ПРОПОВЕДИ
Ликуй от радости дочь Сиона и торжествуй
Зах.9.9 «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: вот Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице, и на молодом осле, Сыне подъяремной».
Рассмотрим замечательное событие из жизни Господа Иисуса Христа – Его торжественный въезд в Иерусалим перед распятием (Ин.12.12-19). Множество народа сопутствовало Господу в этой триумфальной процессии. Никогда еще к Нему не проявляли такого внимания. Это имеет свое объяснение. Не так трудно выяснить причины, которые привели Христа в Иерусалим. Безусловно, Он знал, что время Его земного служения подходит к концу. Он знал, что Ему осталось на Земле только принести Себя в жертву на Голгофе. Он понимает, что лучше всего прийти туда, где Он будет предан смерти, публично. Не может Агнец Божий прийти на заклание на Голгофе тайно: каждый должен посмотреть на жертву, прежде чем она будет принесена как умилостивление за грех всего мира. Стать свидетелями главного события в жизни Христа и в истории Вселенной должны были многие люди. Поэтому Он въехал в город при огромном стечении народа, привлекая к Себе внимание. Искупающая Кровь Агнца Божьего скоро должна будет пролиться. Такое деяние не должно было произойти в углу. Господь повел Себя именно таким образом.
Этот воскресный день в России называют вербным воскресением, в Италии – пальмовым, в Венгрии и на Украине – цветочным и т.д. Эта история описана всеми четырьмя евангелистами, как достойная особого внимания.
Господь Иисус, идущий со Своими учениками на праздник Пасхи в Иерусалим, в пятницу остановился в селе Вифания, где был устроен праздник в честь Его прибытия. За столом прислуживали Марфа и Мария, сестры Лазаря, недавно воскрешенного Христом. А когда миновала суббота, день покоя, Господь Иисус стал готовиться к вступлению в Иерусалим. Он до сих пор не путешествовал верхом, но нынешний день был особенным. Конный всадник напоминал бы о войне, о древних царях, возвращающихся из кровавых походов. Или о римских солдатах, гарцевавших на улицах покоренного Иерусалима. Поэтому Христос выбрал животное, которое издавна было символом мира. Придя в соседнее селение Виффагию, Он послал учеников, чтобы они привели молодого осла, на котором Он должен будет въехать в город. Ослица пришла сама, т.к. осел без матери не пошел бы никуда. Хозяева ослов, узнав, что молодой осел нужен Христу, с радостью отдали его. В книге А. Меня «Сын Человеческий» сказано о том, что ученики пообещали хозяевам, что вернут ослов. Вместо седла на спину ослу положили одежды. И, сев на него, Господь Иисус стал спускаться с Елеонской горы. Царь, возвещающий мир, ехал безоружным в окружении пилигримов.
Навстречу Ему вышли ст.12 «множество народа, пришедшего на праздник». Эту большую толпу составляли не жители Иерусалима, а прибывшие из отдельных частей страны и всей Римской империи для поклонения во время праздника Пасхи. Возможно, это были те, которые слышали Господа на местах и были Его большими поклонниками. Потому они стремились засвидетельствовать Ему свое почтение в Иерусалиме. Где, как они знали, у Него было много врагов. Те, кто поистине ценят и чтят Христа, никогда не постыдятся и не побоятся исповедать Его открыто перед людьми. Навстречу Ему вышли не начальники города, страны и не великие мира сего, а простолюдины. Но Господь Сам избрал немощное и немудрое мира этого (1Кор.1.27). Он более прославляется количеством, нежели величием Своих последователей. Он ценит людей за их душу, а не за их имя и почетные титулы. Почитавшие Его, придя в Иерусалим, спрашивали: Ин.11.56 «Не придет ли Он на праздник?» Услышав, что Он идет, они пришли в движение, желая отдать Ему достойный прием.
