ПРОПОВЕДИ
Иисус Христос исцеляет парализованную руку человека.
Мф.12.10-13 «И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? … Он же сказал им: … Итак, можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул; и стала рука здорова, как другая».
Первые стихи Мф.12 посвящены теме субботнего дня (дня Господнего, христианского воскресения). Иудеи времен Иисуса Христа странно относились к субботе. Фарисеи многое добавили к учению Писания по этому вопросу, так что человеческие традиции скрыли сущность субботы как таковой. Во все времена существования Церкви Христа тема субботы открыто обсуждалась, и до сего дня имеет огромное количество разных мнений относительно значения этого дня. Посмотрим, как Господь в этом отрывке раскрывает тему субботы. Он не отменяет заповедь блюсти субботу каждую неделю. Он ни разу не сказал Своим ученикам, что не надо соблюдать это Божье установление. Это важно запомнить, т.к. некоторые христиане пришли к поспешному заключению, что четвертая заповедь к христианам не относится. И что ее не обязательно исполнять, как и церемониальный Закон Моисея. Но Новый Завет не подтверждает такую точку зрения. Господь не упрекал Своих учеников за то, что они собирали пшеничные колосья в субботу. Апостолы были голодны и хотели есть – их нельзя осуждать. Но Христос показал, что исцелить больного человека в субботу – это не значит, нарушить Закон. Мы в этот день не должны отдыхать от добрых дел, своими делами можем и должны прославлять Бога.
Надо учиться правильно относиться к субботе (ко дню Господню). Если фарисеи впали в одну крайность, то некоторые христиане – в другую. Фарисеи хотели этот день делать более святым, чем он был на самом деле. А христиане часто лишают его всей святости и проводят его так, как им вздумается. Будем же следить за собой! Спасительное христианство тесно связано с соблюдением субботы, т.е. воскресного дня. Наша цель – святить день Господний. В этот день можно делать то, что не можешь делать другой раз, то, что весьма необходимо. Можно и нужно делать добро и являть милосердие. Но лениться и развлекаться в воскресенье нельзя. Это противоречит примеру Церкви, заповеди Бога.
Вернемся к нашей теме. Об этом исцелении записано в Евангелии потому, что оно было совершено в субботу. В начале нашего отрывка мы находим слово «вот». Этим словом евангелист хочет привлечь к этой истории особое внимание. У этого человека сухой (парализованной) была правая рука. Иероним пишет, что в Евангелии от Матфея на еврейском языке добавлено то обстоятельство, что этот человек был каменщиком; и что он обратился к Христу следующим образом: «Господи! Я каменщик и зарабатываю себе на пропитание собственным своим трудом. Я умоляю Тебя, исцели мою руку, чтобы мне не просить подаяния». В то субботнее утро Господу Иисусу нужен был человек, используя которого Он смог бы сотворить какое-нибудь чудо. И тем самым разрушить законническую традицию, созданную фарисеями, запрещавшими исцелять (делать добро) по субботам. Господь Иисус – Врач. И, как любой исцелитель, Он направляет Свое внимание на больных, в т.ч. и на тех, у кого духовно сухая рука. Он не обращает внимания на людей, довольных собой, только на людей с разбитых сердцем. Он останавливает Свой взгляд на тех, кто испытывает боль, находится в нужде, кому Он может принести добро.
Повеление протянуть руку было обращено к тому, кто никак не мог его выполнить. Он не притворялся, что был парализован – его рука на самом деле превратилась в совершенно бесполезную вещь. Именно человеку с такой рукой повелел Господь: «протяни руку твою». На этот момент очень важно обратить внимание, поскольку многие люди, находящиеся под бременем греха, не верят, что Христос спасает настоящих грешников. Думают, что те, которых Он спасает, не такие уж грешники по сравнению с ними. В действительности именно к таким людям, кто ощущает свое бессилие, обращает Господь Свое повеление. Евангелие приходит к тем, кто ни на что не способен. Именно через таких людей может проявиться божественная сила. Повеление Господа прозвучало для того, кто очень хотел его исполнять. Но странно, что многие необращенные люди не хотят исцеляться, не хотят возвращаться к здоровой жизни.
