ПРОПОВЕДИ
Послушание вождя войск Израиля Иисуса Навина
Иис.Нав.1.1-8 «Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который заповедал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих».
Некий ученый говорит, что по двери холодильника можно узнать, что важно для его хозяев. Во время исследований ученого было установлено, что в среднем на двери холодильника находится 52 предмета, включая школьное расписание, семейные фотографии и разнообразные магниты. Ученый называет холодильник «хранилищем семейной памяти». Господь может использовать нечто яркое, напр., фотографию или стих из Библии, чтобы напомнить о Своей верности или призвать повиноваться Его Слову. Обращаясь к израильтянам перед вхождением в Обетованную Землю, Моисей убеждал их хранить данные Богом заповеди. Втор.6.7,9 «Внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогой… и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих». Слово Бога, находящееся на видном месте, служило важным ежедневным напоминанием о Господе, Который вывел Свой народ «из дома рабства». Сегодня тоже Господь побуждает нас помнить, что, повинуясь Его Слову, мы можем положиться на Его верность и заботу, что бы ни ждало нас впереди.
Вернемся к нашей теме. Иисус Навин был призван Господом к повиновению. Он был вождем войск израильского народа, когда израильтяне собирались брать во владение обетованную им Богом землю, землю Ханаан. Но над ним стоял Главнокомандующий – Бог, направляющий его путь. Ему не было позволено идти по поводу своих собственных суждений, т.к. они – человеческие, потенциально ошибочные. Его путь сверялся по тому, что было написано в Книге Закона. То, что сказано ему, касается и нас с той лишь разницей, что мы не под Законом, а под благодатью. Но, тем не менее, существуют узы Евангелия, которыми мы связаны. Эти узы – Закон Христа, Закон, построенный на любви, а не на страхе. Нам не позволено строить служение по своим прихотям, ублажая собственные чувства. Нам также не позволено подгонять веру под свои представления о ней. Дети Христовы должны следовать по Его стопам, повиноваться Ему, выполнять Его приказы. Если мы не послушны Христу, то, можем быть уверены, что мы Христова Духа не имеем, т.е. мы не Его.
В нашей проповеди относительно повиновения, которое предписывалось Иисусу Навину, остановимся на мысли, что повиновение является проявлением нашей храбрости. Обратимся к тексту нашего эпиграфа: «Только будь тверд и очень мужествен». Эти слова предполагают, что будет тяжело и страшно. Повеление это звучит и для нас, христиан. При этом мы должны учитывать, что главное наше дело – повиновение Христу, не может быть исполнено ни одним человеком, если только он не уверовал во Христа. И не отдал Ему всего себя, не возложил на Него свои немощи для того, чтобы получить Его силу через Духа Святого.
Мир считает повиновение чем-то низменным, унизительным, полагая, что свобода достигается противлением. Мы можем слышать, как люди говорят: «Я хозяин своей судьбы, воля моя приведет к победе». Миру кажется, что к славе ведет свободомыслие. Если бы мир мог трезво воззреть на свою глупость, то увидел бы собственное, легко доказуемое заблуждение. Возьмем, напр., воинскую часть (где требуется проявление храбрости). В ней не тот ли считается лучшим и храбрейшим солдатом, кто выполняет приказы командира? И если в подчинении командиру нет ничего зазорного, то почему же зазорно подчиняться Всевышнему Командиру? Подчиняться Тому, Кто есть Господь господствующих и Царь царей. В случае с Иисусом Навином полное повиновение влекло за собой неимоверные трудности. Ему было поручено завоевать для израильтян всю землю за Иорданом. Для этого ему требовалось осадить города, окруженные высокими каменными стенами. И воевать с царями, воины которых ездили на железных колесницах. Если бы он не был смелым и одаренным воином, то отказался бы от борьбы. Но дух повиновения поддерживал его. Христианство некоторых людей строится лишь к нескольким шагам вслед за Господом Иисусом со взятым на плечи крестом. Об этом сказано и в Послании к евреям: Евр.12.4 «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха». Называть себя христианином просто, а вот жить христианской жизнью – нет.
