ПРОПОВЕДИ
Жизнь верующего как нового человека во Христе.
Еф.4.20-24 «Но вы не так познали Христа, потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - т.к. истина в Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего. И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».
В этой части Послания к ефесянам мы узнаем об обязанностях христианина, о том, что требует от нас Бог в связи с данными нам привилегиями. Ап. Павел очередной раз доказывает, что христианская вера и христианская практическая жизнь должны идти рука об руку, что жизнь должна соответствовать вере христианской. Христиане должны отличаться от неверующих. Слова «но вы не так познали Христа» следует понимать следующим образом: «Но вы не таковы, вы познали Христа». Ап. Павел хочет показать, сколь недостойно благочестивого человека с безразличием осквернять себя языческой нечистотой. Кто Его познал, тот свободен от тьмы и растления, в которых утопают другие. Язычники ходят в потемках, посему они не различают между приличным и позорным поступком. Те же, кому сияет истина Божия, не должны быть на них похожи, они обязаны жить лучше. Не удивительно, что те, для кого правило жизни – их суетный разум, вовлечены в гнусные грехи. Но Христово учение предписывает отречение от собственного ума. Т.о., ничему не научились у Христа те, кто ничем не отличается в жизни от неверующих. Ибо познание Христово нельзя отделить от умерщвления капризов греховной природы. Ап. Павел пишет ефесянам о том, что они не только слышали учение Христа, но и о том, что они в Нем научены. Они были научены действительной истине, содержащейся в Самом Христе, в Его учении и в Его жизни. Он как бы говорит, что все это было преподано им не поверхностно, но надлежащим и тщательным образом.
Этот вопрос особенно актуален в наши дни. Пришествие Господа Иисуса Христа на Землю изменило мир. Христианство вывело человеческую цивилизацию из всеобщего духовного кризиса, дало более высокие моральные стандарты. Человеческое общество отреклось от нечестивых и кровавых языческих обрядов, укрепился институт семьи. Сексуальные извращения, которые практически во многих языческих странах стали культом, даже в них стали считаться делом постыдным, неприемлемым. Но вот минуло 2000 лет, и мы видим те же причины растления, что и до прихода Господа Иисуса. Мир стремительно возвращается в прежнее состояние. В своем журнале «Свет для последних дней» Тони Пирс пишет: «В 19-ом веке секс был запретной темой в обществе воспитанных людей. Сегодня разговор о нем бомбардирует наше общество на каждом шагу». Он же утверждает, что говорить о Боге у европейских политиков считается плохим тоном. Не случайно в Конституции Евросоюза отсутствует упоминание о Нем. Стоило представителю Европарламента Рокко Баттинглайну заявить, что гомосексуализм есть грех, как комиссия была упразднена. Сам еврочиновник легко отделался в сравнении со шведским пастором Ок Грином, который также негативно высказался о гомосексуализме. Ок Грина приговорили к тюремному заключению (Христианская газета №7 2004г.). А в 2005-ом году в германском городе Билефельд произошел случай: за попытку организовать частную школу, чтобы их дети не посещали уроки «безопасного секса», верующих подвергли штрафам. Им угрожали лишить их родительских прав (Христианская газета №6 2005г.). А одну из матерей, активно выступившую за создание евангельской школы, посадили в тюрьму. В Западной Европе на законодательном уровне признали однополые браки. А «супругам» разрешено обзаводиться детьми (усыновлять или удочерять их). А что сказано в Библии Творцом всего сущего: Лев.20.13 «Если кто ляжет с мужчиной как с женщиной, то оба они сделали мерзость; да будут преданы смерти, кровь их на них». Таковы гримасы современной демократии, которая ставит так называемую свободу личности, в том числе свободу грешить, превыше всего. Она не желает сообразовываться с такими иллюзорными для нее понятиями как Божьи Заповеди. Для этой демократии христианство – всего лишь одна из религий, которая должна знать свое место в ряде других. А о Боге, Творце и Царе всей Вселенной, думать они не хотят. Мир уверенно движется к повсеместному узаконению того, что в глазах Бога есть вопиющее беззаконие и мерзость. И это не пройдет человечеству даром. Процесс растления мира сего необратим, его нарастание есть грозный предвестник грядущего Христа. В Евангелии от Матфея читаем: Мф.24.37-39 «но как было в дни Ноя, так будет и в пришествии Сына Человеческого. Ибо как в дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет в пришествии Сына Человеческого». Мы знаем, как было в дни Ноя.
