ПРОПОВЕДИ
Молитва должна предшествовать действиям.
Евр.4.15,16 «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Поэтому да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
Мы имеем великого Первосвященника, более великого, чем Аарон, или любой из священников его чина. Первосвященники эпохи Закона считались великими и почетными личностями, но это были лишь слабые прообразы и тени Христа. Его величие доказывается тем, что, во-первых, Он прошел небеса. Во-вторых, Его величие доказывается Его именем Иисус – Спаситель. Он по происхождению от вечности, обладающий божественным совершенством, способным спасти всех, кто приходит через Него к Богу. В-третьих, Он – безгрешный Первосвященник. Он не только великий, но и милостивый, сострадательный Первосвященник, сочувствующий Своему народу. Он сочувствует нашим немощам так, как никто другой не может сочувствовать, ибо Он испытал все бедствия и скорби, какими подвергается наша падшая природа. Превосходства нашего Первосвященника должны поощрять нас к тому, чтобы с дерзновением приступать к престолу благодати, т.е. являться перед божественным взором. Здесь надежное упование в призывании Бога. И наоборот, когда уверенность совести устраняется, всякая религия вырождается и гибнет. Значит, нам надо спокойно без каких-либо колебаний приступать к божественному престолу. Выражение «чтобы получить милость» добавлено не без весомой причины. Апостол хочет особо утвердить тех, кто нуждается в милосердии, чтобы кто-то от ощущения собственной скорби не заградил себе путь отчаянием. Это выражение содержит сладостное утешение – все, молящиеся Богу, опираясь на заступничество Христа, могут быть уверены в получении милости. Однако всем, не придерживающимся этого пути, апостол косвенно угрожает, давая понять, что Бог будет с ними неумолим. Ведь они презрели единственный способ Его умилостивления. Он добавляет «обрести благодать для благовременной помощи». В нашей жизни существуют такие периоды, когда мы особо нуждаемся в милости и благодати Божьей. Мы должны возносить наши молитвы в такие периоды. Всякий раз, когда мы хотим получить милость у престола благодати, мы должны просить с верой, приходить в духе усыновления, как дети, примиренные с Богом.
Если мы действительно хотим видеть, что для нас является лучшим, то должны научиться идти Божьим путем. Мы молимся и ждем, а потом действуем. Это нелегко, особенно во время кризиса, когда не сидится на месте и хочется сделать хоть что-нибудь. Но мы должны учиться быть чуткими к водительству Святого Духа и действовать по Божьим указаниям. Мы делаем то, что позволяет Бог и ничего более.
Библейский персонаж Неемия – хороший пример правильного сочетания молитвы и действия в трудное время. Он находился в вавилонском изгнании, служил во дворе царя Артаксеркса, где и услышал, что стены Иерусалима разрушены, а ворота сожжены. Его первым откликом были пост и молитва (Неем.1.4). После этого Бог расположил к нему сердце царя. Всё это время Неемия не забывал о молитве. Когда началось восстановление стен Иерусалима, он встретил противодействие со стороны врагов Израиля. Неемия тут же собрал тех, которые пришли вместе с ним. Он предложил им молиться (Неем.4.8-9). После этого Бог побудил его разделить людей на две части, из которых одна работала, а другая охраняла строителей и стену. Молитва и действие никогда не должны исключать друг друга. Но, живя в этом мире, мы часто увлекаемся его суетой и забываем об источнике нашего внутреннего мира и водительства.
Молитва не только должна предшествовать действию. Она – сама действие высочайшей важности, потому что отдает Богу приоритет, принадлежащий Ему по праву. Вопрос не в том, чтобы «отделять время» для Бога. Важно осознать, что всё наше время в Его руках. Что бы мы ни делали и где бы ни находились, мы всегда находимся перед Ним. Одна миссионерка, которая несла служение в Индии в начале 20-го века, убедилась в необходимости молитвы. Ее смущало отсутствие результатов труда. Поэтому она решила вместо того, чтобы принимать большие усилия на своем миссионерском поле, сделать главным приоритетом молитву. Сначала было нелегко. Во время молитвы она всё время думала о том, что она должна делать в течение дня. Часто она чувствовала себя виноватой за то, что трудилась недостаточно усердно. Но вскоре осознала, что молитва и была ее главным трудом. Ее ошеломили последовавшие изменения. Она писала подруге: «Каждая область служения теперь находится в лучшем состоянии, чем когда-либо прежде. Стресс и напряжение ушли. К прежней жизни я ни за что не хочу возвращаться, и дай Бог, чтобы это стало вообще невозможным».
