ПРОПОВЕДИ
Условия плодотворной жизни христианина
Ин.15.5 «Я есть лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».
В другом месте Библии сказано, что до привития к Христу мы бесплодное и сухое дерево. Слова Христа «Без Меня не можете делать ничего» – заключение и вывод из всей притчи. Пока мы вне Его, мы не делаем ничего доброго и угодного Богу. Ведь мы совершенно непригодны для доброделания. Поэтому Он говорит ученикам о том, что необходимо для плодотворной жизни для Его последователей. Для того чтобы они могли приносить в жизни обильные плоды, прославляющие Бога, Господь приводит три условия: очищение, пребывание во Христе и послушание. Рассмотрим их более подробно, используя Ин.15.1-4. В этих стихах Господь взял подобие от виноградного дерева. Он говорит, что «Он есть истинная виноградная лоза» (точнее, ствол виноградного дерева). А верующие суть ветви этой лозы. Это означает, что ствол держит дерево со всеми ветвями, доставляет ему сок и является всё во всем для его цветения и плодоношения. Так и наша жизнь сокрыта во Христе. В Нем заключается нас поддерживающий и питающий духовный источник. Ст.1 Отец Мой – Виноградарь», Возделыватель земли. Бог не только владеет виноградным деревом, но и заботится о нем. Виноградное дерево не будет приносить Богу обильного плода, если Он не будет ухаживать за ним. Об этом написано и в книге пророка Исаии: Ис.5.2 «Он обнес его (виноградник) оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы». Он охраняет ветви, чтобы ничто не повредило им. Никогда еще не было виноградаря, такого мудрого и внимательного по отношению к своему винограднику, каким является Бог по отношению к Своей Церкви. Поэтому она обязательно должна преуспевать.
Христос повелевает нам усердствовать. Он предостерегает, что бесплодные ветви будут оторваны от лозы. Ст.2 «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». Но спрашивается: «Разве может отсутствовать плод у того, кто привит к Христу?» Ответ таков: «Многие считаются привитыми к лозе, по мнению людей, но на самом деле у них нет в ней корня». Так Господь через пророков называет лозой народ Израиля, который был Церковью лишь в силу внешнего исповедания. Чтобы верные не выродились, необходимо постоянно их возделывать. Если Бог не продолжит протягивать руку помощи, от нас не будет происходить никакого добра. Для нас недостаточно только стать причастниками усыновления, если Бог не будет продолжать в нас дело благодати. Христос говорит о том, что даже плодоносящие ветви нуждаются в очищении и обрезании для того, чтобы и впредь приносить плод. Бог отсекает излишнее, избыточное, всё то, что мешает росту и плодоношению. Даже самые лучшие из людей не лишены того, что является греховным, что должно быть удалено, очищено. Напр., определенные взгляды, устремления, наклонности. Всё это будет удаляться постепенно, каждое из них в свое время. Очищение плодоносящих ветвей делает Бог ради собственной славы.
Христос считает, что сказанное Им учение Его последователи уже испытывают на себе. Ст.3 «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». Слово Христа отделяет драгоценное от ничтожного. Каждый из учеников был очищен, т.е. освящен истиной Христа. Та вера, которой они приняли Слово Христа, очистила их сердце. Вспомним стих: Деян.15.9 «И не положил (Сердцеведец Бог) никакого различия между нами и ими, верою очистив их сердца». Дух благодати, Дух Святой посредством Слова очистил учеников от примесей мира и плоти и вычистил из них закваску книжников и фарисеев. Это применимо ко всем верующим. Слово Христа обращено к ним, а в этом Слове заключена очищающая сила, т.к. оно насаждает новую природу и изгоняет ветхую. Мы докажем только тогда, что очищены этим Словом, если приносим плод святости. Христос не имеет в виду, что апостолы очищены от всех пороков, но предлагает им проделать опыт, из которого они научатся, сколь необходима постоянная помощь благодати.
