ПРОПОВЕДИ
Притчи Христа о тайнах Царства Небесного.
Мф.13.35 «отверзу в притчах уста Мои, изреку сокровенное от создания мира».
Христос, желая удержать народное внимание, проповедовал притчами. Он испытывает все пути и способы, как помочь душе людей, как повлиять на нее. И если людей невозможно наставить и повлиять на них с помощью ясной, простой проповеди, то Он прибегает к притчам. Здесь приводится цитата из предисловия к историческому Псалму 78.2 «Открою уста мои в притче». В нашем эпиграфе указаны: 1. Тема проповеди Христа – Он проповедовал сокровенное от создания мира. Тайна Евангелия была сокрыта от вечности в Боге, в Его предопределениях и планах. 2.Метод проповеди Христа. Он проповедовал притчами, т.е. мудрыми изречениями, облеченными в образную форму.
1. Притча о горчичном зерне (Мф.13.31-32). В этой притче содержится пророчество, которое открывает историю Церкви Христовой на Земле от времени первого пришествия до судного дня. Притча иллюстрирует распространение христианства в мире. Царство Божие внутри нас, внутри каждого конкретного христианина. Распространяются христиане – растет Царство Божие. У иудеев выражение «горчичное зерно» было устойчивым словосочетанием, имеющим значение чего-то маленького и незначительного. Это словосочетание встречается во многих пословицах и поговорках. Господь Иисус назвал горчичное зерно наименьшим из всех зерен. Дважды в Евангелиях Он сравнивал слабую веру с горчичным зерном (Мф.17.20, Лк.17.6). Используя это сравнение, Господь учит нас, что нужно говорить словами, понятными для тех, к кому мы обращаемся. Пожалуй, трудно найти более точный образ для описания истории Церкви на Земле, чем предложенный нам образ горчичного зерна. Несомненно, слабость и кажущаяся незначительность отличали раннее христианство. Глава Церкви – Христос родился в яслях Вифлеема, не имея ни богатства, ни армии, ни слуг. Его ближайшие помощники – рыбаки и мытари, которые на первый взгляд не были способны к тому, чтобы потрясти мир. Господь был распят как злодей. Его бросили почти все ученики. Один из них (Иуда Искариот) предал Его, другой (Петр) отрекся от Него, третьи разбежались. Проповедь первых учеников миру была камнем преткновения для иудеев и безумием для эллинов (греков). Ученики проповедовали, что Глава их умер на Кресте и в этой смерти они предлагали миру обрести для себя жизнь. Но для человеческого разума это было сумасшествием. Образ горчичного зерна очень точно передает такое начало христианства. Христианская Церковь в первые годы ее существования выглядела слабой, ничтожной и ничего не стоящей в глазах мира. Читаем отрывок из притчи: Мф.13.32 «Которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом». Такой бурный рост необычен, особенно для нашего северного климата. Но те, кто бывал на Востоке, могут подтвердить, что такое возможно. Чтобы показать, насколько большим вырастает горчичное дерево, приведем отрывки из трудов двух раввинов. Один из них писал: «В Сихеме было горчичное дерево с тремя большими ветвями, одна из которых отломилась. Ее семян хватило на то, чтобы сделать 6 литров горчицы». Другой раввин писал, что на его поле выросло горчичное дерево, на которое он забирался так, как люди обычно забираются на смоковницу. Начнем со дня Пятидесятницы, описанной в книге Деяний. Церковь стала расти с такой скоростью, которую можно объяснить только божественной силой. В самом начале в один день к Церкви чудесным образом присоединились три тысячи душ, потом через несколько дней еще пять тысяч. Через короткое время общины верующих появились в Антиохии, в Эфесе, в Филиппах, в Риме и т.д. Христианство быстро распространилось на большей части Европы, Малой Азии и в Северной Африке. Несмотря на жестокие преследования, оно вытеснило идолопоклонство и стало государственной религией Римской империи. Такое распространение христианства было чудом, и об этом чуде говорил Господь Иисус в этой притче. В стихе 32 написано еще: «так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». Церковь подобна большому дереву, в ветвях которого укрываются птицы небесные. Дети Божьи находят в ней покой, покров и убежище.
