ПРОПОВЕДИ
Дерзкий и опасный бунт в пустыне против Моисея и Аарона.
Чис.16.8,11 «И сказал Моисей Корею: … Итак, ты и всё твое общество собрались против Господа».
Гл.16 книги «Числа» излагает грустную и постыдную историю по отношению к человеку и доказывает строгость Божьего суда. Эта история Святым Духом устами апостола Иуды (Иуда ст.11) называется «упорством Корея». Бунт приписывается Корею как зачинщику мятежа. Он, по-видимому, пользовался известным авторитетом, благодаря чему ему удалось сгруппировать вокруг себя большое число «начальников общества, призываемые на собрания, людей именитых» (ст.2). Одним словом, возмущение было серьезное. Корей был из колена Левина, двоюродный брат Моисея. Три сына Корея: Арис, Елкана и Авиасаф не принимали участия в восстании и остались в живых. Их роды – «сыновья Кореевы» служили в храме придверниками, пекли хлебы для храма и участвовали в хоре. Некоторые из псалмов приписываются сынам Кореевым.
Время, когда дух недружелюбия овладевает членами какого-либо общества, всегда особенно критическое. Потому что этот дух не подчиняется авторитету Божию. Начинается брожение, приводящее к самым пагубным последствиям. Во всяком обществе существует сопротивление властям. Более того, существуют люди, всегда готовые объединиться под знаменем восстания, когда это знамя поднято. Лично поднять это знамя они не способны, на это у них не хватит ни силы, ни мужества. Сатана не сделает в подобном случае своим орудием первого встречного. Для этого ему нужен человек хитрый, ловкий, энергичный, могущий оказать влияние на умы окружающих его людей. Известно, что великие вожди всевозможных восстаний всегда были людьми выдающегося ума, способные по своему произволу управлять толпой. Самым действенным рычагом возмущения, воздействующим на народные массы, будет тот, которому удается внушить людям, что права их отданы на попрание или что есть возможность обрести свободу. Тогда вождям восстаний легко будет собрать вокруг себя большое число беспокойных умов. Так было и с Кореем и его приверженцами. Они сумели уверить народ, что Моисей и Аарон поработили братьев своих и посягают на их права и преимущества, как членов святого общества Божия. В котором, по их мнению, все должны быть равны, и где все должны пользоваться одинаковыми правами. Слова бунтовщиков Моисею и Аарону «полно вам» в английском и венгерском переводах Библии звучат: «Вы берете на себя слишком много». Вот обвинение, предъявленное Моисею, кротчайшему человеку на Земле. Самый поверхностный обзор действий Моисея оказался бы достаточным, чтобы убедить любого члена израильского общества, что он был далек от желания достичь всякого рода почестей и ответственных положений. Напротив, он проявил излишнюю готовность отказываться от них, когда они ему предлагались Богом. Моисей, который мог сказать своему помощнику Иисусу Навину «не ревнуешь ли ты за меня? О, если бы все в народе Господнем были пророками». (Чис.11.29) – не способен был придавать значение своей личности. С другой стороны, если Бог призывает и ставит человека в определенное положение, как можно в таком случае оспаривать порученное ему Богом служение? Нет ничего бессмысленнее и опаснее этого. Вспомним случай, когда Иоанн Креститель обвиняет учеников своих в нечестивой дерзости. Ин.3.27 «Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба». То, что Христос за столь короткое время достиг такой чести, сделал Сам Бог Отец. Если даже Сам Божий Сын принял Свое достоинство не от Себя, кто из людей дерзнет требовать больше, чем дал ему Господь? Положенный нам удел – быть такими, какими нас хочет видеть Бог. Одна эта мысль достаточна для обуздания любого самомнения. Если же упразднить самомнение, одновременно исчезнет болезнь споров и разногласий. Рано или поздно тщеславию человеческому будет положен конец, устоит лишь благоугодное Богу.
