ПРОПОВЕДИ
Чтобы ты боялся Бога и любил Его.
Втор.10.12 «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой! Того только, чтобы ты боялся Господа … и любил Его».
В стихах 12-22 главы 10 книги Второзаконие звучит призыв к послушанию Богу, вытекающий из предпосылок, усиленный могучими аргументами. Когда мы получили милость от Бога, то нам следовало бы спросить, что в ответ на нее мы можем сделать для Него. Поразмыслим, чего Он требует и увидим, что Он хочет того, что в высшей степени справедливо и благоразумно само по себе и выгодно для нас самих. Рассмотрим более подробно, чего Господь требует от нас, и какие многочисленные основания есть у нас исполнить это. Стихи 12-22 четко велят нам исполнять свой долг перед Богом, имея определенное расположение души и направляя свои чувства. А также поступая в своей жизни согласно определенным принципам. Мы должны «бояться Господа, Бога нашего». Это значит: мы должны восхищаться Его величием, признавать Его власть, благоговеть перед Его силой и бояться Его гнева. Эти обязанности предписываются и Евангелием. Отк. 14.6,7 «И увидел я другого ангела, летящего по середине неба … и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотворившему небо и землю». Мы должны любить Его, быть довольным тем, какой Он есть, желать, чтобы Он был нашим и желать общения с Ним. Бойтесь Его как великого Бога, нашего Господа; любите Его как доброго Бога, нашего Отца и Покровителя. Мы должны подчиняться Его руководству, посвящать себя Его славе и продвижению интересов Его Царства среди людей.
Итак, Бог желает, чтобы Его народ боялся и любил Его. Бояться, одним словом – значит проявлять высочайшее уважение. Для верующих – это не панический, рабский страх, но благоговение и трепет перед Его личностью и авторитетом. Трепет, побуждающий нас к послушанию и соблюдению Его заповедей. Любовь делает это послушание не просто долгом, а искренним нашим желанием. Наша любовь проистекает из глубокой благодарности Богу за Его любовь, а не из того, что нам нравится или не нравится.
Как хорошо было бы на Земле, если бы люди могли быть совершенными в повиновении Богу! Совершенное послушание Ему означало бы любовь людей друг к другу, равенство и справедливость для всех людей, а также мир во всем мире. Плотские желания несут в себе зависть, преступные намерения и войны. А желание Бога – нести любовь, радость, покой и счастье. В конце жизни многое имевший и многое потерявший мудрый царь Соломон подводит окончательный итог: Еккл.12.13 «Бойся Бога, и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека». Великие исследования, которые описаны в Книге екклесиаста или проповедника, произвел мудрый царь Соломон. Они сводятся к следующему: «Что хорошо для сынов человеческих и что должны были бы они делать? Что представляет собой правильный путь к истинному блаженству, и какие средства нужны для достижения этой великой цели?» Он напрасно искал ответ среди тех вещей, к которым стремится большинство людей. Наконец, он нашел с помощью открытия, которое Бог сделал для человека: усердное благочестие является единственным путем к истинному блаженству. Бояться Бога и соблюдать Его заповеди – значит быть верующим, иметь страх Божий.
Источником послушания Богу, его основой является наша вера. Люди не будут повиноваться Богу до тех пор, пока не уверуют в Него. Практическое повиновение начинается с повиновения духа, ума и сердца. Избранные и призванные Богом люди должны стать Его послушными детьми. Чадо Божье понимает, что должен повиноваться своему Искупителю, Отцу и Богу. И, в то же время, его понуждает так поступать любовь Христа. Рождается осознанная необходимость, т.е. свободное повиновение. Поэтому такое повиновение не ослабевает во время испытаний и не разрушается во время гонений. Приемлемое для Бога повиновение не может исходить из неверующего сердца, оно всегда бывает побуждаемо Духом Святым. Нельзя стать Божьим послушником ни своими собственными силами, ни притворством. Единственный путь – это путь благодати, через веру в Господа Иисуса Христа. Мы принимаем Его верой, а Он учит нас повиновению. Чем крепче наша вера, тем более мы Ему повинуемся.
