ПРОПОВЕДИ
Притча Иисуса Христа о сеятеле.
Мф.13.3 «И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять».
Глава 13 Евангелия от Матфея примечательна обилием притч. Иисус Христос, великий Господин Церкви, берет из природы семь замечательных иллюстраций к важным духовным истинам. Тем самым Он показывает, что уроки веры можно извлекать из всего творения. Притча о сеятеле, с которой начинается Мф.гл.13, находит очень широкое применение. То, что описано в ней, постоянно (может быть, только с небольшими изменениями), происходит перед нашими глазами. Где бы Слово Божье не проповедовалось, где бы люди ни слушали его, везде происходит то, о чем говорил Христос в этой притче. В Ветхом Завете в основном под притчей подразумевается мудрое, важное и поучительное изречение. В Новом Завете притча чаще всего представляет собой аналогию или сравнение, заимствованное из книги природы. Посредством притчи духовное и небесное понятие излагается языком земным. Этот способ поучения использовался очень многими. Не только иудейскими раввинами, но и арабами и другими восточными мудрецами. Так как он оправдал себя, будучи приемлемым для всех. Наш Спаситель часто пользовался этим способом, снисходя до уровня простых людей, стараясь выражаться на понятном для них языке.
Во-первых, из этой притчи видно, что труд проповедника похож на труд сеятеля. Напомним, что сеятелем Слова должен быть каждый христианин. Как и сеятель, проповедник (любой христианин) должен сеять хорошие семена, если он хочет увидеть достойные плоды. Он должен сеять чистое Слово Божье, а не церковные традиции и предания человеческие. Без этого его старания окажутся напрасными. Он может рассказать о церковных традициях и человеческих преданиях, может много говорить, много делать, но так и не увидеть обращения спасенных душ.
Как и сеятель, проповедник должен усердно трудиться, использовать каждую возможность, чтобы его труд дал свой плод. Он должен терпеливо сеять, сеять в надежде. Трудности и разочарования не должны его останавливать. Ис.32.20 «Блаженны вы, сеющие при всех водах». И еще: «Еккл.11.4 «Кто наблюдает ветер, тому не сеять, и кто смотрит на облака, тому не жать». Его успех не зависит полностью от его усердия, но без усердия и труда успеха не достичь. Вспомним наставление ап. Павла Тимофею: 2Тим.4.2 «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещай со всяким долготерпением и назиданием». Как и сеятель, проповедник не может дать жизнь. Он только может разбросать семена в надежде на всходы, но он не может приказать им расти. Он может дать людям слово истины, но не может их заставить принять его и принести плоды. Жизнь дает только Бог, только «Дух животворит» (Ин.6.63). Сохраним эти слова в своем сердце. Нелегко быть сеятелем – служителем Слова Божьего. Легко быть бездельником, трудно стать верным сеятелем. Мы все должны помнить об этом.
Понимание тайн Царства Божьего и должное применение этих знаний несут с собой блаженство. Об этом говорит и Спаситель Своим ученикам. Ст.16 «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши, что слышат». Очи самого слабого верующего, на опыте познавшего благодать Христа, более блаженны, чем глаза великих ученых и учителей, которые не знают Бога. В стихе 14 цитируется пророк Исаия, который из ветхозаветных пророков наиболее ясно говорил об евангельской благодати. Он предсказал пренебрежительное отношение некоторых людей к ней и его последствия. То, что говорилось о грешниках эпохи Исаии, повторялось в грешниках эпохи Христа, и повторяется еще и по сей день. Пока человеческое злое сердце продолжает творить те же грехи, праведная рука Божья налагает те же самые наказания. Для некоторых призыв Христа стать Его учеником оказался эффективным. Они действительно захотели учиться у Него. И они научились и усовершенствовались в познании с помощью этих притч. Особенно когда Господь Иисус объяснял им их значение. Притчи делали тайны Божии более ясными и доступными, более понятными и легкими для запоминания. «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши, что слышат». Они видели в личности Христа славу Божью, а в учении Его они слушали о намерениях Божьих. Они желали увидеть и услышать еще больше. В этом состоит их блаженство – на опыте познали благодать Христа. Апостолам предстояло учить других, именно с этой целью они были наделены особенно ясными откровениями божественной истины.