При исполнении повеления Божьего не только трудности стояли на пути Иисуса Навина. Ему предстояло нажить много врагов. Так оно и случилось. Как только стало известно о разрушении Иерихона и падении Гая, местные цари объединились против него. Царям стало ясно, что не останови они Иисуса, он уничтожит их. Христианин порой находится в подобном ему положении. Он убедится, что нажил врагов даже из числа бывших друзей. Однако потеря друзей не будет большой потерей потому, что Господь Иисус восполнит утрату сполна. Мы, взявшие на себя крест, данный нам Им, должны помнить, что Он сказал: Лк.12.53 «Отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей». Господь Иисус – великий Миротворец, но миру Он несет войну. С приходом света тьма должна удалиться. Где обитает правда, там нет места лжи. Если вы обходите острые углы, то можете оставаться христианином и другом мира в некотором роде. Но если вы держитесь истины непреклонно, мир не признает вас. Тот, кто водит дружбу с миром, рано или поздно поймет, что он – враг Богу. Но если вы верны и преданы Всевышнему, люди восстанут против вас, потому что ваша стойкость обличает их в грехах.
Иисусу Навину, как вождю, пришлось повиноваться Богу многие годы. Захватив один город, он должен был осадить следующий. Вся жизнь христианина – война. Как только мы омылись Кровью Христа и облачились в Его праведность (т.е. стали истинными верующими), мы должны начать прорубить свой путь через шеренги врагов, не останавливаясь до самого конца нашей жизни. Поэтому сказано в Библии: Мф.10.22 «И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется». Спасется не новичок, уповающий на собственные силы, и потому скоро выбивающийся из них. А тот, кто препоясался поясом божественной благодати, кто ведется Святым Духом. Если мы следуем за Христом, нам часто придется сталкиваться с обычаями мира. С миром мы столкнемся даже дома, если жена наша и дети не спасены. Истинному христианину необходимо храброе сердце. Ему нередко придется сказать: «Я не могу и не хочу иметь дело с этим». И чаще всего это придется сказать другу, отцу или брату. Какие бы последствия не грозили христианину, он должен поступать именно так. С Богом мы не проиграем. И если нам придется пострадать ради правды, Бог благословит нас.
Второй урок, который мы должны извлечь из слов Бога к Иисусу Навину: сущность повиновения – в точном исполнении требования. Ст.1.8 «Да не отходит эта книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано; тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно». Послушание проявляется в мелочах. Представим себе начальника фирмы, который хвастается: «У меня такой заместитель, что за полгода не пропадает ни рубля». Эти слова имеют вес. Но что бы подумали люди, если бы услышали такое свидетельство: «У меня такой заместитель, что за полгода не пропадает и ста тысяч рублей». Итак, оценка дается по мелочам. В отношении Бога то же самое. Точность исполнения всех заповедей Христа является сутью истинного послушания. Исполнять одно-два установления Христа недостаточно, необходимо стремиться к полному повиновению. И если мы не будем так поступать, то никогда не найдем полного утешения, никогда не окунемся в любовь Христа.
При анализе нашего эпиграфа обратим внимание на то, что путь повиновения – путь строго по заповеди: «не уклоняйся от него ни направо, ни налево». Зачастую может показаться, что истина лежит по правую или по левую руку, но, чаще всего, это не так. И там, и здесь – крайности. Полагаем, что это верно относительно десятков тысяч ситуаций в нашей жизни, и особенно – в духовной. Всегда стойте на том, чему учит вся Библия, а не отдельные стихи из нее. Ищите в ней параллельные места. Иначе вы исказите смысл Божьего учения. Эта истина верна и в отношении служителей церкви. Есть люди, которые говорят: «Служители от Бога, они проводники благодати». Другие перебивают их, говоря: «Никакие они не проводники. Мы сами способны постигать истину, нам проводники не нужны». Полагаем, что истина лежит где-то посередине. Мы за служителей, их воздвигает Бог по Своему усмотрению. Но мы против возведения служителей в недосягаемый ранг. Эта истина верна и в отношении таинств: крещения и Святого Причастия. Некоторые считают, что крещение и участие в Святом Причастии (Вечере Господней) спасает людей. Другие полагают, что и то, и другое – просто ритуалы. Безусловно, в свете послушания Богу человек должен креститься и принимать участие в Вечере. Кроме того, крещение и Вечеря – видимые символы благодати Божьей. Ими нельзя пренебрегать, но спасения они не дают.
