ПРОПОВЕДИ
Как Христос изгнал легион бесов из одержимого.
Мк.5.6 «увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему».
Подобные чудеса, т.е. изгнание Христом беса из человека, встречаются в Новом Завете несколько раз, но этот случай описан наиболее подробно. Из всех трех евангелистов, написавших о нем, Марк дает наиболее полное описание. Перед нами пример того, как Господь Иисус лишил силы сильного. Одержимость была реальным явлением во времена земного служения Христа, но она существует и сегодня. Я мог бы привести несколько примеров, доказывающих это, но приведу только один. Есть у меня книга, как узнать христианскому врачу, чем страдает человек: эпилепсией или одержимостью. Надо больного просить произнести имя «Иисус». Одержимый бесом никогда не сделает этого, тогда как болеющий эпилепсией выполнит эту просьбу врача. В некоторых православных церквах имеются служители, роль которых – изгнание бесов. Ответить скептикам можно с помощью библейских историй, особенно нашей. Факты, записанные в нашей истории, нельзя объяснить иным, кроме одержимости бесами. Известно, что лунатизм, эпилепсия и безумие не заразны. Они не могут передаваться стаду свиней. А в нашей истории две тысячи свиней, после выздоровления человека, одержимого бесами, без видимой причины вдруг бросились со скалы в море. Будем остерегаться скептического отношения к тому, что касается существования и деятельности бесов. Многое в этом вопросе закрыто от нашего взгляда и понимания, но это не значит, что мы должны отказаться в это верить. Для многих неверие в дьявола становится первым шагом на пути потери веры в Бога.
Обратим внимание на жестокость, силу и злонамеренность сатаны. Все эти его качества мы находим в данном отрывке. Жестокость его видна из того жалкого состояния, в котором оказался человек, чьим телом он овладел. Этот несчастный человек жил в гробах и был настолько буйный, что никто не мог укротить его. В основном гробы вырубали в скалах. Прикосновение к могиле по закону Моисея оскверняло человека. Нечистый дух загоняет людей в место, которое оскверняет и т.о. сохраняет над ними власть. Бесы дали ему такую силу, что «никто не мог его связать», что было необходимо как для его блага, так и для безопасности окружающих. Его не могли удержать не только веревки, но даже цепи. Весьма прискорбно состояние тех, кого надо связывать таким образом. Это показывает, насколько прискорбно состояние душ, находящихся под владычеством сатаны, тех сынов противления, в которых этот нечистый дух действует.
Сатана – жестокий господин для тех, кого он поработил, настоящий тиран. Человек теряет свой облик, когда сатана воцарился в его сердце. Служители Ваала, когда соперничали с пророком Илией на горе Кармил, в неистовстве своем кололи себя ножами (3Цар., гл.18). А Бог говорит: «Не делай себе никакого зла». В нашей истории слова «бился о камни», возможно, означают только то, что он обивал о камни ноги, когда бегал босиком.
Известные своим упрямством и ожесточением грешники похожи на этого одержимого. Все они Пс.31.9 «как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать, уздою и удилами». Но некоторые из них подобны диким ослам, не поддающимся никакому обузданию. Повеления и проклятия Закона подобны оковам и цепям, удерживающим грешников от их злых путей. Но они «разрывают цепи и разбивают оковы», что доказывает власть дьявола над ними. К такому состоянию дьявол мог бы привести каждого из нас, если бы только ему было позволено в нас вселиться. Он бы несказанно обрадовался, если бы смог довести нас до такого ужасного состояния души и тела. Но даже такие случаи одержимости – это только бледные подобия тех мучений, которые грешников, служителей сатаны, ждут в аду.
