ПРОПОВЕДИ
Должен ли соблюдать христианин Закон Моисея?
Пс.118.1-3 «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Они не делают беззакония, ходят путями Его».
Евангелие учит, что каждый человек, кто попытается получить прощение своих грехов за собственные заслуги, будет постыжен. Через Ветхий Завет Бог говорит, что исполняющий Закон будет жив. А в Новом Завете читаем, что прощение получают не по делам Закона. Не заслуживают ли порицания попытки спастись через исполнения определенных предписаний? Т.к. Бог говорит, что делами Закона не оправдается перед Ним никакая плоть (невозрожденный человек не способен на это), то не глупо ли искать оправдание там, где его невозможно найти? С нашей стороны будет безнадежной попыткой обмануть Бога в надежде предъявить Ему свою собственную праведность, совершая очевидные упущения и прикрывая их благотворительностью и лицемерной покорностью Богу. Если человек стремится исполнить все заповеди для того, чтобы таким образом заработать спасение, то этот человек зайдет в тупик. Но когда человек покаялся, когда он обратился к Иисусу Христу со спасительной верой и получил оправдание, тогда у него появляется побуждение и способность соблюдать предписания Закона, стандарта угодной Богу жизни.
С этого времени для такого человека послушание Богу становится самым важным делом. Он с радостью стремится быть послушным Богу из чувства благодарности за всё, что Бог сделал для него. Будет заблуждением думать, что если Христос освободил нас от исполнения Закона, то теперь мы уже можем пренебречь им, соблюдением моральных норм. Мы усыновлены Богом. Ребенка могут не касаться наказания полиции, но он находится под надзором родителей. От них он может ожидать как одобрения, так и порицания. Христиане не понесут наказания за свои грехи, за нарушение Закона, поскольку их вина была возложена на нашего Спасителя Иисуса Христа и искуплена Им. Но это не освобождает их от ответственности перед Богом за свои поступки. Однако необходимо отметить, что наказания Божьи, какими бы строгими и невыносимыми не казались, для Своих чад сопровождаются помилованием и Божьим утешением. За Божьим возмездием всегда следует помилование тем, кто стремится исполнить Его волю, кто прислушивается к Его голосу. Заповеди, данные Самим Богом, являются для нас несомненной ценностью. Если мы их придерживаемся, мы выражаем Богу свою признательность за то, что Он дал их нам. Мы, христиане, должны учитывать один важный факт: мы получили к исполнению не только те заповеди, которые нам нравятся. Не только те, которые мы избрали для себя сами. Но все без исключения. Не будем пренебрегать ими, проявим в этом наше старание, если желаем получить Божье благословение.
Рассмотрим более подробно стихи нашего эпиграфа, т.е. стихи Пс.118.1-3. В этих стихах псалмопевец показывает, что благочестивые люди счастливы. На самом деле они имеют благословение сейчас и будут иметь его в дальнейшем. Блаженство, т.е. устойчивое счастье, – это то, на что претендует каждый из нас, к чему мы стремимся. Все люди хотели бы быть счастливыми, но лишь немногие встают на правильный путь. Господь показывает нам правильный путь, который, несомненно, приведет к счастью, хотя будет тесен и узок. Блаженны лишь те, которые внимательно следят за тем, как они идут. Им важно не свернуть по неосторожности в сторону и не упасть в лужу, не испачкать свою одежду. Единственный способ избежать извращения своего пути – это придерживаться всех Божьих заповедей, почитать и исполнять их. Мы можем и не заметить, что любое отступление от Закона несет на себе грязь для души и совести.
