ПРОПОВЕДИ
От тайных грехов моих очисть меня и от умышленных удержи.
Пс.18.13,14 «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисть меня и от умышленных удержи раба твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения».
Давид делает некоторые выводы из своего благочестивого размышления о превосходстве Слова Божьего. Он использует этот случай, чтобы с покаянием вспомнить свои грехи. «Кто усмотрит погрешности свои?» Давид как бы говорит: «Если кто-то может, то не я». Он называет свои грехи погрешностями. Т.к. заповедь праведна и истинна, тогда каждое нарушение заповеди – это погрешность, основанная на ошибке. Это отклонение от правила, по которому мы должны трудиться, и от пути, по которому должны идти. Только тот человек может знать себя, кто знает Слово Божье. Но и такой человек, скорее, будет поражен тем, сколько он не знает, чем польщен тем, что он много знает. Исходя из степени строгости и духовной природы божественного закона, Давид узнает, что у него грехов так много, что он не может исчислить их. Он не может постичь их гнусности и отвратительности. Мы виновны во многих грехах, о которых, из-за собственной беспечности и пристрастности, мы не знаем. Хорошо, что мы живем под благодатью, а не под законом, иначе мы погибли бы.
«От тайных грехов моих очисть меня». Речь идет не о тайных грехах для Бога, ибо нет таковых, а о тех, которые были сокрыты для него самого. Бог может заметить в нас грехи, о которых мы ничего не знаем. Увидеть все беззакония своего сердца невозможно и поэтому должны просить очистить нас даже от тех грехов, которые наша совесть не могла узреть. Давид использует возможность помолиться против греха. Каждый раз, когда Закон открывает нам наш грех, эти открытия должны влечь нас к трону благодати, где бы мы могли помолиться, как это делает Давид. Мы должны помолиться, прося прощения и благодати для помощи в трудные времена. Даже искренне верующие имеют повод подозревать себя во многих тайных грехах и молиться Богу, чтобы Он очистил их от вины и не призывал к ответу. Даже тайные грехи оскверняют нас и делают недостойными для общения с Богом. Но если они прощены, то тогда мы очищены от них. Каждый, кто искренне покаялся в своих грехах и чьи грехи были прощены, волнуется о том, чтобы снова не впасть в грех и не вернуться к безрассудству.
«И от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною». Даже в лучших из людей есть склонность к греху. Все грехи велики, и всё же некоторые из них более серьезны, чем другие. В каждом грехе есть яд бунтарства, каждый из них – восстание против Бога. Но некоторые грехи – открытый мятеж против Бога, их человек совершает с выражением надменности на лице, бросая Всевышнему вызов. Мы должны молиться о том, чтобы Бог удерживал нас от грехов нашей слабохарактерности, но особенно – от умышленных грехов, которые больше всего оскорбляют Бога и ранят нашу совесть. Которые лишают нас утешения и надежд. Тот, кто грешит против обличений совести, кто бросает вызов Закону и его постановлениям, тот грешит умышленно. Мы должны особенно молиться Богу, когда приближаемся к умышленному греху, чтобы Он удержал нас от него. И либо Своим провидением предотвратил искушение, либо Своей благодатью дал нам возможность одержать над ним победу. «Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения». Тайные грехи постепенно ведут к явным и умышленным, а это – преддверье того, что в Библии названо «грехом к смерти». А тот человек, кто не упорствует в грехе, стоит на пути, который приведет его к такой святости, которая только возможна для грешного человека. А те, кто соблазняет дьявола искусить их, идут по дороге, которая ведет их от плохого к худшему, а от худшего к наихудшему – к погибели.