Ст.13 «Взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, царь Израилев!» Пальма всегда являлась символом победы и торжества. Цицерон называет удостоенного многих наград «человеком многих пальм». Господу предстояло победить смерть и ад, поэтому было уместно, чтобы перед Ним понесли пальму победителя. Слово «осанна» означает «спасение». «Осанна» – греческая транслитерация еврейских слов «хошма на», означающих «о, (Господи) спаси нас». Народ приветствовал Христа словами: Пс.117.25 «О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!» Сам Бог побудил этих людей восклицать так. Простой народ утверждал, что Господь Иисус является Царем Израилевым, грядущим во имя Господне. Несмотря на то, что Он выглядел в настоящий момент бедным и презренным, они признают Его Царем, в противоположность тем представлениям о Мессии, которым научили их книжники. Они признают Его, во-первых, за праведного Царя, во-вторых, за обещанного и долгожданного Царя, за Царя-Мессию, ибо Он есть Царь Израилев. Слух о пришествии Царя прокатился по всему городу.
Как уже говорили выше, Христос намеренно привлек внимание к последним событиям Своей жизни. Он хотел, чтобы максимально возможно большее количество людей знали о Его голгофском подвиге. И Он привлек внимание всех: правителей, священников, старейшин, книжников, эллинов и римлян. Он устроил всё так, что в этот день и в последующие дни взгляд всего Иерусалима был на Него устремлен. И Он умер при множестве свидетелей.
Галилеяне и вифанцы старались, как могли, украсить триумф Мессии. Под копыта бросали ветки маслин, стелили одежды свои, дети бежали за Господом, размахивая пальмовыми ветвями. Апостолы ликовали. Наконец-то настал долгожданный день! Они сперва не поняли, почему Господь сделал это и каким образом исполнилось Священное Писание. Но когда Он прославился, и после этого был излит Святой Дух, тогда они вспомнили, что так было о Нем написано в Ветхом Завете. И что они вместе с другими людьми это сделали согласно пророчеству. Когда последователи Христа достигают зрелости в познании, полезно им размышлять о том, какими несмысленными и немощными они были в начале своего пути. Чтобы вся слава за приобретенный опыт была отдана благодати и чтобы они сами могли сострадать невеждам.
Торжество Христа и радостное славословие Его учеников вызывают досаду у гордых фарисеев, врагов Христа и Его Царства. Лк.19.39 «И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! Запрети ученикам Твоим». Они не только не присоединились к ученикам, но вознегодовали на них. Они считали, что Христос, образец великого смирения, не должен был допускать таких громких славословий. Но, к чести Своей, Господь пренебрегает поношением от гордых и принимает прославление от смиренных.
Несмотря на радостное возбуждение вокруг, лицо Господа было печально. Шедшие рядом с Ним видели на глазах Его слезы. Он оплакивал Иерусалим – город обетования и город духовных слепцов. Он сказал: Лк.19.42-43 «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, …». Иерусалим не воспользовался своим благоприятным днем (периодом времени). Он не узнал, когда ему предлагалось спасение. Существует время посещения, когда мы в изобилии располагаем средствами благодати, когда Слово Божье проповедуется в силе, когда Дух Святой работает над нами, когда наша собственная совесть пробуждается. Этим временем мы должны воспользоваться.
Чуду воскрешения Христом Лазаря многие из народа придали большое значение, заслуживающее этого события. Ст.17 «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых». Они были уверены в этом чуде. Слух о воскрешении Лазаря был у всех в Иерусалиме на устах. Но некоторые считали его доказательством посланничества Иисуса Христа и ставили в основание своей веры в Него. Другие желали лучше убедиться в достоверности этого факта и проверяли истинность слухов у тех, кто были непосредственными его свидетелями. Они хотели узнать о нем достоверно. Свидетели этого чуда единодушно заявляли, что всё это правда, не подлежащая оспариванию или опровержению. И готовы были даже, если потребуется, дать соответствующие показания под присягой. Об этом говорит слово, которое переведено как «свидетельствовал». Вполне вероятно, что видевшие это чудо не только убеждали в достоверности тех, кто расспрашивал о нем. Но и без всяких расспросов рассказывали об этом окружающим людям, желая тем самым увеличить торжественность въезда Господа в Иерусалим. Наш долг – провозглашать о том, что нам известно о Господе Иисусе и Его Царстве, чтобы тем самым оказать Ему честь.
