ПРОПОВЕДИ
Уверенность в жизни вечной.
Рим.10.9,10 «если устами своими исповедуешь Иисуса Господом и в своем сердце поверишь, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься. Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют к спасению».
Однажды английская королева Виктория была глубоко тронута словами из Библии, которые услышала на богослужении. После она спросила капеллана: «Может ли человек быть совершенно уверен в своем спасении?» Священник не смог ответить. Однако об этом вопросе узнал евангелист Джон Таунсенд. После продолжительной молитвы он послал королеве письмо «С трепетом в руках, но с любовью в сердце, а также по причине убежденности, что можно с полной уверенностью говорить о вечной жизни в доме, который Господь Иисус пошел приготовить, смею просить Ваше милосердное Величество прочесть следующие места из Писания: Иоанна 3.16; Римлянам10.9-10». Две недели спустя он получил ответ: « Тщательно и молитвенно прочтя указанные вами места, я теперь верю в завершенный труд Христов и надеюсь Божьей благодатью встретить вас в доме, о котором Он сказал: Я иду приготовить место вам». Виктория. Таунсенд был убежден, что уже в этой жизни можно иметь уверенность в жизни вечной. Бог желает, чтобы Его дети не сомневались в том, что их грех прощен, а после смерти они вечно пребудут с Ним. Душу, уверенную в Божьей благодати, никто не в силах исторгнуть.
Вернемся к нашему эпиграфу. Эти стихи представляют собой краткое изложение Евангелия в простой и понятной форме. Нам обещано спасение: «спасешься». Это то спасение, которое открывает и предлагает Евангелие – спасение от вины и гнева Божия, спасение души, автором которого является Иисус Христос. Сказано, на каких условиях получает человек спасение. Требуется выполнить два условия. Во-первых, надо открыто исповедать Иисуса Христа, своего родства с Ним и своей зависимости от Него, как своего Господа и Спасителя. И своей принадлежности к христианству перед лицом всех обольщений и угроз этого мира, преданности Ему при любых обстоятельствах. Христос придает большое значение исповеданию Его перед людьми (Мф.10.32,33). Оно является плодом многих добродетелей, доказательством большой доли самоотречения, любви к Христу, презрения к миру, мужества и решительности. Открытое исповедание Христа всегда было не простым делом, но особенно в ранние века, когда оно было сопряжено с риском для жизни и потерей всего, что было дорого человеку в этом мире. Во-вторых, требуется иметь искреннюю веру в то, что Бог воскресил Христа из мертвых. Исповедание веры устами, если нет силы ее в сердце – всего лишь насмешка. Особенно это касается Его воскресения, являющегося фундаментальным догматом христианской веры, т.к. именно Своим воскресением Он явил Себя Сыном Божьим в силе. Правильно исповедует Господа Иисуса тот, кто наделяет Его присущей Ему силой, признавая таковым, каким дан Он нам Отцом и описан в Новом Завете. Упомянув же открыто об одном лишь воскресении, автор нашего эпиграфа делает так не потому, что смерть Христа не имеет значения, но потому, что Христос, воскреснув, до конца совершил дело нашего спасения. Смертью Его достигнуто было искупление и удовлетворение, через которое мы примирились с Богом. Победа же над грехом и сатаной рождена была Его воскресением.
Эта мысль повторяется в стихе 10, причем в обратном порядке, т.к. необходимо прежде иметь веру в сердце, чтобы исповедание ее устами могло быть принято. Относительно веры сказано, что «сердцем веруют к праведности». Это место показывает, что наша праведность исходит от веры. О происхождении нашей веры в Библии сказано так: Еф.2.8,9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и это не от вас; Божий дар. Не от дел, чтобы никто не хвалился». Итак, мы от того становимся праведными, что веруем. Это означает, что для веры требуется нечто большее, чем простое согласие разума. Необходимо также согласие воли, внутреннее, сердечное, искреннее согласие. Это вовсе не вера, если она не от сердца. Существует праведность оправдания и праведность освящения. И та, и другая достигается верой. Вера является условием нашего оправдания (гл.5.1), и она же является и источником нашего освящения. «Устами исповедуют к спасению». Под исповеданием устами понимается здесь исповедание веры перед Богом в виде молитвы и прославления, исповедание ее перед людьми путем признания путей Божьих, предпочтения их другим путям. Особенно тогда, когда мы к этому призываемся в дни гонений. Итак, мы должны посвятить Богу свою душу и тело: душу – веруя сердцем, а тело – исповедуя устами. Т.о., веру, вложенную Богом в наше сердце, Бог заставляет проявляться в исповедании.
