ПРОПОВЕДИ
Усталость от сострадания
Гал.6.9 «Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».
Здесь мы видим предостережение. Как не должны мы освобождать себя от исполнения своего долга, так не должны и унывать, исполняя его. Мы склонны ослабевать и утомляться и даже уклоняться от своих обязанностей, в частности от того, чему апостол уделяет здесь особое внимание – делать добро другим. Он советует тщательно остерегаться этого, и объясняет почему: «ибо в свое время пожнем, если не ослабеваем». Апостол уверяет нас, что мы обязательно получим свою награду в свое время, если не в этом веке, то в будущем. Но получим ее при условии, если не ослабеем, исполняя свой долг. Если мы ослабеем в добрых делах и оставим их, то потеряем не только будущую награду, но и достигнутые уже утешения и успех. А если мы твердо держимся добрых дел, то хотя награда может и замедлить, тем не менее, она непременно будет. И будет богатой, Бог обильно воздаст нам за все наши старания и постоянство. Постоянство в добром деле – это не только наш долг, но и наша мудрость. Это в наших интересах, ибо только за это обещано нам вознаграждение. Слово «добро» означает здесь не праведность, а благотворительность. Итак, апостол призывает нас не унывать, помогая ближним, благотворя и выказывая им щедрость. По природе мы ленивы в исполнении обязанностей любви. Мы встречаем множество недостойных и неблагодарных людей. Множество нужды обрушиваются на нас непосильным бременем. Тут и там, благотворя другим, мы опустошаемся сами. Холодность других гасит нашу пылкость. Наконец, весь мир полон препятствий, отклоняющих нас от правильного курса. Итак, ап. Павел поступает хорошо, вразумляя нас и не давая обессилеть в пути. Т.о., мы напрасно начнем благотворить, если не будем это делать до конца. Поэтому, пусть верные в надежде и терпении обуздывают и сдерживают свои пожелания.
Порой нам кажется, что нуждам людей нет конца, а всё, что мы пытаемся делать, ничего не меняет и никому не помогает. В таком случае нам хочется выбросить белый флаг. Мы говорим: «Наша помощь – капля в море. Что только мучиться? С меня хватит». Усталость от сострадания может отравить нам жизнь в любой трудной ситуации – в семье, на работе, на учебе, в церкви. В Библии мы находим средство от такой усталости и отчаяния: Гал.6.9-10 «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». Если сегодня вам кажется, что всё пропало, не отчаивайтесь. Бог обещает, что добрые семена, которые вы бросаете в землю, и добрые дела, которые вы делаете, в свое время, а точнее, в Божье время принесут плод. Оставайтесь верными, продолжайте делать добро.
Перед входом в Музей геноцида в Иерусалиме высажена «Аллея праведных язычников». Сотни деревьев посажены в честь людей, которые спасали евреев от нацистов. Снизу к каждому дереву прикреплена мемориальная доска, а на ней имя одного человека или всех членов семьи, которые, рискуя жизнью, помогали евреям в годы фашизма. Вспомним 16-ю главу Послания к римлянам, в которой ап. Павел сказал, что Прискилла и Акила полагали свою голову за его душу. Во все века существования христианства жили люди, которые отдавали собственную жизнь, чтобы помочь своим братьям и сестрам во Христе в их насущных и духовных нуждах. Сегодня мало кто из нас рискует чем-то всерьез. А даже если и так, то вряд ли кто посадит в нашу честь дерево. Но все-таки давайте помолимся, чтобы Бог дал нам желание и готовность жертвенно помогать людям, которым нужна наша помощь.
Учительница провела свой день с супружеской парой. Она могла бы остаться дома и делать неотложные дела. Можно было ей просто отдохнуть. Но провела она этот день с мужем и женой. Они были на конференции, которая проходила в гористой местности, и им захотелось побродить по окрестностям. Учительница была родом с этих мест. Она вызвалась показать им горы, и они смогли увидеть самые интересные места. Они были глубоко тронуты ее заботой. Решение посвятить свой день этой супружеской паре было с ее стороны проявлением истинно христианской доброты. Именно так должны поступать, при случае, браться и сестры во Христе. Но часто мы зажаты в тиски жестких расписаний и финансовых обязательств, которые не оставляют никакого места чему-либо кроме как зарабатыванию денег или удовлетворению собственных желаний. Нам следует богатеть добрыми делами и быть щедрыми. 1Тим.6.18 «Чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны». Апостол дает здесь наставление богатым людям. Он убеждает их употреблять свое богатство на добрые дела. Ибо в чем состоит превосходство богатства, как не в том, что оно дает человеку возможность делать больше добра. Истинно богат тот, кто богат добрыми делами.
