ПРОПОВЕДИ
Никому не воздавайте злом за зло.
Рим.12.17 «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками».
Мы заблуждаемся, если рассматриваем нашу религию только как систему идей и как руководство для теоретических рассуждений. Христианство – это религия практическая, имеющая своей целью упорядочить наш образ жизни. Ее задача состоит не только в том, чтобы просветить наш разум, но и преобразить наше сердце и нашу жизнь. Обязанности христианина вытекают из его привилегий – он стал чадом Божьим. Практика христианской жизни основана на духовном познании и на вере. Благодать Божия научает нас жить благочестиво, праведно и целомудренно. И отвергать всё, что этому противоречит. Сегодня в основном будем говорить о долге христианина по отношению к его ближним.
Вернемся к нашему эпиграфу. Рим.12.17 «Никому не воздавайте злом за зло». Нас, христиан, тоже искушает образ мира сего, в нас тоже возникает желание воздавать злом за причиненное нам зло. Однако наша жизнь в искуплении Божьем приобрела совершенно другой образ. Мы свободны от этой столь естественной для других реакции на зло. Мы уже узнали зло в самих себе. Мы живы тем, что Бог в нас самих не воздает нам злом за зло, повелев Иисусу Христу умереть за нас, нечестивых грешников и Его врагов. Более того, Бог возлюбил этот мир, возненавидевший Его ни за что. Ин.3.16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Как же мы, со своей стороны, можем тогда воздавать злом другим? Слово «никому» в Рим.12.17 означает: ни другу, ибо, воздавая ему злом за зло, мы потеряем его. Ни врагу, ибо, воздерживаясь от воздаяния ему злом, ты, возможно, приобретешь его как друга и для Христа.
Пример: рассказ о коварном и жестоком главаре китайских разбойников Чанге. Событие произошло перед 2-ой мировой войной. Разбойники грабили деревни. Т.к. Чанг заметил, что деревни дают всё меньше добычи, он предложил атаковать городскую больницу, которой владели иностранцы. И у которых, по его мнению, есть деньги и лекарства. Нападение они запланировали на ночь новолуния, когда будет особенно темно. Поначалу всё шло по плану. Сторожа больницы они ударили по голове, и он потерял сознание. Бандиты схватили всё, что успели и думали уходить. Тогда на их пути встал доктор-иностранец и две женщины. Чанг ударил доктора мечом, хотя все трое были безоружны. Он дал сигнал отступить и вдруг заметил, что больницу окружила полиция. Чангу удалось сбежать. Он пошел в места, где его не знали, стал нищим. Через некоторое время он стал скучать по своим людям, решил узнать, что с ними случилось. Переодевшись грузчиком, он прибыл в город. Там он узнал, что из разбойников кого убили, кого посадили в тюрьму. А трех тяжело раненных, которых полицейские бросили умирать, иностранный врач просил отдать ему. Чанг спросил: «Что, он сам хотел их убить?» Собеседник ответил ему: «Ничего подобного. Иностранная вера говорит, что надо любить даже своих врагов. Врач с раненой рукой дежурил по ночам у их кровати. Правда, один из них умер, а двое выздоровели. Полицейские думали, что они тоже скончались и не искали их. Разбойники стали сыновьями врачу». Чанг не мог поверить своим ушам. Любить и лечить людей, которые хотели убить тебя и сожгли твой дом? Он решил найти источника этой любви, познакомиться с этой религией. И нашел и принял Иисуса Христа.
Надо учесть, что порой мы воздаем злом за зло без открытого мщения. Напр., когда плохо принимаем тех, кто нам не благотворит. Ибо мы имеем обыкновение оценивать заслуги других по отношению к нам. И выполняем обязательства лишь по отношению к тем, кому сами обязаны, или от кого чего-то ожидаем. А если кто отказывает нам в помощи, когда мы в ней нуждаемся, мы, если требуется ему наша помощь, оказываем это ему не больше, чем он помог нам.
