ПРОПОВЕДИ
Притча Иисуса Христа о пшенице и плевелах.
Мф.13.30 «Оставьте расти вместе и то и другое до жатвы».
Господь Иисус, после того, как закончил говорить народу притчами, вошел в дом. Вошел Он не столько ради Своего собственного отдыха, сколько ради того, чтобы наедине побеседовать со своими учениками. Его главной целью было их наставление в каждой проповеди, т.к. они будут распространять Его учение, когда Его не будет на Земле. Ученики воспользовались представившейся им возможностью и «приступили к Нему». Очень хорошо, если мы, после собрания или, вернувшись домой с собрания, вспоминаем о том, что услышали там. И, беседуя, помогаем друг другу вспомнить, понять и запомнить услышанное. Ученики просили Иисуса Христа: ст.36 «изъясни нам притчу о плевелах на поле». Эта просьба была признанием их собственного невежества, и они не постыдились сделать это. Полагаем, что они уловили общий смысл притчи, но хотели понять ее частности и увериться в том, что поняли ее правильно. Бог научает кротких, но для этого надо Его спрашивать. Предыдущую притчу Господь объяснил без всякой просьбы со стороны учеников, но эту они сами просили Его растолковать им. Первый свет и первую благодать мы получаем от Бога без просьбы с нашей стороны. Но о даровании большего света и последующей благодати мы должны молиться, и молиться ежедневно.
Мы рассмотрим притчу и ее истолкование вместе по Мф.13.24-30, 36-43. Цель этой притчи состоит в том, чтобы показать нам настоящее и будущее состояние Церкви, попечение Христа о ней и вражду дьявола против нее.
«Сеятелем доброго семени» является Господь Иисус Христос. Он же является и Господином поля и жатвы. Проповедуемое Слово, насаждаемые добродетели, освящаемые души – всё это доброе семя, которое принадлежит Христу и сеется Им. Служители являются лишь орудиями в руках Господа, посредством которых Он сеет доброе семя. Он использует их, руководит ими, от Его благоволения зависит успех их труда. Поэтому смело можно сказать, что именно Господь Иисус, и никто другой, сеет доброе семя. Он называет себя «Сыном Человеческим», одним из нас, чтобы мы могли не бояться Его. Он – Посредник между нами и Богом, облеченный властью.
«Поле есть мир». Здесь под миром понимается видимая Церковь, рассеянная по всей Земле. «Доброе семя – это сыны Царствия», т.е. искренне верующие, дети Божии. Как семя рассеивается, так точно и дети Божии рассеиваются по всей Земле. «А плевелы – сыны лукавого». Так характеризуются здесь грешники, лицемеры, все нечестивые и злые люди. Они не носят имя сатаны, но носят его образ, проявляют его прихоти. Они у него обучаются, он властвует над ними и действует в них. Бог распорядился таким образом, что добро и зло перемешано в этом мире. Чтобы добрые люди могли быть испытаны, а злые – оставлены без извинения. И чтобы таким образом могло быть произведено различие между небом и Землей. «Враг, посеявший их, есть дьявол» – заклятый враг Христа и всего доброго, враг славы благого Бога, враг утешения и блаженства всех добрых людей. С тех пор, как он стал злым духом, он усердно сеет зло.
