ПРОПОВЕДИ
Истинный смысл прощения
Пс.31.5 «я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего».
Нас здесь наставляют относительно истинного и единственного пути обретения покоя совести и относительно готовности Бога простить грех тем, кто истинно раскаялся в нем. В данном месте Библия учит нас исповедовать свои грехи, чтобы они стали прощенными, и заявлять о них, чтобы мы стали оправданными. Т.о., тот, кто хочет иметь утешение от прощения своих грехов, должен взять на себя позор и раскаянно исповедать их. Давид исповедал преступления свои не человеку и не первосвященнику, а Господу. Даже в те далекие времена, когда богослужение лишь предвосхищало истинное жертвоприношение, верные обращались исключительно к Господу за спасением от бремени греха. Именно так мы должны поступать сегодня. Мы должны исповедовать факт греха и быть при этом точными (напр., «я совершил то и то») и исповедовать справедливость наказания и то, что заслуживаем большего. Бог более готов простить наш грех после покаяния, чем мы готовы покаяться, чтобы получить прощение. Давид испытал много трудностей, прежде чем решился на это (ст.3,4). Но когда он действительно покорился, он быстро и с легкостью получил прощение. Его слова перефразируем: «Я лишь сказал: «исповедаю», и Ты немедленно снял с меня вину греха моего». Господь простил не только грех, но и его вину. Прощение Господне всесторонне. Нож милосердия подрезает ростки греха под самый корень. Каким ободрением это может послужить бедным кающимся грешникам!
Исследования многих психологов показывают, что счастье людям приносит не богатство, а друзья и прощение. Некий психолог пишет: «Самые счастливые люди окружают себя родными и друзьями, им нет дела до того, как они смотрятся на фоне соседей. Они легко прощают других». Другой психолог тоже утверждает, что способность прощать других – это качество характера, очень тесно связанное со счастьем. Дух не прощения часто бывает последней крепостью, которая в душе человеческой выбрасывает белый флаг перед Богом. Даже мы, христиане, порой держимся мертвой хваткой за свой гнев, свою злость, считая, что наши обидчики должны нам за всё ответить. Но когда мы поймем, сколько нам простил Бог, мы просто не сможем не быть милостивыми с другими. Бог через Библию нас призывает: Кол.3.12,13 «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу. Как Христос простил вас, так и вы». Мы должны не только совлечься гнева и ярости, но и облечься в милосердие и благость. Мы должны не только перестать делать зло, но и научиться делать добро. Мы должны не только не вредить никому, но всем делать добро, какое можем. Избранные Божьи суть святые и Его возлюбленные и должны быть возлюблены и людьми. Избранные Божии должны во всем вести себя так, как подобает таковым. У всех нас есть нечто, с чем вынуждены мириться другие, поэтому и мы должны снисходительно относиться к тем, в ком находим что-то неприятное для себя. Мы нуждаемся в таком же добром отношении к себе со стороны других, какое обязаны оказывать им. Пока мы живем в этом мире, пока еще так много греховного гнездится в нашем сердце, то иногда могут случаться ссоры даже среди избранных Божьих. Напр., огорчение между ап. Павлом и Варнавой, разлучившее их друг с другом (Деян.15.39).Также между ап. Петром и Павлом (Гал.2.14). Но наш долг – простить друг друга в таких случаях, проглотить оскорбление, оставить его без внимания. Основанием этого является следующее: «как Христос простил вас, так и вы». Мы должны следовать Его примеру, если хотим быть прощенными. Без прощения не бывает любви, мира, дружелюбия.
