ПРОПОВЕДИ
Воспитание страданием в жизни сына Иакова Иосифа.
Иак.1.12 «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его».
Кто переносит испытания и скорби согласно данным выше в этой же главе указаниям, тот объявляется блаженным. Обратим внимание на следующее: 1. Не тот блажен, кто просто страдает, а тот, кто переносит, кто терпеливо и стойко проходит через все трудности на пути своего долга. 2. Скорби не могут сделать нас несчастными, если только они случаются с нами не из-за наших собственных ошибок. От них может произойти блаженство, и мы можем быть блаженными в них. Они не только не лишают христианина счастья, но напротив, увеличивают его. 3. Страдания и искушения – это путь к вечному блаженству. А откроется путь ему к вечному блаженству, когда обнаружится, что добродетели его истинны и высокого достоинства (как обнаруживаются в огне самые высокие свойства металлов), когда откроется его непорочность и он удостоится одобрения от Бога. Отсюда можно заметить, что главная цель христианина во всех его испытаниях – снискать Божье одобрение. И, в конечном счете, это будет его благословением, когда он получит венец жизни. Испытанный христианин будет увенчан; венцом, который он будет носить, будет венец жизни. Крест, который Христос возлагает на нас, мы носим временно, а венец жизни будем носить вечно. 4. Венец жизни включает в себя блаженство, обетованное праведным страдальцам. Мы можем со всей уверенностью полагаться на это обетование, ибо небо и земля прейдут, но Слово Божье не останется неисполненным. Но при этом будем помнить, что будущую награду мы получим не по долгу, а по обетованию Божьей благодати. 5. Переносить искушения мы должны из принципа любви к Богу, иначе мы не будем иметь части в этом обетовании, ибо сказано: «который обещал Господь любящим Его». 6. Венец жизни обещан не только великим, выдающимся святым, но всем, в чьем сердце царствует Божья любовь.
Тренер футбольной команды не находил себе места. Он сказал: «Проиграть пять игр подряд – это уже провал. Но больше всего меня поражает, что мы повторяем одни и те же ошибки и ничему на них не учимся». Так бывает не только в спорте. Порой боль неудач проходит понапрасну, впустую. Мы никак не можем понять, что больнее всего нам не от самой потери или неудачи, а от того, что мы ничему на своих бедах и проблемах не учимся. Если мы действительно верим, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим.8.28), то нам очень важно усвоить те уроки, которые преподают нам в тяжкой школе жизни. Самым важным своим урокам жизнь часто учит нас в самых страшных бедах. Отец наказал сына за проделки по всей строгости. И вот они об этом беседуют. Отец спрашивает сына: «Ну, ты понял, что это тебе урок на будущее?» Сын изрекает в ответ великую истину: «Ясно, что не может быть, что такая боль – и просто так». И у Бога зря не бывает ничего. Всё, что с Его детьми случается, случается почему-то и для чего-то, и одно из этих для чего-то – чтобы крепла наша вера.
Кто-то сказал, что нужно жить, двигаясь вперед, но понять жизнь можно, только оглядываясь назад. А для этого нужно доверяться любви, премудрости и всемогуществу Бога. Нам нужно верить, что у Него всё под контролем, особенно тогда, когда кажется, что всё как раз выходит из-под всякого контроля. Ап. Павел назвал такую жизнь «ходить верою» (2Кор.5.7). Это означает жить и действовать вопреки человеческой логике. Такое хождение категорически противоречит инстинкту самосохранения. Нам от природы хочется всё брать на себя, всем управлять, всё контролировать. А Бог хочет (для нашего же блага), чтобы мы доверились Ему, Тому, Кто готов и может нам помочь. Ап. Павел предлагает: Рим.8.37 «всё сие преодолевать силою Возлюбившего нас».
У патриарха Иакова были две жены. И дети у него были от этих двух жен, да еще и от их служанок – в общей сложности 12 сыновей. Каждый из которых мечтал о том, чтобы отец именно его выделил из других и приблизил к себе. Семья стала рассадником ненависти и вражды, т.к. Иаков не скрывал своего предпочтения ко второй жене Рахили и ее двум сыновьям – Иосифу и Вениамину. И эта нехорошая атмосфера делалась еще взрывоопаснее от того, что Иаков делал то, что отцу делать не стоило бы. В 37-ой главе книги Бытие указаны три взрывоопасных фактора в семье Иакова: 1) Иаков использовал Иосифа как информатора о поведении старших братьев, ненавидящих отцовского любимчика. 2) Иаков свою благосклонность к Иосифу выставлял напоказ, подарив ему особенную одежду. 3) Несмотря на то, что Иаков, т.е. отец, разжигал гнев братьев Иосифа, но гнев этот был направлен не на отца, но на Иосифа. Таким поведением Иаков практически облил свой дом бензином, а Иосиф готов был поднести к этому дому огонь.