Приведем слова Христа, сказанные Им, когда омывал ноги ученикам. Ин.13.10 «Иисус говорит ему (Петру): омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь, и вы чисты, но не все». Он объявляет Своих учеников чистыми, через Слово очищенными, которое Он проповедовал им. Он исключает только Иуду Искариота. Обратим внимание на то, что должно быть предметом ежедневной заботы по очищению тех, кто очищен Словом Христа, кто оправдан посредством благодати. Им надо умывать ноги. Это значит, что надо очищать себя от того осквернения, которому они подвергаются ежедневно по причине своей немощи и неосторожности. Это очищение совершается путем обновленного покаяния и обращения с верой к очищающей Крови Христа. Мы должны «умывать ноги» также от того, что оскверняет нас, хранением себя по Слову Божию.
Второе условие плодоносной жизни верующего – пребывание во Христе. Принесение нами плода является настолько необходимым для нашего утешения и блаженства, что наилучший аргумент для побуждения нас пребывать во Христе состоит в том, что иначе мы не можем приносить плод. Будучи отделены от Христа, мы не можем творить угодного Богу добра. Кто постоянно упражняет себя в вере во Христа и любви к Нему, кто живет Его обетованиями и водится Его Духом (Духом Святым), тот верно служит делу прославления Бога. Жизнь веры в Сына Божьего – это самая лучшая жизнь, какую только можно прожить человеку в этом мире. Она содержит в себе всё, что отвечает цели жизни христианина. Этот вопрос в изучаемом нами отрывке рассматривается с разных сторон: а)как возлагаемая на нас обязанность; б)как условие нашего плодоношения; в)напоминается о пагубных последствиях оставления Христа; г)говорится о благословенном преимуществе тех, кто пребывает во Христе. Рассмотрим более подробно эти факты.
а) О возлагаемой на нас обязанности говорится в ст.4: «Пребудьте во Мне и Я в вас». Христос снова увещает учеников усердствовать в стремлении сохранить дарованную им благодать. Он хочет лишь одного: словно курица стеречь нас под Своими крыльями, чтобы мы по легковесности не улетели от Него к собственной погибели. Все ученики Христа должны проявлять заботу о том, чтобы постоянно находиться в зависимости от Него и сохранять свое общение с Ним. Они должны быть привязанными к Нему и получать поддержку от Него. Те, кто пришел к Христу, должны пребывать в Нем верой и Он пребудет в нас Своим Духом. Он обещает нам действенность Святого Духа, если мы не будем Ему противиться. Мы не должны опасаться того, что Он не пребудет в нас. Общение между Христом и верующим никогда не нарушается по Его вине. Мы должны пребывать в слове Христа, постоянно обращаясь к нему, и тогда оно будет в нас как светильник ногам нашим. Мы должны пребывать в уповании на заслугу Христа как нашу праведность и защиту. И тогда она будет в нас поддержкой и утешением. б)Далее Порассуждаем о необходимости нашего пребывания во Христе как условии нашего плодоношения. Ст.4,5 «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не пребудете во Мне … ибо без Меня не можете делать ничего». Итак, пока мы вне Христа, мы не делаем ничего доброго и угодного Богу. Ветви не приносят плод от себя. Он не только хвалит здесь помощь содействующей благодати, но и совершенно лишает нас всякой силы, кроме той, которую дает Сам. Т.о., фраза «без Меня» означает – «только от Меня». Жизнь веры в Сына Божия содержит в себе всё, что отвечает цели нашей жизни. Пребывание во Христе не только средство умножения плода, которого мы уже приносим, но и источник и начало всякого плода. Христос нам необходим за тем, чтобы не только иметь опору, подобно ветвям, находившимся на лозе. Но чтобы и получать жизнь, сок, протекающий к ветвям через лозу. в) Теперь напомним о пагубных последствиях оставления Христа. Ст.6 «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь». Эти слова описывают ужасное состояние отступников, которые не желают пребывать во Христе, и лицемеров, которые фактически живут вне Христа. Их отрезают, потому что они мешают дереву. Совершенно справедливо, когда лишаются пользы от Христа думающие, что они не нуждаются в Нем. Отвергающие Его будут отвержены. Не пребывающие во Христе будут оставлены Им, представлены сами себе, своим грехам. Они засыхают, подобно ветке, срезанной с дерева. Какое-то время они могут жить в своем благовидном исповедании, но скоро делаются негодными. Увядают их рвение и благочестие, их репутация, их надежды и утешения. Те, кто отпадает от Христа, вскоре попадает в общество грешников. Дьявол стоит наготове, чтобы схватить тех овец, которые блуждают и отдаляются от стада Христа. Пример: когда Дух Господень отошел от царя Саула, им овладел злой дух (1Цар.16.14). г) Приведем слова Господа о преимуществе тех, кто пребывает во Христе. Ст.7 «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите (у Отца Моего во имя Мое) и будет вам». Христос добавляет эти слова, т.