Кроме ап. Павла и ап. Петр учит нас, что мы не только не должны совершать злые деяния, но не должны и оплачивать злом за зло, совершенное по отношению к нам. 1Пет.3.9 «Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте». Апостол знал, что христиане будут ненавидимы и гонимы за имя Христа. Поэтому он так учит, предостерегает нас. Расширим его слова: «Когда вас ругают, вы благословляйте; когда вам говорят злые слова, вы говорите добрые. Ибо Христос Своим словом и примером жизни призвал вас благословлять проклинающих вас». Терпеливо переносить обиды и благословлять своих врагов – это путь для получения Божьих благословений. Запомним: воздавать злом за зло или ругательством за ругательство – это не христианская практика. Но надо иметь в виду, что власти могут наказывать злодеев, а частные лица могут требовать судебной защиты, когда их обидели. Но личная месть в виде драки, скандала или тайного вредительства христианам запрещается. Ругать – это значит бранить резкими словами. Но когда служители Христа строго укоряют и осуждают грехи других, это не значит ругаться. Все пророки и апостолы так поступали. В любом случае, если человек подвергается оскорблению, он должен оправдать себя спокойными и мирными словами. А не бросаться в гневе на защиту своей позиции.
Слова Пс.36.27 «и делай добро» указывают не только на воздаяние добром на добро, но также говорят о необходимости безвозмездно творить добро.
«Но пекитесь о добром перед всеми человеками». Поскольку каждый человек более всего заботится о своей выгоде и остерегается причинить себе вред, ап. Павел обращает его к другой заботе. Следует усердно стремиться к тому, чтобы от нашей добродетели назидались многие. Ибо как необходимо для нас осознание невиновности перед Богом, так же не следует пренебрегать и доброй молвой среди людей. Ведь если Бога подобает хвалить за наши добрые дела, то слава Его так же умаляется, если люди не видят в нас ничего достойного похвалы, ничего христианского. И не только затмевается слава Божия, но и наносится оскорбление Богу, ибо, когда мы грешим, тогда неопытным дается повод поносить Евангелие. Впрочем, когда нам повелевается заботиться о благе всех людей, надо обратить внимание – с какой именно целью. Цель не в том, чтобы нас заметили и стали превозносить. Христос обуздывает подобное желание, приказывая нам, исключив всех людей, считать инициаторами своих благодеяний одного лишь Бога, чтобы люди воздали Ему хвалу. Чтобы ощущали они приятное благоухание от нашей жизни и возлюбили Бога. Призыв с подобным содержанием встречается во многих местах Библии: 1Пет.2.12 «И провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, что злословят вас, как злодеев, увидев добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения». 1Тим.5.11 «Итак я желаю, чтобы … не подавали противнику никакого повода к злоречию». И др.
Но неужели мы должны мириться со всем и дать себя в обиду? Не станем ли мы таким образом поощрять неправду и покровительствовать наглости. Ап. Павел упрекающе смотрит на нас и говорит: нечестиво думаешь ты теперь! Вспомни, что сказано в Библии о гневе, который направлен против всякого нечестия людей. Рим.1.18 «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков». Т.о., ты поступаешь так, будто ты, маленький человек, должен заботиться о соблюдении законности и порядка в мире. Это исключительно прерогатива Бога. Поэтому апостол пишет в стихе Рим.12 19 «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение. Я воздам, говорит Господь». Т.е. если кто-нибудь причинил вам какое-то зло, не желайте ему зла и не воздавайте ему подобным злом. В этих словах нет запрета властям поступать по справедливости со злодеями. Они запрещают лишь личную месть, проистекающую из гнева и недоброжелательства. И этот запрет обоснован, ибо мы бываем очень некомпетентными судьями, когда дело касается лично нас. С другой стороны, мы судим по поступкам. А Бог, Кто знает мысли человека, судит по намерениям. Закон Христов в этом вопросе строг. Он не разрешает не только мстить за себя, но запрещает даже желать предусмотренного законом наказания для удовлетворения жажды мести. Это трудная задача для испорченной природы человека. Поэтому ап. Павел добавляет: «но дайте место гневу Божию». Позвольте Богу занять судейское место, чтобы Он Сам имел дело с вашим врагом. Бог говорит о причине, почему мы не должны мстить за себя: «Мне отмщение». Бог есть суверенный, мудрый Царь и Судья праведный. И Ему принадлежит право вершить правосудие. Некоторые Свои права Он доверил светскому суду. И поэтому законное наказание, налагаемое этим судом, может рассматриваться как Божье возмездие. Христиане должны не только не причинять вреда своим врагам, но делать для них всё то доброе, что в их силах. Вспомним заповедь, которая принадлежит исключительно христианству. Мф.5.44 «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Любовь к нашим врагам должна быть активной. Об этом же сказано в Рим.12. 20 «»если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его». Пусть наше стремление помочь ему не уменьшится из-за того, что он – наш враг. Поступая так, мы докажем, что искренне простили его. Если он голоден, то не говори: «Вот, Бог мстит тебе за меня», но накорми его. Именно тогда, когда тебе предоставляется возможность поморить его голодом, ты накорми его. Постарайся сделать так, чтобы выразить ему свою заботу. Если жаждет, напой его в знак примирения. И этим ты докажешь свое доброе отношение к нему.
