ПРОПОВЕДИ
Христианам полезно знать и использовать Божьи обетования.
Еф.2.12 «вы были в то время без Христа, отчуждены от общества израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире».
В Библии много Божьих обетований. Чарльз Сперджен в своей книжечке набрал на каждый день года Божье обетование. Я внимательно читал его книжку. И нашел в Библии такие высказывание Бога, которые явно являются обетованием и которые не вошли в эту книжку. Рассмотрим более подробно наш эпиграф. Ап. Павел описывает печальное состояние ефесян в прошлом, когда они еще были необращенными. Апостол заявляет, что ефесяне были чужды не только внешнего знака, но и всего, необходимого для спасения и счастья людей. Ведь Христос – основа всех обетований и всякой надежды. Они были «без Христа», без познания Мессии, не имеющими части в Нем и спасительной связи с Ним. Это справедливо в отношении людей необращенных, т.к. печально их положение без Христа. Они были «отчуждены от общества израильского». Это следует понимать, что они не принадлежали к Христовой Церкви и не имели общения с ней. Это не малая привилегия – быть в Его Церкви и разделять вместе с другими ее преимущества. «Чужды заветов обетования». Завет благодати всегда был один и тот же, хотя и претерпевал различные усовершенствования и дополнения на протяжении истории Церкви. Поэтому здесь он называется «заветами обетования», т.к. состоит из обетований. В т.ч. содержит великое обетование о Мессии и о вечной жизни в Нем. Ефесяне не имели надежды, простирающейся за пределы земной жизни: ни обоснованной надежды на Бога, ни надежды на духовные благословения. «Безбожники в мире». Ни ефесяне, ни любые другие язычники не были полностью лишены религии. Но ап. Павел все мнения о ложных богах почитал за ничто. Действительно, все идолы, будучи ничем, такими должны быть для христиан. Из этого отрывка можем сделать вывод, что только верующие являются наследниками Божьих обетований. Для необращенных людей нет никаких обетований.
В Послании к евреям автор заканчивает гл. 6 доказательством непреложности Божьих обетований, ст.13-20.Все обетования подтверждены клятвой Божьей и все основаны на Его вечном определении, поэтому на них можно положиться. Он приводит клятву Бога Аврааму, которая была дана ему как отцу верующих. И поэтому остается в силе для всех истинно верующих. Как подобает любящему Отцу, Бог приспосабливается к нашей медлительности. Поскольку Он видит, что мы не довольствуемся Его Словом, для того, чтобы больше утвердить его в наших сердцах, добавляет клятву. Евр.6.17 «Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву». Отсюда явствует, сколь важно для нас иметь уверенность в Его благоволении к нам, не колебаться в истинности Его обетований. Отсюда также можно вывести, сколь сильно ценит Бог наше спасение.
Если верующие желают обещанного им благословения, тогда они могут просить об этом у Бога в молитве (во имя Иисуса Христа). Они могут даже действовать так, как будто они уже получили просимое. Пример 1. Возникла необходимость отремонтировать здание церкви. По предварительным расчетам потребовалась огромная сумма. Поэтому пастор начал искать Божьи обетования. Он остановился на следующем: Втор.28.12 «Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, … и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы». С Божьей помощью он не побоялся высказать на собрании, что есть такое обетование, и всей церковью помолились за его исполнение для них. И началась серия чудес. Денег взаймы они ни разу не брали, хотя необходимые для определенной работы деньги иногда поступили в последний момент. Могли отремонтировать церковь не только снаружи (только это было запланировано), но и изнутри. Окончательная сумма, использованная для ремонта, намного превзошла ту, которую они хотели бы иметь первоначально.
Такое понимание, т.е. ты просишь и не сомневаешься в том, что получишь, является истинным и тогда, когда они кладут в основу своей просьбы обычные обетования, относящиеся к повседневной жизни. Они могут смиренно напомнить Богу о своей нужде, искренне молясь об исполнении обетования. И они могут оставаться уверенными в том, что это обетование на самом деле будет исполнено для них. Но в то же время, они подчиняют себя Божьей воле в том, что касается времени, меры и способа этого исполнения.
Несколько иначе происходит тогда, когда речь идет о желаниях, имеющих отношение к духовной жизни. Христиане имеют обетования, относящиеся к этой стороне их земной жизни. Бог обещает поддерживать их и в перенесении ими испытаний, в избавлении их от бедствий. Они, подчиняясь воле Божьей, могут и обязаны духовно укрепляться этими обетованиями и ожидать их исполнения. Это необходимо и благотворно для их спасения, т.к. это Божий путь. Бог ведет избранных к славе по дороге, на которой их ожидает много скорбей.
Пример 2. Одна христианка рассказывает. После того, как они уверовали с мужем, оказались с ним в христианском лагере. Там один опытный христианин предупредил их, что после этого может последовать серьезное испытание их веры. И, невзирая на это, они с мужем пали, не выдержали испытание десятиной. Пришли к решению, что, поскольку их материальное положение уже длительное время тяжелое, не будут платить полную десятину. Но заметили, что заботы и переживания всё более и более брали верх над ними. И вспомнили слова Бога из книги пророка Мал.3.10 «Принесите десятины в дом хранилища, … хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка». Они поняли, что грешили, не отдав Богу то, что принадлежит Ему. И поэтому Он не направлял, не благословил их жизнь. Свой рассказ христианка заканчивает словами: «В настоящее время, когда уже выполняем свой долг, мы не богаты, но есть у нас всё необходимое, и нет страха перед будущим».