Т.о., Корей и его сообщники спорили с Самим Богом. Фактически не на Моисея и Аарона восставали они, которые были призваны Богом занимать известное место и выполнять заданное дело. И горе им, если бы они от этого отказались. Это делало вопрос очевидным для всякого. Но нашлись непокорные и мятежные души, старавшиеся ради своего собственного возвышения повредить истинным служителям Божьим. Главная цель зачинщиков неудовольствий и восстания состоит всегда в стремлении выдвинуться вперед. Они кричат о преимуществах и правах, но на самом деле они мечтают занять положение, на которое не имеют никаких прав. Этот принцип имеет важное значение для христианского общества. Мы заблуждались бы, думая, что все члены церкви призваны занимать высокое положение. Или что всякий член церкви может избрать себе место в ней. Это всецело и безусловно зависит от определения воли Божьей. Этому нас ясно учит Сам Бог через ап. Павла: 1Кор.12.18 «Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно». Создание человеком положения самому себе есть не что иное, как незаконное присвоение себе божественных прав.
Когда Моисей, истинный служитель Божий, услышал мятежные слова Корея и его сообщников, он «пал на лицо свое» (ст.4). Здесь он не мог ничего сделать лучше и действеннее. Лучше не вступать в пререкания с людьми недовольными и неуравновешенными. Лучше всего оставить их в руках Божьих, потому что, как уже говорили, они имеют дело именно с Богом. Бог в своей премудрости и силе Своей сумеет положить такому бунту конец. Эта история учит служителя Господа, как следует действовать, когда дух зависти и неустройства восстает на него. Невозможно занять ответственное место в рядах служителей Божьих или быть орудием в руках Господа и в то же время избежать нападок со стороны недовольных людей. Людей, не могущих допустить, чтобы кто-либо стоял выше их самих. В ответ на их обвинения лучше всего в смирении склониться перед Господом, спокойно выжидая, чтобы улеглась волна возмущения.
Итак, Моисей передает этот случай Богу и просит Его решать вопрос. Он уверен в Божьей милости и в Его праве решать. Он согласный отказаться от своих прав, если Бог сочтет это правильным, чтобы доставить удовольствие недовольному народу иным назначением. Правое дело не боится быстрого суда, пусть хоть завтра оно рассматривается. Ст.5 «И сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь …». Моисей выше всего ставит непреложные права Божии. Он сказал: «Господь покажет», а не «Моисей покажет» и «Господь изберет». О себе или об Аароне Моисей не говорит ни слова. Всё решение вопроса всецело зависит от Бога. Мятежники поставлены лицом к лицу с живым Богом. Они призваны предстать перед Ним с курящимися кадильницами в руках, чтобы всё дело было рассмотрено и окончательно решено великим судом, подчиняться которому придется безусловно. Моисеем руководило истинное смирение, истинная мудрость. Когда люди стремятся занять какое-либо почетное положение в церкви, лучше всего дать им попробовать занять его и этим удовлетворить свое сердце. Порой место, занять которое они жаждали, окажется местом их полного поражения, их жалкого посрамления.
Корей будто бы отстаивал только права всего общества Божия. Но Моисей, наученный Духом Святым, изобличает его и показывает, что под видом доводов, заслуживающих внимания, он дерзновенно домогался права священства лично для себя. В большинстве случаев люди, во всеуслышание провозглашающие свободу, права и преимущества народа Божия, на самом деле ищут своего собственного возвышения и своих личных выгод. Это не всегда бывает заметным окружающим, но рано или поздно Бог выведет это наружу. Грех Корея заключался в восстании против избранников Божиих. В этом и оказалось «упорство Корея». Поступок, совершенный им, часто неправильно вменяется людям, старающимся пустить в оборот особый дар для служения, действительно данный им Господом. Мы должны уяснить себе, что безосновательно обличать в грехе Корея людей, если они хотят использовать дары, полученные ими от Христа, великого Главы Церкви. Они, напротив, впали бы в серьезный грех, если бы не пользовались этими дарами. Но существует великая разница между служением Богу и священством. Корей не стремился стать служителем Божьим. Он, как левит (потомок Левия) уже был им. Он мечтал стать священником. А священство было предоставлено Богом только Аарону и его семейству. Т.о., поступок Корея был нарушением воли Бога.