Ап. Павел здесь же объясняет, почему мы это должны делать: Рим.12.20 «ибо, делая это, ты соберешь ему на голову горящие угли». Бл. Августин говорит: «Мы должны понимать это выражение в том смысле, что мы побуждаем того, кто нанес нам какой-то ущерб, раскаяться в совершенном и, таким образом, мы приносим ему пользу». Ибо эти угли имеют силу воспламенять, т.е. терзать его дух. Это единственный путь к достижению истинного обращения к Богу, а именно любовью и добротой. Ибо тот, кто обращен угрозами и устрашениями, никогда не обращен воистину до тех пор, пока он сохраняет такую форму обращения. Ибо страх заставляет его ненавидеть свое обращение. Тот же, кто обращен любовью, решительно настроен против себя. И сам намного более озлоблен по отношению к себе, чем кто-либо может быть зол на него. Когда любовь касается его, он сам изо всех сил старается примириться с человеком, которого он оскорбил. И т.о., горящими углями являются добрые дела, совершенные именно по отношению к нашим врагам. Друг имеет право ожидать от нас добрых дел, он не будет удивляться нашей доброте. Враг же, понимая, что не заслуживает проявления доброжелательности по отношению к себе, пленяется нашими добродетелями.
Увещание в ст. Рим.12.21 «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» представляет собой парадокс с мирской точки зрения: кто мстит, оказывается побежденным, а кто прощает – победителем. «Не будь побежден злом», т.е. смотри, чтобы тот, кто причиняет тебе зло, не сделал тебя таким же порочным, как он сам. И чтобы его беззаконие не одолело твои добродетели. Победителем является тот, кто изменяет другого человека по своему подобию, при этом сам остается неизменным. Ты своими добрыми поступками побуждай его становиться таким же благим, как ты. Пусть твоя благость одолевает его порочность и изменяет его по твоему образу. В глазах людей победителем считается тот, кто сказал последнее слово или нанес последний удар. Хотя на самом деле тому, кто ударил последним – хуже, потому что зло остается с ним. В то время как другой человек избавился от него. Поэтому бл. Григорий говорит: «Лучше избежать гнева молчанием, нежели победить, отвечая». Итак, тот, кто не может кротко перенести зло, побеждается им.
Господь, просим, дай, чтобы никакое зло, причиненное нам, не возмутило нашего мира, не уничтожило нашей любви и не побудило нас искать способов, как отомстить за себя! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя во имя Господа Иисуса Христа за то, что наша религия – практическая, имеющая своей целью упорядочить наш образ жизни. Благодарим, что ее задача состоит не только в том, чтобы просветить наш разум, но и преобразить наше сердце и нашу жизнь. Мы благодарим Тебя и за то, что Божья благодать научает нас жить благочестиво, целомудренно, праведно и отвергать всё, что этому противоречит. Ты говоришь, что мы обязаны иметь любовь и к нашим врагам. И что мы должны прилагать все усилия к тому, чтобы сохранить мир, что мы не должны воздавать злом за зло. Мы не можем мстить за себя. Ибо это – функции Бога, Кто есть суверенный, мудрый Царь и Судья праведный. Мы должны запомнить, что победителем является тот, кто изменяет другого человека по своему подобию, при этом сам остается неизменным. Просим, помоги нам в том, чтобы никакое зло, причиненное нам, не возмутило нашего мира, не уничтожило нашей любви, и не побудило нас искать способов отомстить за себя. Во имя Иисуса Христа. Аминь.