ПРОПОВЕДИ
Недостойное поведение старшего сына
Лк.15.32 «брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Рассмотрим заключительную часть притчи Иисуса Христа о блудном сыне. Возвращение блудного сына вызвало большую радость и веселие в семье. Откормленный теленок предназначался не только для того, чтобы устроить пир для блудного сына, но чтобы сделать праздник для всей семьи. Отец сказал: ст.23,24 «станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться». Отец и члены семьи думали, что может быть он и мертв, т.к. ничего не слышали о нем в течение длительного времени, но вот, он жив. Члены семьи считали его потерянным, они отчаялись что-то думать о нем, однако он нашелся. Обращение души от греха к Богу есть воскресение ее из смерти в жизнь, обретение того, что считался пропавшим. Что было потеряно для Бога и Его церкви – найдено. Обращение грешников доставляет большую радость Богу, Его ангелам и детям Божьим. Заметим, что первым начал радоваться именно отец и всех остальных он побудил к этому. Мы должны радоваться покаянию грешников, потому что это приведение к Христу тех, кого Ему дал Бог Отец и в ком Он будет прославляем. Ап. Павел говорит: 1Фес.3.9 «Мы …радуемся о вас перед Богом нашим».
В конце притчи написано о поведении старшего сына. Он представлен с целью обличения книжников и фарисеев. Христос хотел показать им безрассудный и злобный характер их недовольства покаянием и обращением грешников и благоволением, какое Он оказывал им. При этом Господь не сгущает красок, но оставляет за ними привилегии старших братьев. Они сохранили эти привилегии, ибо проповедь Евангелия должна была начинаться в Иерусалиме. Мы под старшим братом можем понимать человека положительного, который таковым был от юности своей. Человека, который не уклонялся никогда на путь порочной жизни и поэтому относительно не нуждается в покаянии. Обратим внимание на то, какое недовольство и раздражение проявил старший брат в связи с приемом его брата, какое отвращение выразил он к нему. Младший брат вернулся здоровым как телом, так и душой. Он был не только телесно здоров, но покаялся, и оставил свои пороки и недостойные наклонности. Иначе отец не считал бы, что он принял его здоровым. Это сообщение возмутило старшего брата: ст.28 «он осердился и не хотел войти». И не только потому, что решил не присоединяться к общему веселию. Но потому, что хотел тем самым показать свое недовольство и намекнуть отцу своему, что он не принимает своего младшего брата. Недостаток этот – жестокосердие, присуще многим людям, в т.ч. и христианам.
В человеческих семьях те, кто всегда были утешением для родителей, воображают о себе, что они одни имеют право на их благоволение. Они склонны жестоко относиться к преступившим волю родителей и выражать недовольство по поводу их доброты к недостойным. В Божьей семье те, которые сравнительно невинны, редко испытывают сострадание к раскаявшимся грешникам. Язык, которым они разговаривают, мы можем услышать в словах старшего брата (ст.29-30). И это записано в предостережение тем, кто благодатью Божьей удерживается от совершения скандальных грехов и сохраняется на пути добродетели, чтобы они не грешили подобным образом.
Отметим подробности поведения старшего брата. 1. Он хвастается собою, своими добродетелями, своим послушанием. 2. Он жалуется своему отцу, как если бы тот был недостаточно добр к нему, такому послушному сыну. 3. Он был очень дурно настроен против своего младшего брата, и был очень суров в своих помыслах и высказываниях о нем. 4. Старший сын выразил недовольство отцу тем, что тот оказал милосердие младшему сыну. Рассмотрим подробно каждый пункт.
1. Старший сын говорит отцу о том, что он не только не покинул отцовского дома, как сделал его брат, но служил отцу и служил долго. Обратим внимание на то, что люди, когда в чем-то превосходят своих ближних, склонны хвастаться этим. Более того, они хвастаются этим перед Самим Богом, как будто Он что-то должен им за это. Мы можем предположить, что старший брат несколько преувеличил, хвалясь тем, что никогда не преступал приказания отца. Ибо он не был бы таким упрямым, каким показал себя в данном случае по отношению к просьбам своего отца. Однако мы можем допустить, что он был относительно послушным, что он не был таким непослушным, как его младший брат. Должны хорошие люди остерегаться гордости, этого коварного порока! Кто долгое время служил Богу и удерживался от грубых грехов, должен быть смиренным и благодарным за это Богу, а не гордиться и не хвастаться этим.