Вспомним наш эпиграф: Евр.11.8 «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет». В этом стихе апостол переходит к Аврааму, земному отцу верующих, именем которого хвалились иудеи. Они называли себя святым потомством Авраама, словно одного титула было достаточно, чтобы их изъять из общего человеческого порядка. Апостол учит тому, что должны иметь иудеи, чтобы считаться детьми Авраама. И таким образом призывает их к вере, ибо сам Авраам не имел ничего выдающегося, кроме происходящего из его же веры. Вначале апостол говорит, что вера была причиной, по которой Авраам повиновался Богу, приказывавшему ему покинуть родину. Затем та же самая вера привела к тому, что он до конца продолжал следовать призванию своему. Эти свидетельства доказывают веру Авраама, его готовность повиноваться Богу и его стойкость в предпринятом пути. Он добровольно обрек себя на изгнание, но так, что всё сделал по Божьему повелению. Один из принципов веры в том, чтобы мы ни шага не делали без указания от Слова Божия. Практическое проявление веры Авраама – он «пошел, не зная, куда идет». Он предал себя в руки Божьи, чтобы Бог мог послать его, куда Ему угодно. Он покорился Его воле как способной решать всё, что касалось его жизни. Только Ему следует оказывать безоговорочное доверие и послушание.
Чтобы сделать наши размышления о повиновении Богу более полезными, остановимся на трех вопросах: 1. Что это за вера, которая ведет к повиновению Богу? 2. Что это за повиновение, к которому приводит вера? 3. Что это за жизнь, к которой ведут повиновение и вера?
1. Что это за вера, которая ведет к повиновению Богу. Во-первых, это вера в Бога, обладающего правом требовать от нас повиновения. Его желания – закон для нас. Бог, будучи нашим Творцом и Искупителем, достоин повиновения. Он снисходительно приблизился к нам, но это не значит, что Он один из нас. Не станем подвергать сомнению Его верховное право устанавливать то, что Ему угодно, но будем стремиться исполнять все Его повеления. Во-вторых, это вера в справедливость всего того, что Бог говорит и делает, вседержавность Бога не есть тирания. Тот человек, кто думает, что Закон Божий требует слишком много или слишком мало, заблуждается. Закон Божий требует ровно столько, сколько необходимо нам самим. О повелениях Божьих нельзя размышлять: «сделать или не сделать». Бог повелевает, а мы обязаны повиноваться.
Иногда нам кажется, что обсуждая неповиновение наших знакомых верующих, или сетуя на их нежелание смириться под крепкую руку Божью, мы служим Богу. Но мы должны следить, прежде всего, за своим собственным повиновением. Мы должны приложить все усилия, чтобы стать более послушными, чем они. Давайте же, обратим наши взоры внутрь самих себя. Каждый верующий должен спросить Бога: «Что мне делать, Господи?» При этом надо иметь в виду, что Бог дает ответ только в том случае, если верующий готов выполнить любое Его повеление. Наше сердце должно радоваться, что может повиноваться Богу. Повиновение для него становится столь же естественным, сколь эгоизм естественен для человека невозрожденного. Бог дарует нам всепреодолевающую веру, именно такую, какую необходимо иметь, чтобы быть послушным Ему. Мы должны верить, что повеления Божьи полезны для нас самих. Если наша вера стремится к осуждению других и оправданию себя, то это – вера лицемера. Лучше повиноваться Богу, чем управлять империей, ибо наивысшее проявление власти – это власть над собой.