В нашем отрывке со стиха 22 начинаются увещания апостола: ст.22 «отложить прежний образ жизни ветхого человека» и т.д. Апостол устанавливает два вида познания Христа. Первый истинный и подлинный, а второй подложный и притворный. Не потому, что это познание на деле двойственно. Но потому, что многие ложно уверены в познании Христа, но помышляют в основном о плотском. Во Втором послании к коринфянам ап. Павел говорит: 2Кор.5.17 «Кто во Христе, тот новая тварь». И здесь он отрицает истинность познания Христа, не связанного с умерщвлением плоти. «Отложить» – апостол требует от христианина покаяния и обновления жизни. Надо переменить принципы, привычки и склонности души, прежде чем может иметь место спасительная перемена жизни. Необходим процесс освящения, включающий в себе два этапа: 1) отвержение образа жизни ветхого, т.е. греховного человека, разумения, унаследованного от родителей. Ведь Библия в лице Адама и Христа описывает нам две природы человека. Наша испорченная природа называется здесь «ветхим человеком». О ней сказано, что грех, живущий в таком человеке, уничтожает все его духовные способности. Где не умерщвляют ее, там она будет разрушать человека. Греховные желания и наклонности – это обольстительные прихоти. Они обещают человеку счастье, но делают его еще несчастнее. И если их не подавлять, то они приведут человека к погибели. Их следует отложить, как старую одежду, в которой мы стыдимся показаться людям. Но недостаточно только избавиться от порочных принципов. Надо быть под влиянием новых принципов благодати. Под «новым человеком» понимается новая природа, делающая человека способным вести новую жизнь: праведную и святую, какой требует учение Христа. Праведную жизнь в отношениях с людьми, включающей все обязанности второй скрижали Десятисловия. И святую жизнь перед Богом, означающей искреннее послушание заповедям первой скрижали Десятисловия.
2) 2-е положение в правиле святой и благочестивой жизни: мы должны принять принципы благодати, подчиняться им и записать их в своем сердце. Недостаточно перестать делать зло, надо научиться делать добро. Ст.23 «И обновиться духом ума вашего». Т.е. использовать соответствующие, предписанные Богом средства. Мы должны жить не своим духом, а Духом Христа (Святым Духом). Но что означает здесь «дух ума?» Полагаем, что это значит следующее: обновитесь не только в отношении низменных желаний или явно порочных прихотей, но и той части души, которую зовут благородной. Ап. Павел противопоставляет здесь дух нашего ума Духу божественному и небесному, порождающему в нас новый ум.
Т.о., христианин должен стать другим человеком. Ст.24 «И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Этот новый человек создан, или восстановлен всемогущей силой Божьей. «По Богу» - по Его образу. Утрата Божьего образа в душе была одновременно грехом и несчастьем человека в его падшем состоянии. Тогда как сходство души с Богом составляет красоту, славу и блаженство нового творения. В начале Адам был сотворен по образу Божию. Но поскольку этот образ был разрушен грехом, теперь его надо восстанавливать во Христе. Духовное возрождение людей есть не что иное, как восстановление в них образа Божия. Об этом сказано в стихе 2Кор.3.18 «Мы же все, … преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня духа». Адам утратил Божий образ. Необходимо, чтобы он был восстановлен в нас через Христа. Поэтому ап. Павел учит: возрождение направлено на то, чтобы привести нас к той цели, ради которой мы и были сотворены. Если «праведность» понимать как вообще всякую правоту, то «святость» будет чем-то большим, чистотою, в которой мы посвящаем себя Богу. И Библия (смотри выше) и Платон учит тому, что святость заключается в богопочитании, а праведность относится к людям. Слово «истина» играет здесь роль прилагательного и подходит как к святости, так и к праведности. И та, и другая должна быть искренней, ибо Бога нельзя обмануть притворством.
