ПРОПОВЕДИ
Дар Божьей благодати не как преступление Адама (на Адвент 1).
Рим.5.15 «Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих».
В этом и в двух последующих стихах ап. Павел говорит нам: мало того, что мы столь же несомненно обретем праведность и вечную жизнь через послушание одного Христа, как мы получили грех и смерть в наследство от Адама. И мы обретем намного больше благодати, праведности и блаженства через Христа, чем мы получили греха и смерти через Адама. Нужда и помощь не равноценны друг другу, но добро, которое мы унаследовали от Иисуса Христа, намного больше и более действенно, чем то зло, которое мы унаследовали от Адама. Это могучее утешение. Бедный грешник не видит и не чувствует ничего другого, кроме испорченности во всем своем существе, кроме одного лишь греха и зла в своем сердце, мыслях, словах, желаниях и делах. И поэтому ужасается и считает, что Бог должен гневаться на него. Но апостол говорит: «Не ужасайся! У тебя намного больше праведности и благодати через одного Человека, Иисуса Христа, чем греха и зла от Адама. Твоя испорченность велика, твое зло тяжко, ты чувствуешь нечестие, фальшь, жестокосердие, непослушание и т.д. Но всё то, что составляет наследство Адама, не способно перевесить великий «дар по благодати – т.е. праведность Христа, сына Божия»». Та слава, та жизнь и та нетленная сущность, которую приобрел Христос, обильно возмещает всё. Надо только отдать сердце Христу.
Рассмотрим более подробно этот стих 15.
«Дар благодати» – приобретенное для нас Христом сокровище благодати – «не как преступление», т.е. не как падение Адама и его последствия. В его действующей силе есть огромное различие, подобное огромному различию между двумя личностями, Адамом и Христом. «Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие», а именно, все люди, «то тем более благодать Божия и дар по благодати Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих».
«Тем более» – это утешительные слова. Из-за неверия сердца и ощутимой испорченности мы часто думаем, что греховность наша будет действительна в большей степени, чтобы сделать нас мерзостью перед Богом, чем заслуга Христа, делающая нас праведными и угодными в очах Божьих. Мы никогда не видим и не чувствуем у себя этой праведности, т.к. она заключается лишь в послушании одного Христа (ст.19). Если грех Адама принес так много страданий, что здесь обобщается одним словом «смерть», тем более благодать и дар через Христа будут изобиловать и останутся действительными для нашей праведности и спасения. Слова «тем более» выражают уверенность в Божьей благодати. То, что благодать и дар через Христа намного больше той утраты, которую мы потерпели через Адама, апостол выражает здесь словом «преизбыточествуют». Т.о., слова «тем более» указывают на то, что, хотя мы уверены в своей испорченности через Адама, тем не менее, мы намного больше уверены в том, что благодать и дар через Христа будут перед Богом более действенны для нашего спасения, чем наша испорченность для осуждения. Ибо из всего, что я вижу и чувствую в самом себе, я никогда не могу быть уверен в том, как Бог смотрит на это.
«Благодать Божия и дар». Они ясно различаются. «Благодать Божия» – это милость сердца Божия, примиренное и милостивое отношение к людям. «Дар» здесь следует понимать как дар праведности, или то, что Бог дал нам послушание Христа для нашей праведности. Под «даром» здесь подразумевается не какой-то конкретный дар Святого Духа, но сам спасительный дар, праведность Христа, которая здесь превозносится и противопоставляется испорченности Адама. Непременным последствием этой праведности является вечная жизнь, так же, как за грехом Адама последовала смерть.
«По благодати одного Человека, Иисуса Христа». Этим добавлением апостол хочет напомнить о том, что мы имеем мир с Богом и дар праведности лишь по благодати этого единственного Человека, Иисуса Христа и через Него. Т.е. благодаря тому, что Христос по Своей любви совершил для нас. Всё так же, как гнев Божий и смерть пришли к нам из-за того, что сделал первый человек Адам в своем падении. Поэтому ап. Павел называет здесь Христа «одним Человеком», чтобы яснее проявилась главная мысль текста, а именно, что мы имеем всё через одного – грех и смерть посредством одного, благодать и дар посредством одного. Христа в Его служении Посредника следует всегда рассматривать как Человека, поскольку Он вочеловечился как раз для того, чтобы отдать Свою плоть, Свою кровь и жизнь ради нашего примирения с Богом.
