ПРОПОВЕДИ
Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». (Пятидесятница)
Деян.1.12-14 «Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима…и, придя, взошли в горницу… Все они единодушно пребывали в молитве и молении». Гл.2.1-4 «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им изрекать». Гл.2.47 «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к церкви».
Евангелист Лука сообщает, что после того, как вознесся Господь Иисус на небо, ученики вернулись в Иерусалим. Они жили вместе в одной горнице. Горницей была верхняя часть дома, где обычно размещали гостей. Ибо более удобную часть занимали хозяева. Поэтому Лука хочет сказать, что апостолы собрались вместе в тесном пространстве. Но это неудобство не вынудило их разойтись. Они могли бы комфортнее жить по отдельности, но не подобало разбегаться до принятия Духа Святого. Он также хотел сказать, что апостолы не убоялись опасности сойтись вместе в одной горнице.
Отрывок «Все они единодушно пребывали в молитве и молении» показывает, что их душа напряженно ожидала сошествие Святого Духа, чтобы Христос послал Его, как и обещал сделать. Отсюда мы выводим: лишь та вера истинна, что нас побуждает к призыванию Бога. Ведь лень сильно отличается от спокойствия веры. И Господь уверяет в благодати не для того, чтобы ввести наш разум в оцепенение. Он хочет обострить усердие к молитве. Ибо молитва не знак сомнения, но скорее свидетельство упования. Мы просим от Господа то, что, как знаем, обещал Он Сам. Просим также, чтобы Он снизошел к нашим молениям. Итак, нам надлежит по примеру апостолов быть настойчивыми в молениях, чтобы иметь возрастание в Духе Святом. Мы говорим о возрастании, поскольку, прежде чем мы подумаем о молитве, нам уже необходимо иметь начатки Духа. Ведь есть лишь один подходящий Учитель молитвы – Святой Дух. И Он не только диктует нам слова, но и управляет нашими внутренними чувствами.
Кроме этого, Лука упоминает две вещи, свойственные истинной молитве. То, что апостолы были настойчивыми и единодушными. Упражнение их терпения в том выражалось, что Христос какое-то время держал их в ожидании. Свои милости Бог порой откладывает, чтобы приучить нас к стойкости. Порочна, больше того, вредна поспешность в осуществлении желаний. Поэтому не удивительно, если Бог так ее исправляет. Кроме того, Он упражняет нас в молитвенном постоянстве. Т.о., если мы хотим молиться не напрасно, то не будем уставать от ожидания. Что же касается единодушия, оно противопоставляется разделению, нагоняемому страхом. В нашем эпиграфе говорится и о том, как необходимо единодушие в молитве. Отсюда можно заключить: Христос повелевает каждому верующему молиться за всю Церковь, словно от лица всех: «Отче наш! Даруй нам и т.д.». Откуда такое единение уст, как не от единого Святого Духа? Если мы призываем Бога как Отца, нам надлежит по-братски друг с другом соглашаться.
В начале гл.2 Лука еще раз упоминает о стойкости учеников, когда говорит, что все они пребывали в одном месте вплоть до назначенного времени. Сюда же относится слово «единодушно». Мы знаем, что Господь отложил сошествие Святого Духа на полтора месяца. Но спрашивается, почему Он Его послал именно в этот день? Бл. Августин утверждает: подобно тому, как Закон был дан древнему народу на пятидесятый день после пасхи, так и Дух Святой, служение Которого – написать Закон в нашем сердце. Поэтому Святой Дух был дан через столько дней после воскресения Христова, нашей истинной Пасхи. Так считает бл. Августин. Кальвин принимает то, что ему кажется более достоверным. Т.е. совершилось чудо в праздничный день, когда в Иерусалим сходилось множество народа. И совершилось для того, чтобы стать еще заметнее для всех. Мы вскоре увидим, что по этой причине молва о нем распространилась до краев Земли. Христос тоже приходил в Иерусалим в дни праздников, чтобы больше народа увидело совершаемые Им чудеса. И чтобы при большем стечении людей учение Его принесло больший плод. Так и Лука говорит (Деян.20.16), что ап. Павел торопился прийти в Иерусалим до дня Пятидесятницы. Но не по религиозным причинам, а чтобы из-за большего стечения народа принести пользу большему числу людей. Итак, в избрании дня сошествия Святого Духа главную роль играла польза.