О силе сатаны мы узнаем из тех слов, которые произнес бесноватый в ответ на Господа об имени его. В другие разы Христос Сам называл имена людей. Сейчас Он требовал назвать свое имя для того, чтобы огромное количество этих адских духов потрясли окружающих. Что было вполне естественно, когда бесноватый человек ответил: Мк.5.9 «Легион имя мне, потому что нас много». Одни считают, что легион в римском войске включал 6 тысяч человек, другие говорят о 12-и с половиной тысячах. Численность легиона, как у нас численность полка или батальона, колебалась. Выражение «легион имя мне» означает следующее: 1) Эти злые духи представляют собой военную силу, военное подразделение. Бесы идут войной против Бога и Его славы, против Христа и Его Евангелия, против людей, их святости и блаженства. Мы должны противостать им и бороться с ними: Еф.6.12 «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». 2) Злые духи многочисленны. Через одержимого человека они признают или, скорее хвалятся, говоря «нас много». Как будто надеялись, что их много для того, чтобы Господь мог с ними справиться. Как же велико множество духов злобы, врагов Бога и человека, если в этом одном несчастном создании расположился целый легион. 3) Злые духи единодушны. Их много, и всё же это единый легион, занятый одним злым делом. 4) Среди них существует определенная иерархия, как в любом легионе. Это делает наших врагов еще более грозными.
Мы не имеем ни малейшего представления о том, сколько бесов с коварством и злобой действует сейчас в этом мире. Мы забываем, что сатана командует огромной армией злых духов. И если бы наши глаза могли их увидеть, мы бы обнаружили, что они сопровождают нас везде, следя за каждым нашим шагом. Где бы мы ни находились: на работе, в природе, одни в комнате, среди людей и даже в церкви – всегда и везде нас окружают они – враги, о чем присутствии мы можем и не догадываться. В христианской литературе написано, что ангел-хранитель записывает наши добрые дела, а бес – дела греховные. Некоторым Своим детям Бог временами дает возможность видеть представителей тонких миров и общаться с ними, в т.ч. и с бесами.
Злонамеренность сатаны проявляется в словах: ст.12 «пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них». Бесы, изгнанные из человека, всё-таки стремились причинить зло. В этом ярко проявляется личность сатаны. Его сущность: вредить, убивать, разрушать. Просьба этого легиона заключалась в следующем: 1) Чтобы Христос не выслал их вон из той страны. Чтобы Он не только не заточал их в адскую темницу и, т.о., не мучил их прежде времени, но оставил их там, где они наводили страх на всю эту местность. Создается впечатление, что у них была особая привязанность к той местности, напр., особая злоба на нее. Некоторые толковники считают, что в ней было много иудеев-отступников, преступивших завет с Богом. Они тем самым дали сатане власть над собой. А другие предполагают, что, изучив нравы и наклонности народа, населявшего эту местность, бесы могли более эффективно вредить своими искушениями. 2) Чтобы Христос позволил им войти в свиней, уничтожением которых бесы надеялись причинить больше вреда жителям той местности, чем они могли бы сделать, войдя в тело одного человека. Вселиться в человека они и не просили, т.к. знали, что Господь не позволит сделать этого. Он позволил бесам исполнить свое намерение. Этим Он хотел показать гадаринцам, какими сильными и злобными врагами являются злые духи. И чтобы вызвать у них желание сделать Его своим защитником. Т.к. Он – единственный, Кто способен управлять бесами и побеждать их. Как много мы обязаны Божьему провидению и служению добрых ангелов за нашу охрану от злых духов!
Не следует легкомысленно относиться к дьяволу. Такое отношение говорит о духовной слепоте человека. Легкомысленно говорить о сатане – всё равно, что преступнику, приговоренному к смерти, смеяться над своим палачом. Нам бы пошло на пользу, если бы мы лучше осознавали силу нашего духовного врага и больше молились о том, чтобы Господь защитил нас от него.
Этот отрывок показывает, что Христос обладает полной властью над дьяволом. Ст.6 «Увидев же Иисуса издали, прибежал и поклонился Ему». Обычно он кидался на людей с яростью, к Господу же прибежал с почтением. То, чего не могли цепи и оковы сделать, сделала сила Господа. Его бешенство было мгновенно обуздано. Бесы, обитающие в этом несчастном человеке, вынуждены были затрепетать перед Христом. Или, скорее всего, власть сатаны над ним была подавлена. Он подошел к Господу, сознавая свою нужду в Его помощи. Полная власть Христа над бесами подтверждается и стихом 7 «И, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего?» Самому человеку Христос внушил желание освободиться, сделав его способным прибежать и поклониться Ему, а потом явил Свою силу в его освобождении. Если Господь начнет в человеке работу, побуждая его усердно молиться об освобождении от сатаны, то Он и совершит это освобождение. Одержимый называет Бога Всевышним, превыше всех богов, а Христа признает Сыном Бога. Держаться внешнего благочестия не составляет большого труда. О полной власти Господа над бесами говорит и тот факт, что они просили Его: «Пошли нас в свиней». Они признали этим свое бессилие что-либо сделать без позволения Господа. Как ни силен сатана, Господь могущественнее его.