Относительно посева плевел можно заметить следующие. 1) Они были посеяны, «когда люди спали» (ст.25). Власти, которые своей силой, и служители, которые своей проповедью должны были бы предотвратить зло, спали. А сатана караулит любую возможность, чтобы распространить зло и нечестие. Он причиняет вред людям, когда их разум спит. Т.о., мы должны «бодрствовать и трезвиться». Как хозяин поля, когда он спал, не мог воспрепятствовать врагу испортить его поле, так и служители не могут предотвратить проникновение лицемеров (плевел) в наши церкви. 2) Враг, посеяв свои плевелы, уходит с поля, чтобы никто не узнал, кто это сделал. Когда сатана делает зло, он прилагает старания к тому, чтобы скрыть себя. Если он будет обнаружен, его замыслам грозит провал. Приходя сеять плевелы, он «принимает вид Ангела света» (2Кор. 11.14). Один важный фактор: склонность падших людей к греху такова, что враг, посеяв плевелы, может спокойно уходить. Они сами будут расти и приносить вред. В то время как доброе семя после посева надо оберегать, поливать, ухаживать за ним, иначе ничего не вырастет. 3) Плевелы не обнаруживаются, пока не «взойдет зелень и не покажется плод» (ст.26). Так и в сердце людей может гнездиться много тайного нечестия, долго скрываемого под маской внешнего благочестия. Но когда наступает время испытания, когда должен показаться плод, когда доброе дело сопряжено с трудностями и риском, тогда можно ясно отличить истинно верующего от лицемера. 4) Слуги, обнаружив плевелы, сказали своему господину: «Господин, не доброе ли семя сеял ты на поле своем?» Несомненно, он сеял доброе семя. Какие бы неправые дела ни совершились в церкви, мы можем быть уверены, что они не от Христа. Заблуждения, раздоры, нечестия в церкви огорчают слуг Христовых. Печально видеть плевелы на поле Христовом. 5) Господин сразу определил, откуда взялись плевелы: «Враг человек сделал это». Он не осуждает своих слуг, они не могли этому воспрепятствовать. Верные и добросовестные служители Христа не будут осуждены Им за то, что к доброму примешалось в церкви злое, что наряду с искренними христианами существуют лицемеры. Хотя плевелы оказались посеянными, но не они сеяли их.
Слугам Христа очень хотелось выполоть эти плевелы. В своем нерассудительном усердии и поспешности они нередко готовы с риском для церкви искоренять всё, что они считают плевелами. Но господин очень мудро запретил им это делать. Ни один человек не может безошибочно отличить духовные плевелы от пшеницы. Поэтому Господь , по Своей мудрости и благодати, лучше позволит плевелам расти, чем подвергнуть какой-либо опасности пшеницу. Явные оскорбители, безусловно, должны быть осуждены в церкви. Церковная дисциплина должна быть соблюдена. И мы должны удаляться от нарушителей. Но может случиться, что дисциплинарные меры к отдельным нарушителям окажутся ошибочными по своим принципам, слишком суровыми по способу их применения. И это может вызвать огорчение у истинно благочестивых и добросовестных христиан. При наложении церковного порицания необходимы большая осторожность и сдержанность, чтобы не выдернуть пшеницу. С другой стороны, сами плевелы под действием средств благодати могут стать добрым зерном, поэтому будем к ним терпеливы.
Итак, эта притча учит нас тому, что до скончания века в церкви добро и зло будут находиться рядом. В видимой церкви всё перемешано: она как поле, на котором и пшеница и плевелы растут рядом. В ней есть верующие и неверующие, сыны Царствия Божия и сыны лукавого. Даже проповедь самого чистого Слова не может изменить эту ситуацию. Так было и будет во все времена существования Церкви. В этом на собственном опыте убедились и отцы Церкви, и великие реформаторы. Никогда в видимой церкви не росла одна пшеница. Дьявол всегда находит способ посеять плевелы. Даже самая жесткая и суровая церковная дисциплина не может с этим ничего поделать. История протестантских церквей показала это. Можно применять какие угодно средства для очищения церкви, но всё равно не добьемся своей цели на 100 процентов. Потому что плевелы всё равно будут расти среди пшеницы, лицемерие и обман всё равно проникнут в церковь. Хуже всего то, что если приложить слишком много усилий для очищения церкви, можно принести ей больше вреда, чем пользы. В своем рвении мы можем выполоть вместе с сорняками и пшеницу. Мы часто приносим вред, когда занимаемся тем, в чем не разбираемся. Кто не заботится о пшенице и вырывает ее вместе с плевелами, не имеет разума Христова. Как мудро заметил бл. Августин, те, кто сегодня плевелы, завтра могут превратиться в пшеницу.
Наверно, некоторые из вас встречались с неверующими, которые заявляли, что христианство не может быть истинной религией, потому что в церквах так много лжехристиан. Вспомним об этой притче и расскажем им ее. Скажем им, что нас совсем не удивляет такое положение вещей, потому что Сам Господь Иисус подготовил нас к этому. Он предвидел и предсказал, что Его Церковь будет как поле, на котором растет не только пшеница, но и плевелы. Я сам слышал, как одна христианка рассказывала, что ей сказала одна знакомая женщина, что она ходила бы в ее церковь, если бы не ходила туда Татьяна Иванова (фамилия и имя изменены). Полагаем, что эта женщина ошиблась, т.к. эту Татьяну уже изменила, исправила Божья благодать. У некоторых возникает желание оставить свою церковь, потому что они видят в ней недостойных христиан. И опять полезно будет вспомнить об этой притче и подумать, прежде чем это сделать. Мы никогда не найдем совершенную христианскую церковь. Потому что (выше мы говорили об этом) Богу так угодно. Мы можем провести всю свою жизнь в поисках совершенной христианской общины, но так ничего и не найдем. Плевелы будут попадаться нам везде.
