ПРОПОВЕДИ
Славе христиан предшествует их смирение.
Прит.15.33 «страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение».
Благодать не может существовать без смирения. Промысел Божий всегда уничтожает гордость, славе чад Божьих предшествует смирение. Без смирения нас станет искушать слава людская, мы больше будем стремиться к ней, чем к блаженной славе неба. Подлинное смирение, признающее нашу порочность, открывает для нас силу Евангелия. Чем ниже спустишься в смирении, тем выше вознесешься во славе. Чем глубже заложишь основание смирения, тем выше подымешь кровлю чести. Господь Иисус прошел по этому пути. Он претерпел муки Креста, и только потом получил венец славы. Мы видим, насколько выгодно исполнять свой долг: подчиняться Богу и уважать других людей. В Книге притчей написано: «Страх Господень является началом мудрости». Придерживаясь принципов религии, мы исправим свои ошибки, улучшим собственное знание, и оно будет самым лучшим и надежным водителем на нашем жизненном пути. Благоговение перед Богом, присутствующее в нашем смиренном духе, направит нас к самому мудрому решению и накажет, если мы что-либо безрассудно делаем. Страх Господень помогает нам поддерживать в себе уважение к другим людям. Смиренный человек будет превознесен здесь и в другом мире.
Хорошую иллюстрацию оставил детям Божьим некий английский проповедник, умерший в преклонном возрасте в тридцатых годах 20-го столетия. Он сказал: «Когда-то думалось мне, что дары Божии расположены, как на этажерке, и что, по мере нашего духовного роста, мы всё легче овладеваем находящимися наверху дарами. Но потом я убедился, что это не так, и что дары Божии расположены в обратном порядке, так что полочки надо считать не снизу вверх, а наоборот, сверху вниз. И чтобы получить наивысшие дары, нам нужно склоняться всё ниже и ниже». Вспомним слова Христа, стих Мк.9.35 «И сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
«Недостаточно амбициозен». Вряд ли кто-то захочет увидеть такие слова в своей характеристике. В деловом мире недостаточно амбициозные люди редко достигают вершины карьеры. Но у этого вопроса есть обратная сторона. Чаще всего амбициозность – следствие гордости и самовозвышения, а не стремления послужить другим. Так было со многими израильскими царями Ветхого завета, включая и самого первого – Саула. Он начал в смирении, но постепенно уверился, что его положение заслужено им по праву. И забыл об особом поручении Бога – руководить Израилем так, чтобы все другие народы увидели славу Божию. Саул стал думать только о своем положении и почете. И Бог отверг его.
Офицер вел свои войска по трудной дороге, уговаривая солдат, чтобы они не страшились никаких трудностей. Вдруг один из солдат сказал ему: «Ваше благородие, вы – на лошади, а мы, бедные солдаты, должны идти пешком». Офицер спрыгнул с лошади и предложил ему свое место. Не успел солдат сесть на лошадь, как шальная пуля убила его. Тогда офицер сказал солдатам: «Видите ли, чем выше место, тем оно опаснее». Он снова сел на лошадь. На высоких местах может устоять только тот, кого Бог должным образом подготовил. Враг направляет свое оружие обыкновенно на идущих впереди, чтобы поразить руководителей. Поэтому будем довольны тем местом, которое Бог указал нам.
Господь Иисус говорит, чему мы должны научиться у Него. Мф.11.29 «Я кроток и смирен сердцем». Истинность Его слов была многократно подтверждена. Во-первых, Он кроток, и поэтому может снисходить к невежественным людям, на которых другие гневаются. Многие способные учители бывают нетерпеливы и горячи, что обескураживает медлительных и туповатых людей. Но Христос умеет обращаться с таковыми и знает, как открыть их разумение. Во-вторых, Он смирен сердцем. Он снисходит до того, чтобы учить малограмотных и новичков. Он набрал Себе учеников не в академиях, а при море. Он снисходил к самым посредственным ученикам. И мы, Его ученики, должны быть такими же.
