ПРОПОВЕДИ
Господь Иисус Христос беседует с самарянкой
Ин.4.10 «Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».
Для Сократа женщина была лишь тупым назойливым существом. А Будда не разрешил своим последователям даже смотреть на женщин. В дохристианском мире жизнь женщин в основном была ограничена домашними заботами. Не случайно в одной из иудейских молитв были слова: «Благодарю Тебя, Боже, что не создал меня женщиной». Господь Иисус возвращает женщине отнятое у нее человеческое достоинство и право иметь духовные запросы. Среди ближайших последователей Господа мы видим немало учениц. Евангелия сохранили имена некоторых из них: это Мария из Магдалы; мать апостолов Иоанна и Иакова – Саломея; сестра Девы Марии – Мария Клеопова; Сусанна; Иоанна – жена Хузы, домоправителя царя Агриппы. Самые состоятельные из них оказывали материальную поддержку Господу и Его ученикам. Однако Господь не хотел, чтобы их роль ограничивалась этим. Беседа Его с самарянкой немало важна в этом плане. Он не духовным лидерам Израиля, а этой простой женщине впервые прямо сказал о Себе как о Мессии, и посвятил ее в сущность вечной религии духа. Поучительно, что даже противники Господа, хотя и видели Его в окружении женщины, не осмеливались клеветать на Него.
Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Господь Иисус с учениками Своими проходил через страну самарянскую. Самаряне были потомками тех самых колонистов, которых ассирийский царь переселил в эту страну после взятия в плен десяти израильских колен. И с которыми впоследствии смешалось оставшееся бедное население. Они поклонились Богу Израилеву и воздвигли Ему храм на горе Гаризим в противовес храму в Иерусалиме. Между ними и иудеями существовала непримиримая вражда. Когда иудеи хотели сильно обидеть Господа Иисуса, они не нашли худшего имени для Него, чем назвать Его самарянином (Ин.8.48). Иосиф Флавий, признанный историк того времени, пишет: «Во времена процветания иудеев самаряне заявляли о своем кровном родстве с ними, когда же иудеев постигли несчастья, они тут же превратились в мидян и персов». Согласно общепринятому мнению город Сихарь, упоминаемый здесь, в древние времена назывался Сихем. В Сихеме произошли многие из событий, описанных в Ветхом Завете. Колодец, называемый Иаковлевым, до сих пор показывают туристам. Он находится в хорошем состоянии, глубина его около 27 метров.
Обратим внимание на то, что сказано о человеческой природе Господа: ст.6 «Иисус, утрудившись от пути». Господь не притворился уставшим, но воистину был утомлен. Чтобы быть более склонным к состраданию, Он страдал вместе с нами, приняв на Себя наши немощи. Из этого, как и из многих мест Евангелия, мы узнаем, что у Господа было человеческое тело, испытующее усталости. Он был подвержен всем безгрешным слабостям, каким подвержены и мы, кроме греха. Эта истина несет великое утешение всем христианам. Когда мы взываем к Нему в минуты страданий и слабости, Он хорошо понимает наше состояние. Он знает и сердце человека. Был знойный полдень, когда Господь сел отдохнуть у колодца. Шестой час в этой истории соответствует нашим двенадцати часам дня.
В предыдущей главе ап. Иоанн показал, как Господь Иисус беседовал с фарисеем Никодимом. Теперь мы читаем, как Он разговаривает с язычницей. Эта история может многому научить не только служителей Церкви, но и всех тех, кто желает приводить людей к Христу. Главным образом, следует обратить внимание на тактичность и снисхождение Господа в разговоре с женщиной. Господь сидел у колодца Иакова, когда самарянская женщина пришла туда почерпнуть воды. Важной частью быта восточной семьи была добыча воды. Этой работой обычно занимались женщины.