«Преизбыточествуют для многих». Слово «многих» здесь обозначает людей, предназначенных для спасения. Это слово апостол противопоставляет «одному», приобретшему благодать. Различие между даром и грехом заключается не в лицах, на которых они распространяются, но в величии утраченной невинности и восстановленного дара. Оно выражается здесь словом «преизбыточествуют». Дар благодати через Христа изобилует. Это обозначает, что Спаситель Христос не только компенсировал и восстановил то, что было утрачено из-за Адама, но принес намного больше благодати, славы и блаженства, чем мы имели бы сами, будучи безгрешными. Он не только исполнил Закон и приобрел праведность для нас перед Богом, соответствующую праведности Адама в состоянии невинности, т.е. до грехопадения. Об этом сам ап. Павел говорит так: 2Кор.5.21 «не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом». Кроме того, честь и слава, которыми мы обладаем из-за того, что Сын Божий стал Человеком и нашим Спасителем, настолько больше всего того, что мы утратили из-за грехопадения Адама, что ни один человек не способен понять эту честь и славу. Это сознавал один из отцов церкви, который в своей духовной радости из-за этого изрек слова, которые в отношении грехопадения звучали весьма странно: «Благословенна вина, повлекшая за собой такое искупление». Через Христа мы восстановлены в такой праведности и чести, что перед Богом мы должны быть выше всех сотворенных существ. Апостол отмечает это, говоря: Евр.2.16 «Ибо не ангелам Он оказывает помощь, а оказывает помощь семени Авраама». В одном из христианских гимнов есть строка: «Мы так склонны заблуждаться, уходить с Твоих путей». Порой мы, верующие, именно так ощущаем себя. Обнаруживаем, что уклонились и начали удаляться от Спасителя, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас. В такие времена духовного блуждания внутренний наш человек не желает удаляться от Бога. Однако, как пишет ап. Павел, мы часто делаем не то, что хотели бы (Рим. 7.19). Необходимо посещать богослужебные собрания.
Во время богослужения пастор прочел текст: 1Кор.6.9-11 «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас». Затем пастор спросил: «Мне любопытно: у кого из нас были подобные грехи в прошлом? Не могли бы вы встать?» Среди слушателей оказался молодой человек, прежде никогда не бывавший в церкви. Он недавно покаялся на евангелизационном служении Билли Грэма. И в это воскресенье пришел в церковь со страхом, не зная, что его ждет. Позже он рассказал, что когда услышал вопрос пастора, то посмотрел вокруг: не встанет ли кто? Поначалу все остались на местах, но затем большая часть собравшихся встали. Тогда он с облегчением сказал сам себе: «Свои люди». Мы все можем найти себя в числе грешников, названных ап. Павлом. Но когда мы исповедуем свои грехи и принимаем дар вечной жизни, оплаченный смертью Иисуса Христа, мы становимся новым творением, спасенным Божьей благодатью.
Конечно же, нам следует как можно скорее возвращаться к Христу, Пастырю нашей души. Псалмопевец писал об этой борьбе в Псалме 118. Он осознал, что мог уклониться. Пс.118.10 «Всем сердцем моим ищу Тебя, не дай мне уклониться от заповедей Твоих». Он всем сердцем искал Бога. Он желал не только исполнять Его Законы, но и общаться с Ним. Этот поиск достойный верующего, его надо осуществлять всем сердцем. Самый надежный способ очистить наш жизненный путь – это искать Бога и стараться пребывать в общении с Ним. Живое и чистое сердце не может долго пребывать без общения с Богом. Если мы оставим Богом утвержденные заповеди, то никогда не найдем Бога, Который их утвердил. Чем более сердце человека предано святости, тем больше он страшится греха. Он не столько страшится сознательно согрешить, сколько нечаянно уклониться от заповедей. Человек Божий старается угодить Богу, однако он не уповает на себя. Сердцем он желает ходить перед Богом, но он знает, что недостаточно всех его сил, чтобы остаться на правильном пути. Поэтому он молится так: «Не дай мне уклониться от заповедей Твоих». Хотя Давид и молился о том, чтобы Бог не дал ему сойти с правильного пути, он в то же время прилагал все усилия к тому, чтобы идти верной дорогой. Наилучшие верующие осознают, что могут отклониться, и им следует молиться Богу, чтобы Он даровал им благодать, уберегающую их от шатаний. Порой, даже если наше сердце стремится к Богу, яркие приманки мира могут уводить нас от Него. Мы должны быть благодарными терпеливому и сострадательному Богу, чьей благодати всегда довольно – даже для тех, кто склонен уходить с Его путей. Наша склонность уклоняться покрывается Божьим желанием находить заблудшую душу.
