ПРОПОВЕДИ
Чтобы вы шли и приносили плод (на Праздник урожая).
Ин.15.16 «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли и проносили плод. И чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам».
Христос ясно заявляет ученикам: не их заслуге, а Его благодати надо приписывать то, что они получили такую честь. Отрицая, что они Его избрали, Он хочет сказать следующее: всё, что у них есть, они обрели не по собственному усердию и умению. Некоторые люди говорят о сотрудничестве божественной благодати и человеческой воли, но это противопоставление. Оно присваивает одному Христу то, что некоторые делят между Ним и человеком. Человек не ищет Христа по собственной воле, пока его самого не начнут искать. Если будущие апостолы избраны к своему служению без каких-либо заслуг, то, тем более, наше избрание незаслуженно, то избрание, которым из детей гнева и проклятия мы становимся наследниками вечной жизни. Этими словами охватывается всё когда-либо данное ученикам достоинство. Намерение Христа состояло в следующем: подвигнуть учеников к усердному исполнению своего служения. Чем больше мы обязаны Ему, тем более мы должны быть пылкими в исполнении заповеданного Им служения. Иначе мы не избежим обвинения в неблагодарности. Отсюда явствует: более всего нас побуждает жить благочестиво и свято признание того, что мы обязаны Богу всем, и не имеем ничего от себя. Т.о., как начало нашего спасения, так и все его части проистекают из Его незаслуженного милосердия. То, что Его слова истинны, видно из следующего: Он избрал апостолами тех, которые казались самыми неподходящими для этого людьми. В их лице Он хотел явить нам вечный памятник своей благодати. Ап. Павел неоднократно заявляет, что он сделан апостолом, поскольку это было угодно Богу.
«Чтобы вы шли и приносили плод». Теперь Христос объясняет, зачем Он ранее напомнил им о Своей благодати: для того, чтобы сделать их пламенными в служении. Достоинство апостола далеко не праздная привилегия. Ученикам предстояло сражаться с великими трудностями. Сказанное относится и к каждому христианину. Христос дает им стимул не избегать трудов, невзгод и тягот. Его довод исходит из цели служения – «чтобы вы шли и приносили плод». Едва ли кто может серьезно относиться к делу, если не надеется на его успешность. Поэтому Господь возвещает апостолам: их усилия не будут бесполезны, если только они готовы Ему повиноваться. Он не только предписал то, чего требует их призвание, но и обещал успех, чтобы они не ослабли и не унывали. Едва ли можно выразить, сколь важно это утешение перед лицом тех многочисленных искушений, которые выпадают на долю служителя Христа, всех верующих. Итак, всякий раз, когда мы видим, что терпим неудачу, пусть нам придет на память следующее: Христос непременно сделает так, что наш труд окажется не пустым и не напрасным. Ибо это обетование полезно, прежде всего, тогда, когда кажется, что нет никакого плода. Все, сообразующиеся с миром, часто высмеивают наши усилия как неразумные. Словно мы впустую стремимся смешать небо с землей. Ведь плод чаще всего, не соответствует нашим ожиданиям. Но Господь обещал, что вознаградит наш труд, хотя награда эта и сокрыта на время. Так что будем усердно стремиться приносить плод, невзирая на насмешки мира сего.
Но спрашивается: почему Христос назвал этот плод вечным, сказав: «и плод ваш пребывал». Евангельское учение обретает для Христа души в вечное спасение. И многим кажется, что в этом состоит вечность плода. Но мы можем рассмотреть эти слова шире: Церковь будет стоять до самого конца времен. Ведь труд апостолов и сегодня приносит свой плод. И проповедь наша не ограничена одним столетием, но распространяет Церковь всегда и везде. Она может иметь успех и после нашей смерти. Говоря же «плод ваш» Христос выражается так, словно этот плод порожден их усердием. Но ап. Павел учит: и орошающий и насаждающий есть ничто. Действительно, дело Божье в созидании Церкви столь славно, что его нельзя приписывать людям. Однако Бог являет Свою силу через людей и, чтобы они трудились не напрасно, присваивает им то, что принадлежит лишь Ему. Но будем помнить: Христос столь щедро одаривает учеников не для того, чтобы те возгордились, но чтобы еще больше их воодушевить.
