ПРОПОВЕДИ
Блаженны не видевшие и уверовавшие.
Ин.20.29 «Иисус говорит ему (Фоме): ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».
Перефразируем слова Христа: «Хорошо, что ты поверил в Мое воскресение хотя бы таким путем, однако «блаженны не видевшие и уверовавшие»». Здесь Христос признает Фому за верующего. Он милостиво признает веру серьезных и искренних верующих, хотя они бывают слабы и медлительны. Те, кто долго упорствовал, но, наконец, всё же сдался, найдут Его готовым простить их. Не успел Фома выразить свое согласие с Христом, как Он спешит Его утешить и заверить его в том, что теперь он верует. Христос укоряет Фому в следующем: он был столь медлителен в вере, что его пришлось насильно тащить к ней через чувственный опыт. Ибо вера не может произойти только от опыта; необходимо, чтобы она основывалась на Слове Божьем. Не только лицезрение побудило Фому поверить в Божество Христа. Но, пробудившись, он вспомнил то учение, которое Христос обильно им преподал. Ему следовало бы устыдиться мысли о том, что, во-первых, он так робко ступал в своей вере и потому так долго шел к своему утешению. Искренно обратившиеся к Христу имеют все основания плакать о том, что не сделали этого раньше. Во-вторых, он пришел к вере, не без большого труда. Слова Господа означают: «Если бы ты не увидел Меня живым, то ты и не поверил бы». Если мы не принимаем никакого другого доказательства, кроме добываемого посредством ощущений, и сомневаемся во всем, чего сами не являемся очевидцами, то в таком случае нам следует оставить всякое общение. И если это есть единственный метод доказательства, то, как миру обратиться к вере во Христа? Поэтому Господь справедливо упрекнул Фому за то, что он придавал слишком большое значение чувствам.
Христос высоко оценивает веру тех, кто проще приходит к ней. Он хвалит веру за то, что, покоясь на одном Слове Божьем, она не зависит от чувств и разума. Она проникает до небес, чтобы верить в то, что сокрыто от человеческих чувств. Она обладает духовным зрением, но оно не направлено на земные объекты. Неправильна та вера, которая не основывается на Слове Божьем и не возносится к невидимому Царству Божию. Многие нечестивые видели Христа во время Его земного служения и от этого ничуть не были блаженны. Мы же, никогда не видевшие Его телесным взором, обладаем тем блаженством, о котором говорит Христос. Т.о., Он зовет блаженными очи, духовно созерцающие божественное и небесное. Этим словам Христа соответствует сказанное в 1Пет.1.8, где ап. Петр хвалит верующих, любящих Христа, которого не видели. Фома уверовал, и он был поистине блажен, но еще более «блаженны не видевшие». Здесь имеется в виду видение побудительных причин веры: чудес Христа и особенно Его воскресения. Блаженны не видевшие всего этого и, тем не менее, уверовавшие во Христа. Достаточно бросить взгляд назад на ветхозаветных верующих. Они не видели того, что видели ученики и, тем не менее, верили обетованию, данному их отцам. Либо смотреть вперед на тех, кому еще только предстояло уверовать в будущем, которые никогда не видели Христа по плоти. Эта вера более похвальна и достославна, чем вера тех, кто увидел и уверовал. Она свидетельствует о более превосходном духе, пребывающем в тех, кто верует. В такой вере проявляется сила божественной благодати. Некий богослов цитирует высказывание одного из раввинов: «Один прозелит (язычник, принявший иудейскую религию) более приятен Богу, чем все тысячи Израилевы, стоявшие у горы Синай; ибо они видели и поэтому приняли Закон, а прозелит не видит и, тем не менее, принимает его». Мы должны знать, что не надлежит без разбора верить во всё, что невидимо. Люди могут изобретать любую глупость, выдумывать любую басню, и обязывать тем самым нашу веру. Чтобы применить слова Христа, надо доказать, что истина, о которой идет речь, основана на Слове Божьем.