2. Притча о закваске (Мф.13.33). В притче о горчичном зерне нам сообщается о внешнем развитии Царства Божия, в притче о закваске – о его внутренней благодатной силе, преобразующей мир. Хотя закваска часто символизирует в Библии зло, в данной притче имеется в виду не это. С помощью данной притчи Господь хочет показать, что христианское учение заквашивает весь мир. И что Христос собирается распространить Евангелие по всему миру. Цель этой притчи – показать, что Евангелие действует тихо и незаметно, но сильно и непреодолимо. Проповедь Евангелия действует как закваска в сердце принявших его. И хотя никто не замечает, как это происходит, но постепенно вскисает всё. Именно так и происходило в мире. Апостолы своей проповедью положили небольшое количество «закваски» в большие массы народа. И это произвело удивительный эффект – они привели в брожение весь мир. И это было достигнуто не какой-то внешней силой, которой можно оказать противодействие. Но силой Духа Святого, Который делает и никто не может помешать Ему. Таким же образом совершается работа и в сердце человека. Слово Божие, которое есть слово о вере и покаянии, о святости и любви – в душе всё это оно производит.
3. Притча о сокрытом сокровище (Мф.13.44). До сих пор Христос сравнивал Царство Небесное с малыми вещами, потому что его начало было малым. Но, чтобы никому не дать этим повода пренебрегать им, оно проявляется в этой и в последующей притче как обладающее само по себе огромной ценностью и как дающее великое преимущество тем, кто принимает его и готов подчиниться его требованиям. Оно уподобляется в данной притче сокровищу, скрытому на поле, но которое мы можем найти. Притча учит тому, что человек, осознавший настоящую ценность Царства Небесного, т.е. спасение через Христа, отдает за это всё. Полем, на котором сокрыто это сокровище, является Священное Писание. Хотя оно и сокрыто, но не в запертом саду, а в поле открытом. Всякий, кто пожелает, пусть исследует Писания, пусть копает на этом поле. Какой бы ценный клад мы ни нашли там, всё станет нашим, если только мы будем правильно действовать. Причина того, почему многие пренебрегают Евангелием, не желают принимать его, заключается в том, что они смотрят только на поверхность этого поля. Они не видят превосходство христианского учения над всеми учениями и религиями. А исследующие Библию с целью обрести Христа и Его Царства находят в этом поле такое сокровище, которое делает его бесконечно драгоценным. Кто по достоинству оценивает его, тот не может успокоиться до тех пор, пока не приобретет его любой ценой. Он утаивает его, что свидетельствует о его святой ревности. Он купит поле, т.е. принимает Евангелие. Он знает, что даже если он платит за него большую цену, всё равно получит больше. Кто желает обрести спасение через Христа, тот должен быть готов оставить всё, что имеет.
4. Притча о жемчужине (Мф.13.45-46). Цель ее та же самая, что и предыдущей притчи о сокровище: учить тому, что человек, осознавший настоящую ценность спасения, отдает всё, чтобы обрести Христа и вечную жизнь. Люди обладают деловыми качествами: они ищут хороших жемчужин. Один желает стать богатым, другой ищет почета, третий хочет быть образованным. Однако большинство из них обманывается, принимая поддельный жемчуг за настоящий. Только Господь Иисус единственная драгоценная жемчужина. Ни богатство, ни почет, ни образование не освободят нас от вечного осуждения, от вечных мук. Только Он может обеспечить нам спасение. Истинный христианин является духовным купцом, который ищет и находит эту драгоценную жемчужину. Вспомним, как написано об этом в притче: ст.46 «Он пошел … и купил его», т.е. он приобрел Христа. Что толку, если мы знаем о Христе, но не знаем Его как своего Христа? Еще сказано: ст.46 «он продал всё, что имел». Желающие иметь спасение во Христе должны быть готовы расстаться со всем, что мешает нам любить Его и служить Ему. Ведь это мы должны с радостью оставить всё и последовать за Ним. Господь Иисус на примерах этих двух притч объясняет, как должен вести себя настоящий христианин. Он оставляет греховный мир (греховное окружение), оставляет своего ветхого человека, имеющего греховную природу. Он всё почитает тщетою ради Христа. Он делает это потому, что знает, что Господь восполнит все его потери. Он видит во Христе безмерное «сокровище», он видит в Нем бесценную «жемчужину», достойную любой жертвы.