Чтобы научиться отдавать молитве главный приоритет, требуется время. От природы мы склонны полагаться на себя. Поэтому нужно отвыкать от прежних привычек и образа мыслей. Бог трудится над нашей волей, направляет ее в нужное русло. И со временем мы обнаруживаем Его особый мир и особую силу. Бог хочет, чтобы мы были людьми молитвы и действия. Мы были теми, кто в начале молится, а затем действует в ответ на Божье водительство. Никому из нас это не дается с легкостью. Иногда мы говорим себе: «Я не молитвенник». Но ведь Иисус Христос был молитвенником, а мы с вами призваны быть похожими на Него. Итак, молитва и действие – это две стороны одной монеты в христианской жизни. Нельзя иметь одно без другого. Действие без молитвы, пусть даже сделанное для Бога, редко попадает в цель.
В Библии мы находим рассказы о мудром судье израильтян Самуиле, который ходатайствовал перед Богом за свой народ в трудные времена. На Израиль решили очередной раз напасть филистимляне. В недавнем прошлом они нанесли Божьему народу тяжелое поражение. Израильтяне собрались вместе, чтобы покаяться в своих грехах, когда филистимляне стали готовить новое нападение. Народ обратился к Самуилу с просьбой молиться о защите: 1Цар.7.8 «Не переставай взывать о нас к Господу, Богу нашему, чтобы Он спас нас». Господь услышал и привел врагов в смятение. Хотя филистимляне были сильны, для Бога это ничего не значило. Когда дорогой нам человек переживает трудное время и положение не улучшается, нам может казаться, что уже ничего не изменится. Но не будем недооценивать силу молитвы. Любящий Бог слышит наши просьбы. Мы не можем знать, что Он сделает в ответ на них, но мы верим, что Он – наш Отец Небесный. Он хочет, чтобы мы верили в Его любовь и доверяли Его верности.
Командир самолета включил сигнал «Пристегните ремни», а стюардесса делала объявление по громкой связи: «Пожалуйста, вернитесь на свои места и пристегнитесь ремнями безопасности. Мы входим в зону турбулентности». Как правило, в жизни нас никто не предупреждает о приближающихся опасностях и неприятностях. Но наш любящий Бог знает обо всем, что с нами происходит, и приглашает нас принести свои заботы, переживания и страхи к Нему. Пс.54.23 «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику». Во времена «турбулентности» лучшее, что мы можем сделать – это обратиться к Богу. Он больше и сильнее всех проблем и опасностей.
Одно из преимуществ мобильной связи – возможность связываться с другими людьми из любого места и в любое время. А ограничение мобильного общения для водителей – разумная мера предосторожности. Но есть другой вид связи, у которой нет никаких ограничений – молитва. Бог разрешает обращаться к Нему, что бы мы ни делали: шли, бежали или просто сидели. Ап. Павел пишет: 1Фес. 5.17 «Непрестанно молитесь». Эту небесную политику открытых дверей он еще больше утверждает призывами всегда радоваться и за всё благодарить (ст.16,18). Радость и благодарность – это выражение веры в Бога. Надо соблюдать определенное время для молитвы и не медлить, не отлагать время молитвы. Мы не должны оставлять и не прекращать молитвы до тех пор, пока не придем в тот мир, где молитву сменит хвала. Это не значит, что мы ничего не должны делать, как только молиться, но ничто не должно препятствовать нам соблюдать часы молитвы. Она будет лишь содействовать, а не препятствовать всем прочим нашим занятиям и добрым делам. Некоторые молятся так, что если их желания не удовлетворяются сразу же, начинают роптать на Бога. Но наши пожелания надлежит обуздывать, чтобы мы, довольствуясь тем, что дано, к прошениям своим всегда примешивали благодарение. Позволительно просить, воздыхать и жаловаться, но так, чтобы больше довольствовались Божьей волей, чем своей собственной.
