Господа во веки; ибо Господь Бог есть твердыня вечная». И: Пс.61.9 «Надейтесь на Него во всякое время». Пусть вы не находитесь в стесненных обстоятельствах, не дрожите от страха, всё же не забывайте бросать якорь вверх, к престолу Бога. Уповайте на Бога во все времена. Любое другое упование Он постыдит: Иер. 17.5 «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою». Итак, Бог хочет, чтобы мы сделали Его своим упованием. Дело в том, что упование и доверие является главной частью нашего поклонения. Т.о., мы должны уповать на Бога во всех своих нуждах. Он достойный объект нашего упования. Творение не годится для нашего упования, у него есть слабые качества, на которые мы не можем положиться: оно вводит в заблуждение, обманывает и погибает. Поэтому мы не можем сделать творение нашим упованием, а вот Бог заслуживает нашего доверия. В Библии Он назван крепкой башней, где мы найдем безопасность. Нет такого обстоятельства или нужды, в которой бы Он не смог помочь. В Нем есть два качества, на которые мы с уверенностью можем возлагать наше упование. Первое – Его милость, второе – Его истина. В Библии часто они объединены в одном стихе. Мих.7.20 «Ты явишь истину Иакову, милость Аврааму». Мы можем успокоить нашу душу Божьей милостью, как делал это псалмопевец. Пс.12.6 «Я же уповаю на милость Твою». В начале псалма мы видим Давида, упавшего духом, трепещущего, готового погрузиться в уныние и отчаяние. А в конце его он радуется в Господе, возносится и наполняется хвалой. Если мы приносим свои беспокойства и скорби к трону благодати и оставляем их там, то оттуда можем уходить со спокойной душой. Обратим внимание на средство утешения Давида: милость Бога – это поддержка его веры. Давид знает, что Господь благоволит к уповающим на Его милость. Хотя я и согрешил, милость Божья может простить меня, хотя я и в нужде, милость Его может помочь мне. Божья милость надежна, как скала и сладка как мед. Мы можем с уверенностью полагаться на Божью истину или верность. Истина – это предмет для упования. Скорее прейдут небо и Земля, чем истина Божья. Бог Сам говорит: Пс.88.34 «не изменю истины Моей». Поэтому у нас есть все основания возложить упование на Бога.
Попробуем обосновать третий наш вопрос: «Как упование на Бога делает наше сердце твердым?» Предлагаем обратить внимание на два момента: во-первых, замечательно иметь утвержденное сердце. Во-вторых, только вера утверждает сердце. Утвержденное сердце проявляется в крепости духа. Нетвердое сердце подобно кораблю без балласта, подбрасываемому волнами то вверх, то вниз. Утвержденное сердце готово для святого служения. Тот, чье сердце утверждено в Боге, служит Богу с удовольствием и радостью. А нетвердое сердце непригодно для служения, для молитвы или рассуждений. Трясущаяся рука непригодна для письма. Сердце утверждается в Боге посредством упования. Вера освобождает его от всех тревог, которые служат причиной страха и волнения, она притягивает его к Богу. Утвержденное сердце имел, Афанасий (Афанасий Александрийский или Афанасий Великий (295-373гг) – богослов и эпископ Александрийский, защищал независимость церкви от императорской власти). Его невозможно было сдвинуть с истины.
Проблема грешных людей в том, что они не утверждены, они не знают, где найти прибежище, когда приходят беды. У них нет Бога, на Которого могли бы уповать. Они подобны древнему миру: когда пришел потоп, у них не оказалось ковчега, в котором они могли бы спастись. Давайте же стремиться к благодати веры, утверждающей сердце. Упование на Бога подкрепляет, оживляет и поддерживает сердце даже в смертельной опасности.
Какой христианин скажет, что он не утвержден? Когда поднимается буря, в этой ситуации любой уповает на Бога. Поэтому мы должны принести наше сердце к библейскому пробному камню. Давайте, проверим, истинно ли наше упование на Бога или нет. Узнаем это таким образом: 1. Наше упование истинно в том случае, если мы вверяем Богу наше главное сокровище – нашу душу. Мы вверяем ее Божьей заботе и попечению. Мы возлагаем всю нашу надежду на Бога. Пс.38.8 «Чего ожидать мне, Господи? Надежда моя на Тебя». 2. Если мы искренно уповаем на Бога, тогда мы доверяем Ему, даже когда всё, на что мы привыкли полагаться, не оправдывает наших ожиданий. Сможем ли мы уповать на Бога, не имея при этом гарантий? 3. Мы можем узнать, является ли наше упование на Бога истинным, если в нас проявляется дух храбрости. Неверие порождает страх, вера – бесстрашие. Пр.28.1 «Праведник смел, как лев». Вера оправдывает человека и помогает устоять при любом сопротивлении. Вспомним из Библии, что сказали великому и жестокому царю Навуходоносору еврейские юноши: Дан.3.18 «Да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся». Непобедимым христианином был Василий Великий, который не боялся даже угроз императора. (Василий Великий (330- 379) – один из отцов и учителей Церкви, богослов, эпископ Кесарии, активный противник арианства, несмотря на поддержку этого учения императором Валентом и гонения на инакомыслящих.) 4. Мы можем узнать, что у нас правильное упование, когда мы послушны Богу во всем, к чему Он призывает нас. Святое упование состоит из двух моментов: послушания и доверия. 5. Истинное упование на Бога – терпеливое ожидание, ожидающая вера. В Библии сказано: Пс.36.7 «Покорись Господу и надейся на Него». Пусть верующий не получает немедленно того, чего он желает, то благоволение и знаки Божьей любви в ответ на молитву, тем не менее, он твердо решает оставаться в состоянии ожидания. Он будет ожидать, пока не придет милость. У человека, у которого нет терпения, чтобы ожидать, нет и веры, чтобы уповать. Будем всегда помнить: Ис.28.16 «так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится».
Чтобы иметь твердое сердце, необходимо понимать следующее: 1. Только на Бога мы можем возлагать наше упование. Остальное, на что бы мы ни уповали помимо Бога, может не защитить нас в час опасности. На друзей нельзя уповать: они могут умереть, или, что еще хуже, могут предать. Мих.7.5 «Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля». Нельзя уповать и на великих людей. Пс.117.9 «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей». Возложив упование на Бога, мы обретем сладостный мир. Обратимся к Библии: Ис.26.3 «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он». Возложив упование на Бога, мы обретаем милость и утешение. Пс.31.10 «Уповающего на Бога окружает милость». Когда мы возлагаем наше доверие и упование на Бога, то Он считает делом чести защищать и спасать нас. Доверяйте Богу, чтобы получить защиту в этой жизни и спасение в другой.
Господь! Просим, помоги нам прилагать все усилия к тому, чтобы утвердить свое сердце в Боге с помощью святого упования. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты нужен нам каждый час. Просим, помоги нам осознать это и подрасти в вере. Прости нас за то, что мы часто пытаемся показать, что мы сильны и во всем разберемся сами, часто прячем наши слабости и страхи. Помоги нам признаться, что без Бога плохо дело, а признавшись, покориться перед Тобой – нашим Небесным Отцом и Творцом. Дай нам силы в борьбе и к победе веди. Дай нам помнить, что сила Христа в нас больше силы зла вокруг нас. И что мы не постыдимся в уповании на Него. Дай доверить свою судьбу Господу. Ибо у Него милость и многое у Него избавление. Дай нам благодать, чтобы мы всегда могли кротко принимать всё, что Ты пошлешь. Помоги нам принять благодать веры, утверждающую сердце. Аминь.