То, что всегда считалось бесстыдным, сегодня выставляется напоказ на обложках журналов, в кино и на телевидении, устраивают парады извращенцев и т.д. Мир пытается всех убедить, что теперь нет такого понятия, как грех. Поэтому нам нужно в сердце своем не поддаваться ни на какие компромиссы с грехом. Когда я служил в армии, я понял, что привыкаю к ругательствам, дурному поведению некоторых сослуживцев. Когда я это заметил, я попросил Господа вернуть мне ощущение серьезности греха, страх стерпеться с ним. Ведь стерпеться с грехом – значит подвергать себя самого опасности в него впасть. Вот почему нам нужно решительно разбираться с любого рода грехом. Христос даже советовал нам глаз вырвать, если он нас вводит в грех (Мф.5.29). Он не к членовредительству призывает нас, а к тому, что с соблазном к греху нужно поступать решительно. Нужно сознательно избегать книг, журналов и фильмов, которые возбуждают в нас греховные желания. Это имел в виду и ап. Павел, когда говорил: Рим.8.13 «если духом умерщвляете дела плотские». Безразличный к окружающему его греху человек подвергает себя серьезной опасности. Нам нельзя игнорировать важность этого вопроса.
На крайнем севере можно встретить любопытное растение под названием «физиантус албус». Оно цветет в августе и распространяет очень приятный аромат. Цветы его на вид очень привлекательные. Бабочки кружатся над этим растением, садятся на цветки и опускают свои хоботки за нектаром. Но в глубине цветка пара щипцов, которые схватывают насекомое и не отпускают его, пока оно не погибнет. Грех тоже порой кажется привлекательным, но в итоге погубит.
Греческий миф гласит, что у царя Авгия были хлева, в которых стояли три тысячи быков, и конюшни. Их не чистили 30 лет. Поэтому «авгиевыми конюшнями» называют что-то ужасно запущенное, что не убиралось много лет. Гераклу, герою древнегреческих мифов, было велено очистить их за один день. Когда он увидел их, он был потрясен и их размерами, и грязью, и вонью. Но он заметил, что стоят они между двумя большими реками. И он запрудил русла рек и направил их прямо на хлева и конюшни, которые быстро были очищены. Это миф, но в мифах отражаются чаяния людей, их придумывавших. И в этом мифе может найти себе выход вечное человеческое желание, чтобы кто-то смыл с души нашей всю грязь, которая накапливается за многие годы. С Креста Христова течет могучая река прощения. И никакая грязь не устоит под напором вод этой реки. Если мы в смирении исповедуем свои грехи, всякая неправедность наша будет смыта. 1Ин.1.9 «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Душу, которая исповедалась перед Богом, Бог всегда очищает.
Похожими на Христа в один миг не становятся. Абсолютно безгрешными мы станем только на небесах. Полагаем, что именно поэтому ап. Иоанн хотел предостеречь нас от заблуждений насчет греха. Во-первых, он не хотел, чтобы мы заблуждались, считая, что «имеем общение с Ним» (Христом), в то время как сами «ходим во тьме». 1Ин.1.6 «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине». Слово «ходить» означает упорядочивать общее направление и отдельные поступки нравственной жизни, т.е. жизни, подчиняющейся Закону Божьему. «Ходить во тьме» – это значит жить и поступать в соответствии с невежеством, заблуждением и ложными обычаями, прямо противоположными фундаментальным установлениям нашей святой веры. Могут быть люди, претендующие на великие достижения в религии и заявляющие, что они имеют общение с Богом. И в то же время ведущие нечестивую, безнравственную жизнь. Таковых апостол не боится обвинить во лжи. Они лгут о Боге, ибо Он не имеет общения с нечестивыми людьми. Они лгут о самих себе, ибо не имеют ни посланий от Бога, ни доступа к Нему. Ни в их исповедании, ни в их жизни нет истины. Во-вторых, если мы исповедуем свои грехи, Христос прощает и очищает нас (1Ин.1.9). И, в-третьих, если мы грешим, Христос выступает перед Отцом в нашу защиту. 1Ин.2.1 «а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, Праведника». Т.к. мы далеки от совершенной праведности, нам дается средство умилостивления Бога. Христос является для нас Ходатаем (Адвокатом). Он ради нас проявляет силу и действенность Своей голгофской жертвы. Итак, то, что Бог не вменяет нам грехи, происходит потому, что Он взирает на ходатайствующего за нас Христа.