Для того чтобы испытать подлинную радость полного послушания, послушание необходимо сделать делом привычки. Такое послушание в корне отличается от простого раболепия и лицемерной покорности. В пути можно сесть на дороге и тем самым сохранить свою одежду и самого себя в чистоте. Но Господь не этого требует от нас. В христианской жизни должно прослеживаться активное послушание, поскольку приобрести благословение Божье можно только через успех, через плод в практической жизни. Так же очевидно, что если человек поступает неблагочестиво, то его суждения тоже неблагочестивы. Мудрость не будет долго удерживаться в голове человека, который однажды впустил в сердце глупость. Невозможно чистому богословию и грязной морали жить бок о бок в одном и том же человеке. Знание Заповедей Божьих на деле ничто без свидетельства своей жизнью, своими поступками. Как можем сказать, что мы служим Богу от всего сердца, если часть нашего сердца всё еще во власти греха? Блаженны только те, кто ищет Бога от всего сердца. Следовательно, мы должны помнить о том, что необходимо придерживаться всех Божьих заповедей, чтобы испытать подлинное благословение в христианской жизни. Бог говорит со Своими детьми на языке любви, а не на языке Закона. Но дан нам Его Закон и дан для того, чтобы наш путь был освящен, чтобы мы имели в своей жизни истинные ориентиры. Т.к. мы знаем, что каждая Божья заповедь обоснована Им Самим, то нашим естественным желанием должно быть исполнение всех заповедей. Никто не молится так: «Господи, прошу Тебя, удержи меня от больших и явных грехов, но позволь мне совершать некоторые маленькие грешки, которые мне так нравятся». Это молитва не слуги Божьего, а слуги дьявола. Наше сердце, которое обновлено благодатью, должно быть свободно от греха.
Самой приоритетной задачей для нас должно быть прославление Христа. Тем не менее, мы не имеем право говорить: «Буду исполнять только те заповеди, которые определяют мое отношение к Богу, а вторая скрижаль Закона Моисея не для меня». Истинный христианин будет иметь стремление и желание любить своего ближнего как самого себя. По благодати работы в нем Святого Духа он будет преуспевать в праведности и святости, как перед людьми, так и перед Господом.
Итак, блажен (счастлив) тот, кто: (1) Подчиняет все свои действия воле Бога, и во всех путях своих руководствуется волей Господа как правилом. Божье Слово для него закон не только по тому или иному случаю, но во всех его путях. Он не выходит за ограждения Закона, не осмеливается его нарушить, совершив нечто, им запрещенное. Это и есть «хождение путями Господа» (ст.3), которые Он для нас разметил и нам предназначил. Мы должны ходить этими путями, а не путями мира или собственной греховной природы. (2) Искренен в религии – «непорочен в пути». Он не только хранит себя от осквернения грехом, но и чист в своих намерениях. (3) Оправдывает доверие, оказанное ему как исповедующему Бога. «Хранящие откровения Его», т.е. сохранил в чистоте и целостности Слово Божье, как бесценное сокровище. «Ходящий в Законе Господнем» должен хранить Божьи истины. Тот, кто в душе не является приверженцем добрых принципов, не будет стремиться к совершению добрых поступков. Выражение «откровения Господа» может обозначать Его завет. Ковчег завета назван в Библии «ковчегом откровения». Тот, кто не соблюдает Божьих заповедей, не соблюдает и завета Господа. (4) «Всем сердцем ищущие Его». Устремил свой взгляд только на Бога как свою главную и единственную цель в религии. Его цель – чтобы Господь прославился в его послушании, благочестивой жизни и благословил его. «Всем сердцем», потому что если его сердце разделилось между Богом и миром, то это губительно. (5)»Они не делают беззакония», т.е. он старательно избегает любого греха, он не позволяет себе никакого греха. Грех не является его привычным занятием или ремеслом. Блажен тот, кто приучил себя «всегда иметь непорочную совесть».
Истинный христианин не только считает, что соблюдать Закон Божий – значит поступать мудро и правильно. Он очарован его святостью, преклоняется перед ним. Нет для него большего счастья, чем ходить в Законе Господнем. Истинная вера всегда воплощается в действии, она родит в нас желания сообразовываться с ним в ежедневной жизни. Чистота в путях – истинное блаженство. Если мы сами не можем даровать его, мы можем рассказать другим, где можно приобрести его. А если его нет у нас самих, тогда нужно, чтобы душа наша с еще большим рвением стала искать его. Предлагаем обращаться к Господу примерно такой молитвой: «Господи! Я еще не так блажен, как те, кто ходит непорочно Твоими путями, но много размышляю об их блаженстве. Прошу, дай мне его, ибо это стремление моей жизни».