5. Притча о неводе (Мф.13.47-50). Притча о неводе, заброшенном в море, похожа на притчу о пшенице и плевелах. Она призвана объяснить нам, что из себя представляет видимая Церковь Христа. Проповедь Евангелия – это забрасывание невода в море этого мира. Выловленная рыба – это члены церкви. Как в неводе имеются рыбы всякого рода, так и в видимой церкви могут оказаться самые разные люди. Придет время, когда невод наполнится и будет вытащен на берег, когда Евангелие исполнит то, ради чего было послано. Тогда хорошее будет отделено от всего худого, что попало в него. Всё доброе будет собрано в сосуды как нечто ценное, а всё худое будет выброшено как ненужный мусор. Пока невод находится в море, неизвестно, что попало туда. Сами рыбаки не могут в этом разобраться. Поэтому они осторожно вытягивают его на берег, ради того доброго, что имеется в нем. Такова забота Бога о видимой Церкви. Так же и служители должны заботиться о тех, кто доверен их попечению, хотя среди них могут оказаться разные люди. Последняя часть притчи, слова «так будет при кончине века» относится к будущему. Именно тогда, и не раньше, наступит день разделения и разоблачения. Участью тех, кто, живя среди детей Божьих умирает неосвященным, будут вечные муки и скорбь.
6. Притча о добром хозяине (Мф.13.51-52). Цель этой притчи – закрепить в памяти учеников все остальные притчи. Поводом к ней послужили успехи учеников в уразумении рассказанных Христом в тот день притч. У нас имеются все основания верить им потому, что когда они не понимали, то просили у Него объяснений. Он называет их книжниками, наученными Царству Небесному. Они учились, чтобы потом учить других. Сам Господь Своим вопросом «поняли ли вы всё это?» показывает, что нужно и важно применять услышанное в своей жизни. Пока человек не начнет размышлять над Словом Божьим, в т.ч. над проповедью, пользы от него будет мало. Ум человека должен работать, а сердце – чувствовать. Слово должно проникать в разум и рождать новые мысли. Этот момент важен, т.к. многие об этом даже не задумываются. Тысячи людей систематически посещают богослужения и думают, что в достаточной мере исполняют свой долг. Но они выносят оттуда мало полезного для себя. Спросите их в воскресенье вечером, что нового они узнали сегодня на собрании – они не смогут дать ясного ответа. Порой можно заметить, что они такие же невежды в вопросах веры, как и неверующие. Проверьте и свою душу. Спрашивайте себя почаще: «Что нового я извлек на этом богослужении? Что узнал? Какая мысль впечатлила меня?» Не забывайте, что Дух Святой обычно действует на сердце человека через его разум. Господь сравнивает Своих учеников с хорошим хозяином, «который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (ст.52). Под «старым» и «новым» в сокровищнице христианина понимается знание истин Ветхого и Нового Заветов. Новое и старое дают наилучшие результаты, когда их выносят вместе, т.е. когда старые истины преподаются современными методами и в новых выражениях.
Господь и Бог наш! Во имя Иисуса Христа просим, дай, чтобы мы, все здесь присутствующие, стали гражданами Царства Небесного! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за притчи Иисуса Христа о тайнах Царства Небесного. Мы благодарим, что Ты видишь, что с нами происходит, и желаешь совершить благое дело в нашей жизни. Благодарим, что в нашем сердце Ты зажег свет. Просим, дай нам помнить, что жизнь наша коротка, поэтому нужно делать в первую очередь то, что важно, а не то, что срочно. Научи нас, Господь, познавать Тебя. Ибо так мы научимся любить Тебя больше всего другого. Ибо наши отношения с Тобой важнее, чем всё то, даже хорошее, что отвлекает от Тебя. Просим, даруй нам мудрость, чтобы понимать, что делать в теперешнем положении. Руководи нами во всех делах. Мы желаем своей жизнью принести Тебе славу, которой Ты достоин. Дай нам ясного взгляда на то, что мы ценим и где находится наше сердце, а также помощи, прежде всего, искать Царства Небесного. Просим, будь в нашем сердце: его верой исполни. Будь в нашем слухе: Слово правды напомни. Будь в наших мыслях: грех исторгни всевластно. Будь в нашей жизни: сделай ее чистой и ясной. Во имя Иисуса Христа. Аминь.