В своей книге «Не бывает маленьких людей» богослов Френсис Шейфер писал: «Для Бога не бывает маленьких людей и ничтожных мест… Те, кто думает, что он человек маленький и живет на периферии, могут, по милости Господней, изменить жизнь целого поколения, если отдадут свою жизнь Христу и будут жить под Его водительством всю свою жизнь». Свой труд невзрачным считают домохозяйки, чернорабочие и много-много кто еще. Они без лишнего шума служат другим. И если наши старания остаются незамеченными, мы можем считать, что мы люди маленькие, занимаемся мелочами. В книге пророка Захарии 4.9 мы читаем, что Зоровавель заложил основание для храма. Чтобы заложить основание, нужно хорошо потрудиться и твердо верить в будущее. И всё же некоторые считали труд Зоровавеля не особенно важным. Поэтому Бог сказал им: Зах.4.10 «кто может считать день сей маловажным?» Бог хотел, чтобы они продолжали класть камень за камнем. Они должны были исполнять свое дело силой Божьего Духа, а никак не собственными силами (ст.6). Если вы занимаетесь маловажным делом, то ободритесь. Очи Господа объемлют взором всю Землю. Он замечает всякое малое дело, исполненное для Него, и использует его удивительным и могучим образом.
Часто начало служения Господу мало чем напоминает нам то его окончание, которое замыслил Бог. История об Иосифе, сыне патриарха Иакова, служит нам хорошей поддержкой, когда трудно найти объяснение путям, по которым ведет нас Бог. В Псалме 104 сказано: Пс.104.17-19 «Послал перед ними человека: в рабы продан был Иосиф. Стеснили оковы ноги его; в железо вошла душа его, доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его». Иосифу выпала роль быть авангардом Израиля, первопроходцем народа Божьего. Он был продан в рабство нечестивыми братьями, но за этим стояла рука Господа. За рукой злодея, открыто и явно орудующего, может скрываться незримая рука Бога, обращающая зло в добро. Иосиф отправился в Египет рабом, и стал 2-м человеком в стране.
В 1Кор. ап. Павел говорит о том, какой фундамент он заложил в основание всех своих трудов среди коринфян – Иисуса Христа. Все истинные христиане строят на этом основании. Некоторые строят на этом основании из дерева, сена, соломы, т.е. хотя и держатся этого основания, но во многом уклоняются от духа Христова, заменяя Его учение своими собственными фантазиями. Они возводят на добром основании то, что не сможет устоять в день испытания. 1Кор. 3.13 «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть». Каждого дело обнаружится как для него самого, так и для других, для тех, кого он ввел в заблуждение. И для тех, кто избежал его ошибок. Сегодня у нас дела. Завтра будет огонь. Поэтому мы должны быть внимательнее к своим делам, осторожнее в своих поступках и не упускать возможности сделать то, что не подвластно огню. Усердие служителей Христовых будет щедро вознаграждено в будущей жизни. Велика награда Господа.
Один проповедник однажды сказал: «Противоположность любви совсем не ненависть, а эгоизм». Для многих людей существует только один интерес – свой собственный. Но есть и такие люди, кто всей своей жизнью служат другим, как служил Христос. Именно в этом суть слова к своим последователям генерала Уильяма Бута, основателя Армии Спасения. Его миссия для лондонских бедняков превратилась во всемирную миссионерскую организацию. Сотрудники этой Армии съехались на свой съезд, на котором генерал должен был делать основной доклад. Но он не мог приехать по причине тяжелой болезни. Делегатам хотелось хоть что-нибудь услышать от своего любимого руководителя. Бут написал только одно слово. Это слово-проповедь было: «Другие». Радость приходит тогда, когда на первом месте – Христос, на втором – другие, а на третьем – ты сам.