После общих увещаний апостол переходит к более конкретным вопросам. Поскольку общие указания недостаточны, он говорит о конкретных недостатках ветхой (греховной) природы. И о том наряде нового человека, во что он должен облечься, чем он должен украсить свое христианское исповедание. Приведем эти указания апостола. 1) Остерегаться лжи и стараться всегда говорить истину. Язычники были в высшей степени виновны в этом грехе, утверждая, что полезная ложь лучше, чем вредная истина. Но в Библии написано: Отк.21.8 «Боязливых же и неверных, … и всех лжецов – участь в озере, горящем огнем и серою; это – смерть вторая». Поэтому апостол призывает их отказаться от лжи, от всего, что противно истине. Совесть человека, имеющего новую природу, побуждает его говорить истину. И не позволяет ему сознательно лгать ради собственной выгоды. Говорить истину – это наш долг друг перед другом. И если мы любим друг друга, то не будем обманывать один другого. Мы принадлежим к одной семье, которая разрушается ложью и неискренностью. 2) Остерегаться гнева и необузданных страстей. Ст.26 «Гневаясь, не согрешайте». Эти слова, заимствованные из Пс.4.5, в переводе 70-ти толковников (Септуагинта) звучат так: «Остановитесь в гневе и не грешите».В гневе легко впасть в большой и распространенный грех – позволить ему перерасти в злобу и потом ожесточиться в ней. Если же ваш гнев переходит в злобу и ожесточение сердца, то постарайтесь как можно скорее его подавить. Хотя гнев сам по себе не является грехом, однако существует большая опасность, что он станет таковым, если мы не будем тщательно контролировать и подавлять его. Ст.27 «не давайте места дьяволу». Кто упорствует в гневе и злобе, тот впускает дьявола в свое сердце. Болезнь длительного гнева излечима, но лечится долго. И отчего это так? Оттого, что мы, встретив дьявола, отдаем ему свое сердце. Прежде чем яд гнева наполнит сердце, надо своевременно его стряхнуть. 3) Апостол предостерегает нас против греха воровства, который является нарушением восьмой заповеди и призывает нас к труду и благотворительности. Ст.28 «кто крал, впредь не кради». Это предостережение всякого злодеяния, совершаемого путем насилия и обмана. Христиане должны трудиться не только для того, чтобы обеспечить себя и жить честно, но чтобы восполнить и нужды других. Даже зарабатывающие на жизнь своим трудом малые деньги должны из того малого, что имеют, жертвовать тем, кто неспособен трудиться. Причем только та милостыня будет угодна Богу, которая добыта не обманом и грабежом, а честным трудом. 4) Далее следует предупреждение против гнилых слов и указание употреблять только полезные и назидательные слова. Гнилые, нечистые слова и разговоры исходят из порочного сердца говорящего и доказывают его испорченность. Долг каждого христианина быть осторожным, чтобы не давать повода к преткновению своими устами. Среди конкретных увещаний и предупреждений апостол помещает одно общее наставление: ст.30 «не оскорбляйте Святого Духа Божия». В тех, кто принадлежит Христу, обитает Святой Дух. Если мы подвергаем себя осквернению, то как бы изгоняем Святого Духа из Его жилища. Раскроем более подробно слова апостола: «Старайтесь, чтобы Святой Дух обитал в вас охотно, словно в радостном и приятном жилище. И не давайте Ему повода для огорчений». Бог запечатлел нас Святым Духом, и мы тяготим Его, когда не следуем Его водительству и оскверняем себя мирскими чувствами.
Господь! Просим, помоги нам славить Тебя нашей христианской жизнью. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы просим, дай, чтобы люди поверили в нашу встречу со Спасителем Иисусом Христом. Для этого помоги нам с любовью относиться к нашим ближним, прощать недругов, проявлять милость к падшим, защищать слабых. Даруй нам в избытке благодать, чтобы, обретя Твой дар чудесный, всё сердце Тебе могли отдать. От поступков беззаконных пусть свободной будет наша совесть. Помоги нам пойти за Спасителем Иисусом через бездну и твердь, и на труд, и на бой, и на жизнь, и на смерть. Дай нам прилепиться к Нему изо всех сил своих. Просим, обнови наш ум, чтобы наши мысли были угодными Тебе. Дай нам приносить Тебе славу и честь в своей жизни до самого конца. Ты явил нам благодать и прощение. Помоги нам жить достойно Тебя, помоги нам следовать Твоему замыслу, который Ты определил для нас. Аминь.