«И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них». Дар надлежало передать видимым образом, чтобы телесное впечатление еще больше подстегнуло учеников. Ведь порой мы вяло оцениваем дары Божьи. Если прежде Бог не пробудит наши чувства, сила Его останется для нас незаметной и ускользающей. Итак, приведенное выше явление служило подготовкой к тому, чтобы ученики яснее осознали: обетование Христа о сошествии Святого Духа исполнилось. То, что им явились разделенные и огненные языки, относилось скорее к нам и вселенской Церкви, а не к апостолам. Ибо Бог мог бы научить их необходимому учению для проповеди Евангелия и без внешнего символа. Они бы поняли, что не случайно, не по своему старанию были внезапно изменены. Однако посланные здесь знамения будут полезны для всех поколений. И сегодня мы также ощущаем их пользу. Кратко отметим аналогию этих символов. Сильный ветер должен был внушить страх. Ведь мы никогда не подготовимся правильно к принятию Божьей благодати, если не усмирим упование на собственную плоть. Как вера открывает нам доступ к Богу, так и смирение и страх открывают Ему дверь в наше сердце. У Бога нет дела с гордыми и угождающими себе людьми.
Дуновение здесь, как и обычно, означает Дух Святой. Ведь и Христос, собираясь дать ученикам Духа Святого, прежде на них дунул. В видении пророка Иезекииля (1.4) тоже присутствуют буря и ветер. Больше того, название Духа заимствовано от ветра. Т.к. ипостась Божественной Троицы, называемая Святым Духом, нам непостижима, Библия именует ее словом Дух. Его Бог вдыхает во все творения. Образы языков относились к текущей ситуации. Как образ голубя, спустившегося на Христа при Его крещении, подходяще означал природу и служение Христа, так и теперь Бог избрал символ, чтобы показать людям воздействие Святого Духа на апостолов, последовавшее за этим явлением. Бог разделил языки, почившие на апостолах, чтобы они во всех народах распространили изреченное им Христом благовестие. И в этом воссияла чудесная благость Божья. Ныне же Бог наделил апостолов разными языками, чтобы призвать в блаженное единство рассеянные повсюду народы. Ведь на каком бы диалекте кто ни говорил, все верующие едиными устами и в одном духе призывают Небесного Отца. Итак, это сделано ради нас не только потому, что мы знаем: Евангелие пришло к нам не случайно, но по установлению Божию. Бог дал апостолам разделенные языки и с той целью, чтобы ни один народ не лишился проповеди вверенного им Христом учения. Этим доказывается призвание язычников, а также удостоверяется подлинность учения апостолов. И, слыша, что в спустившихся языках обитал Дух Святой, мы понимаем, что учение это – не человеческое измышление.
Далее скажем о том, что означал огонь. Это был символ действенности, сопровождающей проповедь апостолов. Господь показывает, что проповедь их будет зажигающей сердце людей. Выжигая и истребляя суетность мира, она обновит всё вокруг. Иначе, если бы Господь не уверил их в силе их проповеди, апостолы никогда не решились бы приступить к столь тяжкому служению. Кроме того, Господь дал ученикам Духа Святого видимым образом, чтобы мы твердо верили: Божья невидимая и тайная благодать никогда не покинет Церковь.