Машину вынесло на тротуар из-за превышения скорости. Водитель, несчастная женщина, беспомощно сидела за рулем, сгорая от стыда и закрывая лицо руками. Это напомнило пастору, свидетелю этого события, как неприятно бывает, если другие видят последствия наших грехов. Пастор вспомнил библейскую историю о женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин.8.1-11). Когда женщину привели к Иисусу, выставив на всеобщее обозрение ее безнравственность, толпа не просто смотрела, а кипела угрозами. Но Господь проявил милосердие. Тот, Кто один имел право осуждать грех, отнесся к ней с состраданием. Во-первых, Он сказал обвинителям женщины: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Во-вторых, когда они ушли, Он сказал самой женщине: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Его сочувствие говорит о Божьей прощающей благодати. А Его наказ женщине указывает на желание даровать нам радость этой благодати. И то, и другое показывает глубину заботы Спасителя о нас, когда мы спотыкаемся и падаем. Грех, кроме стыда, несет с собой массу других горьких последствий, но мы всегда можем возопить к Богу о милости и узнать, что Его благодать поистине удивительна. Он может даровать благодать в любых обстоятельствах.
Нам никогда не расплатиться за Божью любовь. Однако благодаря всему, что Он нам сделал, мы не можем не любить Его в ответ и не жить для Его славы. Ап. Павел пишет так: 2Кор.5.14-15 «любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Апостол и его помощники действовали под сладостным и сильным воздействием любви. В любви есть движущая сила, заставляющая всех христиан исполнять свой долг. Эта сила действует в нашей любви к Христу. Любовь Его, явленная в великом подвиге Его страданий и смерти, побуждает и нас к подвигам. Чтобы доказать разумность действий этой объемлющей любви, апостол заявляет: (1) Кем мы были прежде, и оставались бы таковыми, если бы Христос не умер за нас? Мы были бы духовно мертвыми по Закону, по его приговору к смерти. (2) Что должны делать те, за кого умер Христос? Они должны жить для Него. Он умер для того, в частности, чтобы исцелить нас от себялюбия и побудить к тому, чтобы мы всегда действовали под управляющим влиянием Его любви. Если мы не жестки как камень, то посвятим себя Христу, как только подумаем о том, какой любовью Он возлюбил нас. Как должники, сознающие свою ответственность и движимые благодарностью, будем жить каждый день для Христа.
Господь! Просим, исцели нас от себялюбия и побуди к тому, чтобы мы всегда действовали под управляющим влиянием Твоей любви. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Мы так склонны заблуждаться, уходить с Твоих путей. Просим, вовеки будь к нам близок, сохраняй в нас свой залог. Дай нам осознать, что нашими достижениями, успехами или возвышением мы обязаны вовсе не самим себе. Они – плод Божьей милости, от которой мы бесконечно зависим. Всё это Божья рука посылает нам мудро. Даруй нам благодать, уберегающую нас от шатаний. Благодарим Тебя, что Твоей благодатью наше прошлое прощено, настоящее преображено, а будущее освещено надеждой на приготовленное нам. Благодарим Тебя за благодать жить каждый день во славу Твою. Мы ждем дня, когда Ты вернешься и удалишь с Земли всякое зло, а мы будем вечно пребывать с Тобой. Во имя Иисуса Христа. Аминь.