ПРОПОВЕДИ
Уроки бегства пророка Ионы.
Иона 1.1-3 «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиина: Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис, от лица Господня».
Книга пророка Ионы, написанная примерно 2700 лет тому назад, свидетельствует о том, что непослушание Богу не дает ничего хорошего человеку. Реальность этого события подтверждается и словами Самого Господа Иисуса (Мф12.38-41), где Он ссылается на событие из книги пророка Ионы как на знамение. Важной особенностью этой книги является то, что она подобна зеркалу, в котором каждый человек может увидеть себя, черты собственного характера. Ведь то, что произошло с Ионой, случается и в нашей жизни. Вот почему эта древняя книга так важна для нас.
Пророк Иона жил в Северном Израильском государстве, недалеко от Назарета. Еврейское слово «иона» означает «голубь». В Ветхом Завете это единственный случай, когда Бог посылает своего пророка к языческому народу. По повелению Бога Иона должен был «лететь» в Ниневию. Ниневия, древняя столица Ассирии, была расположена в 800 км к северо-востоку от Израиля на левом берегу реки Тигр, приблизительно напротив нынешнего города Мосул. Древние писатели и Библия описывают этот город как неприступную крепость, благодаря ее стенам и местоположению, и как процветающий торговый город. Пророк Наум называет ее городом кровей, полным обмана и убийства, в котором грабительство не прекращается (3.1). Она блудодеяниями своими продает народы и чародеяниями своими племена (3.4). В эту Ниневию был послан пророк Иона около 800г. до Р.Х. для того, чтобы объявить суды Божии. Жители города покаялись от проповеди его. Долгое время библейские сообщения о Ниневии наука считала легендой. Так продолжалось до тех пор, пока в середине 19-го века француз Пауль Эмиль Ботта не провел археологические раскопки между Тигром т Евфратом. Заняться ими его побудило сообщение местного араба об одном холме, под поверхностью которого хранились странные кирпичи с загадочными надписями. В результате раскопок была обнаружена Ниневия со стенами домов, дворцов, площадями, дорогами. Т.о., Библия в очередной раз доказала, что говорит истину. Вот почему для нас так важно изучать ее и следовать тому, к чему она призывает. Приведем отрывок из письма французского физика Ампера своему ученому товарищу: «Имей в виду, что ты занимаешься не только наукой, а потому трудись в духе молитвы, … смотри на науку только одним глазом, чтобы другой твой глаз постоянно просвещался вечным светом».
Вернемся к пророку Ионе. Попробуем объяснить причину его неповиновения. Для этого нужно знать, кем были ниневитяне, и как к ним относился избранный Божий народ Израиль, к которому принадлежал пророк Иона. В то время израильтяне находились в рабской зависимости от ниневитян и платили им огромную дань. Ниневитяне отличались особой жестокостью в бою. По словам историков, Ниневия была «воплощением безбожия и бесчеловечности». Всех жителей Земли охватывал панический страх, когда они узнали о том, что Ниневия собирается воевать с ними. В Ниневии процветала безнравственность, связанная с культом богини Иштар. Блудодеяние в Ниневии считалось святым делом, и им занимались жрицы в языческих храмах. С развратом было связано поголовное пьянство в специальных трактирах, находившихся по соседству с храмами. Т.о., у пророка Ионы было достаточно причин, чтобы не идти в Ниневию и ничего общего не иметь с жестокими и развратными язычниками идолослужителями.