Верующий может иметь и неумеренные желания в том, что касается его земных потребностей. Такие желания, в которых у него нет действительной нужды на данном этапе жизни. А иногда он может применить к своим обстоятельствам определенные места из Библии, которые содержат обетования, данные Богом некоторым особым людям – таким, напр., как Авраам, Давид. А эти обетования им были даны в особенных обстоятельствах жизни. Однако по причине нашего сильного желания, мы бываем склонными применить их к самим себе. Такие обстоятельства на многие годы заманивают таких христиан в духовную ловушку. И сильно воздействуют на их хождение перед Богом. В конце концов, христианин должен будет прийти к выводу, что он неправильно применил обетование из-за своего чрезмерного желания получить просимое.
В древности на Ближнем Востоке отношения между высокопоставленными лицами и их подчиненными регулировались так называемым заветом сюзерена. При заключении этого завета в жертву приносились животные, которых разрубали надвое. Затем части раскладывали в два ряда, чтобы между ними получился коридор. По нему и проходил сюзерен, провозглашая тем самым, что будет блюсти договор, а в случае нарушения согласен быть разрубленным на части, подобно этим животным. Когда Авраам со скорбью напомнил Богу, что Тот так и не дал ему потомства, Бог употребил тогдашний обычай, чтобы заверить патриарха в твердости Своих обетований (Быт.15). Пламя огня прошло между рассеченными животными, и Авраам понял, что Бог берет на себя исполнение завета. Этот завет и заверение в его надежности распространяется и на последователей Христа. Поэтому ап. Павел в своих посланиях несколько раз называет верующих детьми Авраама. Когда мы обращаемся к Иисусу Христу, Бог становится хранителем нашего завета веры.
Человек в своих желаниях может зайти далеко в том, что касается времени получения просимого (желает получить в тот же час). Или в том, что касается меры и способа получения просимого. Такой человек не подчиняется мудрому руководству Бога, как будто время, мера и способ исполнения обетования должны быть определяемы его жизненными обстоятельствами. Он желает получить ответ на обетование согласно его собственному восприятию, желаниям и молитвам. Более зрелый христианин учитывает вопрос о мудрой воле Бога. Он покорно ожидает исполнения обетования, верит, что он его получит. Вера его зиждется на таких обетованиях Бога, как: Пс.144.19 «Желания боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их». Или: Пс.80.11 «открой уста твои, и Я наполню их». Как часто мы должны благодарить Бога за то, что Он не дал нам того, что мы желали, т.к. впоследствии мы бы почувствовали, что от получения просимого нами никакой пользы мы не имели бы.
Божьи обетования имеют двоякое назначение. Во-первых, они утешают нас так, что в результате их использования верующий обретает способность охотно и радостно взять на себя выпавшие на его долю испытания. Он будет уверен в том, что за этими испытаниями последует благоприятный результат. Во-вторых, они также обладают эффектом освящения, т.к. посредством веры в обетования человек постоянно живет в присутствии Бога, зависит от Бога. Следовательно, полезно для нашей души использовать Божьи обетования, принять их к себе.
Бог может установить длительный период времени между начальным моментом, когда в нашем сердце возникло желание и моментом осуществления этого желания. Праотец Авраам получил от Бога обетование, что у него будет сын от Сарры, когда ему было 75 лет, а Исаак родился, когда ему было уже 100 лет. И длинным был период времени после помазания Давида, пока он получил свое царство. Так же священник Захария, отец Иоанна Крестителя, долго молился о сыне, и получил его, когда уже стал стариком. И все эти люди были праведники.
Мы не должны отчаиваться, если обетование не исполнилось немедленно в нашей жизни. Терпеливое ожидание приведет душу в святое расположение и научит ее упражняться во многих добродетелях. Среди этих добродетелей отметим следующие: 1) Христианин не всегда готов сразу же получить обещанное Богом. Считают, Бог посредством отсрочки исполнения подготавливает душу к тому, чтобы она обрела способность принять и употребить обетование должным образом. 2) Отсрочка исполнения научает человека не сомневаться в невидимом (в духовном). 3) Отсрочка исполнения обетования смиряет человека. И помогает ему понять, что Бог пока не дает нам обещанного для нашего же блага. 4) Отсрочка исполнения обетования научает человека познавать Бога. Человек подбирает для себя подобные ситуации из Библии, из окружающей его жизни. И приходит к выводу, что Бог делает всё прекрасно. 5) Отсрочка исполнения обетования помогает душе еще более радоваться, еще более заботливо сохранять благорасположение своего сердца к Богу. Следовательно, когда Бог откладывает осуществления Своего обетования, не будем печалиться, и не будем опускать руки. Не будем допускать крушения своей веры.
Для эффективного использования Божьих обетований предлагают запомнить, а еще лучше – записывать, когда и каким образом в вашей жизни исполнились те или иные Божьи обетования. Временами можем перечитывать всё это. Если мы будем помнить исполнение обетований, это даст нам особую свободу просить других обещанных Господом благ. Это укрепит нашу уверенность в том, что мы можем ожидать исполнения как обычных, так и особых библейских обетований.
Господь! Просим, дай нам знать, что значит целиком полагаться на Божьи обетования, ходить верой, а не видением! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим, что Ты нас не подведешь и не оставишь. Свой Завет вечный с нами не нарушишь, по вере нашей от скорбей земных избавляешь нас. Просим, помоги нам идти за Господом Иисусом Христом и сердцем Его слушать. Благодарим, что наше спасение твердо, потому что его совершает Бог. Благодарим Тебя за мир души, приходящий от понимания того, что Ты управляешь всеми событиями нашей жизни. Помоги нам всецело довериться Твоей защите. Помоги нам выискивать из Библии и запомнить Божьи обетования, верить в них, пользоваться ими, ожидать их исполнения и радостно предоставить Богу определить место, время, меру и способ осуществления обетований. Аминь.