Что нам делать, когда те горестные минуты, когда мы осознаем, что поведением своим повредили Божьему Царству в глазах друзей и близких, подав повод людям хулить имя Господа? Можно взять в пример действие царя Давида после того, как пророк обличил его в грехе с Вирсавией. Хотя ужасных последствий совершенного греха было не избежать, Давид обратил свое сердце к тому, чтобы восстановить разрушенные отношения с Богом и снова служить Ему. Не в том ли заключается и наша главная задача? Ибо Бог говорит через пророка Исаию: Ис.43. 25 «Я,Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну». Кроме того, поведение Давида, изложенное в главе 12 Второй книги царств также может послужить добрым примером. Нам нужно публично признать свой проступок и просить у Бога прощения. Затем стоит помолиться о том, чтобы окружающие по возможности не пострадали от последствий нашего греха. Наконец, следует признать, что этих последствий порой попросту не миновать, и поэтому нужно их принять со смирением. Оплакивая грех, нельзя позволить ему разрушить наше дальнейшее служение Богу. Сатана радуется не только нашим падениям, но также и духовной пассивности, которая порой охватывает нас после согрешений. Не будем же умножать ущерб, замыкаясь сами в себе. Оставив заднее, по Божьей благодати устремимся вперед. Бог совершенно прощает наш грех, восстанавливая нас в общении с Ним и служении Ему.
Христос уготовал Своим блаженство, соответствующее им. Они наделяются богатым и ценным наследием, это – вечная жизнь. Человек имеет бессмертную душу, поэтому уготованное ему блаженство есть жизнь вечная, параллельно текущая с его временной жизнью. Жизнь вечная есть блаженство, наивысшее благо бессмертной души. Эта жизнь сообщается им совершенно даром, по благодати Иисуса Христа. Вспомним слова Христа: Ин.10.28,29 «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего». Мы видим бесценный плод веры. Христос приказывает нам быть уверенными и спокойными после того, как верой мы стали Его детьми. Стоит отметить, на что опирается такая уверенность. На то, что Он Сам будет верным стражем нашего спасения. Ведь Христос свидетельствует, что спасение это в Его руке. А если и этого недостаточно, то, вот, по Его словам, эти люди сберегаются силой Бога Отца. Это замечательное место учит нас, что спасение всех избранных не менее незыблемо, чем неодолима божественная сила. Кроме того, Христос Своими словами дает Своим людям обетование, которое должно твердо укорениться в их душе. Итак, мы делаем вывод: намерение Христа заключалось в том, чтобы избранные были твердо уверены в спасении. Нас обступают сильные враги, а наша немощь такова, что иногда мы почти готовы погибнуть. Однако Бог, Кто хранит наш залог, больше и сильнее всех. Нам не стоит волноваться, словно наша вечная жизнь находится в опасности. Отсюда мы также заключаем, что безумно упование, основывающееся на свободной воле, на собственной добродетели и на заслугах дел. Христос учил Своих учеников совершенно иначе: в этом мире они должны считать себе как бы находящимися в лесу среди многих разбойников. Помимо того, что они могут стать легкой добычей, они также знают, что в них заключена материя смерти. Поэтому они должны спокойно жить, уповая только на божественную защиту. Наше спасение потому для нас несомненно, что находится в руке Божьей. Ведь и вера наша немощна, и сами мы склонны к колебаниям. Но Бог, охраняющий нас Своей рукой, силен, и одним дуновением может рассеять все злоумышления наших врагов. На Него и надо обращать свой взор, чтобы страх перед искушениями не привел нас в отчаяние. Так что Христос сказал нам, каким образом Его овцы могут спокойно жить среди волков.