Герой Ветхого Завета Иосиф на собственном горьком опыте познал, как выстоять в тяжких испытаниях. Может быть, нам удастся научиться чему-то важному для себя на примере его жизни. Ему даны были во сне предсказания его будущего возвышения и величия. Но вместо того, чтобы обо всем этом размышлять, он стал хвастаться ими перед родителями, и перед теми самыми братьями, которые его и без того ненавидели. Три серьезных ошибки совершил здесь Иосиф: 1) Он не учел атмосферу в семье. 2) Он не подумал, как подействует его рассказ о снах на других членов семьи. 3) Он не задумывался, что выйдет в дальнейшем из его действий. В результате напряженность и злость нагнетались в семье. В молодости у Иосифа не было способности оценивать свои поступки. Пророчество о том, что однажды он станет выше всех братьев, было верным. Но его поведение доказывало, что он еще к этому был не готов. Ему предстояло стать начальником, но научиться этому можно было, только побыв слугой. Если людьми руководит тот, кто сам умеет служить, он всё замечает, он деликатен и зрел.
Иаков посылает Иосифа проведать братьев. Те вовсе не рады видеть отцовского любимчика. Случается самое страшное. Браться снимают с Иосифа его ненавистную им одежду. Они бросают его в ров, чтобы больше не видеть его. Они преспокойно садятся есть, когда их младший брат один сидит в страшном темном рве. Затем они продают его в рабство торговцам, идущим в Египет. Отцу они соврали, сказав, что Иосифа растерзал зверь, но от угрызения совести так и не избавились. Иаков обманут и не может утешиться в своем горе. Он пожал то, что посеял. Его сыновья обманули так же, как обманул он когда-то своего отца Исаака с козлиной шкурой. Интересно, что Иосиф единственный в семье Иакова, о ком дальше не сказано, что он тревожится. Он оказывается в лучшем положении из всех. Потому что хоть он и в рабстве, но находится именно там, где Бог хочет, чтобы он был. И его молодое, но быстро обретающее зрелость сердце начинает усваивать уроки Божьи. Вспомним стих из Библии: Быт.37.36 «продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей». В рабах Иосиф учится быть начальником, получает возможность на своем опыте познать взлеты и падения того, кто будет поставлен над другими людьми. Иосиф зарекомендовал себя как способный и расторопный молодой человек. Но уже тогда было ясно, что главное в нем не его собственные способности и таланты. В Библии прямо сказано, в чем была причина его успеха: Быт.39.2 «И был Господь с Иосифом». Это заметил и Потифар и сам Иосиф. Это повлияло на Потифара. Иосиф ни на братьев злобы не таил, ни на обстоятельства свои не роптал. Он находил удовлетворение в присутствии Божьем. Он пытался быть полезным людям там, где он был. И Бог использовал это доверяющее Ему сердце, которое довольствовалось тем, что есть.
Потифар поставил этого молодого раба над всем домом своим. Его работа здесь являлась важной подготовкой к будущей должности Иосифа. Об этом периоде его жизни читаем: Быт.39.6 «»Иосиф же был красив станом и красив лицом». Симпатичный и хорошо сложенный парень привлек внимание жены Потифара. И она предложила ему себя. Он отверг ее ухаживания, потому что у него убеждения были совсем другие. И убеждения эти он взял не при дворе языческого Египта, они у него сформировались в присутствии Божьем. Он понимал, каковы будут последствия такого греха для его отношений с Богом, поэтому говорит: Быт.39.9 «как же сделаю я сие великое зло и согрешу перед Богом». Жена Потифара поступила по эмоциям. Она соврала насчет Иосифа домашним и мужу. В древнем Египте наказание за прелюбодеяние было тысяча плетей, а за изнасилование – смерть. Скорее всего, Потифар предполагал, что его жена лжет. Такое обвинение не совсем вязалось с поведением этого юноши. Но нужно было спасать честь семьи, нужно было что-то делать. И Потифар посадил Иосифа в темницу. Иосиф мог бы спросить: «Стоило ли вести себя правильно, чтобы оказаться здесь?» Но он такого вопроса себе не задавал. Он пребывал в присутствии Божьем, и Бог благословлял его даже в темнице. Об этом написано в Быт.39.21 «И Господь был с Иосифом и простер к нему милость». Его характер сформировался в тяжких испытаниях. К нему были несправедливы люди, но его поддерживал Бог.