Девушка послала текстовое сообщение подруге, требующее быстрого ответа. Мобильный оператор подтвердил, что сообщение прочитано. Девушка с нетерпением поглядывала на экран. Шли минуты, беспокойство росло. Не могло ли молчание подруги означать, что она на что-то обиделась? Наконец, сообщение пришло, и девушка убедилась, что между ними всё в порядке. Подруга просто собирала сведения, необходимые для ответа. Ветхозаветный пророк Даниил также с нетерпением ждал ответа. Получив пугающее видение о великой войне, он постился и взывал к Богу в сокрушенной молитве (Дан.10.3,12). Три недели Бог молчал (Дан.10.2,13). Наконец, появился ангел, который и заверил Даниила, что его молитвы были услышаны, и он в тот же день хотел отправиться к нему. Однако ангела задержала битва в духовном мире, имеющая отношение к этим молитвам. Хотя Даниил сначала ничего не знал, Бог всё это время совершал Свой труд. Наша вера в то, что Бог слышит наши молитвы, может поколебаться, когда ответ не приходит в скором времени. Мы начинаем сомневаться в Божьей заботе. Однако опыт Даниила показывает, что Бог заботится о тех, кого любит, даже если они этого не видят.
Христианка проходила курс лечения. Однажды вечером ей захотелось поплакаться, и она позвонила подруге. Скоро и подруга начала плакать вместе с ней и тихо молиться. Подруга не могла найти даже подходящие слова утешения, но она знала, Кто может помочь. Плача вместе с подругой, она тихо шептала: «Иисус, Иисус, Иисус». Плач христианки скоро сменился всхлипыванием и затем утих. Телефон взял ее муж. Он сказал: «Она уснула, позвоним завтра». Подруга повесила трубку, но продолжала молиться. Когда страдают дорогие нам люди, мы хотим всё сказать и сделать как можно лучше. Но единственно, Кто может по-настоящему помочь – это Иисус Христос. Он может дать нам способность верить и полагаться на силу Его присутствия.
Одна мама привила своим детям «Правило пяти минут». Каждое утро они должны были подготовиться к школе на 5 минут раньше, чем подъезжал школьный автобус. После чего все дети собирались вокруг мамы, а она молилась за них, называя каждого по имени и прося Господнего благословения. Потом целовала ребят, и они отправились. Даже соседские дети включались в общую молитву. Одна из девочек много лет спустя говорила, что благодаря этим пятиминуткам поняла, как важна молитва. Автор псалма 101 также понимал важность молитвы. Заголовок псалма гласит: «Молитва страждущего, когда он унывает и изливает перед Господом печаль свою». Он взывает: Пс.101.2,3 «Господи! Услышь молитву мою … в день, когда воззову к Тебе». В этом же псалме читаем: Пс.101.18 «Призрит на молитву беспомощных и не презрит моления их». Господь заботится о Своих детях и желает их слушать. Хватает вам пяти минут, чтобы испросить благословения на новый день. Чтобы излить перед Богом всё накопившееся, обращайтесь к Нему каждый день. Такой пример может оказать огромное влияние на вашу семью или тех, кто близок к вам.
Бог всегда желает слышать Своих детей. Это подтверждается в Библии в Книге Неемии. Неемия, виночерпий персидского царя Артаксеркса, был опечален в присутствии царя. Когда тот поинтересовался причиной печали, испуганный Неемия признался, что скорбит о городе своих предков Иерусалиме, лежащем в развалинах. Царь спросил: «Чего же ты желаешь?» Неемия вспоминает: «Я помолился Богу Небесному и сказал царю …» (Неем.2.4-5). Молитва Неемии длилась одно мгновение, но Бог услышал ее. Она привела в действие милостивый Божий ответ и на другие молитвы, которые Неемия уже вознес об Иерусалиме. В тот день царь Артаксеркс разрешил Неемии отправиться в Иерусалим и организовать восстановление города.
Господь! Благодарим Тебя за благословение и великую привилегию обращаться к Тебе в молитве и за то, что Ты слышишь все наши молитвы, от самих коротких до самых длинных. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим Тебя за нашего великого Первосвященника – Твоего Сына Иисуса Христа. Просим, помоги нам верить в то, что Он способен спасти всех, кто приходит к Богу через Него. Господь Иисус! Мы не можем достойно возблагодарить Тебя за всё, что Ты претерпел за нас. Мы признаем Твою жертву и верим в силу Твоего воскресения. Помоги нам верить в Твою заботу, даже тогда, если мы ее не видим. Благодарим, что через Тебя мы можем приступать к престолу благодати, что мы можем быть уверены в получении милости. Просим, научи нас идти Божьим путем, быть чутким к водительству Духа Святого и действовать по Божьим указаниям. Помоги нам быть людьми молитвы и действия. Научи нас помнить о Твоем присутствии и обращаться к Тебе часто и свободно. Аминь.