Коротко рассмотрим толкование слов «чего ни попросите». Эти слова естественно вытекают из предыдущих слов. Ведь евангельское служение требует много человеческих сил. К этому добавляются бесчисленные нападки сатаны, которые можно выдержать лишь с божественной помощью. Т.о., чтобы апостолы не пришли в уныние, Господь приходит им на помощь и как бы говорит: «Если вам станет недоставать сил исполнять свое служение, Отец Мой всегда будет рядом. Ведь, поставив вас служителями Евангелия, Отец всегда готов протянуть вам руку помощи всякий раз, как вы попросите это во имя Мое». Евангелисты порой впадают в леность, а иногда совершенно отчаиваются. Но это происходит лишь потому, что они не усердны в молитве. Всякий евангелист, согласившийся, что успех дела зависит от одного Бога, со страхом и трепетом будет подносить Ему в жертву свой труд. И наоборот, если кто, уповая на свое усердие, станет пренебрегать Божьей помощью, он, когда дело дойдет до битвы, бросит оружие, а если нет, то, много стараясь, ничего не достигнет. Итак, коротко изложили, как мы можем приносить плод.
Спаситель Иисус Христос приводил много примеров из сельскохозяйственной жизни, объясняя тайны Божьего Царства. В притче о сеятеле (Мф.13) Он сравнил Божье Слово с семенами, упавшими на разные виды почвы. И, хотя результат был разным, сеятель был верен своему делу, зная, что часть семян обязательно упадет на добрую почву и принесет обильный плод. Мы, христиане также призваны сеять семена добра во всех местах и во всякое время. Бог усмотрит, как вырастить урожай, а наше дело – сеять. Он желает, чтобы мы сеяли добро и правду. Прит.11.18 «Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду – награда верная». Нечестивые, грешники самым грубым образом обманывают самих себя. Они строят дом на песке, который подведет их, когда придут штормы. Они надеются благодаря греху иметь то, что они никогда не получат. Более того, грех перережет человеку горло, улыбаясь ему: «Рим.7.11 «грех… обольстил меня и умертвил». А тому, кто благочестив и основным делом жизни считает делать добро для других, таковым «награда верная». Если ты правильно сеешь, то получишь хороший урожай. Гал.6.8 «Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление; а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Ответ на вопрос «Что сеять» прост: «Сейте то, что хотите пожать». Чтобы собрать добрый урожай, начните сеять семена праведности и добра.
Ап. Павел в Послании к римлянам говорит о двойственной цели праведности. Настоящий плод праведности мы собираем уже в этой жизни, а в будущем надеемся и на жизнь вечную. Рим.6.22 «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами праведности, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная». Описывая полную противоположность положению во время служения греху, ап. говорит, что люди, освобожденные от греха и ставшие слугами Бога, сначала получают от этого плод в том, что они становятся угодными Богу, а затем в конце обретают жизнь вечную. Слова «освободились от греха» означают: свободны от служения ему и стали рабами Богу. Служение греху повлекло за собой уже здесь во времени постыдные дела, унижение и стыд. А служение под властью Бога, напротив, влечет за собой освящение. Служение греху получает в награду вечную смерть. Служение под властью Бога заканчивается вечной жизнью. Апостол говорит: «Когда вы освободились от греха и стали рабами праведности» (Богу), вы получаете плод, плод Духа Святого, новую святую сущность или, как написано здесь, «святость», т.е. вы становитесь всё более и более освященными. «А конец – жизнь вечная». Здесь мы вновь замечаем, как осторожно говорит апостол. Он не говорит, что наградой нового освященного служения является жизнь, как он ниже, сказал «Плата за грех – смерть». Теперь он отказывается от естественного противопоставления в выражении и говорит: «конец, т.е. исход – жизнь вечная». Так осторожен апостол, чтобы не дать повода к мысли о том, что вечная жизнь является наградой за послушание наше. Но то, что он здесь действительно думал об этом ложном мнении, мы замечаем из следующего стиха, в котором он ясными словами говорит: Рим.6.23 «плата за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, господе нашем». Всё это должно вызывать в нашей душе ненависть и ужас к греху, а также любовь и желание праведности.