В книге «Числа» главе 16 описан суд Божий над Кореем и его приверженцами. Одно уже описание Божьих действий наводит на нас невыразимый страх. Земля разверзла уста свои и поглотила трех главных зачинщиков возмущения и членов их семей. А тех 250 мужей, которые принесли курение, пожрал огонь от Господа. Действительно, Евр.10.31 «страшно впасть в руки живого Бога». И еще стих: Евр.12.29 «Потому что Бог наш есть огонь поедающий».
Моисей дал всем служителям Божьим пример того, что всякое спорное дело следует поручить Богу. В этом и заключается секрет нравственной силы служителя Божия. Человек, который не ищет себя, человек, стремящийся с начала и до конца исключительно к славе Божьей, может с доверием к Богу ожидать разрешения всякого затруднения.
То, о чем читали в этой истории, было проявлением беспощадного суда Божия, карающего гордость и незаконные притязания человека. Такой человек напрасно пытается возмущаться против Бога, потому что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4.6). Безумно, что червь земной дерзает спорить с Богом всемогущим. Когда Господь берет решение вопроса в Свои руки, гордость неминуемо влечет за собой кару Божию. Мы живем в эпоху, когда человек всё более и более стремится возвыситься. Мы должны помнить слова Христа: Лк.18.14 «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет». Гордые люди, возвышающие сами себя, являются противниками Богу, поэтому они обязательно будут унижены. А смиренные люди, унижающие сами себя, покоряются Богу, и они будут возвышены. Бог возвышает того, кто принимает это возвышение как милость, а не требует его как долг. Если мы хотим руководствоваться принципом, применяемым в Царстве Божьем, то увидим, что единственный способ возвыситься заключается в унижении своей личности. Тот, Кто в настоящее время занимает высшее место в небесах (Христос), добровольно занимал скромное место на Земле. Грустно видеть, что люди, считающие себя последователями Господа Иисуса, Того, Кто был «кроток и смирен сердцем», оказываются людьми тщеславными, гордыми, лишенными мира Божия.
Заключительная часть этой истории поразительным образом показывает нам на неисправимую испорченность невозрожденного (неверующего) человека. Казалось бы, можно было бы ожидать, что после потрясающих событий, произошедших на глазах всего общества, израильтяне извлекут из всего этого глубокие и прочные назидания. Народ, казалось бы, должен был впредь смиренно ходить перед своим Богом. Но плоть без Божьей помощи не поддается изменению. И читаем ст.41 «На другой день всё общество сынов израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень». Мы видим новый мятеж против Моисея и Аарона, имевшем место на следующий день. Изумляйтесь этому, небеса, и удивляйся, Земля! Вчера они были сильно напуганы наказанием мятежников. Тем не менее, сегодня возобновились все грехи и всеми предостережениями пренебрегли. Они бросили вызов Моисею и Аарону, благодаря чему ходатайству были сохранены. Их обвинения были очень дерзки: «вы умертвили народ Господень». Разве можно было сказать что-либо более несправедливое и злобное? Они возвели в сан святых тех, кто восстал против Бога. Они бесчестили божественную справедливость. И Господь готов был истребить всё это общество. Моисею и Аарону пришлось опять ходатайствовать. Бог говорит через пророка Исаию: Ис.48.9 «Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя».
В этой главе для нас заключаются два великих поучения. Мы узнаем здесь, кто такой человек, но также узнаем и то, Кто такой Бог.
Господь! Просим, помоги нам воспользоваться глубоким и серьезным назиданием, преподанным нам в этой истории. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за обетование: «делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют Землю». Мы благодарим, что Твой гнев не запятнан себялюбием, а сдерживаем милосердием. Благодарим, что Ты не желаешь наказывать людей, Ты призываешь их к покаянию и предлагаешь им прощение. Но, чтобы быть истинно любящим, Ты являешься абсолютно справедливым. Просим, дай нам осознать, что для Бога выше всех заслуг – смиренная душа. Мы благодарим, что Ты определил нравственные принципы для нас в Своем Слове, которые предназначены не для того, чтобы ущемить нас, но чтобы сохранить от падения и умножить благословения. Просим, помоги нам в том, чтобы наша жизнь была направляема Твоим Словом. Помоги нам и в том, чтобы исповедание греха, избавление от него и восстановление разрушенного стало нашим образом жизни. Во имя Иисуса Христа. Аминь.