ПРОПОВЕДИ
Будем оценивать свою жизнь не приобретениями.
2Кор.9.6-8 «При этом скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имели всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело».
В этих стихах содержатся указания ап. Павла относительно того, какие правила надо соблюдать в деле благотворительности, чтобы оно совершалось должным образом. Он красивым сравнением расхваливает милостыню, уподобляя ее посеву. Ведь во время посева семя сеется в землю и истлевает. Кажется, что оно погибло. Так же обстоит и с милостыней. То, что от тебя переходит к другому, представляется ущербом для твоего достояния. Но придет время жатвы, и будет собран плод. Всё, что подается нищим, Господь считает поданным Ему Самому. Поэтому Он воздает за это обильной наградой. Теперь вернемся к сравнению апостола. Тот, кто сеет скупо, возымеет скупой урожай, подобный его посеву. А кто сеет щедро, может ожидать богатую жатву. Когда плоть отговаривает нас от благотворительности, внушая страх потери, будем всегда говорить ей в ответ: «Господь велит нам щедро сеять». Жатву надо понимать и как духовную награду жизни вечной и как вечные благословения, которыми Бог одаривает творящих добро. Он награждает благотворительность не только на небе, но и в этом мире. Ап. Павел как бы говорит: «Чем больше вы благотворите ближним, тем больше будете ощущать в себе благословение Божье». Благословение означает здесь щедрую и радушную благотворительность, богатство на всякое доброе дело.
«Каждый уделяй по расположению сердца …». Поскольку ап. Павел заповедал давать щедро, он также добавляет: Бог оценивает щедрость, смотря не столько на сумму, сколько на душу дающего. Он усердно призывает помогать другим людям, но не хочет требовать что-либо против воли. Он велит людям охотно давать всё, что они собираются дать. Богу мы также повинуемся по принуждению, но мы сами добровольно себя принуждаем. Однако если нас принуждают извне, и мы внутренне желали бы этого не делать, тогда мы действуем без пылкости, без радости и всё совершаем с огорчением и душевной скорбью. Милостыня – это жертва, но Богу угодны только добровольные жертвы. Уча, что радостно дающего любит Бог, апостол утверждает, что дающего вынужденно Он отвергает. Ведь Бог не хочет править нами подобно тирану, но, являя Себя нашим Отцом, ждет от нас радостного сыновнего послушания.
«Чтобы вы, всегда и во всем имели всякое довольство». Далее апостол упреждает превратную мысль человека, внушаемую нашим неверием. Разве не надо в первую очередь позаботиться о себе? Разве после дарения у тебя не остается меньше прежнего? И ап. Павел для отвержения подобного сомнения вооружает нас обетованием: всё, что мы жертвуем, обращается нам во благо, и люди, благотворящие нищим, одновременно помогают себе. Милостыней, как по каналу, эти люди проводят к себе благословение Божье, приносящее им обильное благо. Бог сделает так, что им выпадет еще большее изобилие. Они будут иметь достаточно и для себя, и для подаяния другим. Под «довольством» апостол имеет в виду ту меру, которую Господь считает для нас полезной. Ведь не всегда нам полезно насыщаться до предела. Господь дает нам иногда больше, иногда меньше, в зависимости от нашей пользы. Но так, чтобы было достаточно.
Апостол учит нас оценивать свою жизнь не приобретениями, а утратами. Не тем, что нам удалось сохранить, а тем, чем мы смогли пожертвовать, временем, потраченным не на угождение себе, а на служение другим. Он учит свою жизнь оценивать не той любовью, что мы получили, а той, что мы отдали. Бог тех благословляет, кто жертвует собой и тем, что имеет. Поделитесь словом, которое посылает вам Бог, и Он даст вам новое слово, которое тоже нужно будет нести людям. Не жалейте времени на служение – и его у вас станет только больше. Не ставьте пределов своей любви – и любви у вас тоже станет больше, чем раньше.
Эрнест Хемингуэй пожертвовал крупную сумму из полученной им Нобелевской премии. При этом он сказал: «Правильно владеть богатством можно лишь тогда, когда раздашь его».