Правило золотой середины должно применяться и в отношении нашей речи. С одной стороны, нельзя быть чрезмерно многословным, а с другой – в скупости слов нет ничего хорошего. Если перед нами грех, то молчание недопустимо, но неудержимый поток слов, нескончаемое нравоучение не принесет ничего хорошего. Не следует советовать, когда в советах нет нужды, но также не следует трусливо молчать, когда надо свидетельствовать о Христе. Сказанное можно отнести и к вопросу о рвении. Есть такие люди, чьи головы чрезмерно горячи. Они хватаются буквально за всё, делают и то и другое, и еще что-то кроме этого. Они пытаются организовать пробуждения, которые не могут являться таковыми по сути. (Хорошего результата не будет без Божьей помощи). Но есть и такие люди, которые ворчат: «К чему вся эта шумиха? Бог сделает Свое дело, спасет тех, кого предопределил к спасению. Не надо Ему мешать». (Но Бог чаще всего действует через людей.) Т.о., истинное рвение должно быть благоразумным. Спаситель Христос мог присутствовать на пиру с грешниками и радоваться с радующимся. Но, в то же время не идти на поводу у мира. Радость, счастье и веселье не должны покидать христианина. Но, в то же время, всё это требует присутствия Святого Духа, удаляющего от него всё пошлое и кощунственное. Благоразумное использование времени – обязанность христианина. У него должно быть время и на работу, и на общение с Богом, и на церковь и на семью.
Теперь обратимся к завершающим словам нашего эпиграфа: «дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих». Не обманывайтесь мыслью, что если человек будет поступать благочестиво, то непременно будет вознагражден материально. Вероятно, что какое-то время прилежание такого человека будет способствовать его процветанию. Но Бог не ставит благосостояние в зависимость от послушания. Напротив, часто случается, что на пути следования за Христом верующие какое-то время больше теряют, чем приобретают. Поэтому Библия готовит нас к странствованию длиной в жизнь без гарантии материального благословения. Однако впоследствии нас ожидает истинное богатство. А если кто всё же процветает, тех предостерегаем: держитесь ближе к Слову Божьему, содержите совесть в чистоте, и вы приобретете лучшее богатство. Однако это богатство вы увидите лишь в вечности.
Больно встречать пустословов, утверждающих, что они христиане, но не подтверждающих это высокое звание послушанием. Их поведение делает христиан посмешищем в глазах мира. Таковые идут вслед чего угодно и кого угодно, оставляя в стороне Иисуса Христа.
Господь! Молим Тебя, чтобы Ты соделал каждого из нас послушниками Твоей святой воли. И чтобы Дух Святой вел нас по этой жизни и довел до победного конца. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим Тебя за терпение и прощение. Просим, помоги нам следовать Твоим путем и жить в послушании. Ты любишь нас слишком сильно, чтобы попустительствовать нашим грехам. Твое исправление не бывает во вред, а напротив, исцеляет. Ты – Бог всякого утешения. Дай нам всегда помнить слова Спасителя Иисуса Христа: «Кто от Бога, тот слушает слова Мои». Когда мы читаем или слушаем Твое вдохновенное Слово, пусть Святой Дух научит нас. Помоги ходить путем послушания, прислушиваясь к Твоему голосу. Благодарим Тебя за Твои напоминания. Мы знаем, что всё, о чем Ты говоришь в Своем Слове, служит нашему благу и Твоей славе. Просим, помоги нам быть решительными и исполнить Твою волю. Помоги нам избегать непослушания в деле, порученном Тобой. Мы благодарны за каждое напоминание о Твоей верности и заботе. И просим, помоги нам почтить Тебя, повинуясь Твоем Слову. Аминь.