Прощение – одно из тех библейских понятий, истинный смысл которых скрыт от многих людей. Слово «простить» в греческом языке означает «освободить, отпустить», в некотором контексте – «стерпеть». Для многих современников наших оно стало лишь психологическим способом отделаться от обидчика. Но сущность истинного прощения намного богаче, чем многие из нас представляют себе. Иисус Христос подчеркнул природу прощения в Евангелии от Луки: Лк.17.4 «И если в семь раз в день обратится и скажет: «Каюсь» – прости ему». Эти слова могут озадачить нас. В самом деле, может ли быть искренним покаяние, после которого снова совершается грех, и так семь раз за день? Господь никак не приветствует пустого покаяния. Но Он призывает нас подражать удивительной благодати Бога, нашедшей нас среди греховной жизни и злых дел. Прощение не зарабатывается, а даруется щедро и милосердно. Только пострадавшая сторона может простить. Порой к пастору приходят люди, желавшие исповедоваться в грехе, совершенном против кого-то. И просят его простить их. Но ведь он-то не пострадал, как же он может простить? Прощение должно исходить от того, против кого совершен грех. Христос учит, что мы обязаны ответить прощением на покаяние, освободить человека от ответственности за то, что он сделал.
Прощение не значит «забыть и не помнить», скорее значит «помнить, но не вспоминать». Звучит как парадокс, но именно так должно быть. Время может притупить боль, но вряд ли она когда-либо полностью изгладится из памяти нашей. Говоря: прощаю, я решаю вести себя так, чтобы совершенный против меня грех не отразился на моем поведении. Дезмонд Туту, приведший целый народ Южной Африки к взаимному прощению и примирению, хорошо сказал об этом в своей книге: «Без прощения нет будущего». Прощение и примирение – это не лицемерное притворство, когда мы делаем вид, будто не произошло ничего. Не похлопывание по плечам и не закрывание глаз на зло. Оно смотрит греху в глаза и, тем не менее, произносит драгоценное слово: «прощаю». В то же время нужно понимать, что прощение не обязательно восстанавливает статус-кво. Прощение и восстановление доверия – разные вещи. Прощение снимает вину, но не всегда восстанавливает доверие. Прощения просят, а доверие заслуживают. Прощение снимает долг, однако не устраняет последствий. Напр., жена, подвергшаяся насилию со стороны мужа, может простить его, но с ее стороны вряд ли будет мудро вести себя так, как прежде, и не остерегаться, прежде чем станут видны доказательства перемен. Прощение и доверие близки, однако важно понимать и различия между ними.
Истинное прощение не может быть сведено к простой формуле. Тем не менее, нам будет полезно помнить о четырех важных шагах. 1. Надо постараться взглянуть правде в глаза. Для настоящего прощения нужно ясно понять, что произошло. Вот вопросы, которые помогут в этом: А. Насколько серьезным был грех? Некоторые обиды больше требуют снисхождения, чем прощения. Т.е. надо стремиться не разрушить отношения чрезмерной придирчивостью. Б. Насколько тяжела рана? Вполне возможно, что мы рассматриваем ее, усугубляя боль, которая, по сути, не так уж и велика. В. Насколько близок к нам обидчик? Г. Насколько важны наши отношения?
2. Надо постараться прочувствовать всё сполна. А. Существует опасность поспешного словесного прощения, чтобы отвязаться и не бередить раны. Если после всех испытанных потрясений в сердце остается пустота или неприязнь, то мы еще не достигли того состояния, при котором можно считать труд прощения завершенным. Б. Другая крайность – замедление прощения. Слова «Я еще не готов простить», скорее всего, являются скрытым способом наказать обидчика, поддержать в нем чувство вины.
3. Простите и объявите. Прощение – это решение воли, а не всплеск чувств. Для христиан это повиноваться Богу и исполнить Его заповедь. Результатом этого решения становится слово «прощаю». Говоря его, я тем самым объявляю, что конфликт исчерпан. Проповедник рассказывает: «Когда мне было 15 лет, я попросил своего отца позволить мне проехать на машине от церкви до дома. На повороте я потерял управление и врезался в осветительный столб, чем причинил ущерб машине. Из радиатора валил пар, капот был смят. Я не смел пошевелиться, полный стыда и страха. Мой папа повернулся ко мне и сказал: «Всё в порядке. Я прощаю тебя». Никогда после этого случая до конца своей жизни он об этой аварии не вспомнил, хотя ремонт обошелся ему недешево. И, кроме того, он часто разрешил мне ездить на машине после того, как я получил права».