Давид знал, что Бог благоволит к истинному покаянию. И он учит нас: Пс.50.19 «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Все жертвы сводятся к упованию на заслуги Иисуса Христа. Такое упование обитает в сокрушенном и смиренном сердце. Богу более угодно сердце, оплакивающее свой грех, чем телец, истекающий кровью под ножом приносящего жертву священника. Выражение «дух сокрушенный» означает глубокую скорбь, сильное переживание. Оно несет в себе идею душевных мук, сокрушающих сердце человека. Смиренный и сокрушенный дух назван жертвой Богу потому, что Всевышний ценит такое состояние сердца. Такое сердце проявляет послушание. Человеку свойственно презирать отверженных. Бог же смотрит на них иначе. Что высоко у людей, то мерзость перед Богом. И наоборот: Он любит то, что человек презирает. Бог никогда не отвергал и не отвергнет человека смиренного, сокрушенного сердцем, потому что Бог – совершенная любовь. Но Он принимает смиренное и сокрушенное сердце только через Иисуса Христа. Без веры в Него нет истинного покаяния.
В Псалме 137 Давид говорит о том, что может служить чаду Божьему утешением. Пс.137.6 «Высок Господь и смиренного видит, и гордого узнает издали». «Высок Господь». Он пребывает на высоте небес в недосягаемом величии, могуществе и славе. Он не нуждается ни в одном из Своих творений, однако Он «смиренного видит». Он смотрит на него с благоволением, думает о нем с нежностью и заботой, слушает его с вниманием и защищает от всякого зла, ибо доволен им. Рано или поздно Господь облечет его во славу, в то время «как гордого узнает издали». Для этого Ему не надо подходить к нему близко, чтобы разглядеть его тщеславие, суетность, никчемность. С ним Господь не вступает в общение. Он вызывает в Нем отвращение и неприязнь, Он отрекается от него и отвергает его.
В Книге притчей сказано: Прит.29.23: «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь». Геродот высказался так: «Бог не потерпит, чтобы смертный человек думал о себе высоко. Ибо человек сам по себе – ничто». Мир судит о значении человека по внешнему виду, но только Бог может дать истинную значимость. Настоящее величие заключается в смирении. Нашу честь определяет наше смирение. Некий богослов пишет: «Если мы обретем такое же смирение, как у нашего Спасителя Христа, мы обретем такую же славу, как у Него».
Народ Божий состоит из молящихся людей. Характер праведных, чьи молитвы Бог слышит, заключается в том, что они имеют сокрушенное сердце и смиренный дух. Пс.33.19 «Близок Господь к сокрушенных сердцем и смиренных духом спасет». Господь близок к нам, готовый принять и утешить нас. Сокрушенным сердцам кажется, что Бог далеко, когда на самом деле Он гораздо ближе, чем обычно. Господь пребывает с ними и в них, хотя они об этом не знают. Они низки в своих глазах и полагаются не на собственные заслуги, а лишь на Бога. Бог близок к таким людям, Он утешает и поддерживает их, чтобы они не сокрушались больше, чем нужно. «И смиренных духом спасет». Воистину, сокрушенное, смиренное сердце – залог благословения. Хотя Бог пребывает на небесах, в то же время Он слышит тех, кто имеет смиренный дух и знает, как ценить Божье благоволение. Он спасет их, чтобы они не утонули под тяжестью бремени. В тот момент, когда грешник осуждает себя, Господь милостиво отпускает ему грехи. Если мы смиряем себя, то Господь непременно смилуется над нами. Он никогда не опустит жезл осуждения на тех, кто уже мучается осознанием собственных грехов. Спасение тесно связано со смирением.
Среди более 19000 эпиграмм, вышедших из-под пера химика и писателя О. Баттисты, есть такое мудрое высказывание: «Вы достигаете вершины успеха, как только потеряете интерес к деньгам, славе и власти». Верно и обратное наблюдение: мы приближаемся к падению, как только нас начинают возвышать, хвалить и награждать. Обо всем этом писал и мудрый царь Соломон: Прит.18.13 «Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе». Самомнение – первый шаг на скользком пути, который мы называем успехом. Падение начинается с того, что мы присваиваем себе заслугу в данных Богом победах и поступаем в угоду своим желаниям. Настоящий успех заключается в следовании Божьему Слову и воздаянии Ему всей хвалы.