В нашей истории содержится истина, которая может стать великим утешением для всех христиан. Мы живем в мире, полном неприятностей и невзгод. Мы слабы и немощны. Лишь одна мысль, что против нас выступает грозный духовный враг, исполненный злобы и коварства, может повергнуть нас в уныние. Но нам радостно знать, что в Иисусе Христе мы имеем всемогущего Защитника, Который может спасти нас от всех нападок сатаны.
В Евангелиях редко описывается жизнь людей после того, как их исцелил Христос. Обычно повествуется только о чудесном исцелении. Но в нашей истории сообщается и о том, что произошло после исцеления. И хоть этот отрывок короткий, мы можем извлечь из него два полезных урока. Во-первых, мы узнаем, что только Господь Иисус знает, где лучше находиться человеку. Написано, что когда Господь уже собирался покинуть страну гадаринскую, исцеленный подошел к нему: ст.18 «И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним». Причин у него для этого могло быть несколько: 1) Из страха, что злые духи вновь овладеют им. 2) Ради получения наставлений от Христа. 3) Он не хотел оставаться среди этого народа, пожелавшего, чтобы Господь удалился от них (ст.17). 4) Люди, освобожденные от злых духов, не могут не жаждать общения с Христом. Он был готов оставить семью и родину и последовать за Господом. Но, по непонятным на первый взгляд причинам Христос не позволил ему сделать это. Не дозволил, чтобы он мог узнать, что Иисус Христос и на расстоянии способен защитить и наставить его. Кроме того, у Господа были другие мысли и планы насчет будущего этого человека. Он знал, каким образом этот исцеленный человек сможет больше прославить Бога, поэтому сказал ему: ст.19 «иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя». Христиане порой хотят быть там, где им будет менее хорошо, и занимать то положение, которое не соответствует тому, что хочет Господь. Особенно важен этот урок для новообращенных, которые еще плохо представляют себе, что есть благо для их души. Они быстрее других способны ошибаться, т.к. еще не знают силу своих врагов и слабость собственного сердца. Движимые лучшими побуждениями, они могут строить неправильные планы, делать неверный выбор. Новообращенным лучше занимать то место, где не будет расти их гордость, где могут жить верой, а не видением. Во-вторых, из слов Господа мы узнаем, что христианину следует обращать внимание, прежде всего, на свой собственный дом. Для близких одержимый был причиной постоянных проблем, беспокойства и печали. После исцеления перед ним открывалась возможность наилучшим образом прославить Бога. Теперь он мог рассказать своим близким о Христе. Он должен был принести пользу другим.
Слова Христа «иди домой к своим и расскажи им» звучат и для нас. Именно дома нас чаще всего видят и лучше всего знают, поэтому благодать, наполняющая наше сердце, должна проявляться дома больше всего. Верующий больше всего вредит своим близким тогда, когда живет дома нечестиво и по-мирски, хотя должен быть письмом Христовым для своих домашних.
Господь! Просим, помоги нам рассказать своим родственникам, друзьям и соседям о Спасителе Христе, рассказать, как можно найти покой и утешение в Евангелии. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, научи нас жить по истине Твоего Слова, чтобы мы благоговели перед Тобой, как должны. Пусть каждый человек трепещет перед Тобой. Ибо Твой совет и замысел стоят вовек. Благодарим за любовь Христову. Всё ей живет и движется, она великая, прекрасная, безмерная, сильная, глубокая, ясная и святая. Научи нас видеть Спасителя Господа Иисуса Христа во всех обстоятельствах. Просим, яви через нас чудо Твоей великой любви окружающим людям, чтобы они поняли, как Ты относишься к нам. Помоги нам ощутить и показать на деле Твою заботу. Благодарим, что Ты дары благодати даешь без заслуг. Благодарим за то, что Ты сделал для нас – Ты изменил смысл и цель нашей жизни. Во имя Иисуса Христа. Аминь.