2. Перейдем к вопросу: Что это за повиновение, к которому приводит вера? Обратимся опять к стиху Евр.11.8 «Верою Авраам повиновался» (когда призвал его Бог). Основанием веры Авраама послужили призыв и обетование Божьи. Хотя этот призыв был большим испытанием для Авраама, однако он был призывом Божьим и поэтому он являлся достаточным основанием для веры. Этот призыв был действенным, в результате его Авраам обратился от идолопоклонства отцовского дома. Заметим: 1. Бог должен прийти к нам прежде, чем мы сможем прийти к Нему. 2. Бог призывает нас оставить не только грех, но и греховное общество, а также всё, что несовместимо с нашим посвящением себя Ему. Ответ Авраама не замедлил ждать. Отложенное в долгий ящик повиновение не является повиновением. Не делая то, что повелел мне Бог, я совершаю грех. И грех мой будет увеличиваться до тех пор, пока я не сделаю надлежащее. Пренебрежение Божьими указаниями в течение многих лет может привести к печальным последствиям. Отказываться Богу сделать что-либо однократно – это грех, но упорствовать в отказе, это несравненно большее. Давид говорит: Пс.118. 60 «Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои». Раздумья кающегося человека должны приводить к благочестивым решениям. Давид сделал это немедленно и без колебаний. Когда мы испытываем обличения в грехе, то должны не помышлять об отсрочке действия. Если мы призваны к исполнению своего долга, то не стоит терять времени, но приняться за дело сегодня. Когда мы медлим и остаемся в грехе, мы тем самым умножаем грех. Когда мы медлим исполнять заповедь, мы, по сути дела, нарушаем ее. Медлительность в этом случае – великое зло. Нам надлежит взращивать в себе святую расторопность в служении. Святой Дух открывает нам наши заблуждения и побуждает нас плакать о них. Затем Он ведет нас к пути истинному. И тогда мы спешим исполнять заповедь, наверстывая упущенное время. Как бы сердце ни заблуждалось и ни грешило, в нем всегда остается искра подлинной жизни, которая превращается в пламя благочестия, как только Бог вновь посещает это сердце. Псалмопевец два раза ускорил свое послушание: с одной стороны он «спешил», с другой стороны он «не медлил». Т.е. он преодолел всякое искушение отложить исполнение заповеди на потом. Он исполнял данный им в стихе 57 обет: «Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои». Заповеди, которые он так спешил исполнять, были повелениями Бога, а не заповедями человеческими. Некоторые ревностно почитают традиции, а о служении Богу не радеют. Какой стыд, когда мы спешим услужить людям, но медлим или забываем совершить дело Божье.
Некоторые думают, что Бог подождет. Но как бы они отреагировали на то, если их ребенок на повеление сделать что-то сказал бы, что сделает это завтра. Полагаем, что любой из родителей воспринял бы это как неслыханную наглость. И заставил бы ребенка всё немедленно исполнить.
Когда Бог повелевает что-то сделать, мы должны сделать именно это, не пытаясь «улучшить» повеление своим изобретением. Порой люди пытаются дать Богу вместо просимого что-то еще. Вспомним слова пророка Самуила царю Саулу: 1Цар.15.22 «Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов». Лишь немногие смеют пренебречь глобальным Божьим повелением, а мелочи для них – пустяк. Это свидетельствует об их нездоровой вере.
Необходимо знать, что повиновение не всегда имеет четкие ориентиры. Читали: «и пошел, не зная, куда идет». Авраам не знал, куда идет, но знал, что Бог потребовал от него повиновения. Имеющий веру не будет сомневаться в том, что милостью Божьей пойдет рука об руку с Господом даже там, где не видит пути.
3. Что это за жизнь, к которой ведут повиновение и вера? Во-первых, это жизнь без того риска, которому подвергаются люди, живущие по своему усмотрению. Довериться Богу – значит застраховать себя от опасности и ошибок. Повинуясь Ему, мы ничем не рискуем, а лишь выигрываем. Жизнь повиновения – это жизнь, облеченная наивысшим почетом. Бог награждает, прославляет Своих избранных за их послушание. Далее, жизнь повиновения дает общение с Богом. Бог часто скрывает Свое лицо от непослушных, непокорных людей. И, самое главное, вера и послушание – это единственный путь к вечной жизни.
Боже! Дай нам помнить, что для послушания, повиновения требуется молитва и особая близость к Богу. Просим, даруй нам всё это благодатью. Аминь.
Пастор Золтан З. Тырык
Молитва. Боже и Отче! Твои мысли несравненно выше наших. Мы склоняемся перед Тобой и благодарим за спасение в Иисусе Христе. Просим, помоги нам любить Тебя и желать повиноваться Тебе всем сердцем, душой, разумением и силой. Твои пути – не наши и поэтому они нам не всегда понятны. Дай нам не сомневаться, что они самые лучшие. Всех грешных развлечений мира не перечесть. И причудливых учений много в нашем мире. Но Слово Твое – ключ к нашему блаженству. Просим, помоги нам помнить, что цель всех богоугодных дел – укрепить и углубить наши отношения с Богом и утвердиться в жизни, отличной от жизни мира вокруг нас. Ты порой побуждаешь нас к действию, порой велишь говорить, порой – ждать. Поэтому помоги нам всегда внимательно слушать, прежде чем делать что-либо, и в молитве подвизаться, и душой Тебя любить. Просим, удали от нас мысли, что Ты что-то должен нам за наше поклонение и служение. Даруй нам чистое сердце. Помоги нам, искупленным Кровью Иисуса Христа, в полноте повиноваться Тебе. Аминь.