У многих вызывают уважение люди, обладающие даром убеждения, умеющие ясно и красиво излагать свои взгляды. Про таких людях говорят, что их талант – красноречие. В Библии этим даром обладал Аполлос. Евангелист Лука пишет, что это был «муж красноречивый и сведущий в Писаниях» (Деян.18.24). Однако, хотя он «говорил и учил о Господе правильно», знал Аполлос только «крещение Иоанново», которое символизировало покаяние в грехах. Он ничего не знал об искупительной смерти и воскресении Иисуса Христа, а также о сошедшии Святого Духа. Поэтому Акила и Прискилла, друзья ап. Павла, точнее объяснили ему суть Господнего пути. Будучи высоко образованным и знающим Писания, Аполлос, тем не менее, смиренно принял их слова. В результате он смог продолжить свое служение с новой силой. Имея дух смирения, мы также будем научены Богом, как касаться сердца других людей.
В жизни нередки случаи, когда один единственный поступок человека приводит к трагедии. Так случилось и с Озией, ставшим царем Иудеи в возрасте 16 лет. Он многие годы искал Господа, и Бог давал ему успех (2Пар.26). Но затем, когда «пронеслось имя его далеко, потому что он дивно оградил себя и сделался силен, …возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником перед Господом Богом своим» (2Пар.26.15-16). Он вошел в храм, чтобы воскурить благовоние на кадильном жертвеннике вопреки Божьему закону. Гордость убедила его, что он выше закона. Священники воспротивились такому произволу, но он не слушал их, разгневался на них. Тогда Господь поразил его проказой: 2Пар.26.18-20 «И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня». Единственный способ избежать отравления гордостью – следовать за Господом со смиренным сердцем.
В главе 12 Послания к римлянам сказано о нашем долге по отношению к другим верующим, в т.ч. следующее: Рим.12.16 «Будьте единомысленны между собой; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным, не мечтайте о себе». Т.е. старайтесь, насколько это возможно с вашей стороны, достигать согласия и понимания. А когда это не удается вам, старайтесь избегать стычек, противоречий друг с другом. Желайте другим того же, что и себе желаете. Без смирения не может быть истинной любви. Когда Господь Иисус умывал ноги ученикам, то Его главной целью было показать, что правильно любить друг друга – это значит быть готовым снизойти до самого унизительного служения из милосердия к другому, ради его блага. «Не высокомудрствуйте» – высокомерие и любовь очень плохо гармонируют друг с другом. Мы не должны стремиться к почестям, возвышению, смотреть на мирское величие и достоинство с уважением и желать обладания ими. Но должны испытывать к ним святое презрение. Не подобает христианам амбициозно стремиться к тому, чтобы превосходить других или возвышаться над ними, но скорее им подобает смиренномудрие. Ибо именно им превозносимся мы в глазах Господа. Осуждается всякая амбициозность и то превозношение души, которое зовется высокомудрием. «Но последуйте смиренным». В некоторых переводах Библии это выражение изложено: «Снисходите к людям низкого сословия». Во-первых, это может означать довольство малым. Мы должны смиряться и довольствоваться своим невысоким положением в мире. Смиряться с теми условиями, в какие Бог, по Своему провидению, поместил нас, каковы бы они ни были. Мы ничего не должны считать унизительными для себя, кроме греха. Мы должны довольствоваться скромным жилищем, скромным жалованием, бедной одеждой и малыми удобствами в жизни и не роптать. Во-вторых, это может означать снисхождение к людям бедного сословия. Нам не следует стыдиться их общества. «Снисходите», т.е. приспосабливайтесь к ним.
Господи! Просим, научи нас благоразумию и смирению, обрести благодать и всю заслугу отдать Тебе! Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Просим, даруй нам смирение. Дай нам понять, что успех, изобилие и положение, которые Ты нам даешь – это средства, которыми надо поддерживать и других в их нуждах. Помоги нам использовать Твои дары с усердием и щедростью. Подскажи, как помочь нуждающимся, чтобы мы утешили их, как Ты утешил нас. Научи нас Тобою жить, всё Твоей полнотой наполнить, чтобы наша жизнь приносила славу не нам, а Иисусу Христу. Научи считать нужды братьев и сестер важнее наших собственных. Мы благодарим, что Бог дает смиренным благодать. Когда гордость попытается опутать наше сердце, пусть жертва Иисуса Христа явит нам образ чистого, смиренного отношения. Дай нам осознать, что нашими достижениями, успехами или возвышением мы обязаны вовсе не самим себе. Они – плод Божьей милости, от которой мы бесконечно зависим. Просим, помоги нам употребить свое время и силы для смиренного служения ближним и любви к Богу всем сердцем, разумением и душой. Аминь.