В 1-ом послании апостол допускает, что даже имеющие небесное общение все-таки согрешают. 1Ин.1.8 «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас». Мы должны остерегаться самообмана – отрицания или оправдания своих грехов. Если мы отрицаем свои грехи, то истины нет в нас. Христианская религия – это религия прощенных грешников, таких, что грешили в прошлом и в ком грех еще в какой-то мере обитает. Христианская жизнь – это жизнь непрерывного покаяния и умерщвления греха, жизнь постоянной веры в Искупителя, благодарности и любви к Нему. Отрицая свой грех, мы не только обманываем себя, но и порочим Бога, подвергаем сомнению Его правдивость. Он предостаточно свидетельствовал о грехе и против греха нашего мира. Он предусмотрел достаточную и эффективную жертву за грех. А о продолжающейся греховности самих верующих Он свидетельствует тем, что требует от них постоянного исповедания своих грехов.
Ап. Иоанн в 1Ин.3.9 пишет о связи между возрождением и оставлением греха: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». Рождение от Бога – это совершаемое силой Святого Духа духовное обновление нашей природы. Рожденный от Бога не делает греха, не творит беззакония, не практикует непослушание. Это противоречит его новой природе и возрожденному состоянию его духа. «Потому что семя Его пребывает в нем», т.е. Слово Божье в свете и силе пребывает в нем. Благочестие, по происхождению своему, не есть искусство, требующее ловкости и умения, а новая природа. И потому возрожденный человек не может грешить. Это не следует понимать в таком смысле, что он не может совершить греховного поступка. Это противоречило бы 1Ин.1.9, где нам вменяется, как долг, исповедовать свои грехи. При этом мы имеем право на прощение их. Он не может грешить в том смысле, что он не может оставаться на пути греха и практиковать его. Он не может грешить так, чтобы его можно было назвать грешником в противоположность рабу Божьему.
Уверовавшего христианина спросили: «Грешник ли ты и теперь?» Он ответил: «К сожалению, да». Тогда задали ему вопрос: «Какая же разница между твоим прежним и настоящим положением? Уверовавший немного подумал и сказал: «Раньше я был грешником, который бегал за грехом, теперь же я грешник, который убегает от греха».
Изобретатель Чарльз Кеттеринг говорил: «Если вы споткнулись, разберитесь, почему так вышло, ведь каждая ошибка – еще один шаг на пути к дворцу успеха. Нельзя ошибаться в одном-единственном случае – если у вас остается последняя попытка». Вот как советовал Кеттеринг через неудачи идти к успеху: 1) Честно признавать свои поражения, не называть их победами. 2) Использовать неудачу, а не пускать ее на ветер. Каждая ошибка многому может научить. 3) Ни в коем случае из-за неудач не отказываться от новых попыток. В житейской мудрости изобретателя кроется глубокий смысл и для христианина. Дух Святой постоянно действует в нас «по Своему благоволению» (Флп.2.13). И поэтому мы знаем: никакие из наших ошибок не могут быть роковыми, непоправимыми. Да, время вспять не обратишь. Да, не всегда можно исправить то, что ты натворил, хотя стараться нужно. Иные последствия греха действительно необратимы. Но всегда можно начать всё сначала, потому что Христос умер за искупление всех грехов и чтобы стать Ходатаем перед Отцом. Никакая ошибка не может стать роковой для того человека, кто всегда готов начать всё сначала с Богом.
Господь! Просим, помоги нам обратить свои ошибки себе во благо, помоги постоянно возрастать в благодати. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим за то, что совершил для нас Иисус Христос Своей смертью на Кресте. Его Кровь была пролита, чтобы мы облеклись в Его праведность. Благодарим за то, что Крест открывает нам Божью праведность, и Он же дарует ее человечеству. Благодарим, что милость Господня чудес полна, превозмогает и грех, и суд. Благодарим, что Божья благодать богаче всего, что мы можем представить, а Его милость очищает нас от всех грехов. Милость Божья глубже морей и выше облаков. Просим, дай нам помнить, что вредные привычки, тайные пристрастия или скрытые грехи угнетают нашу духовную жизнь. Помнить также, что Бог ожидает нашего раскаяния. Благодарим, что когда мы исповедуем свои грехи и принимаем дар вечной жизни, оплаченный смертью Иисуса Христа, мы становимся новым творением, спасенным благодатью. Просим, не дай нам усомниться в Твоем присутствии и водительстве во время искушений. Даруй нам желание искать Твою помощь и поддержку, чтобы познать радость жизни, угодной Тебе. Аминь.