Деньги – это власть, уверены многие люди. И ради денег они идут на любые подлости и гадости. Деньги могут увести за собой в омут и верующих во Христа. Как же это всё не похоже на Господа! У Него была власть над болезнями – и Он использовал ее, чтобы исцелить больных. Ему повиновались волны бушующие – и Он повелел ими, чтобы успокоить перепуганных учеников. У Него была власть творить – и Он кормил тысячи голодных. У Него была власть над грехом – и Он прощал грешников. И власть над собственной жизнью Он использовал так, что отдал эту жизнь, чтобы спасти всех, кто призовет имя Его. Т.о., у Христа была вся власть, которая только может быть, но Он этой властью служил другим. Мы должны спросить у себя: «Нужна ли нам власть ради себя или ради других?»
Итальянский король Гумберт, совершая прогулку, заметил двух мальчиков. Они не спускали глаз с него и показывали на него пальцем. Наконец, один мальчик решительно направился к королю, снял шляпу, поклонился и сказал: «Извините, пожалуйста, сударь, правда, что вы не король?» Король спросил: «Почему ты думаешь, что я не король?» «Потому что у вас на голове нет короны. По-моему короли всегда носят корону». Гумберт сказал: «Сознаюсь, что я король». Мальчик вскричал: «Вы, наверное, носите корону по праздникам?» Король ответил: «Нет, у меня тогда праздник, когда забываю, что ношу ее». Не всегда там счастье, где власть, богатство и слава. Счастье там, где спокойна совесть, где мир с Богом и с окружающими и где довольство малым.
На олимпийских играх 1984г. спортсмен выиграл четыре золотые медали. Но его всё равно нашли обвинить в том, что он не выступил в полную силу в прыжках в длину: не стал идти на мировой рекорд, а после первого удачного прыжка от остальных попыток отказался, убедившись, что гарантировано ему золото. Он на обвинение ответил, что баталии дались ему труднее, чем он ожидал, и он решил приберечь силы для следующих видов. Через Библию Бог нас тоже призывает мудро решать, на что мы будем использовать свое время и силы.
В лаодикийской церкви такой мудрости у людей не хватало. Христос к этой церкви обращается в последнем из своих семи посланий асийским церквям. Лаодикия была тогда крупным городом во Фригии, процветающим благодаря своим ремеслам и торговле. Христос говорит в послании этой церкви, что есть нечто такое, что вызывает у Него отвращение, Он указывает на проблемы церкви. Господь предъявляет тяжелое обвинение, как служителям, так и ее членам: Отк.3. 15 «Знаю твои дела, ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч». Господь знал их лучше, чем они знали сами себя. Они были теплые, т.е. равнодушные, вялые, слабовольные. Они потеряли интерес к дальнейшему росту, больше не желали трудиться в духовной сфере, поклоняться и проповедовать Евангелие. Господу стало настолько противно, что Он сказал: ст.16 «извергну тебя из уст моих». Эти слова означают «выблюю». Такие чувства вызывает у Христа наш теплый характер. Однако дела обстояли еще хуже: лаодикийские христиане считали себя богатыми, процветающими и ни в чем не нуждающимися. Христос же оценивает их совершенно иначе: ст.17 «а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг». Они были о себе высокого мнения, считали, что они достигли такого уровня, что ни в чем не испытывают недостатка. Возможно, они были хорошо обеспечены материально, и это сделало их равнодушными к своей душе. Они соблюдали церковные установления, это заменяло им живое общение с Богом. В аду окажется много тех, которые думали о себе, что они на пути к небу. Будем ежедневно умолять Бога, чтобы нам не оказаться обманутыми относительно своего духовного состояния. Как низко может пасть церковь! Но Господь Иисус, видя даже такое ужасное состояние церкви, остается любящим и милостивым. Он им говорит: ст.19 «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю». За эту церковь Он тоже отдал Себя. За нее Он тоже пролил Свою Кровь.