2. Старший сын жалуется отцу: ст.29 «ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими». Он находился в дурном настроении, иначе не жаловался бы так. Вне всяких сомнений, если бы он попросил когда-либо нечто подобное для себя, то получил бы просимое. Мы можем предположить, что он сам никогда не просил. Но то, что для его брата закололи откормленного теленка, вызвало в нем раздражение. Когда люди находятся в состоянии гнева, они склонны рассуждать так, как никогда не рассуждают в уравновешенном состоянии духа. Кто высоко думает о самом себе и о своем служении, тот склонен с ожесточением думать о своем хозяине и недооценивать его милостей. Мы должны считать себя недостойными тех милостей, которые Бог счел нужным даровать нам. И тем более тех, которые Он не стал нужным уделить нам. И мы не должны жаловаться. Старшему сыну захотелось козленка, чтобы повеселиться с друзьями своими. В то время как брат его получил откормленного теленка для того, чтобы он мог повеселиться вместе со всей семьей. Дети Божьи должны стремиться веселиться перед лицом Бога, с Его семьей, в общении с Его святыми. Втор.12.7 «и ешьте там, перед Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши».
3. Старший сын был очень дурно настроен против младшего брата своего. И был суров в своих помыслах и высказываниях о нем. Некоторые даже добрые люди склонны впадать в эту ошибку. Более того, склонны слишком предаваться ей, а именно: смотреть с презрением на тех, которые не сохранили чистоты своей репутации так, как они. И обращаться с ними неприветливо и холодно, несмотря на свидетельство, какое они дают о своем покаянии и исправлении. Это не дух Христа, но фарисейский дух. Для нашего назидания рассмотрим более подробно этот фактор – признаки и действия фарисейского духа. 3А. Он не захотел войти в дом, если не уйдет его брат. Фарисейский дух кричит: «Я лучше, чем он (или она)». Вспомним отрывок из притчи Христа о мытаре и фарисее: Лк.18.11 «я не таков, как прочие люди … или как этот мытарь». Мы должны избегать общества грешников, таких, которые представляют для нас опасность заражения их грехами. Однако мы не должны уклоняться от общения с раскаявшимися грешниками, которые могут принести и нам и им пользу. Старший брат видел, что отец принял блудного сына, но, тем не менее, не хотел войти к нему. Мы хорошо думаем о себе, если не можем принять в свое сердце тех, кого принял Бог. 3Б. Нежелание поддержания родственных отношений с некоторыми. Он не захотел назвать его братом, но сказал: «этот сын твой». Это звучало высокомерно и не без оттенка осуждения в адрес отца, как если бы он попустил ему стать блудным сыном. 3В. Преувеличивание преступлений других. Старший сын преувеличил преступления своего брата, представил их в худшем виде, чтобы настроить отца против него. Ст.30 «этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами». Он на самом деле расточил свою часть имения довольно безрассудно. Но с блудницами или нет, об этом ничего не сказано. Скорее всего, это были лишь догадки старшего брата, сказанные из чувства зависти и злобы. Осуждая других людей, мы склонны представлять всё в наихудшем виде, сгущать краски.
4. Старший сын выразил недовольство своему отцу тем, что тот оказал младшему сыну милосердие: ст.30 «ты заколол для него откормленного теленка», как если бы он был порядочным сыном. Завидовать тому, что Бог дарует благодать покаявшемуся грешнику – грех. Мы также не должны завидовать тому, что наихудшие из грешников пользуются обычными дарами провидения Божьего: Пр.23.17 «Да не завидует сердце твое грешникам». Не следует завидовать тому, что раскаявшиеся грешники получают прощение, мир, утешение, и от Бога сверхъестественные дары, делающие их особенно угодными или полезными Ему. Ап. Павел до своего обращения был блудным сыном. Он расточал имение своего Небесного Отца, опустошая Церковь. Для него старшими братьями были другие апостолы, служившие Христу в то время. Но когда после обращения он удостоился большей меры благодати, чем прочие апостолы, они не завидовали ему. Это должно быть примером для нас в противоположность примеру старшего брата из данной притчи.
