ПРОПОВЕДИ
Подвизайтесь войти сквозь тесные врата
Лк.13.23-24 «Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся? Он же сказал им: Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут».
Однажды один человек задал Иисусу Христу очень важный вопрос. Он спросил у Него: «Неужели мало спасающихся?» Мы не знаем, кем был этот человек. Нам не сказано, почему именно был задан этот вопрос. Возможно, человек просто хотел удовлетворить любопытство. Возможно, он хотел найти оправдание тому, что он сам не искал спасения. Святой Дух не счел нужным дать нам всё это в Библии. Но одно нам должно быть ясно, а именно, важность того, что произнес Господь в ответ на заданный вопрос. Спаситель не дает прямого ответа на него, ибо Он пришел, чтобы руководить совестью человека, а не удовлетворить его любопытство. Христос использовал эту возможность, чтобы направить умы всех тех, которые Его окружали, на их ясную собственную обязанность. Он знал ход мысли, который вопрос того человека вызвал в их сердце. Он дает такой ответ: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата». Много ли будет спасенных, или мало, ваш курс, ваш долг ясен – стремитесь спастись, стремитесь войти сквозь тесные врата. Сейчас подходящее время. Сегодня день спасения. Наступит день, когда многие будут стараться войти, но не смогут. Это высказывание Христа указывает на огромную опасность откладывания обращения к Богу, что, к несчастью, некоторые делают.
Прежде всего, в словах Христа содержится призыв искать путь спасения. Он называет его «тесными вратами». Эти врата открыл для грешников Сам Господь Иисус. Он от дней вечных обязался сделать это и сделал. Когда пришла полнота времени, Он пришел в наш мир и сделал это Своей собственной искупительной смертью на Кресте. Этой смертью Он совершил умилостивление за человеческий грех, оплатил долг человека перед Богом и понес наказание за человека. Он стал дверью, через которую самый большой грешник может войти в святое Божье присутствие без страха. Ин.10.7 «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам». Во Христе начало всего духовного учения, которым спасутся души. Это утверждение означает, что Христос как бы засвидетельствовал: лишь Он есть Тот, к Кому нам подобает обращаться для спасения. Всех, желающих спасения, Он приглашает к Себе и ободряет, чтобы они пришли. Этими словами Он хочет сказать: напрасно блуждают те, кто, оставив Его, притязают на Бога. Ведь им открыта только одна дверь, а все остальные входы наглухо заперты. Ап. Павел говорит: Еф.3.12 «в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него». Так были подготовлены врата спасения.
Эти врата названы тесными, и они названы так не без причины. Для некоторых людей они тесны и труднопроходимы. Они узки для всех тех, кто любит грех, и кто решил не расставаться с ним. Они узки для всех тех, которые привязались к этому миру и, прежде всего, ищут его удовольствий и наград. Они узки для всех тех, кто не желает жертвовать чем-то ради своей души. Они узки для всех тех, кто любит компанию и хочет идти в ногу с толпой. Они узки для всех самоправедных, которые считают себя хорошими людьми, заслуживающими спасения. Для всех таковых великие ворота, подготовленные Христом – узки. Бог не желает их принимать не потому, что их грехи слишком многочисленны, чтобы их можно было простить. Но потому, что они не желают спасаться по Божьему пути.