Но этому миру настанет конец. В конце будет великая жатва – день суда. Пшеница и плевелы будут отделены друг от друга. Видимая Церковь будет разделена на благочестивых верующих и безбожников. Христос пошлет Своих ангелов, чтобы исполнять Его справедливые приговоры, оправдывающие и осуждающие. Ангелы Божьи – это умные, сильные и послушные служители Христа, святые враги всех нечестивых и верные друзья всех святых. Поэтому они вполне пригодные для исполнения такой задачи.
При объяснении этой притчи Господь Иисус описывает жатву как прославление праведников. Здесь, на Земле, большинство из них неизвестны и незаметны. Незначительность их положения в мире, а порой и бедность, затеняют их красоту. Их собственные недостатки и немощи, поношения, которым они подвергаются в этом мире, очерняют их. Но на небе они «воссияют как солнце», как самое славное и светлое светило. Они получат славу, почет и вечную жизнь. А безбожники будут ввергнуты «в печь огненную». Пусть они знают, что, не принимая сердцем Бога, их ждет такая судьба. Пусть они поразмыслят над тем, что в конце времени они окажутся в снопе плевел, который будет сожжен. Нельзя неправильно представлять терпение Божье по отношению к нечестивым. А верующие во Христа пусть утешаются словами этой притчи, уповая на то, что их ждет присоединение к совершенной Церкви и совершенному сообществу святых. Как прекрасно будет, когда Церковь предстанет освобожденной от нечестивцев.
Порой и для верующих церковное собрание в воскресный день становится некой тягостной обязанностью. А между тем для первых христиан в Иерусалиме совместное поклонение Богу было радостным и восторженным переживанием (Деян.2.41-47). Возможно, причина в том, что все они были новообращенными, горели первой любовью. Впрочем, и для христиан со стажем не всё потеряно. Делайте вот что: 1) Идите в церковь, ожидая встречи с Богом. Хотя Он с нами всегда и везде, Он пребывает особым образом с теми, кто собирается во имя Его. 2) Помните, что Бог спасение обещает в основном (могут быть исключения) в рамках Церкви. Вспомним слова Бога из книги пророка Иоиля: Иоиль 2.32 «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение». Гору Сион во многих местах Библии отождествляют с Церковью, в т.ч. и здесь. Исключение допускается, если человек не имел возможности стать членом церкви. 3) Идите в церковь, чтобы узнать Бога. Возможно, вы не услышите новых истин, но зато снова увидите яркий свет, исходящий от Божьего Слова. Пс.118.105 «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей». 4) Идите в церковь, чтобы встретиться с братьями и сестрами. Мы нужны друг другу, чтобы наставлять, утешать и поощрять друг друга. В Послании к евреям сказано так: Евр.10.24, 25 «Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, … но будем увещать друг друга».
Господь! Просим, помоги нам стать Твоей пшеницей. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что нас ждет присоединение к Церкви совершенной и совершенному обществу святых. Просим, помоги нам с честью носить высокое звание христианина, ибо Иисус Христос, Кто совершил для нас так много, достоин быть первым во всем. Благодарим, что нас облекла Господня сила и Его любовь нас спасла. Станем жить так, чтобы окружающие нас люди ощутили присутствие Бога, живущего в нас, где бы мы ни находились. Помоги нам возвещать Твое присутствие не только словом, быть готовым на сочувствие страждущим. Помоги нам быть великодушными, добрыми и уважительными. Пусть мир увидит в нас Твое чадо и уверует в Твою преображающую силу. Дай нам осознать, что следовать христианскому учению можно лишь сообща с другими верующими. Церковь – это то, в чем каждый из нас нуждается больше, чем может себе представить. Делая благо ближним, да не унываем. То, что людям сеем мы, то и пожинаем. Просим, обнови огонь нашего сердца, пробуди ревность в Твоем доме, даруй каждому Твоему чаду любовь к Твоей Церкви. Во имя Иисуса Христа. Аминь.