Теперь обратим внимание на то, как благосклонно и дружелюбно отнесся и к старшему сыну отец, когда тот был в таком угрюмом, раздраженном состоянии духа. Это так же удивительно, как и его поведение в отношении блудного сына. Милость и благодать Бога проявляется так же ярко в Его нежном снисхождении к сварливым верующим, представленным здесь в лице старшего брата, как в принятии блудных сыновей, после их покаяния. Ученики Христовы также имели много немощей. И, тем не менее, Господь Иисус терпел их, как нянька терпит своих детей. О подобном поведении пишет ап. Павел в стихе 1Фес.2.7 «Мы могли явиться с важностью как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими».
Когда старший сын не захотел войти в дом, отец его вышел к нему и звал его, обращался с ним мягко и говорил добрые слова, желая, чтобы он вошел. Он мог бы вполне справедливо заявить: «Если ты не желаешь входить, то останься во дворе». Но как он побежал навстречу младшему сыну, так теперь выходит, чтобы пригласить старшего. Он не послал для этого слуги, но пошел сам. Это описано, во-первых, с той целью, чтобы показать нам благостью Божью, как удивительно мягко и любезно обращается Он с теми, кто так упрям, раздражающе непокорен. Во-вторых, это должно научить всех начальствующих быть сдержанными со своими подчиненными. Даже тогда, когда те, будучи неправыми, упорно оправдываются. Даже в таких случаях пусть они не доводят дело до большого гнева. И пусть и те и другие проявляют всякую кротость.
Отец уверял старшего сына в том, что радушный прием, оказанный им его брату, никоим образом не является оскорблением для него и не принесет ему никакого ущерба: ст.31 «Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое твое». Всё, что Бог имеет, принадлежит и Его детям, ибо сказано Рим.8.17 «если дети, то и наследники». Мы не должны завидовать той благодати, которую получают другие люди, т.к. наша доля от этого не уменьшится. Подобно тому, как ходящие в свете солнца и греющиеся в его лучах пользуются всеми благами, какие только можно иметь от него, и в то же время другие имеют не меньше их. Он объясняет старшему сыну причину этой необычной радости в доме: ст.32 «А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Отец мог бы опереться на свой авторитет: «Такова была моя воля, чтобы семья моя веселилась и радовалась». Но даже тем, кто имеет власть, не подобает заявлять о ней и апеллировать к ней по всякому поводу, т.к. это только унижает и лишает ее силы. Лучше привести убедительный довод, как поступил этот отец. Мы не видим, что старший сын как-то возразил отцу на его слова. Из этого можно заключить, что он был удовлетворен его объяснением, уступил его воле и примирился с блудным братом. Добрый человек, хотя не всегда может управлять собой так, чтобы сдерживать свои эмоции, свой темперамент, однако с помощью благодати Божьей он может вновь обрести равновесие духа. Хотя он и падает, но не падает совсем.
Господь! Просим, помоги нам извлечь уроки из всего сказанного и не иметь фарисейского духа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Благодарим Тебя за то, что Твоя любовь к нам настолько широка, насколько распростираются руки распятого на Кресте Христа. И нежное сострадание нашего Небесного Отца более надежно и долговечно, чем любовь матери к своему ребенку. В любви отражается вся Твоя сущность. Благодарим, что желание Твое найти заблудших Твоих детей никогда не ослабеет. Мы благодарим, что Божья любовь – не скудный ручеек и не колодец, который мы должны выкопать для себя. Это бурный поток, текущий из Его сердца в наше. Каким бы ни было наше прошлое, любимы мы другими или нет, мы можем познать Божью любовь. Мы можем припасть к неисчерпаемому источнику любви Господа, испытать на себе Его заботу, а затем передать Его благодать другим. Мы благодарим, что Ты любишь дарить радость Своим детям. Столько много всего Ты нам подарил. В скорби ежечасно Ты нам помочь готов. Благодать Твоего ученья успокоит наш дух и плоть, Ты Податель утешения, милосердия. Благодарим, что Твоя любовь остается верной и неизменной. Аминь.