4. Обновляйте прощение. Прощение – это порой не единовременное решение. Христианский писатель рассказывает: «Я помню случай, когда простил человека, глубоко ранившего мое сердце. … Я сказал «Прощаю» и действительно простил. Однако впоследствии мне пришлось напоминать себе об этом снова и снова, чтобы сила прощения не угасла в душе. Грех однозначно не был стерт из моей памяти, напротив, казалось, он впечатывается в нее навсегда. Поэтому я вел внутреннюю борьбу и побеждал в ней, только принося каждый день свою обиду к Господу и полагаясь на Его помощь». Клайв Льюис мудро заметил: «Простить здесь и сейчас нетрудно. Но жить, прощая одну и ту же обиду каждый раз, когда она воскреснет в памяти – вот где борьба».
Бог нас знает лучше, чем мы сами. Он знает наши слабости и все наши мысли о грехах наших, которыми мы грешим снова и снова. Бог знает наследственность нашу и наше воспитание. Он знает влияние, которое нас в прошлом сбивало с пути истинного, и влияние, которое нас сейчас с него сбивает. Многие богословы это называют очевидными фактами. Мы порой пытаемся бороться с мыслями и поступками, над которыми мы не властны. Вспомним слова Достоевского, который сказал: «Это природа берет свое». Ап. Павел называл это «живущий во мне грех» (Рим.7.17). Ныне лучше было бы назвать это греховными инстинктами. Вот почему наше сердце нас иногда осуждает, хоть мы и верующие. Бог знает также и намерения сердца нашего, что мы хотим любить других людей и желаем поступать правильно. Он знает наш стыд, когда мы падаем и согрешаем. Он нас любит и прощает сразу же, когда мы исповедуем свой грех (1Ин.1 9). Эта чудесная истина успокаивает наше сердце, когда мы испытываем осуждение.
И Библия и жизнь нас учат, что часто каяться надо не в последствиях греховных поступков, а в непослушании. Не нужно мямлить Богу «Я не хотел». Нужно делать то, что советовал делать непокорному Израилю пророк Осия: Ос.14.3 «Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу». Мы должны честно сказать Богу, что знали Его волю, но ослушались и просить у Него прощения. И Он прощает нас. Если вас печалит ваше непослушание, «возьмите с собой молитвенные слова» сегодня же. Господь обещает простить нам наш грех, потому что Он возлюбил нас по благоволению.
Месяц январь назван в честь римского бога Януса, «бога начал». Его изображали в виде существа с двумя человеческими лицами, одно из которых было обращено вперед, а другое – назад. Некоторым людям трудно смотреть вперед с надеждой, потому что они постоянно озираются назад и сокрушаются о своих прошлых грехах. Они не ожидают увидеть ничего хорошего в будущем, оптимизмом и надеждой у них в душе и не пахнет. Но какой смысл лить слезы о том, что ушло? Если только и думать, что о былом, о том, что не удалось, не сложилось, кто и как тебя в нем обидел, то всё может так и повториться снова. Горюя о прошлом, ничего в будущем не добьешься. Если вы хотите жить в сегодняшнем свете и в завтрашней ослепительной надежде, начните с исповедания грехов перед Богом и примите от Него прощение, которое Он по милости Своей предлагает вам.
Господь! Просим, помоги нам не смотреть только назад и думать только о былых неудачах. Помоги нам взирать вперед с надеждой и радостью. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, дай нам понять, что Ты призываешь нас подражать удивительной благодати Бога, нашедшей нас среди греховной жизни и злых дел. И осознать, что прощение не зарабатывается, а даруется, и даруется щедро и милосердно. Мы Тебя любим и хотим делать угодное только Тебе. Нас манит грех, поэтому просим, дай нам не пойти за ним. Дай нам устоять в этой страшной борьбе. Дай также осознать, что где грех – там страх, а где исповедание – там свобода. Дай нам не жить среди теней прошлого, но ходить в сегодняшнем свете и в завтрашней ослепительной надежде. Помоги нам прощать, зла подолгу не держать. Тебе мы признаемся, что мы грешны, но всё же у Тебя просим прощения. И просим, очисти и освяти нас. Просим, помоги нам рассказывать людям о Твоей любви, стать светом Христа для людей. Во имя Иисуса Христа. Аминь.