Эта история является прекрасным примером действия суверенной Божьей благодати. Суверенность проявилась в том, что Иисус Христос решил поговорить с женщиной с целью спасти ее, которая, на первый взгляд, была совсем недостойна внимания Мессии. И сама женщина пришла к колодцу, ничего не подозревая о важности этого дня для ее души, шла к колодцу не за спасением. Христос сразу же обратился к ней: ст.7 «Дай Мне пить». Начав разговор с просьбы, Он поступил мудро. Он не начал сразу же укорять ее за грехи, которые, несомненно, были Ему известны. Он начал общение, заговорив вначале о воде, т.е. о том, что больше всего занимало мысли женщины в тот момент. Он просит об услуге, которая сделала бы Его ее должником. Без сомнения, никакой другой подход не смог бы лучше расположить к Нему эту женщину и заставить ее внимать Его словам. Своей просьбой Господь хотел не словом, а делом возразить против исключительности, которую приписывали себе иудеи. Они считали посуду, принадлежащую не иудею, оскверненной. Обратившись с просьбой к самарянке, Господь Иисус показал ей, что не одобряет обычай своего народа. Тот, кто желает помогать невежественным в духовных вопросах людям, должен знать, как действовал Господь в таких случаях. Такие люди могут и не прийти к нам с вопросами. Нам нужно самим дружелюбно делать шаг навстречу им. Мы должны быть мудрыми и терпеливыми, готовыми найти подход к каждому человеку. Мы не должны относиться к неверующим с превосходством. Если мы дадим повод людям думать, что говоря с ними о вере, мы делаем им большое одолжение, тогда все наши слова могут быть бесполезными.
Женщина была удивлена, что Христос – иудей, заговорил с ней, самарянкой. Слова ее «не сообщаются» в буквальном переводе с греческого означают «не иметь ничего общего». К сожалению, не только в дни Христа было много споров о религии. Их много и в наши дни даже между христианами. Так не должно быть. Это – позор для христианства, радость для дьявола и большой камень преткновения для неверующих. Когда христиане презирают и критикуют других христиан (из других деноминаций), прикрываясь при этом ревностью о религии, то они тем самым показывают, что не являются истинными христианами. Они извращают суть христианской религии. Господь игнорирует возражение самарянки, касающееся вражды между иудеями и самарянами, и не отвечает на него. Лучший способ залечить некоторые разногласия – не обращать внимания на них и избегать всякого повода вступать в споры о них. Христос желает обратить эту женщину не путем убеждения ее в том, что самарянское поклонение было по своей сути раскольническим, но путем указания ей на ее невежество, на ее нужду в Спасителе. Эта простая самарянка вряд ли бы смогла понять правильно сформулированную богословскую истину. Поэтому Господь использует образное выражение, чтобы пробудить ее воображение: Он заговорил с ней о живой воде. Если нам удалось привлечь внимание не обращенного человека, мы должны рассказать ему о чем-то полезном для него. Итак, Христос сказал ей: ст.10 «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Теперь Христос пользуется случаем и говорит о благодати Божьей и силе Святого Духа. Он делает это перед женщиной, недостойной того, чтобы вообще с ней разговаривать. Удивительный пример суверенной благодати Божьей. Отметим: никто из нас не обладает таким достоинством, чтобы Господь удостоил нас чести усыновления. Причем разговор с самарянкой произошел не случайно. Ведь Господь этим примером показывает нам, что никого не избирает в ученики по достоинству. На первый взгляд, выбор Христа странен. Ведь, пройдя мимо стольких великих мужей, живших в Иудее, Он завел дружескую беседу с самарянской женщиной. Однако в ее лице нам надлежало показать, сколь истинны слова Бога, сказанные через пророка Исаию: Ис.65.1 «Я найден был не искавшими Меня, открылся не вопрошавшим обо Мне. Я сказал не просящим Меня: «Вот, Я здесь»».
«Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе». Вместо союза «и» будем разуметь пояснительную фразу. Тогда отрывок звучит так: «Если бы ты знала дар Божий, т.е. Кто есть Тот, Кто говорит с тобой». Эти слова учат нас, что мы лишь тогда знаем, кто такой Христос, когда знаем и о том, что дает нам в Нем Бог Отец, и какие блага нам предлагает. И это познание начинается с ощущения собственной греховности и беспомощности. Ведь для того, чтобы кто-то начал желать исцеления, он прежде должен узнать о своей болезни. Если с нами Христос, мы не должны блуждать понапрасну и просить помощи там, где ее нет. Мы должны идти прямо к Нему. Вот истинное и полезное знание о благодати. Мы точно знаем: она явлена нам во Христе, и Он протягивает ее нам собственной рукой. Одновременно Он учит нас тому, сколь действенно знание о приносимых Им благах. Он побуждает нас просить у Него эти блага. Здесь Он хочет вызвать у женщины желание не отвергать предложенную ей жизнь.