Ветхий Завет часто говорит о Боге, сходящем в облаке. Когда Бог брал в удел первую скинию, а в последствии и храм, облако символизировало тьму прежнего мироустройства. Однако здесь Святой Дух нисходит не в облаке, поскольку Ему предстояло просветить мир, рассеять и разогнать духовную тьму, затуманившую разум человека. «И почили по одному на каждом из них». Это был такой сигнал, который должен был вызвать в них ожидания чего-то великого. Святой Дух, символически представленный в виде огня, почил на каждом из них. С одной стороны это пламя было подобно пламени свечи, чем-то напоминающему язык, а с другой – атмосферному явлению под научным названием мягкий, а не всепожирающий огонь. Зримое, воспринимаемое органами чувств знамение было явлено с тем, чтобы утвердить в вере самих учеников, а прочих – убедить. Говорение языками было одним из наиболее распространенных проявлений, выделенным в качестве первого свидетельства о даровании Святого Духа. На это самое дарование и указывало знамение огня в виде языков. То были языки, ибо Христос Духом Святым говорит миру. И Его же посылает ученикам, чтобы они приобрели не только знание, но и силу возвещать миру Его учение. Это пламя на какое-то время задержалось на них в знак того, что Дух Святой отныне будет пребывать с ними всегда.
«И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им изрекать». Лука говорит нам о наличии немедленного результата случившегося и одновременно указывает, для какой цели давались языки. Потом он говорит, что пришельцы из разных мест были поражены, слыша, как апостолы вещали на их собственном наречии. Поэтому некоторые считают вероятным, что апостолы не говорили разными языками. Язык был свой, а каждый воспринимал его так, словно слышал речь на родном языке. Одни считают, что звук голоса апостолов по-разному воспринимался слушателями. У толковников имеется и другое предположение. Ап. Петр произносил речь перед многими, собравшимися из разных стран. Но они не могли бы понять ее смысл, если бы звук его голоса воспринимался ими так, как исходил из уст Петра. Однако отметим, что ученики действительно говорили на разных языках. Иначе чудо произошло бы не с ними, а с их слушателями. И Святой Дух был бы дан не столько апостолам, сколько другим людям. Ап. Павел благодарит Бога за то (1Кор.14.18), что говорит на разных языках. Он в самом деле присваивает себе их понимание и употребление. И эту способность он получил не по собственному усердию, но по дару Духа Святого. Из сказанного ясно, что апостолы были наделены различными языками и способностью их понимания. Но вопрос о том, не последовало ли второе чудо: так что и египтяне и эламиты понимали говорящего на своем родном языке ап. Петра, как если бы он говорил их языком – этот вопрос мы оставляем открытым. Имеются доводы за, но не столь твердые, чтобы их невозможно было оспорить. Т.о., велико было то чудо, что люди видели апостолов, свободно владеющими разными наречиями.
«Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». В конце 2-ой главы Лука показывает, что постоянство учеников не лишилось своего плода. Они по мере сил старались приводить людей к Христу. Их труд не был бесполезен и напрасен. Господь изо дня в день умножал Свою Церковь. То, что Церковь не растет, а уменьшается, следует приписать лени и порочности служителей. Хотя в данном случае все усердно старались продвигать Царство Христово, Лука приписывает одному лишь Богу честь прилагать неверующих к Церкви. На самом деле это именно Его дело. Служители церквей ничего не достигнут, насаждая и поливая, если Бог не сделает их труд действенным силой Своего Духа. Кроме того, отметим, что к Церкви прилагались избранные к спасению. Ведь вне Церкви нет никакой надежды на вечную жизнь. Великое утешение для благочестивых людей состоит в том, что их приняли в Церковь ради спасения.
Господь! Мы благодарим, что избрание является первопричиной нашего спасения. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за Церковь Христа. Блажен союз, что нас в любви Христа связал, блаженны, которые спасены общением душ. Благодарим, что Господь Иисус нам образ неба дал. Благодарим, что вместе со Христом, добрым Пастырем, и окружающими нас братьями и сестрами мы – единое Божье стадо. Церкви нужны сильные воины, могущие противостоять духовным врагам. Но даже самым сильным служителям не следует оставаться одним. Каждый воин нуждается в верных помощниках, могущих поддержать его в трудную минуту, помочь в нужде. Просим, помоги нам осознать, что в церкви вместо превосходства над другими нам следует проявлять милосердие, благость, кротость, смиренномудрие. Помоги нам не затаивать горечь в сердце, а искать пути разрешения. На Кресте Христос сделал нас едиными. Просим, помоги нам явить пример искреннего принятия и нелицемерной любви. Аминь.