В притче о сеятеле сказано о четырех видах почвы человеческой души. Она заимствована из крестьянского труда. Господь делал это с той целью, чтобы, во-первых, наиболее понятно выразить духовные истины. Во-вторых, чтобы наполнить обычные явления духовным смыслом. Чтобы даже тогда, когда мы занимаемся земными делами, мы научились направлять наше сердце к небесам. Притча о сеятеле (Мф.3-9) достаточно проста. Толкование ей дал Сам Господь, Который знал, что Он подразумевал под нею. Он объяснил значение притчи, обращаясь во всеуслышание к Своим ученикам. Он дал уразуметь и народу, т.к. не написано, что Он отпустил его от Себя. То, что описано в ней, постоянно происходит перед нашими глазами. Где бы Слово ни проповедовалось, где бы люди ни слушали его, везде происходит то, о чем Господь говорил в этой притче.
Ниже сопоставим притчу и ее толкование. Посеянное семя есть Слово Божье, названное здесь «словом о Царствии» (ст.19). Евангелие пришло из этого Царства и ведет в это Царство. Слово Божье, подобно посеянному семени, кажется мертвым, но в нем содержится всё, что необходимо для жизни. Сеятель, который сеет это семя, есть Господь Иисус либо Сам, либо в лице Его служителей. Народ – это Божья нива. Проповедь Слова множеству людей есть сеяние зерна. Мы не знаем, куда оно может упасть. Проповедники должны лишь позаботиться о том, чтобы семя было добрым, чистым и чтобы его было достаточно (см. выше). Почва, на которой сеется духовное семя – сердце человеческое, имеющее различные свойства и наклонности. Соответственно чему и успех Слова будет различным. Человеческое сердце подобно почве, которую можно облагородить, которая способна приносить плод. Итак, каковы мы, таковым является и Слово Божье для нас. Различные свойства человеческого сердца представлены в притче в виде четырех сортов почвы. Три из которых плохие, и только одна добрая. Это значит, что люди по-разному принимают слышанное Слово Божье.
1. Можно слушать проповедь безразлично, бездумно, с пренебрежением. Можно слушать слова о страданиях Христа, о Его распятии бесчувственно, как что-то ненужное и неинтересное. Люди этой категории не стараются удержать Слово в памяти и не стремятся извлечь из него пользу для себя, уподобляясь дороге, которая никогда не предназначается быть засеянной. Как только такой человек услышит Слово, к нему сразу же приходит лукавый, и похищает это Слово. Так что домой он уходит в таком состоянии, как будто и вовсе не слушал проповеди. Такие слушатели – легкая добыча для дьявола. Он является не только великим убийцей душ, но и великим вором проповедей. Если мы не постараемся сохранить Слово, он обязательно похитит его у нас. Подобно птицам, которые склевывают зерна упавшие на невспаханную землю. Сатане никто не помогает больше похитить Слово, чем сами слушатели, невнимательные к Слову. Наш долг – подготовить почву нашего сердца для принятия Слова, сосредоточив на нем все наше внимание и прикрыть это семя размышлением и молитвой.