Но какими бы тесными ни были эти врата, это – единственные врата, через которые люди могут войти в небеса. Нет боковой двери, нет обходного пути, нет лазейки в заборе. Все люди, когда-либо спасенные, спасаются единственно Иисусом Христом, и единственно простой верой в Него. Ни один человек не спасется только раскаянием. Сегодняшнее сожаление не стирает вчерашнего долга. Ни один человек не спасется своими собственными делами. Самые лучшие дела, которые человек может совершить, только немногим лучше, чем самые отменные грехи. Ни один человек не будет спасен своим формальным употреблением внешних средств благодати. Искать любого другого пути к вечной жизни – это пустая трата времени. Гордые люди могут не любить эти врата, если не хотят. Развращенные люди могут издеваться над ними и насмехаться над теми, которые воспользовались ими. Но люди никогда не найдут никакого другого спасения, чем спасение по вере в жертву и праведность распятого Искупителя Христа. Эти врата стоят между ними и небесами. Может быть, они и тесные, но это – единственные врата. Либо мы войдем в небеса тесными вратами, либо мы не войдем вообще. С другой стороны, какими бы тесными ни были эти врата, они всегда готовы отвориться. Никакому грешнику не запрещено приближаться к ним. Любой человек может войти через них и быть спасенным. Тысячи людей всех званий, классов и возрастов, ученые и не ученые, богатые и бедные, старые и молодые испытали эти врата. И увидели, что они готовы отвориться, прошли через них и нашли мир своей душе. Они не скажут ничего плохого о той стране, которая лежит за этими вратами. Они лишь сожалеют о том, что так мало людей входит ими, и что они сами не вошли раньше.
Подумаем о том, какая эта привилегия – иметь эти врата. Ангелы, которые не сохранили своего первоначального достоинства, пали, чтобы уже никогда не подняться. Для них не открылась дверь прибежища, как для людей. Будем же остерегаться, чтобы нам не отвергнуть эти врата и не погибнуть в неверии.
В словах Господа Иисуса «подвизайтесь войти сквозь тесные врата» содержится повеление – «подвизайтесь». Слово «подвизайтесь» учит нас, что человек, который хочет получить спасение для своей души, должен использовать средства благодати старательно. Средства, которые Бог предназначил для того, чтобы помочь человеку в его стремлении приблизиться к Нему. Слово «подвизайтесь» учит нас, что человек должен ожидать встречи со многими духовными противниками и быть готовым к тяжелой битве, если он желает, чтобы его душа была спасена. Никогда невозможно преодолеть без конфликта окружающий нас мир со всем его противостоянием и искушениями. Небеса не могут быть достигнуты без креста и битвы. Мф.11.12 «употребляющие усилие восхищают Царство Небесное». Слово «подвизайтесь» учит нас, что если и есть то, за что стоит бороться в этом мире, так это благоденствие души. Предметы, к которым большинство людей стремятся, являются сравнительно незначительными вещами. Богатство, величие, звание, ученость – всё это венец тления. Нетленные ценности – это то, что находится за тесными вратами. К ним относятся: мир Божий, который превосходит всякое разумение; надежда на будущие блага; ощущение пребывающего в нас Святого Духа; осознание того, что мы прощены.
Что можно сказать о человеке, который пренебрегает своей душой и не принимает никаких усилий для того, чтобы войти в тесные врата? Ответ может быть только один: Этот человек не выполняет свою обязанность действовать. Христос говорит ему: «подвизайся», а он что? Он сидит спокойно. «Подвизайтесь» учит нас, что все, которые остаются вне тесных врат, находятся в опасности. Если смерть настигнет этих людей в их нынешнем состоянии, они погибнут. Господь Иисус видел это очень отчетливо. Он говорит, как Тот, Кто видел, как к таким ежедневно приближается дьявол, и как дни их жизни постепенно угасают. Он желает предупредить их быть осторожными, чтобы не опоздать. Именно поэтому Он восклицает: подвизайтесь! Что сказать о тех людях, которые не приходят регулярно на богослужебные собрания в воскресенье? Порой, если они чувствуют расположение, они идут в церковь. В другое время они остаются дома ради каких-то дел или каких-нибудь развлечений. Разве это подвизание? Что сказать о тех, которые регулярно приходят на собрания, но делают это лишь ради формы? Их родители научили их ходить на собрания. Не приходить было бы просто для них неприлично. Но они совсем не заботятся о поклонении Богу, когда приходят в церковь. Слушают ли они проповедь? После богослужения они уже ничего не помнят. Они сбрасывают с себя религиозную форму вместе с воскресным одеянием и возвращаются в мир. Разве это подвизание? Что сказать о тех людях, которые Библию читают редко или не читают никогда? Они знают, что эта Книга единственная, которая учит нас, как нам жить и как умирать. Но они никогда не могут найти время, чтобы почитать ее. Разве это подвизание для того, чтобы войти во врата? Что сказать о тех, которые никогда не молятся или молятся редко? Утром они просыпаются без Бога, и без Бога они укладываются спать вечером. Они даже не поддерживают разговора со своим Творцом и Судьей. Они Бога ни о чем не просят, они ни в чем не исповедуются, они ни за что Его не благодарят. Разве это подвизание? Все они – умирающие создания.