Коротко поговорим о Господе, дающим повеление: «протяни руку твою». Может быть, Он не знал, что этот человек не может выполнить Его повеление? Ни в коем случае. Он обладает совершенным знанием. Он знал, о чем думали фарисеи, он может читать в сердце всех людей. Он непременно видел, в каком состоянии находился Его пациент. Мы должны знать и помнить, что Господь Иисус всегда дает силу делать то, что Он повелевает. Поэтому человек, который слышит призыв веровать, должен помнить, что Христос, Тот, Кто призывает верить, дает веру для этого. Когда Господь говорит через Своих служителей или через других верующих, или через Свое Слово, или прямо к нашей совести Духом Святым, мы должны помнить, что Он Сын Божий (Бог) и мы должны сказать Ему: «Господь! Я умоляю Тебя, дай мне веру, которую Ты от нас требуешь. Дай мне покаяние, которое повелеваешь». Он услышит нашу молитву, и вера изольется на нас. Запомним, как Христос делает Свое дело. Сначала Он повелевает, затем помогает сердцу превратить повеление в молитву, а в конце отвечает на молитву обетованием. Приведем пример. Господь говорит: «Сотворите себе новое сердце». Это повеление. Но затем мы находим, что псалмопевец Давид в 50-ом псалме просит Бога: Пс.50.12 «Сердце чистое сотвори во мне, Боже». А в книге пророка Иезекииля мы найдем обещание: Иез.36.26 «И дам вам сердце новое». Итак, сначала Господь повелевает, затем помогает просить благословения в молитве, а потом посылает это благословение. Приведем еще один пример. Бог дает следующую заповедь: Иер.18.11 «Я готовлю вам зло и замышляю против вас. Итак, обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши». Затем идет молитва: Иер.31.18 «обрати меня, и я обращусь, ибо Ты – Господь Бог мой». Мы читаем и о благословенном обращении, которое имеет в виду ап. Павел, когда говорит о том, что Бог послал Сына Своего, чтобы отвратить каждого из нас от беззаконий. Господа нет здесь, скажет кто-то. Но Он здесь, Он Сам говорил: Мф.28.20 «вот, Я с вами во все дни до скончания века». Он всегда присутствует там, где Его Евангелие верно распространяется.
Теперь порассуждаем о самом повелении: «протяни руку твою». Оно касается самой сущности проблемы. Христос не сказал: «Покажи Мне правую руку твою» или «Потри правую руку твою» и т.д. Его повеление затрагивало самый корень проблемы. И как только пациент протянул свою руку, она сразу же исцелилась. Повеление Господа было призвано оказать ту помощь, которая требовалась. Протягивая руку, парализованный совершил акт веры. Его действие не было вызвано возникшим чувством. Объективно он не мог этого сделать. Но он сделал это только потому, что вера дала ему такую возможность. Кто-то подумает: «Я до сих пор не могу понять, как человек может сделать то, чего он сделать не может». Мы должны быть уверены, что в любом случае с Христом, дающим нам силу, мы можем сделать всё. В этом поступке видна не только вера, но и решение. Вокруг надменные и строгие книжники и фарисеи. Люди даже боялись смотреть на них – они были такими святыми и высокомерными. Сейчас они будут испытывать нашего Спасителя. Он вызывает человека с иссохшей рукой. Своим повелением Иисус Христос как бы спрашивает его, кому он будет повиноваться: фарисеям или Ему. Нельзя исцелять в субботу, говорят книжники и фарисеи. А что ты скажешь, человек? Но он поднимает свою руку и выступает против тех, которые готовы оставить его калекой. Этот человек проголосовал за Христа, когда протянул руку вперед.
А теперь обратим внимание на послушание этого человека. Мы читаем, что он протянул руку. Он сделал именно то, что сказал ему сделать Господь. И мы должны делать только то, что Христос предписывает нам. Мы должны просто положиться на Него. Бог повелевает: «Веруй в Спасителя и жив будешь». Никогда не забывайте, что спасение ваше именно в этой вере. Пусть люди молятся, и чем больше, тем лучше. Пусть исследуют Библию, но при этом помнят, что молитва и исследование Библии не должны занимать место веры во Христа. Если это произойдет, душа погибнет. Прочитаем отрывок: Ин.5.39,40 «Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную. … Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь». Человек сделал то, что требовалось от него, и получил вечную награду.