Рассмотрим некоторые события дня воскресения Христа на основании отрывка Мк.16.1-8. Первый стих гл.16 повествует о посещении гроба Господня добрыми женщинами, некогда сопровождавшими Его во время Его земного служения. Мк. 16.1 «По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его». Они пришли не только за тем, чтобы оросить мертвое Тело Господа слезами, но и помазать Его ароматами. Никодим купил и использовал огромное количество ароматов. Эти женщины должны были это видеть, ноне считали это достаточным. Их действия являются ярким подтверждением их любви к Господу. Требовалась немалая смелость с их стороны, чтобы прийти к гробу. Прийти к гробу Того, Кто был предан смерти как последний злодей и оказать честь Ему, было смелым поступком. Именно такие действия показывают разницу между сильной и слабой верой, между сильной и слабой любовью к Господу. Сердце этих женщин было исполнено благодарности к Господу за свет, надежду, утешение и мир, которые Он им подарил. Они готовы были засвидетельствовать любой ценой о своей любви к Спасителю. По дороге к гробу они переживали о том, кто отодвинет им тот большой камень, которым был закрыт вход в гроб. Но, подойдя, увидели, что он отвален. Причем установлено, что он был переставлен, поставлен выше по склону. Но существовала и другая трудность, которую тоже нужно было преодолеть – стража, поставленная охранять гроб. Придя они к гробу раньше, чем эта стража успела разбежаться в страхе, они испугались бы ее. Но к моменту их прихода были удалены оба препятствия: вход в гроб был открыт, а стражи уже не было. То, что камень был отвален, удивило их. Этот эпизод доказывает известную многим чадам Божьим закономерность: движимые святой ревностью и усердно ищущие Христа узнают, каким удивительным образом исчезают трудности с их пути. И как, сверх их ожидания, приходит помощь свыше.
Войдя в гроб, они увидели, что Тела Господа Иисуса нет там. Ст.5 «войдя в гроб, увидели юношу, сидящего по правой стороне, облеченного в белую одежду и ужаснулись». Ангел Божий явился в облике человека, юноши. Часто бывает, что у нас вызывает ужас то, что должно бы быть великим утешением. Ангел успокаивает их страхи. Как ангелы радуются при обращении грешников, так же они радуются и при утешении людей. Не ужасайтесь, говорит ангел, ибо: 1) вы верные друзья Иисуса Христа; 2) вместо помазания мертвого тела вы можете радоваться о Нем живом – Он воскрес, Он опять жив. Этот эпизод подтверждает, что последователям Иисуса Христа не следует бояться ангелов. Пусть ангелы знают, что в этом мире мы нашли Христа, любим Его и готовимся наследовать спасение. Будем стараться сотворить достойный плод покаяния.
Ангел повелевает женщинам незамедлительно возвестить учеников о воскресении Господа. Так они стали апостолами (апостол – посланник) апостолов, что было вознаграждением им за их любовь к Господу, и преданность Ему, проявленную в сопровождении Его к месту распятия и в нынешнем посещении Его. Они первыми пришли и первыми удостоились получать радостную весть. Т.о., женщины должны были рассказать ученикам, что Христос воскрес. Для учеников это было мрачное время: их дорогой Учитель мертв и все их надежды и радости похоронены вместе с Ним. Они считали свое положение безнадежным. И могли стать легкой добычей для своих врагов. Они лишились присутствия духа. Каждый из них думал только о том, как спастись от врагов. Идите к ним, сказал ангел, скажите, что их Учитель жив. Это должно удержать их от полного отчаяния.
Женщины обязательно должны были сказать о воскресении Господа ап. Петру. Это обстоятельство отмечается у евангелиста Марка, о ком предполагают, что он писал свое Евангелие под руководством ап. Петра. Петру, кто трижды отрекся от Господа, уделяется особое внимание. Теплые чувства согревают нас, когда читаем слова «и Петру». Мк.16.7 «Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». Ангел выделил Петра, отрекшегося от Него. В знак раскаяния его в отречении от своего Учителя, Петр продолжал оставаться среди Его учеников. Тем не менее, его имя упоминается особо. Потому что, во-первых, эта добрая весть будет для него более желанной, нежели для других, ведь он скорбел о грехе. Для искренно кающегося грешника нет вести более желанной, чем весть о воскресшем Христе, т.к. Он воскрес для их оправдания. Во-вторых, Петр мог бояться, что радость этой благой вести ему не принадлежит. Возможно, что Он ставил в сомнение возможность восстановления отношений с Господом. Тем более что он слышал, как Господь Иисус предупреждал учеников: Мф.10.33 «Кто отречется от Меня перед людьми, отрекусь от того и Я перед Отцом моим Небесным». Урок для нас: искренне раскаявшемуся грешнику отрадно видеть Господа Иисуса, и Господу отрадно видеть искренне раскаявшегося. Там, во дворе первосвященника, где Петр совершил этот поступок, Спаситель обернулся и взглянул на него, и он мог увидеть Его глаза, полные сострадания и любви. Петр не мог забыть своего позора. Только воскресший Господь мог рассеять его сомнения и страхи. И Он послал ему через ангела особую весть, что Он по-прежнему любит и ждет его. Петр узнал, что пропасть, возникшая между ним и Господом, преодолена любовью Господа. Благодать Божья всем может дать прощение.