А разве мы не поступаем так как Иона? Разве не говорим о том, что мы лучше и достойнее мира, лежащего в грехе и заслуживающего наказания? Разве мы не задаемся вопросом, что будет с нашей общиной, если в нее придут те, кто нам не подходит, нашему благочестию и поведению. И радость Ионы о том, что через 40 дней Ниневия будет разрушена, а злостные враги Израиля будут уничтожены, может быть и у нас, детей Божьих. Порой мы считаем, что было бы хорошо всех грешников наказать: богохульников, убийц, блудников, воров, преступников и т.д. И тем самым доказать, что так поступать, как они, нельзя. И что святой Бог карает за всё это. Пример. Я приехал отдыхать с семьей на Закарпатье. Решили навестить знакомого реформатского пастора. Он хоронил кого-то. Пастор рассказал, кого он хоронил. Это был тракторист, который в воскресенье во время богослужения стоял перед церковью с трактором с включенным мотором. Дверь церкви была открыта, т.к. было жарко. В понедельник он упал с трактора и умер. Люди поняли, что Бог наказал его за воскресное безобразное поведение. Да, действительно, святой Бог не оставляет грехи без наказания. Вместе с тем, в Библии сказано о том, что Бог не желает смерти грешника. Именно поэтому Он послал Иону в Ниневию. Обличительные проповеди израильского пророка должны были побудить ниневитян к покаянию и отвратить от них божественное наказание. Но Иона боялся успеха своей миссии, которая могла бы вызвать покаяние, а за ним и спасение от разрушения. И узнав о том, что Бог хочет пощадить ее, он «сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: О, Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Поэтому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты – Бог благий и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии». Пророк знал, что планы Бога и Его пути не соответствуют его собственным планам и путям. И не желал участвовать в том, что ему не нравилось.
Из сказанного выше мы можем извлечь следующие уроки. 1. Планы Божии и Его пути не соответствуют нашим планам и путям. Об этом говорит и Сам Бог: Ис.55.8 «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои». Урок 2. Бегство от Бога не освобождает нас от Божьих заповедей. Бог не дает неясных указаний. Бог не отменяет Свою заповедь только из-за того, что нам делать ее не хочется. Иона не только отказался выполнить божественное повеление, но бежал от лица Господа. Он пришел в Иоппию (нынешний Яффа), портовый город, расположенный в 55 километрах на северо-запад от Иерусалима. Там он нашел корабль, отправляющийся в Фарсис, и вошел в него, чтобы плыть туда. Бог послал его на северо-восток в Ниневию, а он отправился в противоположную сторону – на запад. Город Фарсис, куда он бежал, находился в Испании. Город прославился торговлей и мореходством. А то, что было по другую сторону Средиземного моря, для израильтян было краем света. Следующий, 3-й урок беглеца Ионы: 3) От Бога сбежать невозможно. Бежать можно, но не убежишь. Об этом хорошо написал царь Давид: Пс.138.7 «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?» Причина того, что люди убегают от Бога: бунтарство, страх, эгоизм. Наше возмущение пророком быстро заканчивается, когда мы посмотрим на себя – во многом таких же неразумных и непокорных, как и он. Возможно, эта история о непокорном Богу пророке относится непосредственно к нам. Бегство, подобное бегству Ионы, не такое уж редкое явление в жизни людей. Причем не имеем в виду беженцев, оказавшихся в таких обстоятельствах, когда не остается ничего иного, как бежать куда-то. Также не имеем в виду христиан, вынужденных бежать из собственной страны из-за угрозы истребления, как это было в Сомали в конце прошлого века, где было убито около двух миллионов христиан. Мы имеем в виду тех людей, кого никогда не покидают мысли о бегстве и, в конце концов, они куда-то убегут. Возможно, и из родной церкви. Бегство – это оставление супруги или супруга. Бегство совершается и тогда, когда дети оставляют своих отцов и матерей. Такой побег вызывает незаживающую рану у родителей. Крайняя форма побега – это добровольный уход из жизни - самоубийство.
Придя в Иоппию, и увидев готовый к отплытию корабль, Иона «отдал плату за провоз». Т.е. он заплатил немало денег за далекий путь. Поездка в Ниневию была бы куда дешевле. Так бывает всегда: тот, кто хочет жить без Бога, не видеть и не слышать Его, тот платит за это очень и очень дорого. Четвертый урок беглеца сформулируем так: 4) Жизнь без Бога стоит дорого. Жизнь без Бога стоит семейного счастья, потому что без Его благословения и охраны рушатся семьи, страдают родители и дети. Жизнь без Бога стоит здоровья. Но самое главное то, что жизнь без Господа Бога стоит спасения. Это уже непомерно высокая цена.