Ст.18 «потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо». Одни из любопытства желали увидеть Того, Кто сотворил чудо воскрешения Лазаря. Другие из самых искренних чувств хотели почтить Его как посланного Богом. Он произнес в Иерусалиме много хороших проповедей, которые, однако, не привели к Нему столько народа, сколько привело это чудо. Оно совершено Господом последним, чтобы могло подтвердить достоверность всех предыдущих чудес и принести Ему славу в преддверии Его страданий. Все дела Его были не только хорошо сделаны, но и хорошо распределены во времени.
Духовная власть пришла в растерянность. Такого бурного проявления народной любви к Христу никак не ожидали. Они в тревоге говорили друг другу: ст.19 «Весь мир идет за Ним». Они выражают свое возмущение Его всё возрастающим влиянием на людей. Их собственная зависть приводит их в раздражение. Когда рог праведников возносится во славе, нечестивцы видят это и досадуют (Пс.111. 9,10). Если учесть, что фарисеи были уважаемыми людьми, и им оказывали обилие почестей, то, казалось бы, им не следовало сетовать на те небольшие почести, которые сейчас возвеличивали Господа Иисуса. Но гордые люди делают славу своей монополией и не желают ни с кем делить ее. Они возбуждали себя и других на более решительные действия против Христа. Они говорят: «Наступило время собрать все наши силы, пока дело не примет такого оборота, что его ничем не исправишь». Они думали, что достигли своей цели, когда незадолго до этого Господь удалился из Иудеи. И надеялись, что вскоре о Нем забудут. Но они теперь рвут и мечут, видя, что их усилия оказались пустыми. Они признают, что нисколько не продвинулись вперед в своих стараниях, направленных против Христа. Они не могли никакими ухищрениями заставить людей отвернуться от Него и, никакими угрозами запретить оказывать свое расположение к Нему. Пока нельзя было предпринимать никаких открытых действий против Христа. Это значило бы самим толкнуть народ к мятежу.
Время от времени мы слышим о людях, которые устроили скандал из-за того, что им не оказали, по их мнению, должного уважения. Они возмущенно кричат: «Да вы знаете, кто я такой?» Вспомним высказывание из Библии: «Если вам приходится говорить людям, кто вы такой, то, вероятно, вы не тот, кем себя считаете». Образ, противоположный такой гордости и самомнению, виден в Иисусе Христе, особенно когда Его земная жизнь подходила к концу. Он вошел в Иерусалим, сопровождаемый хвалебными восклицаниями. Но Он вошел не для того, чтобы принять причитающиеся Ему почести, но чтобы в смирении принести в жертву Свою жизнь, повинуясь воле Отца. В отличие от земных правителей Христос никогда не требовал почтения к Себе. Последние часы Его земной жизни прошли в полнейшем уничижении. Но внутренняя сила и важность возложенной на Него задачи помогли Ему пережить самые тяжелые мгновения и умереть за наши грехи, чтобы нам жить в свете Его любви.
Господь Иисус! Мы благоговеем перед Твоим смирением, силой и любовью. Ты достоин нашего восхищения. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за замечательное событие в Библии из жизни нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа – вход Его в Иерусалим перед распятием. Ибо мы можем извлечь из происшедшего практические уроки. Господь Иисус! Мы благоговеем перед Твоим смирением, силой и любовью. Пусть познание Тебя изменит себялюбивые побуждения нашего сердца и нас побудит жить так, как Ты жил в мире. Помоги нам не заботиться о популярности, а искать расположение у Тебя, Который «вчера и сегодня и во веки тот же». Просим, помоги нам Твоей истине служить, миру являть Твою жизнь и быть верными до смерти. И в Твоей решимости умереть за нас брать пример жить для Тебя. Пусть наше сердце и уста прославят Тебя, пусть все наши дела и слова расскажут, что Твоя любовь жива. Аминь.