«Никто не похитит их из руки Отца Моего». Христос на нашу Землю пришел в немощи. И чтобы Его гарантии безопасности по этой причине не посчитали недостаточными, Он ссылается на Своего Отца как на еще одного гаранта нашей безопасности. Она не зависит от воли и силы их врагов. Ибо никто не может победить Бога, оберегающего нас Своей десницей. Он мудрее и сильнее всех объединенных сил Земли и ада. Он способен сделать для нас то, что они не могут. И Он день и ночь охраняет Свое стадо. Заинтересованность Отца в овцах следует из выражения: «Отец Мой дал Мне их». И Он всерьез обеспокоен тем, чтобы защитить Свой дар Сыну. Они были отданы Ему, чтобы через Него управлять ими. Т.о., ни человек, ни дьявол не может похитить детей Божьих из руки Бога, не может их лишить благодати, которую они имеют. Никто не может помешать им войти в ту славу, которая им определена. Никто не может ни вывести их из-под защиты Божьей, ни подчинить их своей собственной власти.
После разрушительного землетрясения, произошедшего на Гаити в январе 2010 года, сцены невообразимого хаоса и смерти в теленовостях регулярно перемежались сообщениями о спасенных из-под обломков, когда всякая надежда, казалось, была потеряна. Облегчение и слезы радости сопровождались глубокой благодарностью тем, кто работал круглые сутки, часто подвергая свою жизнь опасности, чтобы спасти погребенных заживо. В Послании к колоссянам ап. Павел обращается к познавшим Иисуса Христа, Чья жизнь стала доказательством жертвенности. Заверив колоссян в том, что он молится за них, апостол использует яркую картину, чтобы описать, что Бог сделал для всех спасенных. Кол.1.12-14 «Благодаря Бога и Отца …, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов». Здесь дано краткое изложение евангельского учения о великом деле нашего искупления, совершенного Христом. Оно представлено как предмет благодарения, ибо наше спасение Христом дает обильный материал для всех видов благодарения. Апостол говорит о действиях Духа благодати, Святого Духа в нас. Мы должны благодарить за них Бога, потому что только через них делаемся способными принять Сына Божьего как Спасителя. О действиях Святого Духа говорится, как о производимых Богом Отцом, потому что Дух благодати есть Дух Отца. Те, в ком совершается труд благодати, должны благодарить за это Бога Отца. Если мы имеем утешение в благодати, то Он должен иметь в этом славу. Он избавил нас от состояния языческой тьмы и нечестия. Он спас нас от власти греха, от власти сатаны, являющегося князем тьмы. Он перевел нас в евангельское состояние, сделал нас членами церкви Христовой, т.е. ввел в состояние света и чистоты. Бывшие рабами сатаны становятся добровольными подданными Христа. Он навсегда изменил нашу судьбу, даровал нам вечную жизнь. Он приготовил нас для вечного блаженства на небесах.
Мы не перечислили всё то, что Святая Троица, Бог сделал для нас, для нашего спасения. Можем не сомневаться в том, что Бог трудился не напрасно, что Он сохранит нас для жизни вечной.
Господь и Бог наш! Мы благодарим Тебя за Твою милость и благодать. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Читая Библию, мы можем сделать вывод, что учение Закона никак не может умиротворить и успокоить нашу совесть. И не дает ей то, чем она способна удовлетвориться. Мы благодарим, что слово Евангелия достаточно для умиротворения умов и утверждения человеческого спасения, повеления нам не заслуживать праведность собственными делами, а принять ее предложенную даром через веру. Благодарим, что Иисус Христос воскрес для того, чтобы в Его воскресении исполнился совет Святой Троицы – восстановить человеческий род к жизни. Благодарим, что уже в этой жизни мы можем иметь уверенность в жизни вечной. Благодарим, что спасение всех избранных не менее незыблемо, чем неодолима божественная сила. Во имя Иисуса Христа. Аминь.