Вместе с тем Господь не отпускает с легким сердцем и полным равнодушием Своих детей, но препятствует им бежать от Него. Потому что мы не безразличны Ему. Ведь Он заплатил за нас дорогую цену – жизнь Своего единородного Сына, чтобы мы стали Его собственностью. Это и есть следующий, пятый урок беглеца: 5) Господь препятствует нам бежать от Него. По-человечески кажется, что непокорному пророку Ионе удалось убежать от Бога и его план успешно сработал. Он удобно расположился в самом низу корабля и крепко заснул. Но Бог не спит. Творец неба и Земли «воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться» (Иона 1.4). Причем возникла не обычная буря, а такая, которая сильно напугала опытных и мужественных моряков. Зачем же Бог «воздвиг на море крепкий ветер» ? Ответ: для вразумления и возвращения Своего пророка. Он не отпустил его восвояси и не сказал ему: «Ты Мне надоел своим упрямством и своей непокорностью. Делай, что хочешь и иди куда хочешь». Бог мог бы и другого пророка послать в Ниневию вместе Ионы. Человеческая реакция, скорее всего, была бы безразличной к судьбе другого человека, судьбе бесценного создания Бога. Отсюда можем извлечь следующий, шестой урок беглеца: 6) Бог предпринимает всё возможное, чтобы вразумить и вернуть Свои детей, непокорных Ему. Для этого Он посылает Свои бури, которые мы не ожидаем: крушение наших планов и надежд, разочарование, безработицу, страх, одиночество, болезнь и т.п. Вместе с тем, вводя нас в такие бури, Он желает нам лишь добра, «чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения» (Иов 33.17,18). И если мы бежим от Него и, более того, уже оказались в такой буре, то лучше не роптать и не возмущаться, а вернуться к Нему. Не будем сомневаться в том, что Он любит нас и ждет нашего возвращения. Седьмой урок беглеца: 7) Бог ждет твоего возвращения. Он всегда готов простить тебя (Притча о блудном сыне).
Что же случилось на корабле? Моряки, ощутив реальную опасность для своей жизни, вспомнили о молитве. Иона 1.5 «И устрашились корабельщики и взывали каждый к своему богу». Замечено, что в экстремальной ситуации: в болезни, при смерти или на войне люди зачастую впервые в своей жизни начинают молиться. Один участник чеченской войны рассказал о том, как он ехал среди чеченских гор на бронетранспортере с дюжиной солдат. Все они смеялись, шутили, хвалились друг перед другом своей удалью и храбростью. А один из них выделялся тем, что гордился своим неверием в Бога. И вдруг бронетранспортер подрывается на мине, останавливается на месте и становится мишенью для боевиков. Солдаты начинают громко молиться молитвой «Отче наш», просить Бога об избавлении от гибели. Со всех сторон раздаются смертоносные очереди, но пуля сражает только неверующего солдата. Справедливо говорит русская пословица: «Нужда заставляет человека молиться». О том же говорит и английская пословица: «В окопах нет атеистов». Т.е. тогда, когда постигает несчастье, остается только одно: обращаться за помощью к Богу.
Для Ионы был знаком этот путь спасения. Оказавшись во чреве кита (большой рыбы), он воспользовался возможностью обратиться к Богу: Иона 2.8 «Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего». И Бог спас Своего непослушного пророка. Ст.2.11 «И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу». Пророк Иона спасся и отправился выполнять Божье повеление.
Боже наш! Просим, помоги нам запомнить уроки из этой истории. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за книгу пророка Ионы, которая свидетельствует о том, что непослушание Богу не дает ничего хорошего человеку. Эта древняя книга важна для нас и потому, что непослушание Богу и бегство от Него случается и в нашей жизни. Мы благодарим Тебя и за то, что археологи раскопали город Ниневию, и мы получили еще одно подтверждение истинности Библии. Мы благодарим Тебя и за то, что через эту историю мы получили еще одно доказательство о том, что Ты есть Бог милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. Мы благодарим за уроки, которые можем извлечь из этой истории. Сердце наше наполняется радостью от того, что Ты любишь и убежавших, отступивших от Тебя, ждешь их возвращения и с радостью принимаешь их. Мы благодарим за любовь Божию, недоступную для нашего понимания. Во имя Иисуса Христа. Аминь.