В этом периоде жизни Иосифа мы можем заметить, что, несмотря на собственные проблемы и тяготы, он стал лучше чувствовать чужую боль. Раньше ему такой чуткости и внимания не хватало. Как легко было бы ему отвергнуться и подумать про себя: «Никому нет никакого дела до того, как обошлись со мной, так что я ни за кого не буду переживать». Он мог бы не обращать внимания на виночерпия и хлебодара фараона, но он так не поступил. У него хватило великодушия отложить свою беду в сторону и помогать другим, тем, кому было больно. Иосиф истолковал сны двух царедворцев, при этом подчеркнув, что это вовсе не его заслуга, а Божья. Раньше, когда он рассказывал братьям о своих снах, он о Боге не говорил, а только о себе. Теперь он не на себя полагается, а на Господа. Но ему за внимание и заботу заплатили забывчивостью. Быт.40.23 «И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его». Виночерпий-то Иосифа забыл, но не забыл его Бог. В таких испытаниях мы приобретаем очень важное качество – терпение веры. Иосиф преодолел предательство братьев, соблазн жены Потифара, а теперь разочарование.
Дальнейшая судьба Иосифа связана со снами фараона. Когда все попытки египетских мудрецов истолковать сны фараона закончились крахом, виночерпий вспомнил о человеке, толкования которого сбылись в точности. У фараона других вариантов не было, поэтому он позвал к себе Иосифа. К этому времени у Иосифа уже выработались два важных качества: смирение и вера. Он свой дар истолковать сны не использовал ради того, чтобы сделать себе карьеру. Он не пытался поставить себя выше других, как это с ним бывало раньше. Он сказал фараону: Быт.41.16 «это не мое; Бог даст ответ во благо фараону». Итак, Иосиф проявил веру и воздал славу Богу. Он научился всецело полагаться на мудрость и всемогущество Божье.
Иосиф дерзновенно предложил свой план выхода из критической ситуации правителю великой державы. План этот был поистине мудр. А фараон назначил Иосифа вторым человеком в государстве. Он увидел в нем самое главное, что должно быть в настоящем руководителе. В этом человеке был Дух Божий (Быт.41. 38). У настоящего начальника должны быть не только деловые, но и духовные качества. Об этом говорил и наш президент В.В. Путин, когда ему задали вопрос: «Может ли стать искусственный интеллект президентом?» Дело не только в том, что человек знает и умеет, но и в том, как он живет, как он чувствует чужую боль и какие у него отношения с Богом. Иосифа возвысили до того положения, которое ему обещал Бог много лет назад. До этого он прошел те испытания, которые приносят начальнику успех. И он все испытания преодолел, потому что к ним его приготовил Бог.
Господь! Просим во имя Иисуса Христа, помоги нам извлечь уроки из наших страданий. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за скорби и страдания, ибо в них Ты смиряешь нас, испытываешь и открываешь, что в нашем сердце. Просим, помоги нам жить не видением, а верой. Благодарим, что твердого духом Ты хранишь в совершенном мире. Благодарим что всех, сокрытых в мощных Божьих руках, не прельстит лукавый, не постигнет враг, не коснутся сердца ни соблазн неправды и ни тень забот. Помоги нам не удивляться скорбям, как чему-то странному и не вписывающемуся в привычную картину мира. Дай нам уверенность, что лучше обратиться к Небесному Отцу, Чья любовь никогда не перестанет. Дай нам помнить, что Божий престол – место нашего успокоения, что бы ни происходило в жизни. Помоги помышлять о Божьей любви в своем сердце, а не о страхах в разуме. Дай нам твердо верить, что никто и ничто не лишит нас самого дорогого и важного, если наша жизнь сокрыта со Христом в Боге, твердо верить в Божью любовь и заботу, даже когда земля начинает уходить из-под ног. Просим, даруй нам терпения, побеждающем времена испытаний, даруй умения ожидать, надеяться, верить. Во имя Иисуса Христа. Аминь.