Мы следовали бы примеру Христа, если бы мы осознали, что церковь больше одного человека, что ее служение гораздо важнее наших прав и желаний. Хорошо было бы, если бы мы почаще задавали себе вопрос: «Как повлияют мои действия на церковь и на дело Христово?» Мы порой не на жизнь, а на смерть бьемся за свои права и твердо стоим на своем, несмотря ни на что. Пусть рушится церковь, пропадает наше доброе имя, прекращается служение. Однажды пастор работал на огороде возле своей пасеки. Пчелы заметили его и решили, что рядом враг. Две пчелы бросились на него, вонзили в его тело свое жало и пали смертью храбрых, защищая родной улей. У них была одна цель – спасти других пчел из своего улья. Пастор на них нисколько не разозлился, а, напротив, восхитился их подвигом и помолился, чтобы и мы, люди, точно так же забывали о себе, и жили бы на благо Церкви Христа.
Христос всегда видел в толпе конкретных людей, которым нужна была Его помощь. Нас Он призывает делать то же самое. Но мы порой смотрим на толпы людей вокруг нас и говорим: «Что я могу сделать? Их так много». Легко любить человечество, но очень тяжело любить конкретного человека. Многим из нас это дается трудно. Но нужно помогать именно конкретным людям, потому что Господь сказал: Мф.25.40 «т.к. вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Помогайте тем, кому можете.
Шекспир в «Венецианском купце» сказал, что милость «спадает с неба на землю, и вдвойне благословенна: тем, кто дает и кто берет ее». Шекспир был прав. Наши дела милосердия – благословение для тех, кому мы протягиваем руку помощи. Но они и для нас самих благословение, потому что мы на практике убеждаемся в истинности обетования Божьего: Мф.5.7 «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Но Шекспир упустил третью сторону, которая получает благословение, если кто-то кому-то сострадает – Бога. Если мы по-христиански о ком-то заботимся во имя нашего Спасителя, даже неверующие часто приговаривают: «Слава Богу!» И Ему действительно слава за то, что кто-то оказывает помощь другому человеку. Это может показаться невероятным, но так сказано в Библии. Наш Господь Бог не бесчувственный и не безразличный. Сделанное или не сделанное нами Он близко принимает к сердцу. Наши поступки или доставляют Ему удовольствие, или огорчают Его. Богу очень приятно, когда мы признаем Его благость, и Он очень печалится, когда мы служим своим эгоистическим интересам.
В штате Висконсин стоит здание, которое назвали шедевром американской архитектуры ХХ века. Огромный центральный зал здания поражает простором своим и стеклянным потолком. На нем, благодаря системе стеклянных трубок, непрерывно переливаются причудливые узоры света и тени. Но стеклянные трубки не только создают игру световых эффектов, но и выполняют функцию мышеловок. В них попадают и не могут выбраться мыши. И акустика в зале такая, что тихий разговор можно подслушать на расстоянии 30 метров. Что же строим мы из своей жизни, когда проектом нам служат наши собственные идеи и планы, а не Слово Божье? Заводим гендеров, создаем семьи, где фигурируют родитель 1 и родитель 2 и т.п. Фундамент заложен наперекосяк, потому что покоится на наших сомнительных моральных устоях. Наша беззаботность в вопросах духовной жизни быстро приводит дом в ужасно запущенное состояние. Наша неразумность пробивает в стенах огромные щели, через которые внутрь легко может проникнуть враг. В Библии сказано: Пс.126.1 «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его».
Господь! Мы просим, строй Ты дом нашей жизни, ибо мы уверены, что тогда он будет построен, как надо. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что Ты даешь нам всё необходимое для жизни и благочестия. Просим, дай нам осознать, что наше дело – поддерживать других в их нуждах; что доказать нужно свою веру на деле; что надо быть послушным Господу и по Его стопам безропотно ступать. Дай нам понять, что раз нас не манит суета, но мучимся чужой болью, то мы выполняем Твою волю. Дай и то понять, что мы богатеем, давая, и беднеем, удерживая. Нам кажется, что так убоги наши заботы и мы сами. Но Ты замечаешь всякое малое дело, исполненное для Бога, и используешь его удивительным и могучим образом. Дай нам понять, что дело Божье по-своему делают и капля росы и раскаты грома. Просим, укрепи нас, если послал нам выполнить тяжелое дело, поддержи нас в нем. Дай, чтобы мы забывали о себе и жили на благо Церкви Христа. Просим, дай нам желание и готовность жертвенно помогать людям, которым нужна наша помощь. Обо всем просим во имя Иисуса Христа. Аминь.