к. часто верные чувствуют себя далекими от плодовитости ветвями. Они в чем бы ни нуждались, им всегда готова помощь, как только они попросят ее у Бога. Если мы будем пребывать во Христе и Его слово будет пребывать в нас, то мы не будем просить для вожделений, как лишь о том, что может послужить нам на пользу. Христос обуздывает желания Своих людей и дает им правило законной молитвы. Они желают не богатства, не почестей, не того, что по глупости хочет плоть, но животворную силу Святого Духа, дающую обильное плодоношение. Этот стих говорит о том, что наш союз с Христом поддерживается Его словом. Именно посредством слова мы принимаем Его, и если Его слово будет нашим постоянным руководителем и наставником, то и мы пребудем во Христе и Он в нас. А наше общение с Христом поддерживается молитвой: «чего ни пожелаете, просите, и будет вам»... Божьи обетования превращаются в нас в молитвы, а такие молитвы не могут быть не услышаны. Если мы пребудем во Христе и Его слове, то обретем такую часть в Божьем благоволении и Христовом посредничестве, что будем иметь положительный ответ на большинство наших молитв.
Рассмотрим третье условие плодоносной жизни – послушание. Об этом в нашем отрывке говорится следующее: ст.10,14 «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви… Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». Апостолы должны были соблюдать заповеди Христа не только путем личного подчинения этим заповедям, но и путем точной передачи их другим людям. Они должны были соблюдать их как доверенные лица, в руки которых отдано это великое сокровище. Мф.28.20 «Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам». И тем самым они должны были доказать, что пребывают в Его любви. Чтобы побудить учеников к соблюдению Его заповедей, Господь ссылается на собственный пример и на необходимость соблюдения заповедей ради сохранения дружбы с Ним. Святые и пророки Ветхого Завета именуются рабами Божьими. Господь Иисус считает Своих учеников Своими друзьями. Но лишь в том случае, если они будут послушны Его заповедям. Те, кто не позволит Ему царствовать над собой, будут рассматриваться как Его враги. Некий богослов выразился так: «Дружба включает в себя общность антипатий и симпатий». Мы должны слушаться Христа во всем, что Он ни повелел нам, не исключая никакого повеления, и, тем более, не возражая против него. Итак, мы должны соблюдать заповеди Господа Иисуса и помнить, что главная заповедь Его есть та, чтобы мы, Его дети, любили друг друга. Ст.12 «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас». Нет такой религиозной обязанности, которая повторялась бы Господом Иисусом более часто и с более страстной настойчивостью, чем обязанность взаимной любви. Он употребляет Свою власть, сделав эту обязанность одним из основных законов Своего Царства.
Господь! Мы благодарим Тебя за то, что Иисус Христос возвестил нам тайны небесной мудрости. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя во имя Господа Иисуса Христа за рассмотренный нами библейский отрывок, в котором изложены условия, необходимые для плодотворной жизни христиан: очищение, пребывание во Христе и послушание. Мы благодарим Тебя за то, что очищаешь плодоносящие ветви, отсекаешь излишнее, избыточное, всё то, что мешает плодоношению. Ибо даже самые лучшие из людей не лишены того, что является греховным. Мы благодарим и за то, что Твое Слово очищает нас, что оно насаждает в нас новую природу и изгоняет ветхую. Ты говоришь нам, что если мы будем отделены от Христа, мы не можем приносить плод. А кто пребывает в Нем, тот приносит много плода и всякий плод. Благодарим, что Ты предостерегаешь нас о пагубных последствиях оставления Христа. Просим, помоги нам быть послушными Христу, соблюдать Его заповеди. И особенно Его главную заповедь: любить друг друга. Просим во имя Иисуса Христа. Аминь.