Обратим внимание на то, что этот человек не задавал никаких вопросов, хотя мог бы. Он вполне мог бы сказать: «Господин! Это непоследовательно. Ты велишь мне протянуть руку, но если я ее протяну, она у меня здорова. А если она на самом деле больна, то, как я могу поднять ее». Если проникнуть в суть, то именно в этих противоречиях и заключается вечная истина. Мы знаем, что человек мертв в своих грехах и преступлениях. Он впал в духовное и нравственное оцепенение, выйти из которого сам не может. Но всё же делает это, ибо Господь приказывает: Еф.5.14 «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Полагаем, что прежде этот человек несколько раз пытался протянуть руку, но у него ничего не получилось. А сейчас получилось. Как же такое могло произойти? Господь Иисус повелел, он сам хотел это сделать, вот и получилось. Представим себе, какой радостью засияли глаза этого человека, когда он увидел, что рука его здорова. Потом он поднял глаза на Того, кто исцелил его, упал на колени и долго восхвалял Его. Мы не можем объяснить, как происходит наше обращение, возрождение. Своей силой? Нет. Но когда Он дарует нам желание поверить, тогда появится сила сделать это по Его хотению.
В завершение поговорим о результате того, что этот человек выполнил повеление Господа. Исцеление его было очевидным фактом. Подчеркиваем, что оно было совершено мгновенно. Человек с парализованной рукой не стоял и не ждал, пока что-то произойдет. Он был исцелен сразу же. И исцеление это было совершенным, т.к. его больная рука стала такой же, как и здоровая. Стала такой же работоспособной, что и раньше. Он получил полное исцеление, хотя заняло это одно мгновение. Мы можем быть уверены, что навсегда исцелилась рука этого человека. Некоторые говорят, что и спасенные души отпадают от благодати и погибают. Мы в это не верим, потому что в Библии не написано нигде, чтобы после исцеления Господа исцеленному человеку опять становилось плохо. Такого не может быть. Наш Спаситель и Господь исцеляет раз и навсегда.
Неизбранные люди порой получают кратковременную благодать и теряют ее снова. Они обретают мир, который постепенно уходит. Но нужно постоянство, а постоянство есть только во Христе Иисусе. Рим.11.29 «Дары и призвание Божие непреложны». Христос никогда не заберет исцеление. Положиться на кого-нибудь и не сомневаться в нем можно только тогда, когда мы хорошего мнения об этом ком-то. Наша вера в то, что Бог правдив – это уже вера. Самое лучшее, самое полезное для нас – положиться на милость Божью во Христе Иисусе. Это и есть спасающая вера. Если милость Божья во Христе не спасет нас, мы погибнем. Пусть эта мысль будет нашим единственным упованием и основанием для уверенности. Мы можем без колебаний положиться на божественную любовь, которая проявилась во Христе Иисусе. Получив Божье прощение, мы всегда будем любить Спасителя Христа, Того, Кто простил нас. Если Он сделает нас свободными, мы освободимся мгновенно, сразу же, как только доверились Ему.
Господь! Просим, даруй нам Свои благословения во имя Иисуса Христа. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим, что без колебаний можем положиться на божественную любовь, которая проявилась во Христе Иисусе. Благодарим, что Иисус Христос напоминает, что ни одно установление Божье не запрещает творить в День Господень дела милосердия. Просим, помоги нам внимательно исследовать свое сердце, не прикрываемся ли мы учением нашего Спасителя, чтобы оправдать свое нежелание исполнять четвертую заповедь. Помоги нам не злоупотреблять данной нам свободой и не делать вид, что в этот день мы творим дела милости, которые на самом деле мы делаем только для самоудовлетворения. Помоги нам следить за собой и учить людей правильно относиться ко дню Господню. Во имя Иисуса Христа. Аминь.