«Он дал бы тебе воду живую». Этими словами Христос свидетельствует, что наши просьбы, направляемые к Нему, будут законными. Без такой уверенности усердие в прошении сошло бы на нет. Всякий, кому не помешает собственное неверие, поймет, что эти слова произнесены для всех нас. В нашем случае Христос называет водой Духа Святого. Мы подобны сухой, бесплодной земле. В нас нет жизненных соков, нет жизненных сил, пока Господь не оросит нас Своим Духом. Здесь речь идет о таинственном духовном питании. Полагаем, что Христос под этим словом имел в виду всю благодать обновления. Вода называется живой, т.к. течет из живого источника и дает жизнь. Она течет в жизнь вечную, т.е. освященная душа устремляет свой взор к небу, думает о нем, ему дает приоритет в своей жизни. Разве эта вода не лучше воды из колодца Иаковлева?
Из нашей истории мы можем сделать вывод о том, что обличение в грехах должно предшествовать обращению души к Богу. Самарянка была довольно безразлична к разговору, пока Христос не сказал ей, что она виновна в прелюбодеянии. Ин.4.18 «тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Господь начинает будить ее совесть, чтобы тем самым вскрыть рану сознания вины, после чего она могла бы легче воспринять исцеляющую благодать. Таков метод работы с душами. Если мы не следуем этому правилу, то начинаем не с того конца. Если человек не понял, что он потерянный грешник, он не будет искать Спасителя, остается без Христа. Когда она убедилась во всеведении Спасителя, она искренне заинтересовалась поиском истины. Обратим внимание на то, что Христос относится к женщине с добротой. Неумелый врач души, может быть, обратился бы к ней словами: «Ты падшая женщина, и если не покаешься, то погибнешь». А Господь в одном предложении дважды хвалит ее за искренность: «правду ты сказала» и «справедливо ты сказала» (ст.17,18). Когда мы имеем дело с людьми, не знающими Бога, доброта имеет большое значение. Строгие порицания и укоры, пусть даже заслуженные, часто вызывают ожесточение, и человек затворяет свое сердце.
Из беседы Христа с самарянкой можем сделать еще один важный вывод: всякая религия, в основе которой лежат обряды, мало полезна для души. Господь говорит ей: Ин.4.21,23 «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. … Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». Итак, истинное, принимаемое Богом поклонение не зависит от места, где оно совершается, а зависит от состояния сердца человека. Многие люди склонны низводить религию на уровень обрядов и церемоний, превознося привычный для нас, традиционный способ поклонения Богу. Тому, Кто испытывает человеческие сердца, намного приятнее поклонение не посредством соблюдения обрядов, а посредством духовных таинств. Они отличаются от поклонения на словах и показной религиозности. Говорится, что поклонение Богу состоит в духе, поскольку оно не что иное, как внутренняя вера души, порождающая призывание Бога. Затем, оно состоит в чистоте совести и в отречении от себя, чтобы посвятить себя служению Богу. Во все века Бог хотел, чтобы Его почитали с верою, молитвой, благодарением, чистотою сердца и благочестивой жизнью.
Господь! Просим, дай нам поверить в то, что Тот, Кто говорил с самарянкой у колодца, неизменен. Нам достаточно лишь попросить, и Он даст нам «воду живую». Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за историю о самарянке, т.к. тот, кто желает помогать невежественным в духовных вопросах людям, должен знать, как действовал Спаситель Иисус в подобных случаях. Мы порой забываем, что никакими усилиями мы не можем заработать Твоей любви, милости и прощения. Благодарим Тебя, что Ты излил их на нас как дар, а не как плату. Просим, даруй нам мудрость в отношениях с людьми. Помоги быть кроткими и являть ту же любовь, которую Ты явил нам. Помоги нам поступать с окружающими мягко и с любовью. Благодарим, что поступаешь с нами не по грехам нашим. Мы в вечном долгу за Твою любовь и милость, явленные на Кресте, где было куплено наше спасение. Мы не будем прятаться, как Адам в саду. Мы к Тебе прибежим, наш Спаситель Христос, и припадем к Твоим пронзенным ногам. Будем прощения просить, ибо мы поверили в Твою благодать. Мы знаем: Ты желаешь простить и дать отраду спасения. Аминь.