2. Некоторые получают удовольствие от слушания проповеди, которая не оказывает на их душу никакого долговременного воздействия. Сердце такого человека напоминает семя, посаженное в каменистую почву. Он собирает урожай приятных ощущений, но в то же время Слово в нем не укореняется. Первый холодный ветерок противостояния или искушения может погубить кажущуюся веру. Желание слушать проповедь – это еще не показатель действия благодати. Тысячи номинальных христиан похожи на иудеев времени пророка Иезекииля: В Библии написано: Иез.33.32 «вот, ты для них – как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий, они слушают слова твои, но не исполняют их». Относительно слушателей, представленных каменистой почвой, заметим следующее: А) Они далеко продвигаются в делах религии. Они слушают Слово, они не поворачиваются к нему спиной и не затыкают уши. Но они принимают всё без исследования, проглатывают, не разжевывая. И поэтому у них никогда не бывает хорошего усвоения услышанного. Ст.20 «с радостью принимают его». Многие слышали «благого глагола Божия» (Евр.6.5) и говорят, что познали сладость его. Но в сердце своем они держат какую-нибудь любимую им похоть, которая не уживается со Словом Божьим. Б) Они отпали, их плод не достиг зрелости, подобно зерну, не углубившемуся в землю. Они не имели твердых, установившихся принципов в своих понятиях. Не имели ничего основательного, что давало бы жизненную силу их исповеданию. На их пути встречается камень преткновения, они не могут преодолеть его и отступают. Гонения представлены в притче как «палящее солнце». То же самое солнце, которое согревает и лелеет хорошо укоренившееся семя, иссушает и сжигает то, что плохо укоренилось. Как Слово Христа, так и Крест Его «для одних – запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор.2.16). Те же самые трудности одних приводят к отступлению и гибели, а для других производят вечную славу.
3. Некоторые слушают проповедь и проверяют каждое слово. Но не приносят плода, потому что влияние мира на этих людей сильнее, чем воздействие проповеди. Рассмотрим только мирские заботы и богатство. Мирские заботы справедливо сравниваются с тернием, ибо тернии появились после грехопадения и являются плодами проклятия. Быт.3.17,18 «проклята земля за тебя … терние и волчцы произрастит она тебе». Мирские заботы поглощают всю энергию души, которая должна употребляться на достижение божественных целей. И отвлекают нас от исполнения нашего долга перед Богом и людьми. Они угашают вспышки добрых чувств и добрых намерений. Тот, кто накопил богатство, очень часто ожидает от своего богатства того, чего в нем нет. А оно заглушает Слово точно так же, как и заботы.
4. Из притчи мы узнаем, что только одним способом можно доказать, что Слово принимается правильно – принести плоды. Плоды, о которых здесь идет речь – это плоды Духа Святого. Некоторые из этих плодов: покаяние перед Богом, вера во Христа, святая жизнь, молитва, смирение, любовь, духовная рассудительность. Без этого доказательства вся наша вера тщетна. Господь Иисус сказал: Ин.15.16 «Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод». К слушателям, представленным в притче в виде доброй почвы, относятся разумеющие слушатели. Они разумеют не только смысл и значение Слова, но и свою личную потребность в нем. Мы тогда приносим плоды, когда наша практическая жизнь согласуется со Словом Божьим и наш характер соответствует требованиям, предъявленным к чаду Божьему. Эта часть в притче самая важная. Мы не должны довольствоваться одной ортодоксальностью и правильностью богословских взглядов. Мы не должны довольствоваться ясным знанием, теплыми чувствами и хорошим вероисповеданием. Кроме всего этого, мы должны исследовать себя, производит ли Евангелие добрый плод в нашем сердце и в нашей жизни. Слова ап. Иакова должны часто звучать в нас: Иак.1.22 «Будьте же исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающие самих себя».
Господь! Просим, помоги нам принять Слово Твое всем сердцем, чтобы оно изменило нашего внутреннего человека. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Через Библию Ты говоришь, что если мы верим Богу и ради Него живем, мы будем походить на деревья плодоносящие. Мы можем радоваться и быть спокойными даже в тяжкие для нас дни. Если же мы Бога отвергаем, наша жизнь будет пуста и не принесет нам счастья. У нас всегда есть возможность сделать что-то для вечности. Просим, помоги нам делать дело Божье, применяя силу и власть Слова живого Бога. Слава Богу за то, что Он по Своей благодати может использовать нас такими, какие мы есть. Просим, помоги нам делать свое дело от души, как для Христа, и тогда наша работа сама будет свидетельствовать о Нем. Помоги нам ходить в свете Слова Божьего, чтобы люди в нашей жизни и в наших словах видели и ощущали яркий свет славы Сына Божьего. Помоги доносить Твое Слово до людей так, чтобы они могли увидеть Спасителя Иисуса Христа. Аминь.