Христос не только осуждает, Он предлагает лекарство. Ст.18 «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». Он не может оставить нас в покое, когда верующий впадает в грех или вся церковь навлекает на себя позор. Поэтому, открыв лаодикийцам всё, что у них было плохого, Он показывает, как это исправить. И делает это продуманно. Лаодикия славилась развитой финансово-банковской системой, производством тканей и одежды (знаменитой была черная шерсть) и своими лекарствами. Глазная мазь, так называемая «коллюзия», по словам многих, буквально творила чудеса. Говоря о духовном состоянии Лаодикии, Господь использует все эти сведения. То, что Он говорит в 18-ом стихе, можно перефразировать следующим образом: «Ты убежден в своем финансовом успехе, но ты – духовный банкрот и нуждаешься не в обычном, а в божественном золоте, т.е. в Божьей благодати, которая простила бы тебя. Нуждаешься в Божьей премудрости, которая направляла бы тебя. А также в Божьей силе, которая поддерживала бы тебя; в Божьей радости, которая пребывала бы в твоей душе. Ты производишь прекрасную одежду, но ты – духовно наг и нуждаешься в белом одеянии, которое дается действием Духа Святого. Ты убежден в чудодейственности своей глазной мази, но ты – духовно слеп и не видишь свое подлинное состояние. В будущее ты не всматриваешься, чтобы увидеть славу воскресения». Глагол «купить» совсем не подразумевает, что лаодикийцы могли что-то предложить Христу за Его лекарство. О такой купле говорит уже пророк Исаия, через него Бог призывает покупать «без серебра и без платы» (Ис.55.1). Спасение, а также последующие благословения Бог дает только по благодати. Лаодикийцам нужно было решать: стремиться к земному золоту или посягнуть на золото Божье. Мы тоже стоим перед этим выбором. Наша задача не в том, чтобы приобрести земные блага. Наша цель – заслужить одобрение нашего вечного Господа.
Мальчику было всего 8 лет, а он уже заявил другу своего отца: «Я люблю Иисуса и, когда вырасту, хочу стать миссионером». В течение следующих десяти лет друг отца молился за этого мальчика. Придя в возраст, молодой человек подал заявление в миссионерское агентство, чтобы его направили в Мали. Друг отца сказал ему: «У меня для тебя сюрприз, парень. Когда десять лет назад я услышал о твоем желании, то решил откладывать часть своих доходов для тебя, ожидая твоего решения». Друг был внимательным к людям и желал, чтобы Благая весть достигла многих в этом мире. Господь Иисус и Его ученики также нуждались в финансовой поддержке, путешествуя по стране и возвещая весть о Божьем Царстве. Их поддерживали некоторые женщины, служа Ему имением своим (Лк.8.3). Размышляя о том, что Спаситель сделал для нас, перенимаем Его отношение. Будем просить Бога употребить нас, как Ему угодно.
Домино – странная игра. Чтобы выиграть, нужно избавиться от всех своих костяшек. Чтобы стать победителем – нужно отдать. В футболе, баскетболе, теннисе всё наоборот – чем больше голов, очков, мячей, тем лучше. А в домино побеждает тот, у кого в руке не остается ничего. В нашем мире многие живут одной единственной целью: грести под себя. Те же, кто верует во Христа, должны жить иначе: всё, что только можно, отдавать людям. Лишь то, что мы отдадим, останется с нами в вечности.
Господь! Просим, помоги нам помнить, что Иисус Христос отдал нам всё, что у Него было. И помоги нам поступать так же. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Ты учишь нас оценивать свою жизнь не приобретениями, не тем, что нам удалось сохранить, а тем, что мы смогли пожертвовать. И оценивать свою жизнь временем, потраченным не на угождение себе, а на служение Тебе и людям. Мы благодарим, что Ты благословляешь тех, кто жертвует собой и своим. Просим, помоги нам стремиться не к временному, а стремиться заслужить вечное одобрение Господа Бога нашего. Помоги думать и о благе других, а не только о своих эгоистичных желаниях. Побуждай нас молиться за больных, помогать нуждающимся, навещать одиноких, утешать тех, кто в беде, и благовествовать тем, кто связан путами греха. И нести двойную помощь людям – помогать и телу их, и душе. Дай, чтобы мы не оказались обманутыми относительно своего духовного состояния. Просим, помоги нам не жалеть времени на служение людям, не ставить пределов своей любви. Наполняй нас Собою. Во имя Иисуса Христа. Аминь.