Рассмотрим на примере двух великих людей, Джона Уэсли (центральная фигура евангельского пробуждения в 18-ом веке и основатель методизма) и Марка Твена разницу между праведником и нечестивцем (неверующим), о которой говорится в 1-м псалме. Когда Уэсли умирал в возрасте 87 лет, сохранив радость, силу и способность трудиться, он приподнялся на постели, окинул взглядом скорбящих родственников и друзей и сказал: «Как хорошо, что с нами Бог». Марк Твен умирал в 75. К старости писатель стал совсем угрюмого нрава и писал вот что (мы сокращаем): «На свет рождаются мириады людей. Они трудятся, проливают пот, …грызутся и дерутся и тут к ним подкрадывается старость, одолевают немощи, судьба забирает у них тех, кого они любят и радость жизни превращается в постоянную ноющую боль тоски. …они исчезают из мира, где они никому не были нужны…» Если мы верим Богу и ради Него живем, мы будем, как Уэсли, походить на деревья плодоносящие. Пс.1.3,4 «И будет он, как дерево … которое приносит плод свой… Не так – нечестивые, но они – как прах, взметаемый ветром». Праведник будет как дерево плодоносящее. Это результат его благочестивой жизни. Он размышляет о Законе Божьем, живет по Закону, т.е. экипирован для всякого доброго слова и дела. Он благословлен Господом и божественные благословения производят действенные результаты. Никакое хорошее дерево не может вырасти само по себе. И благочестивый человек является насаждением Господа и поэтому Он должен быть прославлен в нем. Всякая его деятельность принесет обильные плоды. Нечестивец и праведник в общем смысле являются полной противоположностью». «Не так – нечестивые». Они не таковы. Они стоят на пути грешных, и сидят в собрании развратителей. Они не приносят добрые плоды, а лишь дикие ягоды. Итак, если мы верим Богу, мы будем, как Уэсли, походить на плодоносящие деревья. Мы сможем радоваться и быть спокойными даже в тяжкие для нас дни. Если же мы Бога отвергнем, наша жизнь будет похожа на прах, взметаемый ветром, она будет пуста и не принесет нам счастья. Выбор ясен. Или вера в Бога и вечная радость, или неверие и вечные сожаления.
Бог никогда не оставляет праведных и не предает их в руки врага. Пс.57.12 «И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! Итак, есть Бог, судящий на земле». Иногда человек, увидев суды Божьи над нечестивцами в этом мире, говорит эти слова. В результате мировоззрение некоторых так изменится, что они добровольно признают Бога и возблагодарят за то, что Он дал им увидеть Свое мщение. Благодарят за то, что Он существует, что Он щедро награждает боящихся Его. Какой бы ущерб ни был нанесен праведнику, какие бы трудности за свою веру ему ни пришлось претерпеть, в итоге он не только ничего не потеряет, но получит неизреченные блага. Даже в этом мире для праведников есть награда. Бог является праведным Правителем мира и безусловно воздаст врагам Своего Царства. Хотя нечестивцы порой процветают и с пренебрежением смотрят на божественную справедливость, тем не менее, они увидят, что миром правит не случай, а Личность бесконечной мудрости и справедливости. Он руководит всеми делами людей, направляет и располагает их в соответствии со Своей волей для Своей славы. И Он накажет нечестивцев не только в грядущем мире, но часто и на Земле, чтобы о Господе узнали по судам, которые Он совершает. И восприняли их они как залог грядущего суда.
Господь! Просим, помоги нам искать Твоего благоволения и пусть Тебе принадлежат все суды. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы благодарим за то, что всё, что у нас есть, мы приобрели не по собственному усердию и умению, а благодаря Тебе. Ибо более всего нас побуждает жить благочестиво и свято признание того, что мы обязаны Богу во всем, и не имеем ничего от себя. Мы благодарим, что наши усилия приносить плод не будут бесполезны, если только мы готовы будем повиноваться Иисусу Христу. Благодарим, что Христос непременно сделает так, что наш труд окажется не напрасным. Ибо Он всегда готов протянуть нам руку помощи. Благодарим, что Ты обещал вознаградить наш труд. Просим, помоги нам сеять семена добра и праведности во всех местах и во всякое время. Во имя Иисуса Христа. Аминь.