Вера в Бога и доверие Ему является одной из самых главных заповедей: Деяния 16.31 «веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься». Пс.4.6 «Приносите жертвы правды и уповайте на Господа». Но нам нельзя забывать и о нравственных заповедях, нельзя пренебрегать ими. Бог желает видеть нас благочестивыми в практической жизни. Мы не имеем права считать нравственные заповеди чем-то маловажными и необязательными. О некоторых людях говорят, что они усердны у алтаря, но ленивы в лавке. Христиане не должны проявлять нерадение в жизни практической. Грустно встречать необязательных христиан. Они могут пообещать, что в пятницу вечером вы будете держать в руках нужную вам статью, но этого не произойдет до следующей среды. Такое поведение может предстать в глазах других людей ложью. Такой человек порой заявляет, что подобные мелочи мало значат для такой духовной величины как он. Ему надо попытаться увидеть себя глазами других людей. Христианин не может духовно возрастать мнимой святой жизнью в то время как общепринятые моральные нормы пренебрегаются им. Все наши разговоры о Христе и весь наш духовный опыт ничего не значат, если совесть не упрекает нас за пьянство, невыполненные обещания, нечестное ведение дел ради собственной выгоды и т.п. Безнравственный человек никогда не сможет увидеть благосклонное лицо Господа Иисуса.
Христианин ответственен за происходящее у него дома. Ч. Сперджен пишет о человеке, живущего в деревне. У него была привычка ходить по другим деревням вместе с проповедниками, участвовать в делах милосердия, евангелизационных мероприятиях. Единственным местом, где его трудно было найти, был его дом. Один из его сыновей умер от алкогольного отравления, когда достиг совершеннолетия. И остальные его сыновья имели дурную славу в том месте, где жил этот человек. Несомненно, он очень много сделал для блага многих семей, но только не для своей собственной. Поступать так нельзя. Бог в первую очередь спросит нас за тех, за кого мы были обязаны нести ответственность.
В христианской жизни поступки могут быть классифицированы как имеющие общественное и личностное значение. Некоторые христиане пренебрегают общественными делами и заботятся в основном о себе. Другие же обращают внимание на всё, что касается других людей, но пренебрегают тем, что касается их собственной жизни. Это неразумное выполнение христианских обязанностей. Иногда мы подразделяем наши христианские обязанности на второстепенные и главные. Некоторые из Божьих повелений могут показаться нам маловажными. Но человек, который по-настоящему любит Бога, будет внимательно следить за исполнением даже самых маленьких, по его мнению, заповедей. Известно, что в семейной жизни именно мелочи могут доставить либо большую радость, либо большое огорчение. В христианской жизни, сделав именно какую-нибудь мелочь, мы сможем поддержать нашего брата по вере и прославить Бога. Несомненно, христиане имеют желание приближаться к праведности и совершенству, которым обладал Господь Иисус. С каждым днем мы должны приближаться со всё большим и большим упорством и постоянством к полному исполнению всех заповедей Божьих. Каждое упущение будет приносить нам боль, будет нам стоить горького раскаяния.
Человек был блаженным, когда он был безгрешным, послушным. И если человечеству когда-нибудь суждено вновь обрести блаженство, оно должно будет найти его там, где его потеряло – в сообразовании с заповедями Божьими.
Господи! Просим, помоги нам ходить святыми путями, ибо так повелеваешь Ты. Помоги исполнить все Божьи заповеди. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Евангелие учит, что каждый человек, кто попытается получить прощение своих грехов за собственные заслуги, будет постыжен. В Библии сказано, что делами Закона не оправдается перед Богом никакая плоть. Но искренне верующий человек с радостью стремится быть послушным Богу из чувства благодарности за всё, что Бог сделал для него. Просим, дай, чтобы послушание Ему, Его заповедям, стало для нас самым важным делом. Помоги следовать Твоим путем и жить в послушании. Благодарим, что Ты помилуешь всех тех, кто стремится исполнить Твою волю, кто прислушивается к Твоему голосу, кто ищет лица Твоего. Мы поклоняемся Тебе, Иисус Христос, как совершенному Сыну Божьему. Благодарим, что Ты даровал нам возможность победы над грехом. Просим, помоги нам исполнять все Божьи заповеди без исключения. Дай нам блаженство, ибо это стремление нашей жизни. Аминь.