Читая слова ангела: «Идите, скажите ученикам Его и Петру», мы можем сказать, что человек поступил бы иначе. Никакой другой вопрос веры мы не понимаем так ограниченно, как вопрос об огромном желании Бога простить погибающих грешников. Мы часто представляем Бога подобным себе. Мы забываем, что Он «любит миловать» (Мих.7.18). Пусть эти слова сделают нас способными охотно прощать других. Если Господь Иисус так много простил нам, тем более мы должны быть всегда готовы простить другим людям. Нередко и нас посещают воспоминания о наших прошлых падениях и отречениях. Особенно, когда мы приступаем к Вечере Господней. Воспоминания о прошлом вызывают смятение, страх и уныние в нашей душе. Мы оплакиваем свои согрешения со слезами раскаяния. Но беспокоящее нас чувство, создающее преграду между нами и нашим Господом, порой приводит нас в отчаяние. Не будем пытаться своими силами преодолеть эту пропасть. Слова ангела, адресованные ап. Петру, написаны и для нас, для всех тех, кто, как и ап. Петр, осознал свой грех. И мы будем восстановлены силой Божьей благодати.
Спустя 20 минут после взлета спокойствие на борту самолета сменилось хаосом. Взорвался один из двигателей, его обломки пробили иллюминатор. Несколько пассажиров пострадали, один погиб. Если бы не хладнокровный, опытный пилот, всё могло бы закончиться гораздо хуже. В местной газете появился заголовок: «В удивительных руках». В Пс.30 Давид показал, что ему знакомы заботливые руки Бога. Поэтому он мог уверенно сказать: Пс.30.6 «В Твою руку предаю дух мой». Он верил, что Господу можно доверять, даже когда жизненный путь становится неровным. Возможно, и вы переживаете время, когда со всех сторон сыплются неприятности и неизвестно, что ждет впереди. Но одно можем знать абсолютно точно: тот в безопасности, кто находится в Божьих руках.
Рассмотрим последний стих нашего отрывка. Мк.16.8 «И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись». Какими врагами порой мы становимся самим себе и своему покою, когда Слова Божьи не растворяем верой. Господь Иисус несколько раз говорил о том, что в третий день воскреснет. Если бы женщины отнеслись с должным вниманием и доверием к Его словам, то пришли бы к гробу, ожидая встретить Его воскресшим. И известие об этом приняли бы с радостной уверенностью, а не с трепетом и ужасом. Женщины, получив повеление рассказать о воскресении Христа Его ученикам, чтобы те поведали о нем всему миру, не сказали об этом никому другому. Никому из встретившихся на пути, потому что боялись. Боялись, что эта весть слишком хороша, чтобы быть правдой. А ведь они тоже могли бы кричать всем слова, которыми мы восклицаем в этот славный и светлый праздник: «Христос воскрес!».
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за славное воскресение Спасителя Иисуса Христа. В жизни Он любил нас, в смерти искупил нас, воскрес и рассеялась тень. Мы благодарим, что Господь Иисус милостиво признает веру серьезных верующих, хотя они бывают слабы и медлительны. Те, кто долго упорствовал, но, наконец, всё же сдался, найдут Его готовым простить их. Благодарим, что Господь высоко оценивает веру тех, кто проще приходит к ней. Благодарим, что Ты обещаешь блаженство не видевшим предмета веры, верующим Твоим обетованиям и живущим этой верой. Просим, помоги нам, теряя почву под ногами, доверяться Тебе. Удали наши сомнения и замени их обновленной верой в Тебя. Благодарим Тебя за новую надежду в Иисусе Христе. Помоги нам полагаться на водительство Святого Духа. Благословляем Тебя во всякое время, хвала Тебе непрестанно в наших устах. Аминь.