Нам необходимо остерегаться, чтобы не погибнуть навеки из-за отсутствия подвизания. Будет заблуждением думать, что для того, чтобы оказаться в пропасти погибели, нужно совершить какой-либо великий, отвратительный грех. Просто нужно духовно сидеть спокойно и ничего не делать и мы, в конце концов, погибнем. Есть верный путь в ад – путь духовной лени, духовного безделья. Сатана не возражает против того, чтобы мы были респектабельными членами христианской церкви. Он позволит нам отдавать наши десятины. Он не будет против того, что мы будем удобно сидеть в церкви каждое воскресенье на протяжении всей своей жизни. Он очень хорошо знает, что если мы не будем подвизаться, то окажемся в вечном огне.
Если мы научились подвизаться ради благоденствия нашей души, мы не можем допускать предположения, что мы можем зайти в этом слишком далеко. Мы не можем слишком много беспокоиться о нашем духовном состоянии. Мы должны быть убеждены, что нет труда более полезного, чем тот, который совершается ради собственной души. Мы должны остерегаться малейшей склонности к небрежности в отношении любого из средств благодати. Мы не можем себе позволить сокращения времени наших молитв, чтения Библии. Всё, что мы делаем для Бога и для нашего спасения, должны делать всем сердцем, всем умом и всеми силами. Во всем остальном будем умеренными, будем остерегаться впадения в крайности. Итак, призыв и повеление «подвизайтесь» повелевается не только тому, кто задавал вопрос, но всем, и нам в том числе, т.к. обращение стоит во множественном числе. Мы должны подвизаться в каждом религиозном долге, бороться с собственным сердцем.
Последнее, что рассмотрим в нашем эпиграфе – это ужасное пророчество: Лк.13. 24 «многие поищут войти, и не возмогут». Слова Христа означают, что много будет тех, кто, предпринимая некоторые усилия для спасения души, всё же погибают. Погибают потому, что их усилия оказались недостаточными. Они искали, но не подвизались. Они лениво искали то, чего нельзя достигнуть без усиленного подвизания. У них были благие стремления к святости и блаженству и предпринимали некоторые шаги и к тому и к другому. Но желания их были холодны, усилия – вялы, и в их решениях не было ни силы, ни твердости. Время, предсказанное Господом – это время Его второго пришествия, когда Он вернется судить мир. Долготерпению Божьему придет конец. Престол благодати будет снят, и на смену ему будет воздвигнут престол суда. Наступит такое время, когда доступ в небеса многим будет закрыт навсегда. Ко многим прозрение придет слишком поздно. Наконец, они увидят ценность бессмертной души и счастье ее спасения. Но ко многим слишком поздно придет желание спасаться Божьим путем. Некий богослов сказал: «Ад – это истина, познанная слишком поздно».
Господь! Просим, дай нам ежедневно помнить слова Христа «многие поищут войти и не возмогут». Помоги нам жить соответствующим образом и не быть безразличными к судьбе других людей. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за предостережение, что все, кто хочет быть спасенным, должны войти сквозь тесные врата, должны пережить перемену всего своего существа. Просим, дай нам помнить ежедневно слова Спасителя Христа: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата». Благодарим, что Ты освобождаешь узников греха и наделяешь свободой, которую может дать только прощение. Благодарим Тебя за любовь, которую Ты явил нам и за цену, которую уплатил за наше прощение. Мы просим, помоги нам благодарить Тебя всей своей жизнью, потому что не мы, а Ты – величайшее сокровище, цена которого неизмерима. Благодарим, что теперь мы имеем общение с Тобой. Благодарим Тебя за наше спасение и место для нас в Твоем прекрасном Царстве. Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь.